Педагогический проект «Развитие интереса к прикладному творчеству у детей 6-7 лет при обучении оригами» (подготовительная группа)

  • docx
  • 01.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический проект Развитие интереса к оригами.docx

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Мошковский детский сад № 2 «Рябинка»

Мошковского района

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

«Развитие интереса к прикладному творчеству

у детей 6-7 лет при обучении оригами»

подготовительная группа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовил: Беридзе Ирина Ильинична, воспитатель

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Обоснование актуальности проекта. 3

2. Цель и задачи проекта. 4

3. Срок реализации проекта. 4

4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта. 4

5. Участники проекта. 4

6. Ресурсы.. 5

6.1. Программно-методическое обеспечение. 5

6.2. Дидактическое обеспечение. 5

6.3. Материально-техническое обеспечение. 5

6.4. Развивающая предметно-пространственная среда. 5

7. Критерии оценки эффективности проекта. 6

8. Перспективы дальнейшего развития проекта. 6

9. План реализации проекта. 7

9.1. Подготовительный этап. 7

9.2. Основной этап. 8

9.3. Заключительный этап. 13

10. Литература. 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

1. Обоснование актуальности проекта

 

«Творческая работа — это прекрасный,

необычайно тяжелый и изумительно радостный труд»

Н. Островский

Именно в дошкольном возрасте формируется интерес к труду и желание делать полезное дело. Творчество детей в изготовлении игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение – именно оно порождает новые образы. Занятия по созданию игрушек из различного материала не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но и помогают ему осознать свою силу, силу творца, способного подчинить собственной воле эти материалы, дают возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Они будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. В результате этого каждая игрушка, то есть ее облик в совокупности с художественным оформлением, обретает индивидуальность.

Прикладное творчество — это конструирование и моделирование из подручных материалов, умение создавать что-то новое из частей чего-либо. Это всякий художественный труд, которым занимаются дети. Творческое моделирование воспитывает в человеке эстетический вкус, развивает образное мышление, помогает в приобретении навыков работы с различными инструментами и значительно обогащает знания о мире.

В рамках реализации раздела «Прикладное творчество» ФОП ДО при работе с бумагой и картоном педагог закрепляет у детей умение складывать бумагу прямоугольной, квадратной, круглой формы в разных направлениях (пилотка); использовать разную по фактуре бумагу, делать разметку с помощью шаблона; создавать игрушки забавы (мишка-физкультурник, клюющий петушок и другие). Педагог формирует у детей умение создавать предметы из полосок цветной бумаги (коврик, дорожка, закладка), подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек. Формирует умение использовать образец. Совершенствует умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами.

Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Помимо этого, оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.

Занятия прикладного творчества при обучении оригами это педагогически организованное общение с учащимися, в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности, это сотворчество, создающее наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры ребенка.

 

 

 

 

2.  Цель и задачи проекта

 

Цель: способствование развитию интереса к прикладному творчеству у детей 6-7 лет при обучении оригами.

 

Задачи:

- обучать прикладному творчеству из бумаги: сгибать прямоугольный и квадратный  лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы, совершенствовать умение работать с бумагой: сгибать лист вчетверо в разных направлениях;

- формировать умение использовать образец;

 - совершенствовать умение детей создавать объемные игрушки в технике оригами и выразительность создаваемого образа;

- развивать интерес к прикладному творчеству через создание проблемных ситуаций;

- воспитывать  желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

 

3. Срок реализации проекта

 

Вид проекта по продолжительности - краткосрочный.

Срок реализации – 1 месяц.

 

4. Методы, технологии и формы работы, направленные на реализацию задач проекта

 

Методы

·      словесные;

·      практические;

·      наглядные.

 

Технологии

·      здоровьесберегающая технология;

·      ИКТ-технология;

·      проектная технология;

·      личностно-ориентированная технология.

 

Формы работы с детьми:

·      занятие;

·      беседа;

·      художественное слово;

·      объяснение и обсуждение хода работы.

 

5. Участники проекта

 

Воспитанники, родители, воспитатели подготовительной группы.

 

6. Ресурсы

 

6.1 Программно-методическое обеспечение

1.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (с изм. на 21.01.2019). URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887

2.    Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) 2019 г.

3.    Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.

4.    Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2008. - 827 c.

5.    Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.

6.    Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

7.    Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

8.    Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

9.    Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2011. - 761 c.

10.                       Делаем 50 оригами. - М.: Попурри, 2009. - 799 c.

11.                       Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

12.                       Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008. - 638 c.

13.                       Кирьянова, Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.

 

6.2 Дидактическое обеспечение

·      Подборка схем оригами для подготовительной группы.

·      Лепбук «Игрушки своими руками. Техника оригами».

·      Презентация «Оригами»

 

6.3 Материально-техническое обеспечение

Набор цветной и обычной бумаги, клей, ножницы, линейки, ручки, карандаши, печатные пособия: таблицы, схемы, базовые формы фигур, альбомы демонстраций, карточки, картинки, готовые образцы.

 

6.4 Развивающая предметно-пространственная среда

В группе создан уголок творчества. В нем находится бумага различной текстуры и формата; цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, гелевые ручки, маркеры; клей, ножницы, клеёнки. Пошаговые схемы оригами для детей 6-7 лет по пособию И. Агаповой и М. Давыдовой «100 лучших оригами для детей».

 

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

- узнают: что такое искусство оригами? Где и когда возникло искусство оригами. Какие поделки можно изготовить при помощи оригами?

- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;

- научатся основным приемам работы с бумагой;

- овладеют навыками культуры труда;

- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

 

 

7. Критерии оценки эффективности проекта

 

Объекты

оценивания

Критерии

оценивания

Формы и методы оценки

Ответственные

Дети

 

Вовлечение в исследовательскую деятельность с  творческим содержанием.

Выставки

 Педагоги

Родители

 

Включенность в совместную с детьми исследовательскую деятельность

Выставка – представление проектов

папки - раскладки,

информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер -

классы, анкетирование, родительские встречи.

Педагоги и родители

РППС

 

Качественное оснащение наглядным материалом по выбранной теме; обогащение детского библиотечного центра.

Наблюдение за использованием детьми новых материалов в самостоятельной деятельности.

 

Педагоги

 

8. Перспективы дальнейшего развития проекта

 

- Содержательная связь истории оригами с прикладным творчеством и выходом на разные варианты исполнения творческих заданий.

- «Эмоциональная методика» подачи духовно-эстетического содержания в работе с детьми, способствующая развитию увлеченности и познавательного интереса.

- Использование коллективных форм художественно-творческой деятельности.

- Включение в художественно-творческую деятельность дошкольников работ с различными видами бумаги, что имеет огромное значение, как в воспитательном отношении, так и в плане закрепления навыков работы с разными видами бумаги, а также в развитии художественного вкуса.

 

 


9. План реализации проекта

9.1 Подготовительный этап

 

Дата

Мероприятия и тема

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

1-я неделя

1.                Подбор и изучение литературы (периодических изданий) по вопросам развития интереса к прикладному творчеству у детей 6-7 лет при обучении оригами

2.                Сбор материала по теме проекта.

3.                Изучение передового педагогического опыта работы по развитию интереса к прикладному творчеству у детей 6-7 лет при обучении оригами.

4.                Подбор методов педагогического мониторинга воспитанников, родителей (наблюдение за детьми, индивидуальные беседы с целью выяснения знаний по разделам программы).

5.                Разработка цикла режимных моментов в рамках проектной деятельности.

6.                Подборка схем, демонстрационного материала по теме проекта.

Интернет-ресурсы.

Собственные, авторские разработки.

Методический кабинет.

 

Подготовка необходимых материалов. Приобщить родителей к деятельности  детей в детском саду, создать условия для совместного творчества родителей и детей.

1-я неделя

Анкетирование родителей «Значение развития интереса к прикладному творчеству детей 6-7 лет при обучении оригами для вашего ребёнка»

Авторская разработка.

Определение осведомлённости родителей в вопросе значимости развития интереса к прикладному творчеству детей 6-7 лет при обучении оригами

1-я неделя

Беседа с детьми. «Искусство оригами».

Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2008. - 827 c.

Подвести детей к пониманию искусства оригами

 

 

 

9.2 Основной этап

 

Дата

Мероприятия

 

Место в режиме дня

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

2-я неделя

Занятие «Знакомство с оригами»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Авторская разработка

Познакомить с условными знаками и основными приемами складывания бумаги. Научить детей складывать прямоугольный лист бумаги по диагонали, с помощью отреза получать квадрат.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Лягушка»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Кирьянова, Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Мышка»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008. - 638 c.

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Заяц»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия раз-вития, 2011. - 771 c.

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Лиса»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

 

Развивать навыки выполнения точечных, аккуратных сгибов.

Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник». Учить украшать поделку, «оживлять» ее с помощью рисования.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Волк»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

 

Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».  Закрепить прием перегибание  треугольника пополам, с опусканием  острых углов вниз.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Медведь»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

 

Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».  Закрепить прием перегибание  треугольника пополам, с опусканием  острых углов вниз.

2-я неделя

Базовая форма «Треугольник»

Выполнение оригами «Петушок»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2011. - 761 c.

 

Научить складывать квадратный лист бумаги по диагонали, находить острый угол, делать складку «молния».  Закрепить прием перегибание  треугольника пополам, с опусканием  острых углов вниз.

2-я неделя

Базовая форма «Книжка» - теремок.

Ожившая сказка «Теремок»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами, художественное слово

Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

Закрепить умение мастерить поделки, использую базовую форму «книжка» для изготовления домика – теремка.

3-я неделя

Базовая форма «Воздушный змей»

Выполнение оригами

«Елочка»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

 

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей».

3-я неделя

Базовая форма «Воздушный змей»

Выполнение оригами

«Лиса»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия раз-вития, 2011. - 771 c.

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей».

3-я неделя

Базовая форма «Воздушный змей»

Выполнение оригами

«Береза»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия раз-вития, 2011. - 771 c.

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей».

3-я неделя

Базовая форма «Воздушный змей»

Выполнение оригами

 «Петушок»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

 

Картотека схем оригами

Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия раз-вития, 2011. - 771 c.

Научить детей делать новую игрушку, используя новую базовую форму «воздушный змей».

3-я неделя

Базовая форма «Книжка», «Воздушный змей»

Оригами «Домик для петушка»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

 

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

Сказка «Петушок – золотой гребешок»

 

Научить изготавливать новую поделку домик, используя базовую форму «книжка»,  и «воздушный змей».

Закрепить навыки декоративного украшения готового дома.

3-я неделя

Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба»

 Оригами «Катер»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

 

Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку.

3-я неделя

Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба»

Оригами «Краб»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

 

Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку.

3-я неделя

Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба»

Оригами «Акула»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

Использовать новую базовую форму «двойной квадрат», «рыба». Научить детей делать новую поделку.

3-я неделя

Базовая форма «Конверт», «Двойной квадрат», «Рыба»

Панно «На Море»

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

 

Построить предметную композицию из корабликов, пароходов, морских обитателей. Развивать воображение, умение выразительно оформить морскую композицию.

3-я неделя

Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей»

Оригами «Уточка»

 

2 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

Фрагмент сказки «Серая Шейка»

 

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям

Изготовить уточку, используя базовую форму «воздушный змей»

3-я неделя

Базовая форма «Двойной квадрат» «Воздушный змей»

Оригами «Лиса»

1 половина дня

Дети

Воспитатели

Картотека схем оригами

Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

 

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания; учить работать по линиям

 

 

 

 

9.3 Заключительный этап

 

Дата

Итоговые мероприятия

Участники образовательного процесса

Используемые ресурсы

Ожидаемые результаты

4-я неделя

Мастер-класс с родителями

«В стране Оригами»

Дети

Родители

Воспитатели

 

Авторская разработка

Презентация «Оригами»».

научить родителей в совместной деятельности с ребёнком изготавливать оригами;

рассказать родителям о необходимости и важности занятий с ребенком дома, заинтересовать их в развитии у детей таких качеств как терпение, аккуратность, усидчивость;

познакомить родителей с одним из способов развития у ребенка тонкой моторики пальцев рук.

4-я неделя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4-я неделя

Родительское собрание «Итоги развития интереса к прикладному творчеству у детей 6-7 лет при обучении оригами»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка работ .

Родители

Воспитатели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель

Дети

Авторская разработка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фотоотчёт

обобщить представления родителей об искусстве и культуре Японии;

показать уровень развития интереса и  конструктивных умений, которого достигли дети за период посещения занятий по оригами;

продемонстрировать самостоятельность дошкольников, умение работать с бумагой, рассуждать, проявлять интерес к оригами;

представить опыт работы воспитателя;

способствовать формированию у родителей навыков по изготовлению поделок в стиле «оригами»;

создать условия для развития творческих способностей и творческой атмосферы.

 

Развитие интереса у детей к созданию разнообразных и оригинальных работ.


10. Литература

 

1.    Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (с изм. на 21.01.2019). URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887

2.    Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой) 2019г.

3.    Агапова, И. 100 лучших оригами для детей / И. Агапова, М. Давыдова. - М.: Лада, 2009. - 240 c.

4.    Анистратова, А. А. Оригами / А.А. Анистратова, Н.И. Гришина. - М.: Оникс, 2008. - 827 c.

5.    Афонькин, С. Все об оригами. От простых фигурок до сложных моделей / С. Афонькин. - М.: Bestiary, 2017. - 664 c.

6.    Богатова, И. Оригами / И. Богатова. - М.: Мартин, 2014. - 177 c.

7.    Водяная, Л.А. Оригами - чудеса из бумаги / Л.А. Водяная. - М.: Феникс, 2010. - 853 c.

8.    Гарматин, А. Волшебный мир оригами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2009. - 805 c.

9.    Гарматин, А. Оригами делаем сами / А. Гарматин. - М.: Владис, 2011. - 761 c.

10.                       Делаем 50 оригами. - М.: Попурри, 2009. - 799 c.

11.                       Долженко, Г.И. 100 оригами / Г.И. Долженко. - М.: Академия развития, 2011. - 771 c.

12.                       Журавлева, И.В. Искусство оригами / И.В. Журавлева. - М.: АСТ, 2008. - 638 c.

13.                       Кирьянова, Ю. С. Большая книга оригами / Ю.С. Кирьянова. - М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2010. - 640 c.


 

14.                       Скачано с www.znanio.ru