Заседание школьной творческой лаборатории "ЛитерА" на тему "Осенний стихопад"
Оценка 4.8

Заседание школьной творческой лаборатории "ЛитерА" на тему "Осенний стихопад"

Оценка 4.8
docx
26.11.2020
Заседание школьной творческой лаборатории "ЛитерА" на тему "Осенний стихопад"
Осенний стихопад. Новикова.docx

Женщина - осень." ~ Поэзия (Авторская песня)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 119 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая лаборатория «ЛитерА»

Заседание №2

 

 

Осенний стихопад

 

 

 

Подготовила:

учитель литературы

Новикова Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк

2020

Аннотация

 Данное мероприятие – один из видов внеурочной деятельности по учебному предмету «Литература».

При организации мероприятия учитывались возрастные особенности учащихся, познавательные интересы, уровень связности речи, а также зона потенциального развития личности. Сценарий может быть использован в рамках занятий литературоведческого кружка или кружка ораторского искусства, а также как форма проведения уроков развития речи.

Цели мероприятия:

Ø Формирование эмоционально окрашенного отношения к литературе;

Ø Формирование уважения к красоте родного языка; 

Ø Пробуждение интереса к литературному творчеству;

Ø Расширенное знакомство школьников с путями  выражения креативного потенциала;

Ø Воспитание познавательной активности;

Ø Отработка навыков публичных выступлений, развитие начальных ораторских умений;

Ø Воспитание культуры сценической речи;

Ø  Развитие памяти.

Ø  Воспитание потребности в сотворчестве;

Ø Создание ситуации успеха для детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель

Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы!

А ведь сегодня день и правда добрый! Да и как
ему не быть добрым, если сегодня так много радостных лиц у нас в классе!

Это все неспроста… Видимо, каждый из вас прочитал объявление и решил заглянуть к нам на огонек.

 

Обращаю внимание на объявление на двери

 

ОБЪЯВЛЕНИЕ

Ты обычный парень или девчонка…. А может, ты опытный педагог и по совместительству просто хороший человек…

Если хоть раз тебе хотелось развить талант настоящего поэта, обогатиться золотым словарным запасом, научиться преодолевать языковые барьеры, креативно прокачать извилины и просто хорошо провести время в душевной компании…..

Приди на заседание творческой лаборатории «ЛитерА» и прояви себя!

Мероприятие под кодовым названием «Осенний стихопад»  начнется  17 ноября

в 12.00 в кабинете 210.

Главный экспериментатор лаборатории

Любомира Александровна

 

Что ж? Значит, именно сегодня, именно здесь будет происходить какой-то необычный эксперимент. Сегодня мы с вами узнаем несколько секретов.

Нас Осень в гости пригласила.

Смекалку вы не позабыли?

Хочу предупредить заранее,

Что впереди ждут испытания.

До старта несколько минут.

Так поторопимся! Нас ждут!

А чтоб настоящее волшебство произошло, давайте подарим друг другу улыбку по кругу.

Упражнение «Улыбка по кругу»

СЕКРЕТ 1 – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ

Сегодня не первая наша встреча в лаборатории . Вспомните, чем мы занимались в предыдущий раз? (ответы). Да, действительно, мы сочиняли собственные сказки. Как и обещала,  ваши сказки были объединены

в один сборник (презентую его). Это первая наша литературная победа. Поэтому давайте похлопаем друг другу в знак поздравления.

(Аплодисменты)

 

Сегодня мы с вами поговорим о…. Впрочем, сейчас вы сами догадаетесь. Но поскольку у нас происходит волшебство, нам необходима соответствующая атмосфера. Чтобы чудо произошло, необходимо крепко  зажмуриться, погасить лишний свет и просто прислушаться (свет убавляется, учащиеся закрывают глаза, начинает звучать музыка, в этот момент 2 ассистента вносят манекен осени и располагают рядом с креслом, следом музыка понемногу утихает, раздается стук в дверь, входит учащийся в образе поэта, сбрасывает с себя пальто и читает за столом стихотворение об осени)

Итак, сегодня мы в гостях у ….Осени

Осень-муза многих поэтов. Не  спроста у нас на доске размещены лучшие образцы поэзии о самом волшебном времени года. Кроме того, ей посвящали песни. Давайте вспомним строки из песен о ней

(дети декламируют строки)

СЕКРЕТ 2 – ИЗУЧАЕМ КЛАССИКУ

Сколько чудесных слов прозвучало. Но, думаю, вы и сами можете сказать ей много комплиментов, которые сделают ее еще красивее.

У вас на столах лежат разноцветные листики, давайте запишем на них определения, какой для вас является осень.

(дети записывают на листиках, зачитывают, потом по одному участнику от группы отправляются к манекену Осени и украшают листьями ее платье)

СЕКРЕТ 3 – ПОБОЛЬШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

 

А сейчас я вам предлагаю провести один эскперимент. Но сразу прозвучит маленькая подсказка 

И снова осени портрет

Природа вешает в гостиной,

Под звуки песни журавлиной,

Под листьев золотистый свет!

Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Да, мы будем рисовать портрет осени. У каждой группы есть холст и карандаши. Я буду вам читать описание осени. А вы по очереди будете дорисовывать то, о чем я говорю.  Готовы?

 

Портрет

Прямо передо мною появилось круглолицый образ.

Сразу я увидел это огненное облако обрамляющих лицо волос.

Нос был чуть вздернут кверху и весь покрыт конопушками.

Все лицо будто бы смеялось надо мной, если бы не грустные зеленые глаза.

 Они так изящно прятались за длинными ресницами, будто затевали какое-то волшебство.

Брови темным силуэтом улетающих  птиц взмахнули крыльями.

А вот губы слегка подрагивали, будто шептали мне какую-то тайну.

Бледный последний румянец зажегся на ее щеках.

На шее красовались алые бусы.

А в волосах запутался последний желтый листок.

 

А теперь предлагаю по одному представителю из группы презентовать в нашу галерею свой портрет. Посмотрите, что у нас получилось.  Такие разные лица. А ведь слова одинаковы. Так и стихотворения о ней вроде говорят одно и то же, да только картинка у каждого получается своя.

СЕКРЕТ 4 – РИСУЕМ И ПИШЕМ

Вглядитесь в лицо нашей осени. Какая загадочная женщина! А если бы она была живой? Какая бы профессия ей подошла?

(дети называют профессии)

Нет на свете лучше должности
Чем подарки раздавать.
Осень, славная художница,
Очень любит рисовать.

Осень добрая и мудрая,
И дожди ей ни по чем.
Красит осень поле хмурое
Светлым солнечным лучом.

Да, Осень способна оживить все вокруг. Давайте с вами попробуем сказать, как она оживит природу. Итак, легкий взмах ее кисточки и что же происходит с:

Небом

Тучами

Деревьями

Дождями

Вот и еще один секрет открыт

СЕКРЕТ 5 –ОЖИВЛЯЕМ ОБРАЗЫ

 

Но самый главный секрет кроется именно в самом стихотворении. Как мы можем его отличить от других произведений? Да, по наличию рифмы – созвучного окончания строк. Это задание нам не ново. Поэтому предлагаю вам подобрать рифмы к словам, ассоциирующимися с Осенью

день

тучи

золотая

кружится

стая

листопад

заметает

кто-то

(дети подбирают рифмы и озвучивают)

СЕКРЕТ 6 – ПОДБИРАЕМ РИФМЫ

И вот, когда большинство секретов нам открылось, самое время проверить на практике, получается ли у нас подобрать рифму по смыслу. Но что за беда! Осенний ветер растерял по дороге некоторые слова… Сейчас я вам дам телеграмму от Осени, а вы найдете потерянные слова.

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам.

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

 Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листьям ветер,

Лёгкий и игривый.

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит, лета больше нет,

Осень наступает.

(по одному представителю от группы дети зачитывают «восстановленный» текст)

Если вы заметили, то в стихотворении, кроме рифмы, чувствуется ритм. Достигается это благодаря одинаковой длительности звучания строк, которые рифмуются. На досуге убедитесь в этом, если посчитаете количество слогов в строках, которые рифмуются. Их количество будет одинаковым.

СЕКРЕТ 7- ЧУВСТВУЕМ РИТМ

Сегодня мы с вами попытаемся сами нарисовать словами портрет осени  и сочинить о ней стихотворения. Но поскольку затея эта нелегкая, нам немного нужно перед работой отдохнуть. Вспомните, какое природное явление всегда ассоциируется с Осенью? Правильно, дождик. Вспомним нашу физкультминутку о дождике?

(во время гимнастики ребята имитируют движения, стук капель – легкое постукивание по спине товарища, с последними словами ребята присаживаются за столы)

Вдруг закрыли небо тучи,
Начал капать дождь колючий
Капля раз, Капля два,
Очень медленно сперва.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли,
От дождя себя укрыли.
Грязь и лужи на дороге,
Поднимай повыше ноги.

 

Итак, самый главный эксперимент нашей встречи! Еще раз глянем на открывшиеся вам секреты. А теперь предлагаю вам самим сочинить стихотворение об Осени, используя опорные слова

Последний теплый лучик

_______________тучи.

________________золотая

_________________такая.

Последний листик клена

_________________ зеленый

____________________покружится

___________________ ложится.

Сегодня листопад

__________________маскарад.

Приходит тихо Осень

_______________не просит.

А теперь предлагаю желающим поделиться своим творением.

(Желающие зачитывают. Дети друг друга благодарят аплодисментами)

 

А теперь давайте вернемся к самому началу нашего занятия. Помните объявление, которое для вас прозвучало как реклама? Давайте посмотрим, оправдались ли ваши надежды? Если вы согласны с тем, что я называю, отвечайте «Да!». (зачитывает объявления, ребята реагируют на его пункты).

К следующему занятию мы соберем ваши первые произведения в сборник «Осенний стихопад».

Расставанье - всегда немножко грустная пора. Но как воспоминанье о нашей встрече Осень оставила вам  маленький музыкальный сюрприз.

(приглушается свет, под композицию  А .Данилко «Собирая желтые листья» на стену проецируются фото сегодняшнего мероприятия)

На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. И до новых встреч!

 

Задания, которые можно выполнять (по одному на урок) заранее. Способствуют плавной подготовке к мероприятию

 

Задание №1.  Представьте, что вы попали в осенний лес. Осмотритесь вокруг. Запишите, что вы можете там

услышать   __________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________                  

увидеть _____________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________                 

почувствовать запах _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

какие цвета преобладают? ________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание № 2. Представьте, что Осень – это живой человек. Пофантазируйте, какие профессии подошли бы ей. _________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание №3. Оживите природу вокруг ( по образцу листья – кружат, летят, путешествуют, несутся, разбиваются о землю, вальсируют, медлят…..)

небо _________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

тучи ________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

деревья ______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

дожди _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание № 4 Вспомните и запишите строки из песни, где речь идет об осени

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Задание №5 Если бы  Осень была женщиной, то какой бы вы ее представили? Напишите приходящие в голову определения (внешности, характера, поведения...) ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Задание №6 Вспомним, что рифма – это созвучное окончание строк. Как научиться быстро рифмовать? Просто возьмите слово, к которому нужна рифма, начните его про себя произносить, а затем просто подключайте ассоциативный ряд. Обычно перед вами возникнет несколько слов, из которых необходимо выбрать нужное.  Попробуйте найти рифмы к словам:

день _________________________________________________________________________________

тучи________________________________________________________________________________

золотая ______________________________________________________________________________

кружится____________________________________________________________________________

стая _________________________________________________________________________________

листопад ____________________________________________________________________________

заметает ____________________________________________________________________________

кто-то _______________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Аннотация Данное мероприятие – один из видов внеурочной деятельности по учебному предмету «Литература»

Аннотация Данное мероприятие – один из видов внеурочной деятельности по учебному предмету «Литература»

Учитель Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы!

Учитель Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы!

А чтоб настоящее волшебство произошло, давайте подарим друг другу улыбку по кругу

А чтоб настоящее волшебство произошло, давайте подарим друг другу улыбку по кругу

Осени и украшают листьями ее платье )

Осени и украшают листьями ее платье )

СЕКРЕТ 4 – РИСУЕМ И ПИШЕМ Вглядитесь в лицо нашей осени

СЕКРЕТ 4 – РИСУЕМ И ПИШЕМ Вглядитесь в лицо нашей осени

СЕКРЕТ 6 – ПОДБИРАЕМ РИФМЫ И вот, когда большинство секретов нам открылось, самое время проверить на практике, получается ли у нас подобрать рифму по смыслу

СЕКРЕТ 6 – ПОДБИРАЕМ РИФМЫ И вот, когда большинство секретов нам открылось, самое время проверить на практике, получается ли у нас подобрать рифму по смыслу

Начал капать дождь колючий Капля раз,

Начал капать дождь колючий Капля раз,

Учитель Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы!

Учитель Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы!

Задание №6 Вспомним, что рифма – это созвучное окончание строк

Задание №6 Вспомним, что рифма – это созвучное окончание строк
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2020