Педагогический совет 02.11.2020
Форма проведения – круглый стол
Повестка дня:
1 Выполнение решений предыдущих заседаний педагогического совета
2. Тема "Взаимодействие классных руководителей и учащихся с целью реализации задач школы, развития коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в классе»
3. Выбор предметов для ГИА учащихся 9-х классов
4. Разное
Вопросы |
Докладчики |
Основной вопрос Взаимодействие классных руководителей и учащихся с целью реализации задач школы, развития коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в классе
|
Докладчик Новикова Л.А. |
Вопросы содокладчиков Совместное творчество как средство сплочения и развития ученического коллектива |
Содокладчик Степаненко Н.В. |
Психолого-педагогическая культура деятельности педагога как залог успешной реализации воспитательных задач школы |
Содокладчики Загорская Н.Н. Бозбей О.В. |
Современные формы взаимодействия классных руководителей и учащихся |
Содокладчик Павлова Л.М. |
Методики оценки и самооценки уровня морально - психологического климата в ученическом коллективе
|
Содокладчик Бойко Н.Д. |
Обмен опытом. Психогигиена учителя и учащихся (из опыта В.А. Сухомлинского) |
Все педагоги |
Заместитель директора
по воспитательной работе
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Новикова Л.А.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
«Взаимодействие классных руководителей и учащихся с целью реализации задач школы, развития коллектива и создания благоприятного социально-психологического климата в классе»
«Жить - вот ремесло, которому я хочу учить воспитанника. Выходя из моих рук, он будет - соглашаюсь с этим - не судьей, не солдатом, не священником: он будет прежде всего человеком: всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае необходимости, так же хорош, как и всякий другой, и, как бы судьба не перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте»
Ж. Ж. Руссо
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в
классе и координатором воспитательных воздействий является классный
руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так
и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в
школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он
является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся,
организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные
усилия учителей, родителей и общественности.
Классное руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных
и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне
интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения
воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания
детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную
конструкцию логически точного и ясного практического воплощения
научно-педагогических идей.
Принципы построения воспитательной работы в коллективе
Слово «воспитание» известно каждому. Все лучшее в человеке дается воспитанием. И если в человеке проявляются плохие качества характера или он совершает плохие поступки, – это тоже объясняется воспитанием или скорее отсутствием его. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен четко себе представлять, что такое воспитание. Наиболее верным является определение Х.И. Лийметса: «Воспитание – это целенаправленное управление процессом развития личности».
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в документах, которые определяют государственную политику в области образования. Большинство этих нормативных актов перечислено в ваших воспитательных планах.
Данные документы обращают внимание классного руководителя на необходимость координационного взаимодействия всех участников воспитательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, организаций дополнительного образования. В них говорится о том, что классный руководитель должен уделять преимущественное внимание организации психолого-педагогического просвещения родителей, привлечению семьи к участию в жизни детского коллектива, оказанию помощи семье в решении проблем воспитания. Документы указывают на то, что педагог может и должен использовать в работе отечественные традиции воспитания, современный инновационный опыт воспитательного процесса, передовые воспитательные технологии прошлого и современности.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
· Организация разнообразной деятельности в классе
· Забота о развитии каждого ребенка
· Помощь в решении возникающих проблем.
Так же можно выделить несколько типов задач, которые решает классный руководитель в процессе взаимодействия с учащимися и их родителями:
Социальные задачи включают в себя защиту ребенка, помощь ему по всем направлениям, включение в систему социальных связей, взаимодействие с семьей и различными институтами воспитания с целью создания наиболее комфортных условий развития личности.
Диагностические задачи - правильная организация системы воспитания. Для этого классный руководитель должен знать своих учеников, их личностные качества и индивидуальные характеристики. Задача педагога при этом не превышать меру знаний о ребенке в соответствии с этическими нормами.
Воспитательные задачи связаны с ориентацией детей на критерии добра и зла, постановка их в ситуации нравственного выбора и конкретизация нравственных норм в реальной жизни.
Процессуальные задачи - выбор эффективных педагогических средств, планирование работы с классом, контроль и рефлексия деятельности.
Педагог как руководитель классного коллектива реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Классный руководитель решает поставленные перед ним задачи в соответствии со спецификой возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным в работе классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Содержание деятельности классного руководителя определяется его функциями, которые можно распределить на три уровня:
I. Целевые функции.
К ним относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Основными функциями, определяющими содержание деятельности классного руководителя, являются следующие:
- воспитание детей;
- социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды.
Задача классного руководителя заключается в интегрировании усилий всего педагогического коллектива в реализации этих функций.
II. Социально-психологические функции.
- организаторская (поддержка положительной доской инициативы, связанной с повышением уровня жизни; внимание акцентируется не столько на организации деятельности учащихся классным руководителем, сколько на помощи в самоорганизации);
- функция сплочения коллектива (классный руководитель акцентирует свое внимание на развитии ученического самоуправления).
III. Организация и управление деятельностью.
- диагностическая функция (классный руководитель определяет исходный уровень и постоянно отмечает изменения воспитанности учеников; эта функция направлена на анализ и исследование личности и индивидуальных особенностей ребенка, на выявление причин неэффективности результатов и дает возможность увидеть характеристику педагогического процесса в целом);
- функция целеполагания (взаимодействие классного руководителя с учащимися в определении целей воспитательной деятельности; при этом доля участия педагога зависит от возраста учащихся; реализация этой функции отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя);
- функции контроля и коррекции (эти функции направлены на выявление положительных и отрицательных результатов взаимодействия классного руководителя с учащимися; на основе анализа этих результатов осуществляется коррекция деятельности классного руководителя).
Реализуя свои функции, классный руководитель осуществляет выбор форм работы с детьми.
По числу участников формы делятся на:
- Индивидуальные (педагог-ученик) — охватывают всю внеклассную деятельность. Они действуют в групповых и коллективных формах и, в конечном счете, определяют успешность всех других форм, к которым относятся беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями, выполнения совместных поручений, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе и т.д.;
- Групповые (педагог-группа учащихся) - творческие группы, органы самоуправления, микрокружки (в этих формах - классный руководитель - рядовой участник или организатор, который помогает каждому проявить себя и создать условия для получения в группе значимого положительного результата);
- Массовые (педагог - несколько групп, классов) - конкурсы, спектакли, походы, спортивные соревнования и др. Роль педагога в данном случае зависит от возраста учеников и рядя других условий. Классный руководитель может выполнять роль: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером овладения опытом более знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Принципы внеклассной деятельности
Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, дополнительные занятия по учебным предметам, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д. - все эти интеллектуальные усилия требуют внеучебной разрядки. Служить этому может интересная увлекательная внеклассная работа, которая будет способствовать всестороннему личностному развитию. Внеклассная деятельность учащихся должна строиться на следующих принципах.
Принцип открытости.
Учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
Принцип привлекательности будущего дела
Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
Принцип деятельности.
Иногда можно слышать от классного руководителя таки слона: «Дети ничего не хотят делать, им все неинтересно». Однако с этими доводами соглашаться трудно. Ребятам нужна активная, полезная и значимая внеклассная деятельность. Внеклассную деятельность необходимо строить, используя знания, умения и навыки учебной деятельности. Словом, все, что изучено на уроке можно практически «потрогать» вне его. Этому могут служить предметные вечера, фестивали, парады учебных планет, конкурсы «почемучек», интеллектринги - живая и конкретная деятельность.
Принцип свободы выбора.
Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств. Мели классный руководитель использует этот принцип в своей деятельности, то желание участвовать в том или ином мероприятии у учащихся не пропадает, а наоборот - растет.
Принцип обратной связи.
Большое значение в работе классного руководителя имеет принцип обратной связи. Проведя любое внеклассное мероприятие - классный час, праздник или экскурсию - классный руководитель обязан побеседовать с учащимися и изучить их мнение, их настроение, степень их участия в проведенном мероприятии. Если ребята видят, что классный руководитель не воспринимает результат формально и безразлично, то у них тоже формируется неформальное отношение к порученному делу.
Принцип сотворчества.
В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество - в подготовке внеклассного мероприятия - это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Иногда можно наблюдать ситуацию, когда классный руководитель навязывает и даже заставляет ребят сотрудничать друг с другом, однако, результат — нулевой. Зачастую получается так, что один и тот же ученик выполняет работу, а в подведении итогов звучит несколько фамилий. Гораздо эффективнее, если ребята сами имеют возможность определить себе партнеров для участия во внеклассном мероприятии. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий внеклассного мероприятия самими учащимися, проявления самостоятельности и инициативы в порученном деле
Принцип успешности.
И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Классный руководитель должен видеть участие каждого ученика класса во внеклассной работе, в жизни школы. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика. Очень важно, если классный руководитель будет оценивать и успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
Основное назначение планирования —
определение оптимальных рубежей педагогической деятельности, мобилизация
творческих усилий учительского коллектива на совершенствование процесса
воспитания… программирование работы и возможностей педагогического и
ученического коллективов.
П.Т. Фролов
Успех многогранной воспитательной работы с классом во многом зависит от качества ее планирования. Планирование воспитательной работы — процесс научно обоснованного определения путей, средств и методов достижения целей по формированию и развитию личности или коллектива. Деятельность классного руководителя немыслима без тщательно продуманного планирования. План работы классного руководителя — документ, на основе которого строится воспитательная работа в классе. Он позволяет определить перспективы работы и конкретные пути решения педагогических задач в классном коллективе. Классный руководитель в ходе своей работы осуществляет несколько видов планирования:
— программа воспитательной работы в классе. Она может охватывать достаточно длительный период времени (от трех лет и больше);
— годовой план воспитательной работы, план на полугодие, четверть, месяц, неделю и день;
— план воспитательной деятельности по какому-либо наиболее важному для данного класса направлению деятельности (патриотическое, нравственное, гражданское воспитание и др.);
— план работы с ученическим, родительским комитетами, общественными организациями;
— план подготовки воспитательных мероприятий, классных часов, часов общения;
— план подготовки родительских собраний, конференций, круглых столов и др.;
— план повышения профессионального мастерства классного руководителя;
— план самообразования.
Основным документом является план работы на учебный год. Это очень важный документ, который должен отражать четкую систему воспитательной работы в классе, ее основные направления, формы и методы. Несмотря на то, что каждый из разделов плана несет определенную педагогическую нагрузку и имеет свое назначение, в практике общеобразовательных школ сегодня не сложилось единого подхода к структуре годового плана. Каждое образовательное учреждение выбирает оптимальную для данного заведения структуру. Наиболее распространенными является следующая структура годового плана классного руководителя.
1. Характеристика класса:
— состав класса, его общая характеристика (количество учащихся в классе, мальчиков и девочек, уровень воспитанности, состояние здоровья, успеваемость, участие учащихся во внеурочной деятельности, интересы воспитанников, отношение к общественным делам);
— уровень развития коллектива, микроклимат в классе, характер отношений, обычаи, традиции коллектива, ценностные ориентации, сочетание общих и личных интересов учащихся, актив класса, его авторитет, связь классного коллектива с общешкольным и т.д.;
— характеристика родительского коллектива: образовательный уровень родителей, социальный статус, многодетные, неполные, семьи, нуждающиеся в повышенном педагогическом внимании, национальный состав семей и т.д.
2. Анализ воспитательной работы за предыдущий учебный год.
3. Цели и задачи воспитательной деятельности классного руководителя. Они должны вытекать из анализа и охватывать наиболее важные направления работы.
4. Воспитательная деятельность с коллективом учащихся. Этот раздел предусматривает планирование воспитательных мероприятий по различным направлениям деятельности.
5. Индивидуальная работа с учащимися.
6. Взаимодействие с педагогами, работающими в данном классе.
7. Работа с родительской общественностью, общественными организациями, социумом.
Особое место в планировании занимает работа с коллективом учащихся. Классный руководитель должен отразить в данном разделе все виды деятельности, в которые включаются воспитанники: познавательная, художественно-творческая, ценностно-ориентационная, спортивно-оздоровительная, общественная, трудовая и др. В этом разделе важно спланировать работу по развитию индивидуальности (работа с одаренными детьми, социально незащищенными, детьми, требующими особого педагогического внимания и др.). В практике существует несколько вариантов форм планов, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. Важно, чтобы структура плана позволяла видеть цели и задачи работы, текущие и перспективные дела, отражать степень участия воспитанников в его осуществлении. Эти формы плана не являются обязательными. Классный руководитель самостоятельно выбирает оптимальный вариант, ориентируясь на современные требования, предъявляемые к данному виду документов. Немаловажное значение имеют педагогические ценности классного руководителя и его опыт работы. Приступая к планированию воспитательной работы, классный руководитель должен подумать, как избежать шаблонности, формализма, мелочной опеки, привлечь всех членов коллектива к планированию.
ПРОБЛЕМА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ:
Современные педагогические технологии как ведущий фактор повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса.
ПРОБЛЕМА КЛАССА:
Духовно- нравственное воспитание, как средство формирования личностных компетенций школьников, воспитание духовно - развитой личности с позитивным отношением к жизни, учёбе и активной гражданской позицией
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД:
· гражданское и патриотическое
· духовно-нравственное и семейное воспитание
· поликультурное, эстетическое воспитание, воспитание культуры быта и досуга
· трудовое, профессиональное и экономическое воспитание
· воспитание культуры жизнедеятельности
· развитие ученического самоуправления, воспитание психологической культуры
· воспитание культуры ЗОЖ
· экологическое воспитание
· превентивное воспитание и профилактика правонарушений
ПРИОРИТЕТНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД:
· Способствовать устранению причин высокого процента пропуска учебных занятий учащимися по болезни.
· Отработка действенного механизма учета детей, поиск новых путей качественного учета миграции.
· Проведение дополнительных мероприятий, укрепляющих здоровье учащихся, с целью понижения показателей пропусков учебных занятий по болезни;
· Проведение дополнительной разъяснительной работы о важности систематиче-ского посещения школы и влиянии частых пропусков по уважительной причине на закреп-ление учебного материала;
· Применение механизма стимулирования труда к сотрудникам, выполняющим и не выполняющим алгоритм связи классного руководителя с учителями-предметниками по своевременному и точному ведению учета посещаемости.
· Внедрение новых активных форм мероприятий, направленных на формирование правосознательного поведения.
· В связи с недостаточным уровнем социальной активности учащихся в волонтер-ской деятельности необходимо систематизировать эту деятельность, увеличить количе-ство мероприятий, расширить сотрудничество с организациями, реализующими экологи-ческие программы.
· Продолжить работу по формированию личностных ресурсов, обеспечивающих раз-витие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового об-раза жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ.
· Своевременное выявление детей с асоциальным поведением, нуждающихся в оказа-нии социально - психолого-педагогической помощи.
· Классным руководителям при проведении классных часов по формированию потреб-ности в ЗОЖ и расширению их кругозора полнее использовать возможности библиотек и Интернета, привлекать к проведению мероприятий родителей, специалистов и обще-ственность.
· Медиакультурное воспитание по обучению детей и подростков правилам безопасно-го поведения в интернет-пространстве, профилактика интернет-зависимости и преду-преждение рисков вовлечения в противоправную деятельность.
· Продолжить воспитывать сознательного гражданина-патриота, формировать со-циальную активность, уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедли-вость, патриотическое чувство гордости за достижения народа.
· Продолжить работу по вовлечению учащихся школы в ряды ученического само-управления и привлечению их к социально значимой деятельности.
· Поиск путей повышения уровня посещаемости родительских собраний.
Главным инструментом решения
воспитательных задач являются методы и приёмы воспитания.
Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и
учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств
личности воспитанников.
В целях воздействия на интеллектуальную сферу для формирования взглядов, понятий, установок, используются методы убеждения, предпола-гающие разумное доказательство какого-либо понятия, нравственной позиции, оценки происходящего.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, основанный на том, что дети осознанно, самостоятельно, в поисках решения той или иной социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов, исходя из самостоятельно сделанных логических выводов.
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулиро-вание, в основе которого – формирование у учащихся осознанных побуждений жизнедеятельности. В педагогике распространены такие компоненты этого метода, как поощрение и наказание.
Методы стимулирования помогают
формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует
осознанию собственных потребностей – пониманию смысла жизнедеятельности, выбору
соответствующих мотивов и соответствующих им целей, т.е. тому, что составляет
суть мотивации.
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование необходимых
навыков в управлении своими эмоциями, обучение самоуправлению конкретными
чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, порождающих их.
Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение
и связанные с ним приёмы аттракции. Внушение может осуществляться как
вербальными, так и невербальными средствами. « Внушать – воздействовать на
чувства, а через них – на ум и волю человека ». процесс внушения часто
сопровождается процессом самовнушения: ребёнок пытается сам себе внушить ту или
иную эмоциональную оценку своего поведения.
Методы воздействия на волевую сферу
предполагают: развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие
настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование
навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на
формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на форми-рование у
детей навыков психической и физической саморегуляции, развития навыков анализа
жизненных ситуаций, осознание своего поведения и состояния окружающих людей,
формирование навыков честного отношения к самим себе и
другим.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность.
Методы воздействия на
экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых
для них отношений. В условиях школы полезно рассматривать упражнения по
формированию у детей способностей к суждениям на основе принципа
справедливости, а ещё лучше – решать так называемые дилеммы. Метод дилемм
заключается в совместном обсуждении школьниками разнообразных моральных
проблем. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми
строится обсуждение, по каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за»
и «против».
Соответствующим методу дилемм является метод самовоспитания – рефлексия,
означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном
сознании. Предполагает не только познание человеком самого себя в определённой
ситуации или в определённый период, но и выяснение отношений к себе окружающих,
а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приёмов, соответствующих педагогической ситуации, особенностям учащихся, индивидуальному педагогическому стилю учителя
Средства формирования детского коллектива
Процесс развития классного коллектива — процесс сложный и противоречивый. Классный руководитель должен знать средства развития коллектива и умело пользоваться ими. Развитие и сплочение коллектива происходит в ходе совместной целенаправленной деятельности школьников. Именно разнообразная социально значимая деятельность (учебно-познавательная, трудовая, художественно-творческая, спортивно-оздоровительная, ценностно-ориентационная) создает особый эмоциональный настрой, «мажорный тон» в коллективе, дружеское единение его членов. Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива. Оно помогает укреплению дисциплины в классе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; являясь методом педагогической деятельности, оно стимулирует развитие учащихся, помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Предъявление требований на первом этапе формирования коллектива позволяет классному руководителю предопределить переход коллектива на более высокий уровень развития. Одним из средств формирования коллектива является общественное мнение в коллективе. Оно представляет совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Функция общественного мнения состоит в стимулировании всего положительного в жизнедеятельности коллектива и преодолении негативных явлений и тенденций. Созданию общественного мнения способствует разнообразная практическая деятельность членов коллектива и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Не опираясь на общественное мнение, невозможно эффективно управлять коллективом и воспитывать его членов. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить, только наблюдая воспитанников в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. Различают ближние, средние и дальние перспективы. Ближние перспективы связаны с ожиданием детьми интересного и радостного события, которое произойдет в ближайшее время. Средние перспективы несколько отдалены во времени: подготовка к праздникам, летним каникулам и т.д. Дальние перспективы затрагивают жизненные планы детей, связанные чаще всего с выбором профессии. На реализацию дальних перспектив требуется несколько лет. Ближние, средние и дальние перспективы определяют закон движения коллектива. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду, поэтому необходимым условием его развития является выдвижение и постепенное усложнение перспектив. Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Ученическое самоуправление — форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая их самостоятельность, активность в принятии и реализации важных проблем. Самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начинаться с создания органов, оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности в классе. Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся сами определяют пути решения поставленной проблемы и сами ее решают. При самоуправлении действует так называемый закон трех «сами»: «сами ищем дело», «сами планируем и осуществляем его», «сами подводим итоги на основе коллективного анализа». Самоуправление часто называют «школой гражданственности и зрелости». Немаловажным фактором формирования коллектива являются традиции, под которыми понимают формы коллективной жизни, наиболее ярко воплощающие характер коллективистских отношений и общественного мнения. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Традиции класса положительно влияют на формирование мировоззрения и мироощущения ребенка. Они способны творить чудеса. В силу этого воспитать и сохранить традиции является важнейшей задачей в воспитательной работе с коллективом.
Классный руководитель 3-В класса
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Степаненко Н.В.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
Совместное творчество как средство сплочения и развития ученического коллектива
Введение.
Актуальная для современного общества проблема формирования личности в настоящее время тесно связана с проблемой сплочения коллектива. Сегодня формирование коллектива должно строиться не на принципе коллективизма, а на принципе межличностных связей в нем. Коллектив составляют личности, скрепленные общей целью, грамотно взаимодействующие между собой. Развиваясь в коллективе, личность приобретает ценные качества, которые необходимы для ее социализации: умение четко выражать свои мысли и идеи, умение работать в команде, прислушиваться к мнению других, нести ответственность за общее дело, помогать и сотрудничать с другими людьми. Результатом включенности в коллектив является появление социального опыта, который создает условия для возникновения специфических образований, включающих в себя своеобразное сочетание нравственных знаний, чувств, привычек.
Особенным видом коллектива является детский коллектив. Детский коллектив имеет свои особенности. Коллективные взаимоотношения между детьми носят неустойчивый характер, т.к. личность ребенка еще только начинает развиваться и формироваться. Также отличительной чертой является то, что цель в детском коллективе устанавливается взрослыми, но задачи и пути решения дети должны сформировать самостоятельно.
Неотъемлемой характеристикой детского коллектива является психологический климат. Под психологическим климатом принято понимать эмоционально-психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными норами и интересами.
К эффективным способам формирования здорового психологического климата в коллективе можно отнести использование игры, формирование общих традиций, создание ситуаций коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка, наличие активной позиции педагога по отношению к классному коллективу, привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь классного коллектива.
Одним из наиболее результативных средств сплочения коллектива является совместная организаторская деятельность детей и взрослых или коллективная творческая деятельность.
Суть коллективной творческой деятельности в том, что дети самостоятельно выбирают дело, которым хотят заняться, ставят цели и задачи, планируют и прорабатывают свои действия. В данной работе педагог является инициатором действия, подводит ребят к пониманию задач, является организатором. Руководитель принимает все предложенные идеи, относится с полным уважением и доверием к действиям коллектива. Он поддерживает и вдохновляет каждого члена творческой деятельности, побуждает к самостоятельному и добросовестному выполнению общей идеи.
Практическая часть.
Сегодня я хотела бы привести пример сплочения коллектива на методике «Дерево желаний».
Использование образа дерева позволяет отразить внутреннее психологическое состояние коллектива через образ дерева, а также показать важность каждого элемента в целостной структуре.
Время выполнения методики может варьироваться от одного до пяти занятий. Форма выполнения может быть различна: аппликация (бумага, ткань), рисунок, коллаж, использование пальчиковых красок и т.д. В качестве материала могут быть использованы бумага, картон, ткань. В ходе работы необходимо вырезать основу для дерева (ствол, ветки). Разделить их по количеству учеников. Далее подготовить листья для дерева. Цвет листьев может быть различным. Количество листьев считается по числу учеников. Желательно на каждого ученика использовать три-четыре листочка.
Первое занятие. Ученики создают основу дерева. Для этого решается, каким ученики представляют дерево. Они должны решить, что это будет за дерево, его форму, размер, цвет листьев (желательно использование разных цветов) и другие детали. Затем, закладывается основа – ствол и ветви. Каждый ученик прикрепляет по одному фрагменту.
Второе – четвертое занятия. На каждом занятии раздаются листья. Каждый ребенок выбирает понравившийся ему цвет. Дается задание: написать на листе любое пожелание (шутку, стихотворение, рисунок и т.п.), адресованное группе. Листья прикрепляются к основе. Таким образом, за три занятия дерево обретает свою форму и вид.
Пятое занятие. Здесь возможно продолжение работы. Педагог задает вопросы: «Нравится ли вам ваше дерево?», «Что вы хотели бы добавить в вашу работу?». В этом случае дерево может быть дополнено различными элементами: птицами, животными, цветами и т.д. Завершением занятия будет общее прочтение пожеланий.
В итоге должна быть выявлена проблема коллектива. Ученики должны самостоятельно принять меры по решению выявленной проблемы. Педагог в данном случае может выступить как медиатор решения проблемы. Оценка результатов должна быть как со стороны коллектива, так и со стороны педагога. Оцениваются общая идея, вклад каждого участника, в результате дается общая оценка всего коллектива.
В данной методике педагог, как наблюдатель, должен обратить внимание на процесс выполнения работы, на эмоциональное состояние группы и каждого ее члена, на изменения климата в группе и оказывать содействие при выполнении трудных задач. Также педагог может интерпретировать полученные данные на основе дерева и желаний.
Таким образом, условием формирования сплоченности в коллективе может выступать коллективная деятельность, направленная на укрепление межличностных связей, выявление и раскрытие потенциала каждой личности в коллективе. Продукты коллективного творчества можно использовать на выставках, презентациях, участие в конкурсах, ярмарках. Важно отметить, что данная деятельность должна соответствовать интересам детей, вдохновлять и воодушевлять их с целью увеличения заинтересованности участия в ней.
Классный руководитель 8-Б класса
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Бозбей О.В.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
Психолого-педагогическая культура деятельности педагога как залог успешной реализации воспитательных задач школы
Духовная культура педагога составляет содержание его профессиональной деятельности. Педагог — прежде всего личность, профессионально значимая в той мере, в которой причастна к духовным ценностям, выработанным человечеством, и в которой способна приобщить к этим ценностям других людей. Основные направления в области образования: сохранение уникальности и ценности детства как важного этапа в общем развитии человека; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогических работников и детей; уважение личности ребенка; реализация образовательной программы в игровых формах, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Важнейшим фактором развития профессиональной культуры педагога является его самообразование. Самообразование выражается в проявлении личностно и профессионально значимой самостоятельной деятельности педагога и включает в себя общеобразовательные, предметные, психолого-педагогические и методические аспекты.
Общеобразовательное самообразование расширяет кругозор педагога, включает его в процессы чтения художественной и детской литературы, периодических изданий, просмотр отдельных телепередач, слушание радио, посещение с определенной периодичностью кинотеатров, театров, музеев, выставок, участие в экскурсиях, посещение лекториев, курсов и т.д.
Предметное самообразование направлено на развитие способностей педагога по непосредственному профилю выбранной профессиональной деятельности и связано с изучением специальной литературы, посещением курсов, семинаров, круглых столов, конференций и т.д.
Психолого-педагогическое – на изучение возможностей человека, механизмов формирования его личности, целевых и нравственных установок,
использования методов, форм, приемов педагогического воздействия на других участников образовательного процесса и т.п. и включает в себя углубленное изучение педагогической и психологической литературы.
Методическое самообразование способствует повышению методической подготовки педагога и позволяет в процессе изучения передового опыта, специальной методической литературы экстраполировать результаты деятельности других людей на проектирование в будущем своей.
Все эти составляющие способствуют формированию индивидуального стиля профессиональной деятельности, помогают осмыслению педагогического опыта и собственной самостоятельной деятельности, являются средством самопознания и самосовершенствования человека.
Классный руководитель по сравнению с другими учителями выполняет дополнительно очень важные функции по воспитанию учащихся. Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности.
Рассмотрим некоторые из них.
1. Высокий моральный авторитет. Сила воспитательного воздействия классного руководителя на учащихся во многом зависит от его морального авторитета. Личность воспитателя, его моральный облик оказывают решающее влияние на формирование сознания и на поведение школьников.
2. Педагогическое мастерство. Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора. Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения,
убедить их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в их силы и возможности.
3. Широкий культурный кругозор. Сложные функции и обязанности классного руководителя требуют от него высокой культуры, постоянного расширения культурного кругозора. Без этого он не сможет удовлетворить разнообразные запросы и интересы учащихся. Подростки и юноши очень любопытны. Они часто обращаются с вопросами по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.
4. Педагогический такт. Необходимым условием повышения эффективности воспитательной работы классного руководителя является соблюдение педагогического такта. Это показатель внешней и внутренней педагогической культуры воспитателя. Педагогический такт предполагает, прежде всего, уважение к личности воспитанника, чуткое и внимательное отношение к нему, доверие и вместе с тем ненавязчивый контроль за его поведением, не допускающий чрезмерной опеки и администрирования.
5. Любовь и уважение к детям. Разумная любовь и уважение к детям – непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Кто не любит детей, тот не может стать их настоящим воспитателем, наставником. Лаской и любовью, уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших.
6. Наличие организаторских способностей. Воспитание детей – это прежде всего организация их жизнедеятельности. Классный руководитель, обладающий организаторскими способностями, обычно не берётся за все дела сам. Он умело привлекает актив и всех остальных учащихся, помощников из числа учителей, родителей, членов
производственных коллективов. В результате он успевает при меньшей затрате сил сделать гораздо больше тех классных руководителей, которые за всё берутся сами и часто не доводят дело до конца.
7. Творческий подход к воспитательной работе. К организации воспитательной работе следует подходить творчески. Надо постоянно думать, проявлять инициативу и умело решать педагогические проблемы. Когда классный руководитель работает без огонька, его деятельность становится скучной, однообразной. Если же он проявляет инициативу и не допускает шаблонов в своей работе, тогда он добивается серьёзных успехов в воспитании.
8. Повышение квалификации классного руководителя.
Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Не только молодые, начинающие классные руководители, но и опытные воспитатели, проработавшие в школе много лет, нуждаются в повышении квалификации. Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если воспитатель будет надеяться только на ранее заученные педагогические правила и методические приёмы.
Хочется закончить высказыванием В. А. Сухомлинского: «Важнейшее условие духовного роста педагога – это прежде всего время – свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам… Время – ещё и ещё раз повторяю – это большое духовное богатство учителя… Педагогическое творчество – сложный труд, требующий огромной затраты сил, и, если силы не будут восстанавливаться, учитель выдохнется и не сможет работать». (В.А. Сухомлинский).
Классный руководитель 6-Б класса
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Павлова Л.М.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
Современные формы взаимодействия
классных руководителей и учащихся
Педагогическая практика выработала различные формы внеклассной воспитательной работы.
Форма воспитательной работы, по определению Е.В. Титовой - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.
Многообразие существующих в практике и создающихся новых форм воспитательной работы позволяет, тем не менее, выделить несколько их типов, которые различаются между собой по определенным признакам. Эти основные типы объединяют в себе различные виды форм, каждый из которых имеет, по всей видимости, бесконечное множество методических модификаций и вариаций конкретных форм.
Все типы форм работы имеют свое педагогическое значение, и каждый из них ценен в процессе воспитания. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.).
Такие события организуются старшими для младших, когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо, например, организаторским умениям, практическим навыкам, познавательным умениям. В этом помогают занятия, практикумы, тренинги, когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка (прогулка, зарядка, беседа, рассказ, встреча, тренировка).
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью педагогов, старших, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами.
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.).
Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
Формы проведения классных и информационных часов
«Брейн-ринг» - игра представляет собой состязание в быстроте мышления, сообразительности. Само название «брейн-ринг» (англ. брейн - мозг, рассудок) говорит о том, что игроки на площадке (ринге) собираются для состязания в знаниях, в умении быстрее соперника найти правильный ответ. Вопросы для игры должны быть краткими, понятными, не требующими длительного обсуждения. «Турнир-викторина» - состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы для других команд по определенной тематике. Она сочетает в себе особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины (ищут и задают вопросы, занимательные задания).
«Информ-дайджест» — еженедельная «пятиминутка» со свободным выбором тем. Каждый учащийся, предварительно проанализировав общественно-политические события за минувшую неделю, знакомит группу с наиболее интересными и значимыми материалами из прессы, информационных радио- и телепередач.
«Спрашивали-отвечаем» - форма обзорного информационного часа по заранее отобранным, наиболее актуальным проблемам. Предварительно собираются сведения у ребят о том, какие события современной жизни их заинтересовали более всего. Полученные вопросы распределяются между ребятами в группе, затем подбирается материал, и готовятся выступления.
«Информация +» - это ознакомление учащихся с событиями в стране и за рубежом по определенной схеме: внутренняя и внешняя политика страны; события в странах дальнего зарубежья; новости науки, культуры, экологии, здравоохранения, спорта. «+» указывает на то, что помимо изложения материала по теме выступающий предусматривает демонстрацию наглядного материала, комментирует сообщение, обменивается мнениями с группой.
Тематический информационный час - более глубокое обсуждение какой-либо злободневной проблемы, цель которого - выявление проблем, актуальных с точки зрения молодежи; пробуждение творческого поиска при подборе материала, достойного внимания сверстников.
Определение темы - один из наиболее важных моментов подготовки тематического информационного часа. Тематику планируемого информационного часа желательно обсуждать вместе с учащимися.
По необходимости, преподавателем разрабатываются вопросы, позволяющие конкретизировать тему, определяются персональные и коллективные задания для учащихся, уточняется порядок проведения тематического информационного часа.
В роли ведущего может выступать как сам преподаватель, так и один из ребят (в зависимости от темы и формы проведения), лучше - лидер группы, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме. Успех во многом зависит и от вовлечения всех ребят класса в обсуждение вопросов, обмена мнениями по обсуждаемой тематике. Очень важно также научить самостоятельно выделять главное в предлагаемом материале
Формы проведения тематических информационных часов
«Беседа «за круглым столом» - форма изучения актуальной социальной проблемы с присутствием компетентного лица по проблеме и активным вовлечением старшеклассников в дискуссию. Проблема для освещения на тематическом информационном часе может быть продиктована последними событиями в мире или предложена самими ребятами. Информация по теме может быть изложена или самим гостем (историком, юристом, экологом, депутатом), или кем то из ребят, способным с легкостью пробудить интерес к событию и создать обстановку раскрепощенного обмена мнениями. В процессе беседы также возможен просмотр видеофрагмента по проблеме. После этого ребята дополняют сообщение с мест, задают вопросы, организуется коллективный анализ проблемы и активный обмен мнениями. В заключение формулируются выводы по теме.
«Политическая дискуссия» - тематический информационный час с целью исследования проблемных и спорных политических вопросов. Участники заранее делятся на группы, имеющие разные или противоположные мнения. Для дискуссии характерны тщательная теоретическая подготовка участников и обстоятельный анализ аргументации противоположной концепции. В результате коллективного творческого мышления учащиеся формируют умение анализировать политическую жизнь, видеть противоречия действительности и находить пути их решения.
«Как это было» - форма тематического информационного часа, анализирующая одно из значимых событий по примеру одноименной телепередачи. Большая роль отводится ведущему, который дает основные исторические и политические справки, представляет гостей и организует диалог. Выступления должны быть краткими (3-5 мин) и посвящены конкретному факту, позволяющему углубить и разнообразить знания слушателей. Рекомендуется использование видеоматериалов, фотоиллюстраций и т. п.
«Годы и люди» - тематический информационный час, посвященный биографиям, профессиональным достижениям деятелей культуры, политики, экономики, спорта у нас в стране и за рубежом.
«Пресс-конференция» - форма информационного часа с элементами ролевой игры. Участники пресс-конференции - «журналисты» и «фотокорреспонденты» - берут интервью у докладчика, выступающего в роли политика, ученого, деятеля искусства и т. д. Пресс-конференции способствуют расширению кругозора по изучаемому материалу, более осознанному подходу к нему, формируют собственное отношение к проблеме, умение защищать свою точку зрения.
«Тематический блиц-опрос» - представляет собой собственные видеосюжеты старшеклассников по определенной тематике для последующего обсуждения: «корреспондент» в присутствии «оператора» с видеокамерой проводит в многолюдном месте учебного заведения (в холле, столовой и т.п.). Вопросы готовятся заранее, а респондентами могут являться как ученики, так и учителя, тех. персонал, родители. Результат состоит в том, что приходится невольно вникнуть в проблему, согласиться или поспорить с высказанным мнением. Подобное начало информационного часа, привлекая внимание старшеклассников к обсуждаемой теме, является благодатной почвой для последующего всестороннего исследования поставленной проблемы, побуждает к поиску и аргументированию собственного мнения.
«Пресс-турнир» - форма информационного часа, позволяющая активизировать интерес к периодическим изданиям, расширять кругозор по различным проблемам общества, выделять главное из различного рода информации. Для проведения пресс-турнира учащиеся делятся на группы, представляющие различные пресс-центры. Они могут быть посвящены определенным темам (рубрикам), а могут представлять конкретные издания. Во время подготовки каждая команда изучает свои издания, обдумывает вопросы для других команд (можно выпускать бюллетени по своей тематике – подборку наиболее интересных материалов, чтобы представители других команд имели возможность ответить на их вопросы), а также готовится к выступлению.
"Информационный журнал» - форма устного журнала, цель которого состоит в обобщении информации за определенный период времени о важнейших событиях политической, социально-экономической и другой жизни нашей страны и за ее пределами. В информационном журнале могут быть следующие странички: «Политическая», «Экономическая», «Новости искусства», «Спортивная» и другие (выбор определяют сами ребята).
В современной школе при организации учебной деятельности широко используются различные технологии. Эти технологии очень успешно можно использовать и во внеклассной работе. Технологии вооружают методами и формами для достижения поставленных целей не зависимо от содержания темы. Вот примеры классных часов с использованием некоторых технологий.
Технология французских мастерских.
Друг
Цель:
-выявить черты характера человека, которые помогают поддерживать дружеские отношения, способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; формировать понятия «друг»;
-развивать коммуникативные навыки;
- воспитывать дружеские отношения в коллективе.
1. Саморегуляция.
Учащиеся и учитель садятся по кругу. По очереди каждый называет имя своего друга. Дарят друг другу улыбки.
2. Индукция .
-Вспомните песни о друге, дружбе. («С голубого ручейка начинается река», «Друг в беде не бросит…» и т.д.)
3. Самоконструкция.
Запишите качества друга. Каким он должен быть?
Социализация. Ученики зачитывают свои записи, дополняя их записями других учащихся (добрым, внимательным, щедрым, готовым помочь и т.д.)
4. Социоконструкция.
Работа в группах
-Обсудите, какие качества, из записанных, есть у вас и у соседа по группе. Выделите основные качества своего друга и всей группы в целом. Нарисуйте друга и постарайтесь изобразить его качества характера. Подготовьте защиту рисунка (можно стихи, песни или другая форма).
5. Разрыв
Подумайте и выберите одноклассника, которому присущи все эти качества. Назовите его.
Названным учащимся вручаются медали «друг».
6.Афиширование.
Выставка и защита групповых работ.
7. Рефлексия.
Игра «Венок»
Учащиеся становятся в круг, каждый кладет руку на плечо своему товарищу. Говорит ему комплимент и слова благодарности, затем все вместе поют песню «Улыбка».
Технология интерактивной игры "Братья наши меньшие"
Цель:
-развивать творческие способности, коммуникативность;
-воспитывать ответственность за тех, кого приручили, прививать любовь к животным.
1.Создание эмоционального настроения.
Игра «Поменяйтесь местами те, кто …»
Учащиеся сидят по кругу. Ведущий называет какой-либо общий признак и предлагает пересесть тем, кому он присущ.
-Поменяйтесь местами те, кто любит животных; у кого есть домашние животные; у кого есть кот; у кого есть собака; у кого есть другие животные и т.д.
2. Введение в тему.
Игра «Визитка»
Учащимся предлагается в парах рассказать о своем домашнем животном (если нет, то о любом животном), на карточке написать его кличку и нарисовать . Затем в парах учащиеся представляют визитку друг друга и кратко рассказывают о животном, которое есть у товарища по игре.
3. Слово учителя.
Учитель говорит о бездомных животных. Учащимся предлагается подумать, почему есть бездомные животные.
4. Творческая работа учащихся.
Игра «Шляпа»
Учащимся предлагается достать из шляпы жетоны, не заглядывая в неё. В результате группа делится на три микрогруппы. Каждая группа получает шляпу соответствующего цвета, в которой лежит задание:
1. Шляпа – «любовь»: обсудите в группе и сделайте коллаж «За что мы любим животных?»
2. Шляпа – «забава»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Почему животные нуждаются в нашей заботе?»
3. Шляпа – «ответственность»: обсудите в группе и сделайте коллаж «Ты в ответе за тех, кого приручил?»
5.Афиширование.
Афиширование коллажей.
6. Итоговое слово учителя.
Учитель зачитывает строки из книги Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» и рекомендует почитать все произведение.
7. Выставка творческих работ.
Выставка коллажей и фотовыставка домашних животных.
Игра-квест
Квест (англ. quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определенной цели через преодоление трудностей (например, миф о Персее или даже 12 подвигах Геракла). Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Идея такого развлечения пришла из Америки и Европы, где распространены салонные детективные игры.
Это развлекательная игра для команды из нескольких человек, организуемая в специально подготовленном помещении. Формы проведения игры могут быть разнообразны. (Разработка игры в приложении: игра-квест «Дорогами Победы»).
Музей дает формирующейся личности уникальную возможность ощутить себя в потоке Времени, оценить то или иное историческое явление с точки зрения сегодняшнего дня из позиции прошлого, понять что Будущее «прорастает» из Прошлого. В контексте реализации этой задачи бесспорно актуальной является проблемная экскурсия. В эпоху стремительного развития информационных технологий появился новый вид экскурсии – виртуальная. Школьный музей не может обладать огромным и разносторонним фондом, восполнить этот пробел в настоящее время может создание мультимедийных культурологических программ. «Виртуальные экскурсии» помогут вызвать интерес к изучению истории и культуры родного края, мирового историко-культурного наследия.
Если мы сегодня говорим о современных формах воспитательной работы, по – моему мнению, праздник в школе всегда актуален. Каждое новое время диктует педагогу, классному руководителю свои задачи в воспитании школьника. А праздник, если к нему творчески подойти, позволяет сделать жизнь детей увлекательной, непринуждённой, значительно повысить её воспитательный потенциал. Если раньше под проведением праздника подразумевалось выступление ребят на определённую тему, то сейчас праздник – это не только набор стихов, песен, но и организация разнообразных видов деятельности: игра – путешествие, познавательная викторина, спортивные состязания, интеллектуальный марафон, игровые состязания, использование ИКТ и др.
Праздничное мероприятие имеет свои функции:
– обучающая функция – сочинение сценариев; вокальные, танцевальные занятия; работа над декорациями, пантомимой, правильным использованием жестов и мимики; искусство диалога, перевоплощения;
– воспитательная функция – проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
– развивающая функция – развитие личностных качеств школьника при подготовке выступления; расширение его кругозора; развитие интеллекта;
– коммуникативная функция – общение между сверстниками в процессе подготовки праздника; организация творческого сотрудничества с другими детскими коллективами;
– эстетическая функция – развитие вкуса, умение видеть прекрасное в обыденном;
– просветительская функция – развитие интереса к окружающей действительности, телевидению, кинофильмам, радиопередачам, чтению;
– развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на репетициях и во время игры; превращение занятия в увлекательное путешествие;
– релаксационная функция – снятие напряжения, вызванного повышенной учебной нагрузкой, с помощью игровых приемов и самой игры.
Все внеклассные мероприятия я предлагаю фотографировать, снимать и впоследствии монтировать фильм, который потом можно представить перед родителями и детьми в конце учебного года на празднике, посвящённом прощанию с учебным годом.
А сейчас я хочу представить вашему вниманию видеоролик, который я подготовила в прошлом учебном году со своим классом. Этот видеофильм называется «Мамины глаза», он является своеобразным сюрпризом-подарком для всех мам учащихся и займет достойное место в Видеолетописи нашего класса.
Педагог - психолог
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Бойко Н.Д.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
Методики оценки и самооценки уровня
Морально-психологического климата
В ученическом коллективе
Ученический коллектив – мощное средство формирования гармоничной личности, но лишь тогда, когда психологический климат в нем положительный, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя в нем свободно и комфортно. Ведь именно коллектив влияет на воспитание, гармоничное развитие личности учащихся, в значительной мере предопределяет формирование многих характерных черт, развивает навыки взаимодействия с окружающими.
Впервые термин «психологический климат» был использован Н. С. Мансуровым в контексте изучения производственного коллектива. Чуть позже психологи стали выделять социально-психологический и морально-психологический климат. Психологический климат – широкое понятие, остальные входят в его состав. В педагогической науке и практике термины «психологический климат», «социально-психологический климат» и «морально-психологический климат» довольно часто не разграничиваются, используются как синонимичные понятия.
Морально-психологический климат — это устойчивое эмоционально-нравственное состояние социальной группы, отражающее настроение людей, занятых совместной деятельностью, их отношение друг к другу, общественное мнение относительно важнейших материальных и духовных ценностей. Оценка климата носит полярный характер: благоприятный или неблагоприятный.
Для первого характерно:
· доброжелательное отношение участников друг к другу;
· дух товарищества;
· адекватная взаимная требовательность, обуславливающая творческую эффективную деятельность;
· взаимопомощь;
· радость от общения и открытость коммуникаций;
· безопасность и комфорт;
· оптимизм;
· уверенность в себе и коллективе;
· возможность свободно и творчески мыслить, раскрывать и реализовывать собственный потенциал,
для второго –
· пессимизм;
· недоверие и неуважение;
· холодность и скрытность в отношениях;
· сдерживание личностного потенциала;
· раздражительность;
· напряженность и конфликтность;
· неуверенность;
· непонимание;
· страх ошибки, наказания и непринятия;
· подозрительность.
Чтобы правильно организовать работу с ученическим коллективом, необходимо знать и понимать отношения, сложившиеся между детьми, их эмоциональную окраску, осознавать позицию каждого ученика, его статусно-ролевую характеристику, структуру коммуникативных связей.
Структура коллектива постоянно меняется в зависимости от возраста учащихся. Так, в начальной школе психологический климат в большой степени зависит от учителя. Дети к нему прислушиваются, ориентируются на его мнение, воспроизводят в своих отношениях с одноклассниками отношение к ним учителя. Статус ученика, то есть его место в системе коллективных отношений, в начальных классах определяет именно учитель.
В средней и старшей школе система взаимоотношений коллективе претерпевает значительные изменения. Учитель / классный руководитель уже не имеет возможности быть постоянно рядом с детьми, влиять на особенности их взаимодействия. Подростки, не зависимо от мнения взрослых, начинают формировать социально-психологический климат своего коллектива. Меняется статус многих учеников, меняются социальные роли, а значит, меняется и структура всего коллектива.
На сегодняшний день известно много методов изучения психологического климата в ученическом коллективе и системы взаимоотношений в нем. Есть методы научные, которые используют специалисты и требующие определенных знаний и математической обработки. Есть и такие, которые доступны любому педагогу.
Самый первый из них, важность которого невозможно переоценить, - психолого-педагогическое наблюдение. Наблюдение – систематическое и целенаправленное восприятие психических явлений, обусловленное задачей деятельности. (Психологический словарь под ред. Б.Г. Мещерякова). В ходе наблюдения классный руководитель имеет возможность отследить особенности взаимодействия, складывающиеся в коллективе, место каждого ребенка в нем. Именно он распознает лидеров и аутсайдеров, способствует формированию активного ядра, организует эффективное взаимодействие.
Данные о психических состояниях и свойствах группы можно выявить с помощью анкет и интервью (опросов). Удобство анкеты состоит в том, что за короткое время можно опросить большое количество людей. Для работы можно использовать как готовые анкеты, так и самостоятельно составленные опросники, включающие вопросы, ответы на которые позволят выяснить состояние интересующей нас проблемы. Анкеты могут быть закрытого типа (да или нет, готовые варианты ответа) или открытого (необходимость высказать свое личное мнение). Любая анкета предполагает анонимность.
Есть несложные психологические тесты, которые не требуют специальной подготовки. Например, методика оценки психологической атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру). Респондентам предлагается ознакомиться с 8 парами противоположных по смыслу слов (дружелюбие – враждебность, согласие – несогласие, теплота – холодность и др.) и отнести свой ответ ближе к тому, которое, на их взгляд, точнее отражает атмосферу в коллективе. Каждому крайнему значению присваивается количество баллов: крайнему отрицательному - 10, крайнему положительному – 1. Затем все показатели складываются, и на основе значения суммы дается оценка атмосферы в коллективе. Минимальная суммарная оценка - 10, что является показателем положительной атмосферы в коллективе, максимальная – 100, соответственно, показатель отрицательной атмосферы. На основе всех частных оценок высчитывается среднее, которое и будет характеризовать атмосферу в коллективе.
Методика Фидлера способна дать лишь описательные характеристики климата в коллективе, ее общие черты. Для полной и глубокой оценки социально-психологического климата в коллективе методику оценки психологической атмосферы рекомендуется сочетать с социометрическим тестом. Это позволит исследователю дать более точные и конкретные рекомендации и советы для определенного коллектива.
Существует несколько анкет (тестов) построенных по такому же принципу.
Еще одна методика - определение индекса групповой сплоченности Сишора.
«Классический» метод Сишора включает в себя 5 вопросов, и респонденту предлагается выбрать один наиболее подходящий, по его мнению, вариант ответа. Каждому варианту ответа присваивается балл от 1 до 5 (в самой анкете эти баллы не указываются, респондент их не видит), далее подсчитывается общая сумма баллов и на основании полученного результата делается вывод о степени сплоченности коллектива. Низкий показатель индекса групповой сплоченности может служить сигналом для классного руководителя о необходимости мер по сближению членов коллектива.
Измерить социально-психологический климат, отследить происходящие в нем процессы помогает социометрическая методика (социометрия). Возможности названной методики очень велики. Она не только помогает определить статус каждого ребенка в коллективе, но и выделить официальных и неофициальных лидеров, определить состав референтных групп, прогнозировать возможные конфликтные ситуации. Проводится она очень быстро, всего за 10 минут. Но есть одно очень важное условие: на момент исследования в классе должны присутствовать все ученики.
Процедура опроса включает две ситуации: одна имеет эмоциональную окраску (дружеские отношения), вторая – официальную (деловые отношения, уровень сформированности деловых качеств). Дети имеют возможность одним ученикам отдать предпочтение, других отвергнуть. Ответы участников опроса дают возможность построить двумерную модель коллектива. Соответствующие математические вычисления позволяют определить место каждого в системе взаимоотношений, то есть статус в эмоциональной и деловой подсистемах.
Социограмма позволяет выделить 5 зон коллектива:
1 - " лидеры "(положительный статус в обеих подсистемах),
2 – „руководители” (наличие организаторских способностей, но низкий эмоциональный интерес со стороны одноклассников);
3 – „серые мыши” (статус в обеих подсистемах приближается к 0),
4 - " любимцы публики "(те, кому предпочитают эмоциональные контакты),
5 - "отвергнутые", или аутсайдеры (отрицательный статус в обеих подсистемах)
Круговая социограмма дает возможность увидеть структуру коллектива, построенную на основе эмоциональных выборов и отвержений.
Социометрическое исследование требует специальной подготовки или обучения.
Периодическое проведение исследований социально-психологического климата в коллективе способно выявить проблемные сферы жизнедеятельности коллектива и подсказать меры по улучшению социально-психологического климата и, как следствие, эффективности взаимодействия членов коллектива.
Заместитель директора
по воспитательной работе
МОУ «Школа №119 г.Донецка»
Новикова Л.А.
Выступление на педагогическом совете 02.11.2020
Психогигиена учителя и учащихся (из опыта В.А. Сухомлинского)
Психогигиена для педагогов
«Нет работы более изнурительной для сердца, чем работа педагога»
В.А.Сухомлинский
Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной.
В школе проблема эмоционального выгорания, профессиональных деформаций, а по большому счету и сохранения психического здоровья педагогов стоит особо остро. От педагога требуется большая гибкость, много времени, чтобы найти эффективные приемы обучения, найти к каждому индивидуальный подход, терпение, выдержку. После нескольких лет работы в таком напряженном режиме у педагогов появляется апатия, ощущение тщетности и ненужности своей работы, усталость и недовольство. Чтобы не доводить себя до состояния изнеможения, необходимо при первых признаках утомления, усталости сделать перерыв, отдохнуть, переключиться на другой вид деятельности.
Психогигиена
1. Удивляйтесь чаще, всегда удивляйтесь красоте природы, осветите свою жизнь и свое рабочее место по-новому, смените краски на яркие при меланхолии, сделайте перестановку. Ежедневно чем-нибудь наслаждайтесь, любуйтесь
2. Заведите привычку жечь дома свечи – огонь сжигает отрицательную энергию, успокаивает
3. Имейте хобби, которое успокаивает, отвлекает от грустных мыслей, приносит радость и удовлетворение
4. Придя домой с работы смойте с себя впечатления рабочего дня- хотя бы с лица, шеи, рук. Помолчите - вечерняя психодиета
5. Выбросите весь негатив из головы, не выплескивайте свою неудовлетворенность на других. Болезни мысли губительнее и встречаются чаще, чем болезни тела. - Цицерон
6. Ухаживайте за собой. Хольте, лелейте себя
7. Украшайте свой дом, рабочее место. Живите красиво. Устраивайте себе праздники
8. Придумывайте и повторяйте из года в год хорошие и добрые традиции
9. Следите за своим гардеробом – одежда красит человека
10. Всегда оставляйте за собой право на личное жизненное пространство, в которое никому не разрешено вторгаться
11. Всегда находите возможность работать на себя – занимайтесь своим здоровьем, развивайте способности, не упускайте возможностей – ежедневно
12. Хотеть не вредно. Хотеть и бездействовать вредно, неэффективно и бессмысленно
13. При любом выборе, любых жизненных обстоятельствах выбирайте позитивное жизневосприятие и положительный настрой
14. И швец, и жнец, и на дуде игрец. Не взваливайте на себя все и вся, не занимайтесь самопожертвованием, не поступайтесь своими личными интересами
15. Не старайтесь контролировать все и вся вокруг
16. Не просите у людей того, чего они вам не могут дать
17. Не сравнивайте себя с другими, кто живет лучше тебя, а сравни с теми, кому хуже
Учитель не может и не должен заниматься лечением. Его функция – воспитание школьников. Но оптимизация психического состояния классного коллектива и отдельных учащихся является существенной задачей воспитательного процесса. Школьная психогигиена не раскрывает клинические методы воздействия на нервно-психическую сферу, но она вооружает учителя определенным объемом знаний и умений, необходимых для обеспечения психического здоровья .
Преодоление дискомфорта, создание хорошего настроения – одна из существенных задач воспитательной практики. Решая ее, эмоции надо не просто гасить или возбуждать, а добиваться оптимального уровня эмоционального состояния. Этот аспект воспитательной работы и составляет главную задачу психогигиенической работы в школе. В.А. Сухомлинский, характеризуя важнейшие требования к учителю, писал: «Что значит хороший учитель? Это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком». Именно личность педагога, его нравственные качества, отношение к ребенку должны являться основой педагогического мастерства.
По мнению В.А.Сухомлинского, умелое воспитание умственных сил заключается в том, чтобы и для себя найти свой режим работы.
А сейчас я предлагаю вам поделиться своими методами организации психогигиены.
ОБМЕН ОПЫТОМ
РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА
Ø Классным руководителям способствовать неукоснительному выполнению воспитательных задач, поставленных перед педагогическим коллективом на год. Данную деятельность охарактеризовать в конце 2020-2021 учебного года при составлении анализа воспитательной работы в классах.
Ø Классным руководителям внедрять в работу рекомендуемые современные формы, методы и приемы взаимодействия классных руководителей с детьми.
Ø Классным руководителям принять участие в семинаре-практикуме «Современные формы воспитательной работы» в декабре 2020 года. Заместителю директора по воспитательной работе материалы семинара-практикума обобщить в виде методического сборника.
Ø Классным руководителям, подлежащим аттестации в 2020-2021 учебном году, принять участие в конкурсе «Самый классный классный» во втором полугодии учебного года.
Ø Педагогическому коллективу создавать условия для создания благоприятного психологического климата в классе и развития коллектива. Использовать в своей работе рекомендуемые методики диагностики состояния психолого-педагогического микроклимата в коллективе.
Ø Продолжить работу психолого – педагогической службы для формирования атмосферы психологической комфортности учащихся и учителей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.