Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Комбинированного типа Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска
Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
Педагогический проект
«Воспитание у детей любви
к родному городу»
Разработала: Масалимова В.В., воспитатель
МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка» г. Бирск
г. Бирск.2018
Содержание
Введение. Актуальность…. …………………………………………………………….3
Цель и задачи проекта…. ……………………………………………………………….4
Формы работы…. ……………………………………………………………………….5
Материально – технические ресурсы…………………………………………………..5
Взаимодействие детского сада с социальными партнерами………………………....6
Этапы осуществления проекта…………………………………………………………7
План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнеров…..9
Ожидаемый результат…. ………………………………………………………………11
Заключение…………………………………………………………………………….. 12
Литература………………………………………………………………………………13
Приложение 1. Дидактические игры….…. …………………………………………..14
Приложение 2. Беседы с дошкольниками о городе….……………………………… 16
Приложение 3. Выставка поделок из природного материала…. ……………………21
Приложение 4. Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития………………………………………………………………………………….24
Введение.
Актуальность:
В молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают недоумение. В связи с этим стала очевидной проблема воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста, приобщение к педагогическому процессу их родителей.
Знакомство детей с родным городом, с историей его возникновения, с достопримечательностями, с городскими зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью людей, с памятниками и мемориалами, со знаменитыми земляками формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты помнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты помнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: улица, по которой ходил не раз; двор, где посадил первое деревце.
Хочется вовлечь в процесс, как родителей, так и бабушек и дедушек, прикоснуться к «живым» документам истории семьи пробудить мысль ребенка и взрослого, вызвать эмоции у маленького человека, заставить сопереживать, внимательно относясь к памяти прошлого, своим историческим корням.
Решением данной проблемы стала реализация проекта, т. к. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Цель проекта:
Расширение и уточнение знаний детей о родном городе, местных достопримечательностях, воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине.
Задачи проекта:
1. Способствовать формированию у детей интереса к истории родного города, знакомство с символикой, достопримечательностями.
2. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на патриотическое воспитание детей в семье.
3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.
Продолжительность проекта: 4 месяца.
Направленность проекта: информационно - практико - ориентированный.
Образовательная область: познавательное развитие
Области интеграции: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.
Формы работы:
С детьми :
беседы, объяснения, экскурсии, целевые прогулки, ООД, знакомство с поэзией, чтение художественной литературы
С родителями:
выставки, конкурсы, изготовление тематических альбомов, организация музыкального праздника, беседы, совместные экскурсии, консультирование, объяснения, совместная деятельность с детьми, мастер-класс по изготовлению творческих работ «Любимое место отдыха» (нетрадиционные техники), день открытых дверей, развлечения, досуги, фотовыставки.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
-Подбор исторической литературы
-Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографии, зарисовки)
-Подготовка разного вида бросового материала
-Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности
-Дидактические игры
-Выставки книг, рисунков, поделок
-Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)
-Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение или рассказ о родном городе».
Необходимые условия реализации проекта:
Интерес детей и родителей
Методические разработки
Интеграция со специалистами детского сада.
Взаимодействие детского сада с социальными партнерами:
Взаимодействие с партнерами базируется на принципах:
Добровольности
Равноправия сторон
Уважения интересов друг друга
Гуманизации отношений
Деятельностного подхода
Этапы осуществления проекта
Этапы Мероприятия
1 этап Организационный .
Обсуждение целей и задач проекта.
- Составление плана работы.
- Побуждение интереса к проекту всех его участников.
2 этап Подготовительный
- Привлечь родителей к сбору материалов о родном городе, для выставки.
- Подобрать фотоматериалы, иллюстрации, литературу по соответствующей тематике.
- Совместный поиск информации по теме.
- Разработка рекомендаций для родителей о закреплении и активизации знаний у детей по данной теме.
3 этап Основной
- Фотовыставка «Какой был наш город?» Оформление альбома
- Проведение с детьми ООД и бесед: «Рассказ о городе Бирск», «Природа родного края», «Город спортивный», «Коренной народ нашего края», «Достопримечательности нашего города», «Улицы города», «Охраняй природу!»
- Экскурсии в краеведческий музей.
- Конкурс чтецов «Мой любимый город».
- Участие в городском конкурсе по проведению День защиты от экологической опасности.
- Участие в городском экологическом шествии «Скажи свое слово в защиту природы».
- Конкурс рисунков «Город, в котором я родился».
- Викторина «Я знаю свой город»
- Открытое мероприятие: мастер – класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития «Это моя Родина»
4 этап Заключительный
- Фото – газета «Наша природа».
- Изготовление тематических альбомов: «Птицы родного края»; «Животные Башкортостана»; «Деревья и растения нашего края».
- Детско-родительский праздник с показом презентации «Бирск – моя малая Родина».
- Объявление благодарности семьям, принимавшим активное участие в проекте.
План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнёров
Социальные партнеры Проводимые мероприятия
Школа - совместный конкурс стихотворений о родном городе
Городской краеведческий музей - экскурсии
- мастер-классы
- выставки
Городская детская библиотека - экскурсии
- ООД
- мастер-классы
- тематические выставки
- кружковая работа
- экологическая акция «Мой двор - моя забота!»
-фотовыставка «Мы и город»
- конкурс листовок «Сохраним Елочку»
- конкурс «Новоселье у птиц» (совместная деятельность родителей и детей по изготовлению птичьих домиков)
- совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые результаты:
расширение и активизация знаний у детей о родном городе, его истории, природе;
развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;
пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;
формирование чувства национального достоинства, ответственности, семейной и гражданской принадлежности;
расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, заповедник, к памятникам нашего города;
повышение уровня компетентности всех участников проекта по теме;
воспитание экологически грамотных детей, умеющих логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков, своего поведения в природе.
Гипотеза.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Выводы.
В результате
1. Дети получили краеведческие знания о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, расположении и названии улиц, трудовой деятельности людей. Познакомились с символикой города, выучили гимн.
2. Большое влияние на воспитание любви к родному городу оказали занятия, беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми.
3. Данное направление оказало большое влияние на воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
4. Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств в каждом ребенке, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.
5. Свои знания, впечатления дети воплотили в своих работах по изодеятельности, в создании поделок, организации фотовыставок, альбомов, выставок творческих работ, организации мини-музея в группе.
6. Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье, у них появился интерес к тому, чем заняты их дети в детском саду, они смогли проявить себя как партнеры и активные участники, тем самым показывая детям пример и заинтересованность в таком важном деле, как воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.
Список литературы
1Фазлыева Ф.И.Мой край - Башкортостан.-Уфа,2003.
2.Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам.-Уфа,1995.
3 Агишева Р.Л . Я – башкортостанец .-Уфа,2003.
4.Агишева Р.Л. ,Губайдуллина Ф.Х.Учебник хрестоматия .Я познаю Башкортостан.-Уфа.2006.
5.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью: старшая группа.-М.,2003.
6 .Жуковская Р.И. ,Виноградова Н.Ф., Козлова С. А.Родной край.-М.,1990.
7.АзнабаеваФ.Г.,КагармановаФ.Ф.Этномузей в воспитании дошкольников.-Уфа,БИРО.2006.
8. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н, Краснощекова, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - Спб. : ООО Изд- во «Детство – пресс», 2010. – 192с.
9. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.
10 Казакова, И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / И. Казакова // Обруч. – 2003. - №6. – С. 8 – 9
11. Манкова, Н. И. Маленький горожанин [Текст]: Программа краеведческого образования старших дошкольников / Н. И. Манкова, Н. С. Ряпосова. – Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2003. – 52с.
12. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. – С. 24 -29
13Методическое пособие /А. Е. Писарева, В. В. Уткина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128с.
14. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] /И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С. 45 – 55
15. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №3 – С. 6 -13
Приложение 1
Дидактические игры
«Узнай по описанию»
Цель: закрепить представление детей о достопримечательностях города, активизировать мышление и воображение.
Ход. Воспитатель предлагает послушать короткий рассказ – описание и назвать где это находится. «Знатоки родного города Бирск»
Цель: закреплять знания о памятниках города, развивать память, воображение.
Ход. По фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать, где он находится.
«Кто подберёт больше слов»
Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.
Ход. Воспитатель подбирает существительное – дети – подходящее по смыслу определение. Например, Бирск какой? (красивый, уютный, любимый, родной и т. д.). Река какая? (быстрая, глубокая, рыбная, красивая)
«Найди отличия»
Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.
Ход. Воспитатель предлагает сравнить старые и современные улицы города, одежду людей, транспорт, найти различия.
«Загадки о Бирске»
Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о городе. Развивать воображение, фантазию, память.
Ход. Воспитатель начинает: «Это здание стоит на площадеОктября, оно большое, красивое с множеством окон, с куполом и колокольней. Это здание церкви и т. п
Игровое упражнение «Продолжи»
Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.
Ход. Наш город называется…
Жителей города называют…
В парке много…
Игровое упражнение
«Всё ли верно, докажи»
Цель: закрепить знания о городе, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.
Ход. Воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить верно, оно или нет, привести аргументы. Например, река Белая больше, чем Бирь. Наш город – Бирск.
«Собери картинку»
Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.
Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку.
Приложение 2
Рассказ о Бирске. Знакомство с историей возникновения города.
Цель: познакомить с историей возникновения города, закрепить название улиц, воспитывать любовь и уважение к родному городу.
Ты был рождён среди болот –
Судьба великих городов.
Для описания красот
Не хватит всех хвалебных слов.
И кто хоть раз увидел город мой
На улице с шахтёром говорил
Коснулся речки голубой
Тот край родной мой полюбил.
- Кто знает, какая самая первая улица в городе?
- Какие улицы вы знаете ещё?
- Почему они так названы, в честь кого?
- Итак, строились улицы, появились посёлки и постепенно, не сразу, вырос город. Он не был похож на тот город, в котором мы с вами живём, он был меньше, не было многоэтажных зданий, но это был уже город. Но у города не было названия. Вариантов было несколько.
- А назвали - Бирск. Почему дали такое название городу, как вы думаете?
- Как бы вы назвали наш город?
- Послушайте стихотворение «Наш город»
Где цветёт черёмуха весной
Встал над Белой наш купеческий город.
Навсегда любимый и родной,
Он всегда красив и вечно молодой.
Рассматривание фотографий улиц города.
Цель: уточнить знания детей о родном городе, о жизни людей . Вызвать чувство гордости трудовыми достижениями своего народа. Приучать запоминать памятные и красивые места,учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к своему городу.
- Что такое Родина?
- Родина для каждого человека начинается с родного дома, с улицы, на которой он живёт, с города, в котором прошло его детство.
- Как называется наш город?
- Почему такое название получил город?
- А вы знаете, почему реку назвали Ак Идель (Белой)?
- А что было раньше на месте нашего города?
Слава им, сердечное спасибо,
Кто тепло и свет нам достаёт».
- Давайте ещё раз вспомним, почему наш город называется Бирск?
- Чем славен наш город?
Приложение 3
Выставка поделок из природного материала
Приложение 4
Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.