Педагогический проект по изобразительному искусству
«Городецкий сувенир»
Проект выполнила: учитель технологии
и изобразительного искусства МКОУ «Захопёрская СШ»
Нехаевского муниципального района Волгоградской области
Моторкина А.М.
2020 г
Чем дальше в будущее смотрим,Тем больше прошлым дорожим.И в старом красоту находим,Хоть к новому принадлежим.Россия – мать! Тебе хвала!В веках ты видела немало.Когда б ты говорить могла,То многое бы рассказала.
И действительно народ сам создавал и мастерил
предметы своего быта. Вырезал из дерева, вышивал, расписывал, передавал предметы обихода по наследству.
Так в каждой местности возникали свои традиции.
А живы ли сейчас традиции наших предков и
что сохранено для сегодняшних поколений
из культурного наследия?
Проблема
Сегодня мы познакомимся с еще одним из видов декоративно-прикладного искусства, известным и часто применяемым.
-Послушайте загадку об этом народном промысле:
Коль на досточке девица
Иль удалый молодец,
Чудо-конь и чудо-птица-
Это значит…(Городец).
Что такое «Городецкая роспись»?
Почему её так назвали?
Как мы с вами можем определить характерные особенности городецкой росписи?
Чем объяснить, что городецкая роспись является народным промыслом?
Городецкая роспись – это роспись по металлу или по дереву?
Как называются цветные пятна круглой формы, с которых начинает работать художник?
Какие краски берет художник для подмалёвки ?
Какие цветы любят писать Городецкие мастера?
Чем завершается работа художника над цветком?
Как правильно сказать: художник
«рисует» или «пишет».
А давайте, мы с вами обратимся к истории и познакомимся с изделиями Городецкой росписи, которые изготавливали народные мастера и выполним в качестве сувениров разделочные доски, которые станут прекрасным
подарком для ваших родителей на День семьи.
Тип проекта по масштабу применения:
групповой (для учащихся одного класса)
Методический паспорт учебного проекта
Тема проекта: «Городецкий сувенир».
Тип проекта: художественный
Вид проекта: краткосрочный
Участники проекта: 5 класс
Тип проекта по предметно-содержательной
области: монопроект, выполняется в
урочное и внеурочное время
Актуальность проекта
Народное декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции,
пришедшие из глубокой древности. Его основу
составляет творческий ручной труд мастера.
Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд людей. Произведения народного декоративно - прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа. Общеобразовательная
школа призвана приобщить детей к художественным
традициям декоративно-прикладного искусства,
тем самым способствовать их сохранению.
Пути развития детского декоративного
творчества с помощью народного декоративно-
прикладного искусства разнообразны, поэтому, приобщая к нему детей, необходимо учитывать традиционный художественный опыт поколений. Народное творчество доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное содержание, которое конкретно, в простых, лаконичных формах раскрывает ребенку красоту
и прелесть окружающего мира.
Цели проекта
1.Становление гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа Росси, через освоение художественного наследия народов России, творческой деятельности эстетического характера.
2.Развитие художественно-образного, эстетического
типа мышления, фантазии, воображения,
художественной интуиции.
3. Умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора; выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Городца)
на основе ритмического повтора
изобразительных или геометрических элементов.
Задачи:
1.Создавать условия для успешного усвоения учащимися знаний об истории развития Городецкой росписи и произведений промысла; формировать навыки работы в области художественной Городецкой росписи;
2. Содействовать развитию творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса; развивать умения выполнять орнаментальные композиции на основе городецкой росписи.
3. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре, стремление своими руками создавать красоту, дать
возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Городецкая роспись – русский народный художественный промысел.
Роспись родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узолы в селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и другие.
История промысла и его современное развития.
Река Узола
Выгодное местоположение Городца на великом водном пути также содействовало развитию ремесел и торговли.
Окружающие город богатые леса служили постоянным источником сырья. В 17 в. В этих местах начал развиваться дерево обрабатывающий промысел.
Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. Привозили все, кто что умел делать.
ГОРОДЕЦ - старинный ремесленный центр деревянного судостроения. В районе Городца строилась большая часть плававших по Волге парусных и гребных судов. В летнее, свободное от постройки судов время, мастера рубили дома, украшая их глухой домовой резьбой, украшали белоснежными ажурными наличниками и затейливыми дымками белоснежные купеческие особняки.
Расцвет городецкой росписи связывают с приездом в 1870 г. из Городца в деревню Курцево иконописца Николая Ивановича Огуречникова, которого пригласили подновить живопись местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить живописные приемы, издавна применявшиеся в написании икон: способы наложения слоев красок, «оживки» белилами — все то, что придает живописи законченность и выразительность.
Н.Н. Носкова. Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». 2005 г. Традиции старых мастеров иконописи живы и сегодня. На фабрике «Городецкая роспись» работает иконописная мастерская. Известный иконописный сюжет написан с использованием городецкого орнамента.
В 1880 году в промысле было задействовано около 70 человек из семи соседних деревень. В числе старейших мастеров, ставших зачинателями городецкой росписи, были братья Мельниковы и Г. Поляков, позже к ним присоединились живописцы, сохранившие секреты промысла в начале 20 века, И.А. Мазин, Ф.С. Краснояров, И.К.Лебедев.
И.А. Мазин
Ф.С. Краснояров
И.К.Лебедев
Своеобразие городецкой росписи получило дальнейшее развитие в замечательных рисунках художника - иллюстратора Татьяны Мавриной
В 1976 году
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОВЕТ ПО КНИГАМ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ
за международный вклад в дело иллюстрации детских книг наградил
Т.А. Маврину медалью Ганса Христиага Андерсена
Цветочная роспись«Букет» - изображается симметрично.
Обычно пишется на разделочных досках
или блюдах. Небольшие букетики из
одного - трех цветков можно увидеть на
мелких изделиях, таких, как коробочки,
стаканчики, солонки
«Гирлянда»- это разновидность «букета», когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках). ). Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок, хлебниц, шкатулок, блюд, мебели.
«Ромб»- один из вариантов «гирлянды», когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья,
постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер.
Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, детских столах и хлебницах.
.
«Цветочная полоса» - повторяющаяся ленточная композиция из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий, например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции.
«Венок» — напоминает «цветочную полосу», но только замкнутую по краю блюда или шкатулки. Цветочные композиции, как правило, симметричны по расположению мотивов и распределению цвета. Цвета в росписи используют яркие, открытые, что позволяет сделать декоративное произведение более нарядным
Цветочная композиция с включением мотива
«конь» и «птица».
Этот вид орнамента также очень распространен в городецкой росписи. Его можно увидеть на блюдах и разделочных досках, шкатулках и хлебницах, детской мебели и даже ложках.
В изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны и ассиметричны
Сюжетная роспись
Это одна из самых трудоемких и удивительно красивых видов композиций Городецкой росписи. Порой невозможно представить, сколь неисчерпаем источник сюжетов, зарождающихся у Городецкого мастера. Здесь свидания и гуляния, посиделки и застолья, праздничные выезды и проводы, иллюстрации к различным сказкам и сюжеты из современной жизни, а также многое, многое другое.
Выполняется на крупных изделиях: панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах.
Затем форма усложняется. Например, у цветка рисуются серединка и дужки лепестков.
Завершается работа белой оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков, точек, которые придают цветам неповторимый вид.
Так из подмалёвки в виде круга рождаются многообразие городецких цветов.
Значительное место занимают цветочные мотивы — «розаны»,
«купавки», «ромашки»,«бубенчики». Листья в узорах изображаются
группами от двух до трех или пяти листьев.
Главные герои городецкой росписи – птица и конь.
Все это по преимуществу фантастические птицы, кони, которые
пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки «Сивка-бурка»,
«Жар-птица», «Аленький цветочек»…
Городецкая роспись символична. Конь в ней - символ богатства, птица - символ счастья, а цветы - здоровья и процветания в делах.
Благодаря знаменитому мастеру Лазарю Мельникову в 19 веке в росписи появились бутоны цветов, розаны, купавки. Розаны - это стилизованное изображение цветка шиповника. Теперь они являются основными элементами цветочного узора в Городецкой росписи. А вот с купавкой связана интересная легенда.
На Руси с 23 на 24 июня праздновали день Ивана Купалы. Люди считали, что в эту ночь расцветает удивительной красоты цветок папоротника, цветок счастья, но живет он мгновение. И если человек успеет дотронуться или сорвать станет счастливым. Так и стали народные мастера изображать купавки на своих работах.
Последовательность выполнения работы:
Продумаем композицию, определим размеры основных элементов.
После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, определяем пропорции частей, находим цветовое решение композиции.
После уточнения композиции приступаем к работе красками, точно соблюдая последовательность этапов росписи.
Заканчивается работа над композиции прорисовкой деталей.
Вывод
В результате работы над проектом ребята познакомились с историей развития промысла и его современным развитием, узнали об особенностях и отличиях городецкой росписи от других видов росписи, об основных сюжетах и мотивах, которые изображали художники. Овладевая специальными знаниями и особенно умениями, учащиеся с увлечением включались в изготовление предметов декоративно-прикладного искусства. Тем самым приобщались к народным промыслам посредством собственного творчества и имели возможность душой прочувствовать глубину народного мастерства и
русской народной культуры и проникнуться
гордостью за нашу богатую на таланты
русскую землю.
Источники информации
1. Л.Я. Супрун. "Городецкая роспись". Истоки. Мастера. Школа. 2006 г.
2. М. Ильченко, С. Мишин. "Методическое пособие по городецкой росписи. 2002 г.
3. Е. Попова, И. Андреева "Городецкие чудеса"
4. Журнал Школа и производство» № 2 и № 3. 1996 г.
5. Изобразительное искусство 5-9 классы. Организация проектной деятельности. Издательство «Учитель».2014 г.
6. Н.А.Горячева. Изобразительное искусство. ДПИ в жизни человека. Методическое пособие. 2016 г.
7. http://www.perunica.ru/chistiy_ist/943-gorodeckaya-rospis.html
8. http://www.razumniki.ru/gorodeckaya_rospis.html
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.