Педагогический проект ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
Оценка 4.7

Педагогический проект ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

Оценка 4.7
docx
26.03.2022
Педагогический проект  ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
проект.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

 «Детский сад № 107»

344091 г. Ростов-на-Дону ул. Каширская, 10/2 т. (факс) 242-84-95

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОГО КУРСА ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

 

«Занимательная география»

 

Тип проекта: Информационно-творческий

Группа № 3

Срок реализации проекта:24.03.2022г. – 31.05.2022г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор проекта:

Воспитатель:

Дятлова А.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Ростов-на-Дону

2022г.

Пояснительная записка

Проект по географии для дошкольной образовательной организации составлена на основе:

-       Федерального го­сударственного образовательного стандарта общего образования;

-       Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

-       Фундаментального ядра содержания общего образования;

При разработке программы пропедевтического курса географического образования были взяты во внимание:

-       Концепция духовно-нравственного развития и воспитания лич­ности гражданина России;

-       Программы развития и формирова­ния универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладе­ние ключевыми компетенциями, составляющими основу для са­моразвития и непрерывного образования, целостность общекуль­турного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Данный проект географического образования детей старшего дошкольного возраста  в дошкольной образовательной организации создана на основе нормативных документов, обеспечивающих реализацию программы ФГОС:

-       Закон 273-ФЗ «Об образовании  в Российской Федерации» от 29.12.2012;

-       Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13)

-       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;

В ней также учитываются основные идеи и положения проекты развития и формирования универсальных учебных действий, соблюдается преемственность с примерными программами начального  образования.

Современные требования к географическому образованию задают тенденцию усовершенствования и адаптации этой фундаментальной науки к запросам современного мира. Значительный акцент направлен на то, что география должна снова стать привлекательной областью знаний и деятельности. Научность, логичность и последовательность в решении вопросов географического образования предусматривает закладки его фундамента с раннего возраста с компетентным привлечением семьи, дошкольных учреждений и школы, в которой ДОО выступает первой обязательной и системной институтом и указанные вопросы решаются педагогами - специалистов с учетом научных, методических и технологических достижений.

29 декабря 2012 года вступил в силу Федеральный закон РФ № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

В п. 4 ст. 10 говорится о том, что в Российской Федерации определены четыре уровня общего образования где дошкольное образование – первая ступень общего образования. Поэтому его необходимо рассматривать как фундамент дисциплин, знания которых будут углубляться по принципу преемственности.

Один из решительных шагов было обсуждение и отправка на дополнение проекта Концепции географического образования в Российской Федерации межведомственной группой под эгидой Русского географического общества и Министерства образования и науки Российской Федерации в ноябре 2016 года.

Она представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации, а также определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, одним из принципов которого является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

База дошкольных образовательных учреждений идеально подходит для пропедевтических курсов, востребованных в данный момент: математического, инженерного и географического мышления.

В соответствии с п. 5 ст. 14 Федерального закона РФ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» каждой образовательной организацией делегируется право самостоятельно определения приоритетных программ из списка вариативных с учетом условий ведения образовательной деятельности, материально-технической базы, пожелания родительского контингента. 

Природа создала свое чудесное изобретение человеческий мозг таким образом, что в течение первых шести лет жизни он поглощает информацию с поразительной быстротой. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь. В эти годы они фактически приобретают базовый уровень по самым различным направлениям.

Исходя из выше сказанного, актуально начинать пропедевтический курс именно со старшего дошкольного возраста для успешной реализации образовательных программ в дальнейшем.

Отличительной особенностью данного проекта является то, что образовательная деятельность предполагает  не только изучение теоретического материала, они  также ориентирована на развитие практических умений и навыков совместной исследовательской деятельности воспитанников с педагогами ДОО. 

Новизна и отличительная особенность пропедевтического проекта состоит в том, что данный курс предполагает  примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть дошкольники, он очень вариабельный. 

Педагогическая целесообразность проекта и методов связана с возрастными особенностями детей данного возраста 5-7 лет: любознательность, наблюдательность; интерес к динамическим процессам; желание общаться с живыми объектами; быстрое овладение умениями и навыками; эмоциональная возбудимость. Курс носит развивающую, деятельностную и практическую направленность.

Каждый педагог дошкольной организации сможет внести свои корректировки в программу под свою специфику своей деятельности, возможности воспитанников, их интересы, так как в программе дана технология разработки тем. Темы занятий даются приблизительные, всегда есть возможность заменить их на более востребованные в данный момент, и интерпретировать их к местности, где проходит образовательный процесс. Ребятам предоставляется широкая возможность выбора заданий по возможностям, желанию, способностям. Это и изготовление лепбуков, и книжки-малышки, рисунки, фотографии, макеты и исследовательские работы во взаимодействии с семьями воспитанников.

На занятиях курса большую роль играет формирование коммуникативных компетенций: воспитанники развивают умение говорить, что сейчас очень актуально, отстаивать свою точку зрения, отвечать на вопросы и  задавать их. Таким образом, раскрываются все способности ребят: интеллектуальные, организаторские, творческие, лидерские.

Работа с воспитанниками не ограничивается рамками занятий, она реализуется в совместной деятельности на протяжении пребывания ребенка в образовательной организации.

Перспектива проекта данного курса состоит в том, что, получив необходимые начальные навыки деятельности, ребята продолжают их совершенствовать и в дальнейшем на уроках окружающего мира в начальной школе.

Данный проект может быть востребована педагогами дошкольного образования, работа которых связана с естественнонаучным направлением.

Цель пропедевтического курса географического образования:

-       формирование географических представлений у дошкольника;

-        формирование первоначальных знаний о природе и обществе;

-       воспитание у младших дошкольников нравственного отношения к среде обитания и к своему организму.

Главная идея в цикле формирования географических представлений - неразрывная связь человека, природы и общества и определяющая роль общественного бытия в формировании личности человека. Занимаясь в этом направлении, дети получают первоначальные географические знания, некоторые умения по работе с картой и наблюдениям на местности, а также приобретают некоторые ценностные ориентации и нравственно-этические нормы поведения в природе, общения со сверстниками и старшими.

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

Познавательные:

·        Расширить знания воспитанников по основным вопросам курса;

·        Сформировать навыки проведения простейших исследований, таких как наблюдение;

·        Развивать умение  применять коммуникативные и презентационные навыки;

·        Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, работы с различными источниками информации;

·        Привить необходимость использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Воспитательные:

·        Способствовать воспитанию навыков географической культуры;

·        Совершенствовать навыки коллективной работы;

·        Воспитать эмоционально положительное отношение к окружающей жизни, интереса к природе и социальным явлениям, сочувствия, сопереживания, долга и бережного отношения к природе и людям, любви к Родине.

Развивающие:

·        Способствовать развитию логического мышления, внимания;

·        Способствовать развитию творческих способностей;

·        Способствовать развитию эстетической сферы воспитанников;

·        Развивать навыки всех видов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой, трудовой и коммуникативной).
Требования к результатам  освоение программы

Личностным результатом обучения географии в дошкольной образовательной организации, которые развиваются и дополняются по принципу преемственности с другими ступенями образования,  является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные результаты обучения географии которые будут развиваться по принципу преемственности на всех ступенях образования:

• ценностные ориентации выпускников дошкольной организации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

— осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

— представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

— осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 

• гармонично развитые социальные чувства и качества:

— эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

— патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

— уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• образовательные результаты — овладение начальным уровнем географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками дошкольного образовательного учреждения пропедевтической программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

— познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

— гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

— способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью в дальнейшем;

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и дошкольном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

• умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

• организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

• умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

 

Предметными результатами освоения дошкольниками проекта  по географии являются:

• умение работать с разными источниками географической информации;

• умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• овладения азами картографической грамотности;

• владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

• умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;

• умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

• умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф. 

Режим занятий: занятия в группах проводятся 2 раз в неделю по 30 минут в каждой группе.

Формы обучения: групповые, индивидуальные и коллективные.

 

Форма обучения

Вид занятий

Групповая

Практические работы

Творческие проекты

Экологический десант

Коллективная

Беседы

Просмотр кинофильмов и презентаций

Экскурсии в природу

Выставки работ

 компании: «День Земли», «Экологический десант»

Индивидуальная

Исследовательская работа в природе

Творческие проекты

 

Пропедевтическая программа рассчитана на 1 год обучения с учетом летнего оздоровительного периода. Вопросы, рассматриваемые на занятиях, охватывают как теоретический, так и практический материал. Практические занятия проводятся в условиях групп и территории ДОО.

Прогнозируемые результаты.

В ходе реализации проекта воспитанники

Должны знать/понимать в соответствии с возрастными особенностями:

·        Основные понятия курса;

·        Основные методики проведения наблюдений;

·        Основные географические понятия и термины рассматриваемые на первой ступени образования;

·        Различия плана, глобуса и географических карт;

·        Результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

·        Воздействие человека на состояние природы и следствия взаимодействия природы и человека.

Должны уметь:

·        Принимать активное участие в поиске и обработке информации совместно с педагогами;

·        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

·        Называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

·        Выделять и  описывать по типовым планам (мнемо таблицы) существенные признаки географических объектов;

·        Находить в разных источниках географическую информацию;

·        Приводить примеры, используя основные источники географической информации;

·        Определять направления на местности и по плану;

·        С подошью педагогов составлять  простейший план местности;

·        Применять приборы и инструменты (по темам разделов);

·        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         ориентирования на местности;

         чтения простейших планов местности и географических карт;

         проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

         принятие активного участия в поиске географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.

 

Критерии оценки знаний, умений и навыков.

·        Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться наглядным материалом при работе, пассивное участие в организации выставок.

·        Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу,  умение систематизировать и подбирать необходимые наглядные материалы, проводить опыты, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

·        Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать дидактического материала, выявлять причины, анализировать пути решения сложившихся обстоятельств, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

 

 

Формы контроля

Тема

Форма контроля

Строение Земли

Беседа. Сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы. Викторина

Вокруг нас

Беседа, сообщения. Презентации творческих групп по результатам работы

Подведение итогов

Викторина «Занимательная география»

 

Формы подведения итогов реализации проекта.

·        Диагностическое исследование ЗУНов;

·        Итоговые выставки творческих работ;

·        Организация и участие в  мероприятиях дошкольной образовательной организации;

·        Портфолио и презентации исследовательской деятельности на педагогическом совете ДОО;

·        Участие в акции городского формата «Сохраним природу в месте», экспериментальных площадках района и города;

·        Участие в конкурсах различного уровня.

 

 

Учебно-тематический план

Тема

Всего часов

1

Строение Земли

16

2

Вокруг нас

12

Всего

28

 

 

Примерное планирование тем

 

Строение Земли (16 часов/2 раза в неделю)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

 

Строение Земли. Ядро, мантия, земная кора

Рассматривание плакатов, презентаций.

Результаты работы, выставка работ

2 неделя

Творческая мастерская

Творческая работа «Строение Земли» (рисунки, аппликации, объемные модели разреза Земли)

Результаты работы

3 неделя

Поверхность Земли. Горы и равнины

Просмотр видеоматериала, рассматривание физических карт,

Результаты игры

4 неделя

Час открытий. Как рождаются горы?

Опытно-экспериментальная деятельность

Результаты работы

5 неделя

Что такое вулкан?

Просмотр детских познавательны роликов, беседы с изготовление плаката строения вулкана

Результаты работы

плакат строения вулкана

6 неделя

Творческая мастерская

Лепка макета вулкана из пластилина,

 Опытно-экспериментальная деятельность, изготовление макета вулкана

Макеты вулканов

7 неделя

Землетрясения

Рисуем горы,

Опытно-экспериментальная деятельность,

Выставка рисунков «Горы»

8 неделя

Подведение итогов

Презентация Работ на Итоговом занятии в виде «Экскурсия в музее»

Выставка работ.

 

Вокруг нас (12 часов/2 раза в неделю)

Время

Деятельность

Результат

Теория

Практика

1 неделя

 

Что такое погода? Признаки хорошей и плохой погоды

Загадки и ребусы о погоде

Наблюдение за погодой

Результаты работы

2 неделя

Метеоприборы

Измерение температуры воздуха и направления ветра

Результаты работы

3 неделя

Явление природы. Почему идет дождь?

Рисуем дождь

Составляем сказку «Путешествие капельки воды»

Опытно-экспериментальная деятельность

Рисунки

Сказка

4 неделя

Как рождаются облака?

Экскурсия – наблюдаем за облаками,

Результаты экскурсии

5 неделя

Почему идет снег?

Мастерим  и рисуем снежинки

Выставка снежинок

6 неделя

Подведем итоги

Представление результатов работы

Результаты игры

 

Подведем итоги  – игра «Занимательная география»

 

 

Методическое обеспечение

Методы и приемы.

Проект предусматривает применение различных методов и приемов. Что позволяет сделать обучение эффективным и интересным.

Словесный метод применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования.

Наглядный метод применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы воспитанников. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей.

Практическая работа проведении эксперимента или исследования.

Творческое проектирование является очень эффективным, так как помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей.

Исследовательская деятельность помогает развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов.

 

Педагогические технологии, используемые в обучении.

·        Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

·        Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

·        Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

·        Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и  навыками.

·        Технология методов проекта. В основе этого метода лежит развитие познавательных интересов учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, формирование коммуникативных и презентационных навыков.

 

Оценка эффективности работы:

Входящий контроль – определение уровня знаний, умений, навыков в виде бесед, практических работ, викторин, игр.

Промежуточный контроль: коллективный анализ каждой выполненной работы и самоанализ; проверка знаний, умений, навыков в ходе беседы.

Итоговый контроль: презентации творческих и исследовательских работ, участие в выставках и мероприятиях, участие в конкурсах .

 

Перечень методического обеспечения проекта:

1.     Разработки занятий, мероприятий, конференций и круглых столов.

2.     Разработки экскурсий (банк карточек-заданий)

3.     Банк методик для исследовательской и проектной деятельности учащихся.

4.     Книги, определители, методические рекомендации для проведения практических, лабораторных, исследовательских работ (как в бумажном, так и в электронном виде, ресурсы Интернета)

5.     Необходимое оборудование, химическая посуда и реактивы, муляжи, таблицы (бумажные и рельефные)

6.     Компьютер, программы, необходимые для обработки статистического материала (например, программа БИОСТАТ)

 

 

 

 

Оборудование

Название

Количество

1

Гербарии

·        по географии

 

6

2

Коллекции:

·        «Почва»

·        Полезные ископаемые

 

2

4

3

Глобус (физический)

1

4

Компасы

6

5

Настенные карты

7

6

Альбом по географии «Полезные ископаемые»

1

7

Микроскопы

8

8

Приборы для опытов

10

9

Термоскоп

4

10

Весы ученические

1

 

 

Список литературы.

Для учащихся:

1.     Молодцова З.В. Занимательная география. – Новосибирск: НИПКи ПРО, 1997.

2.     ПивовароваН.Н. За страницами учебника географии – М: Просвещение, 1997.

3.     Запартович Б.Б. С любовью к природе. – Москва: Педагогика, 1976.

4.     Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир . География» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

5.     Ляхов П.Р. Энциклопедия « Я познаю мир Животные.» - М: ООО «Издательство АСТ»2002

6.     «Охрана природы», п/р профессора Пашканга К. В., Москва, «Просвещение», 1990.

7.     Журналы «Юный натуралист».

8.     Кашинская Е.А. Всё обо всём. М 1999г.

9.     Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.

 

Для педагогов:

1.     «Учебно – исследовательская деятельность школьников» п/р А.П. Тряпицыной, Санкт – Петербург, Каро, 2005

2.     Азбука природы, издательский дом «Ридерс Дайджест», 2003 г.

3.     Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе Серия: Библиотека учителя

4.     Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 1988

5.     Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 1989

6.     География: Все для учителя географии Сайт:http://geo.1september.ru

7.     География:\"Раннее развитие детей\" - География детямСайт:http://www.danilova.ru

8.     География:Энциклопедическая библиотека.Сайт:http://megacollection.ru

9.     Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2010.

10. Клепинина.А..  Тайны окружающего мира.  Москва, издательство «Ювента», 2005 г.

11. Клюшникова Н. М. «Внеклассная работа по географии, - «Корифей», Волгоград, 2000

12. Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2001.

13. Литвиненко Л.С.  «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2005.

14. Лугич М.В.. Прогулки с детьми в природу. Москва, 2006 г.

15. Настольная книга учителя географии. / Составители Н.Н.Петрова, В.И.Сиротин.М.:ООО «Издательство Астрель».2002-302 с.:ил/

16. Плешаков А.А..  Экология для младших школьников.  Москва, изд-во «Дрофа», 2000г.

17. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2005.

18. Тяглова Е. В. «Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии», Москва, «Глобус», 2008.

19. 1. Абрамовских Н. В. Развитие экологического сознания детей дошкольного возраста // Вестник Сургутского Гос. Пед. Ун-та. 2016. № 4. С. 17.

20. 2. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Академия, 2014. 329 с.

21. 3. Анцыперова Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе// Детский сад от А. до Я. 2009. №1. С. 152-158.

22. 4. Ашиков В. И. Семицветик - программа культурно-экологического образования дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 2. С. 34-39.

23. 5. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. 208 с.

24. 6. Баюта М. Б. Возрастная психология: учебное пособие. М.: Логос, 2011. 306 с.

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города

Пояснительная записка Проект по географии для дошкольной образовательной организации составлена на основе: -

Пояснительная записка Проект по географии для дошкольной образовательной организации составлена на основе: -

Федеральный закон РФ № 273- ФЗ «Об образовании в

Федеральный закон РФ № 273- ФЗ «Об образовании в

ДОО. Новизна и отличительная особенность пропедевтического проекта состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть дошкольники, он…

ДОО. Новизна и отличительная особенность пропедевтического проекта состоит в том, что данный курс предполагает примерный объем знаний, умений и навыков, которым должны овладеть дошкольники, он…

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

Задачи, которые ставятся при формировании географических представлений:

России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства

России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; — осознание единства географического пространства

Предметными результатами освоения дошкольниками проекта по географии являются: • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических…

Предметными результатами освоения дошкольниками проекта по географии являются: • умение работать с разными источниками географической информации; • умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических…

Основные методики проведения наблюдений; ·

Основные методики проведения наблюдений; ·

Формы контроля Тема

Формы контроля Тема

Поверхность Земли. Горы и равнины

Поверхность Земли. Горы и равнины

Явление природы. Почему идет дождь?

Явление природы. Почему идет дождь?

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки

Коллекции: · «Почва» ·

Коллекции: · «Почва» ·

Клепинина.А.. Тайны окружающего мира

Клепинина.А.. Тайны окружающего мира
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2022