Педагогический проект «Воспитание у детей любви к родному городу»

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 23.04.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Знакомство детей с родным городом, с историей его возникновения, с достопримечательностями, с городскими зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью людей, с памятниками и мемориалами, со знаменитыми земляками формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: улица, по которой ходил не раз; двор, где посадил первое деревце. Решением данной проблемы стала реализация проекта, т. к. проектная деятельность, как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи. Цель проекта: Расширение и уточнение знаний детей о родном городе, местных достопримечательностях, воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине. Задачи проекта: 1. Способствовать формированию у детей интереса к истории родного города, знакомство с символикой, достопримечательностями. 2. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на патриотическое воспитание детей в семье. 3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.
Иконка файла материала Пед.проект Воспитание у детей любви к родному краю.docx

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Комбинированного типа Детский сад №9 «Алёнушка» города Бирска

Муниципального района Бирский район Республики Башкортостан

 

 

 

 

 

                Педагогический проект

     «Воспитание у детей любви

              к родному городу»

 

 

 

 

 

                                                                 Разработала: Масалимова В.В., воспитатель

                                                                      МАДОУ Детский сад №9 «Аленушка» г. Бирск                                               

 

 

        

                                                                г. Бирск.2018

Содержание

Введение. Актуальность…. …………………………………………………………….3

Цель и задачи проекта…. ……………………………………………………………….4

Формы работы…. ……………………………………………………………………….5

Материально – технические ресурсы…………………………………………………..5

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами………………………....6

Этапы осуществления проекта…………………………………………………………7

План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнеров…..9

Ожидаемый результат…. ………………………………………………………………11

Заключение…………………………………………………………………………….. 12

Литература………………………………………………………………………………13

Приложение 1. Дидактические игры….…. …………………………………………..14

Приложение 2. Беседы с дошкольниками о городе….……………………………… 16

Приложение 3. Выставка поделок из природного материала…. ……………………21

Приложение 4. Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития………………………………………………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность:

В молодых современных семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и, зачастую, вызывают недоумение. В связи с этим стала очевидной проблема воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста, приобщение к педагогическому процессу их родителей.

Знакомство детей с родным городом, с историей его возникновения, с достопримечательностями, с городскими зданиями и учреждениями, трудовой деятельностью людей, с памятниками и мемориалами, со знаменитыми земляками формируют у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие впечатления о родной природе, об истории родного города, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении «Родина» пишет: «Ты помнишь не страну большую, которую изъездил и узнал. Ты помнишь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает своё чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос: улица, по которой ходил не раз; двор, где посадил первое деревце.

Хочется вовлечь в процесс, как родителей, так и бабушек и дедушек, прикоснуться к «живым» документам истории семьи пробудить мысль ребенка и взрослого, вызвать эмоции у маленького человека, заставить сопереживать, внимательно относясь к памяти прошлого, своим историческим корням.

Решением данной проблемы стала реализация проекта, т. к. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Цель проекта:

Расширение и уточнение знаний детей о родном городе, местных достопримечательностях, воспитание чувства любви и привязанности к своей малой Родине.

Задачи проекта:

1. Способствовать формированию у детей интереса к истории родного города, знакомство с символикой, достопримечательностями.

2. Организовать сотрудничество с родителями, ориентировать их на патриотическое воспитание детей в семье.

3. Воспитывать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков; объяснить, что город - это результат труда людей разных поколений, что мы — хозяева города, и каждый житель должен о нем заботиться.

Продолжительность проекта: 4 месяца.

Направленность проекта: информационно - практико - ориентированный.

Образовательная область: познавательное развитие

Области интеграции: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель.

Формы работы:

С детьми :

беседы, объяснения, экскурсии, целевые прогулки, ООД, знакомство с поэзией, чтение художественной литературы

С родителями:

выставки, конкурсы, изготовление тематических альбомов, организация музыкального праздника, беседы, совместные экскурсии, консультирование, объяснения, совместная деятельность с детьми, мастер-класс по изготовлению творческих работ «Любимое место отдыха» (нетрадиционные техники), день открытых дверей, развлечения, досуги, фотовыставки.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта

-Подбор исторической литературы

-Подбор наглядного материала (иллюстраций, фотографии, зарисовки)

-Подготовка разного вида бросового материала

-Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

-Дидактические игры

-Выставки книг, рисунков, поделок

-Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)

-Словотворчество с родителями «Сочини стихотворение или рассказ о родном городе».

Необходимые условия реализации проекта:

Интерес детей и родителей

Методические разработки

Интеграция со специалистами детского сада.

Взаимодействие детского сада с социальными партнерами:

Взаимодействие с партнерами базируется на принципах:

Добровольности

Равноправия сторон

Уважения интересов друг друга

Гуманизации отношений

Деятельностного подхода

Этапы осуществления проекта

Этапы Мероприятия

1 этап Организационный .

Обсуждение целей и задач проекта.

- Составление плана работы.

- Побуждение интереса к проекту всех его участников.

2 этап Подготовительный

 - Привлечь родителей к сбору материалов о родном городе, для выставки.

- Подобрать фотоматериалы, иллюстрации, литературу по соответствующей тематике.

- Совместный поиск информации по теме.

- Разработка рекомендаций для родителей о закреплении и активизации знаний у детей по данной теме.

3 этап Основной

 - Фотовыставка «Какой был наш город?» Оформление альбома

- Проведение с детьми ООД и бесед: «Рассказ о городе Бирск», «Природа родного края»,  «Город спортивный», «Коренной народ нашего края», «Достопримечательности нашего города», «Улицы города», «Охраняй природу!»

- Экскурсии в краеведческий музей.

- Конкурс чтецов «Мой любимый город».

- Участие в городском конкурсе по проведению День защиты от экологической опасности.

- Участие в городском экологическом шествии «Скажи свое слово в защиту природы».

- Конкурс рисунков «Город, в котором я родился».

- Викторина «Я знаю свой город»

- Открытое мероприятие: мастер – класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития «Это моя Родина»

4 этап Заключительный

 - Фото – газета «Наша природа».

- Изготовление тематических альбомов: «Птицы родного края»; «Животные Башкортостана»; «Деревья и растения нашего края».

- Детско-родительский праздник с показом презентации «Бирск – моя малая Родина».

- Объявление благодарности семьям, принимавшим активное участие в проекте.

План мероприятий по взаимодействию детского сада и социальных партнёров

Социальные партнеры Проводимые мероприятия

Школа - совместный конкурс стихотворений о родном городе

Городской краеведческий музей - экскурсии

- мастер-классы

- выставки

Городская детская библиотека - экскурсии

- ООД

- мастер-классы

- тематические выставки

- кружковая работа

- экологическая акция «Мой двор - моя забота!»

-фотовыставка «Мы и город»

- конкурс листовок «Сохраним Елочку»

- конкурс «Новоселье у птиц» (совместная деятельность родителей и детей по изготовлению птичьих домиков)

- совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые результаты:

расширение и активизация знаний у детей о родном городе, его истории, природе;

развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков у детей;

пробуждение интереса к истории и культуре своего города, любви к родному краю;

формирование чувства национального достоинства, ответственности, семейной и гражданской принадлежности;

расширение кругозора детей через экскурсии в Краеведческий музей, заповедник, к памятникам нашего города;

повышение уровня компетентности всех участников проекта по теме;

воспитание экологически грамотных детей, умеющих логически мыслить, предвидеть последствия своих поступков, своего поведения в природе.

Гипотеза.

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

Выводы.

В результате

1. Дети получили краеведческие знания о родном городе, об истории его возникновения, о его достопримечательностях, городских зданиях и учреждениях, расположении и названии улиц, трудовой деятельности людей. Познакомились с символикой города, выучили гимн.

2. Большое влияние на воспитание любви к родному городу оказали занятия, беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми.

3. Данное направление оказало большое влияние на воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.

4. Воспитание патриотических чувств имеет большое влияние на становление и развитие личностных качеств в каждом ребенке, а также способствует укреплению межличностных отношений как со взрослыми, так и со сверстниками.

5. Свои знания, впечатления дети воплотили в своих работах по изодеятельности, в создании поделок, организации фотовыставок, альбомов, выставок творческих работ, организации мини-музея в группе.

6. Родители переосмыслили проблему патриотического воспитания в семье, у них появился интерес к тому, чем заняты их дети в детском саду, они смогли проявить себя как партнеры и активные участники, тем самым показывая детям пример и заинтересованность в таком важном деле, как воспитание у детей нравственно-патриотических чувств.

Список литературы

1Фазлыева Ф.И.Мой край - Башкортостан.-Уфа,2003.

2.Молчева А.В.Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам.-Уфа,1995.

3 Агишева Р.Л . Я – башкортостанец .-Уфа,2003.

4.Агишева Р.Л. ,Губайдуллина Ф.Х.Учебник хрестоматия .Я познаю Башкортостан.-Уфа.2006.

5.Алешина Н.В.Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью: старшая  группа.-М.,2003.

6 .Жуковская Р.И. ,Виноградова Н.Ф., Козлова С. А.Родной край.-М.,1990.

7.АзнабаеваФ.Г.,КагармановаФ.Ф.Этномузей в воспитании дошкольников.-Уфа,БИРО.2006.

8. Ветохина, А. Я. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста [Текст]: методическое пособие для педагогов / А. Я. Ветохина, З. С. Дмитренко, Е. Н, Краснощекова, В. К. Полынова, О. В. Савельева. - Спб. : ООО Изд- во «Детство – пресс», 2010. – 192с.

9. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей ДОУ / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96с.

10 Казакова, И. Воспитываем любовь к малой родине [Текст] / И. Казакова // Обруч. – 2003. - №6. – С. 8 – 9

11. Манкова, Н. И. Маленький горожанин [Текст]: Программа краеведческого образования старших дошкольников / Н. И. Манкова, Н. С. Ряпосова. – Кемерово: Изд – во КРИПКиПРО, 2003. – 52с.

12. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. - 2009. - №11. – С. 24 -29

13Методическое пособие /А. Е. Писарева, В. В. Уткина. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 128с.

14. Рыбалова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] /И. Рыбалова // Дошкольное воспитание. – 2003. - №6. – С. 45 – 55

15. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. – 2005. - №3 – С. 6 -13

Приложение 1

Дидактические игры

«Узнай по описанию»

Цель: закрепить представление детей о достопримечательностях города, активизировать мышление и воображение.

Ход. Воспитатель предлагает послушать короткий рассказ – описание и назвать где это находится. «Знатоки родного города Бирск»

Цель: закреплять знания о памятниках города, развивать память, воображение.

Ход. По фрагменту открытки, фотографии узнать памятник и рассказать, где он находится.

«Кто подберёт больше слов»

Цель: формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

Ход. Воспитатель подбирает существительное – дети – подходящее по смыслу определение. Например, Бирск какой? (красивый, уютный, любимый, родной и т. д.). Река какая? (быстрая, глубокая, рыбная, красивая)

«Найди отличия»

Цель: учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому.

Ход. Воспитатель предлагает сравнить старые и современные улицы города, одежду людей, транспорт, найти различия.

«Загадки о Бирске»

Цель: в ходе отгадывания загадок закреплять знания о городе. Развивать воображение, фантазию, память.

Ход. Воспитатель начинает: «Это здание стоит на площадеОктября, оно большое, красивое с множеством окон, с куполом и колокольней. Это здание церкви и т. п

Игровое упражнение «Продолжи»

Цель: формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание.

Ход. Наш город называется…

Жителей города называют…

В парке много…

Игровое упражнение

«Всё ли верно, докажи»

Цель: закрепить знания о городе, активизировать мышление, учить строить фразы – доказательства.

Ход. Воспитатель предлагает детям послушать высказывания и определить верно, оно или нет, привести аргументы. Например, река Белая больше, чем Бирь. Наш город – Бирск.

«Собери картинку»

Цель: упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе, воспитывать любовь к малой Родине.

Ход. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города. Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!». Дети выбирают нужные части своей картинки. Кто первым сложил картинку, получает фишку.

Приложение 2

Рассказ о Бирске. Знакомство с историей возникновения города.

Цель: познакомить с историей возникновения города, закрепить название улиц, воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Ты был рождён среди болот –

Судьба великих городов.

Для описания красот

Не хватит всех хвалебных слов.

И кто хоть раз увидел город мой

На улице с шахтёром говорил

Коснулся речки голубой

Тот край родной мой полюбил.

- Кто знает, какая самая первая улица в городе?

- Какие улицы вы знаете ещё?

- Почему они так названы, в честь кого?

- Итак, строились улицы, появились посёлки и постепенно, не сразу, вырос город. Он не был похож на тот город, в котором мы с вами живём, он был меньше, не было многоэтажных зданий, но это был уже город. Но у города не было названия. Вариантов было несколько.

- А назвали - Бирск. Почему дали такое название городу, как вы думаете?

- Как бы вы назвали наш город?

- Послушайте стихотворение «Наш город»

Где цветёт черёмуха весной

Встал над Белой наш купеческий город.

Навсегда любимый и родной,

Он всегда красив и вечно молодой.

Рассматривание фотографий улиц города.

Цель: уточнить знания детей о родном городе, о жизни людей . Вызвать чувство гордости трудовыми достижениями своего народа. Приучать запоминать памятные и красивые места,учить рассказывать о них. Воспитывать любовь к своему городу.

- Что такое Родина?

- Родина для каждого человека начинается с родного дома, с улицы, на которой он живёт, с города, в котором прошло его детство.

- Как называется наш город?

- Почему такое название получил город?

- А вы знаете, почему реку назвали Ак Идель (Белой)?

- А что было раньше на месте нашего города?

Слава им, сердечное спасибо,

Кто тепло и свет нам достаёт».

- Давайте ещё раз вспомним, почему наш город называется Бирск?

- Чем славен наш город?

Приложение 3

Выставка поделок из природного материала

Приложение 4

Мастер-класс по нетрадиционным техникам художественно-эстетического развития