МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 119 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Творческая лаборатория «ЛитерА»
Заседание №2
Осенний стихопад
Подготовила:
учитель литературы
Новикова Л.А.
Донецк
2020
Аннотация
Данное мероприятие – один из видов внеурочной деятельности по учебному предмету «Литература».
При организации мероприятия учитывались возрастные особенности учащихся, познавательные интересы, уровень связности речи, а также зона потенциального развития личности. Сценарий может быть использован в рамках занятий литературоведческого кружка или кружка ораторского искусства, а также как форма проведения уроков развития речи.
Цели мероприятия:
Ø Формирование эмоционально окрашенного отношения к литературе;
Ø Формирование уважения к красоте родного языка;
Ø Пробуждение интереса к литературному творчеству;
Ø Расширенное знакомство школьников с путями выражения креативного потенциала;
Ø Воспитание познавательной активности;
Ø Отработка навыков публичных выступлений, развитие начальных ораторских умений;
Ø Воспитание культуры сценической речи;
Ø Развитие памяти.
Ø Воспитание потребности в сотворчестве;
Ø Создание ситуации успеха для детей.
Учитель |
Добрый день, уважаемые учителя, учащиеся, а так же гости нашей школы! А ведь сегодня день
и правда добрый! Да и как Это все неспроста… Видимо, каждый из вас прочитал объявление и решил заглянуть к нам на огонек.
Обращаю внимание на объявление на двери
ОБЪЯВЛЕНИЕ Ты обычный парень или девчонка…. А может, ты опытный педагог и по совместительству просто хороший человек… Если хоть раз тебе хотелось развить талант настоящего поэта, обогатиться золотым словарным запасом, научиться преодолевать языковые барьеры, креативно прокачать извилины и просто хорошо провести время в душевной компании….. Приди на заседание творческой лаборатории «ЛитерА» и прояви себя! Мероприятие под кодовым названием «Осенний стихопад» начнется 17 ноября в 12.00 в кабинете 210. Главный экспериментатор лаборатории Любомира Александровна
Что ж? Значит, именно сегодня, именно здесь будет происходить какой-то необычный эксперимент. Сегодня мы с вами узнаем несколько секретов. Нас Осень в гости пригласила. Смекалку вы не позабыли? Хочу предупредить заранее, Что впереди ждут испытания. До старта несколько минут. Так поторопимся! Нас ждут! А чтоб настоящее волшебство произошло, давайте подарим друг другу улыбку по кругу. Упражнение «Улыбка по кругу» СЕКРЕТ 1 – ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ Сегодня не первая наша встреча в лаборатории . Вспомните, чем мы занимались в предыдущий раз? (ответы). Да, действительно, мы сочиняли собственные сказки. Как и обещала, ваши сказки были объединены в один сборник (презентую его). Это первая наша литературная победа. Поэтому давайте похлопаем друг другу в знак поздравления. (Аплодисменты)
Сегодня мы с вами поговорим о…. Впрочем, сейчас вы сами догадаетесь. Но поскольку у нас происходит волшебство, нам необходима соответствующая атмосфера. Чтобы чудо произошло, необходимо крепко зажмуриться, погасить лишний свет и просто прислушаться (свет убавляется, учащиеся закрывают глаза, начинает звучать музыка, в этот момент 2 ассистента вносят манекен осени и располагают рядом с креслом, следом музыка понемногу утихает, раздается стук в дверь, входит учащийся в образе поэта, сбрасывает с себя пальто и читает за столом стихотворение об осени) Итак, сегодня мы в гостях у ….Осени Осень-муза многих поэтов. Не спроста у нас на доске размещены лучшие образцы поэзии о самом волшебном времени года. Кроме того, ей посвящали песни. Давайте вспомним строки из песен о ней (дети декламируют строки) СЕКРЕТ 2 – ИЗУЧАЕМ КЛАССИКУ Сколько чудесных слов прозвучало. Но, думаю, вы и сами можете сказать ей много комплиментов, которые сделают ее еще красивее. У вас на столах лежат разноцветные листики, давайте запишем на них определения, какой для вас является осень. (дети записывают на листиках, зачитывают, потом по одному участнику от группы отправляются к манекену Осени и украшают листьями ее платье) СЕКРЕТ 3 – ПОБОЛЬШЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ
А сейчас я вам предлагаю провести один эскперимент. Но сразу прозвучит маленькая подсказка И снова осени портрет Природа вешает в гостиной, Под звуки песни журавлиной, Под листьев золотистый свет! Как вы думаете, чем мы сейчас займемся? Да, мы будем рисовать портрет осени. У каждой группы есть холст и карандаши. Я буду вам читать описание осени. А вы по очереди будете дорисовывать то, о чем я говорю. Готовы?
Портрет Прямо передо мною появилось круглолицый образ. Сразу я увидел это огненное облако обрамляющих лицо волос. Нос был чуть вздернут кверху и весь покрыт конопушками. Все лицо будто бы смеялось надо мной, если бы не грустные зеленые глаза. Они так изящно прятались за длинными ресницами, будто затевали какое-то волшебство. Брови темным силуэтом улетающих птиц взмахнули крыльями. А вот губы слегка подрагивали, будто шептали мне какую-то тайну. Бледный последний румянец зажегся на ее щеках. На шее красовались алые бусы. А в волосах запутался последний желтый листок.
А теперь предлагаю по одному представителю из группы презентовать в нашу галерею свой портрет. Посмотрите, что у нас получилось. Такие разные лица. А ведь слова одинаковы. Так и стихотворения о ней вроде говорят одно и то же, да только картинка у каждого получается своя. СЕКРЕТ 4 – РИСУЕМ И ПИШЕМ Вглядитесь в лицо нашей осени. Какая загадочная женщина! А если бы она была живой? Какая бы профессия ей подошла? (дети называют профессии) Нет
на свете лучше должности Осень
добрая и мудрая, Да, Осень способна оживить все вокруг. Давайте с вами попробуем сказать, как она оживит природу. Итак, легкий взмах ее кисточки и что же происходит с: Небом Тучами Деревьями Дождями Вот и еще один секрет открыт СЕКРЕТ 5 –ОЖИВЛЯЕМ ОБРАЗЫ
Но самый главный секрет кроется именно в самом стихотворении. Как мы можем его отличить от других произведений? Да, по наличию рифмы – созвучного окончания строк. Это задание нам не ново. Поэтому предлагаю вам подобрать рифмы к словам, ассоциирующимися с Осенью день тучи золотая кружится стая листопад заметает кто-то (дети подбирают рифмы и озвучивают) СЕКРЕТ 6 – ПОДБИРАЕМ РИФМЫ И вот, когда большинство секретов нам открылось, самое время проверить на практике, получается ли у нас подобрать рифму по смыслу. Но что за беда! Осенний ветер растерял по дороге некоторые слова… Сейчас я вам дам телеграмму от Осени, а вы найдете потерянные слова. Бродит в роще листопад По кустам и клёнам. Скоро он заглянет в сад Золотистым звоном. Соберём из листьев веер, Яркий и красивый. Пробежит по листьям ветер, Лёгкий и игривый. И послушно ветру вслед Листья улетают. Значит, лета больше нет, Осень наступает. (по одному представителю от группы дети зачитывают «восстановленный» текст) Если вы заметили, то в стихотворении, кроме рифмы, чувствуется ритм. Достигается это благодаря одинаковой длительности звучания строк, которые рифмуются. На досуге убедитесь в этом, если посчитаете количество слогов в строках, которые рифмуются. Их количество будет одинаковым. СЕКРЕТ 7- ЧУВСТВУЕМ РИТМ Сегодня мы с вами попытаемся сами нарисовать словами портрет осени и сочинить о ней стихотворения. Но поскольку затея эта нелегкая, нам немного нужно перед работой отдохнуть. Вспомните, какое природное явление всегда ассоциируется с Осенью? Правильно, дождик. Вспомним нашу физкультминутку о дождике? (во время гимнастики ребята имитируют движения, стук капель – легкое постукивание по спине товарища, с последними словами ребята присаживаются за столы) Вдруг закрыли небо
тучи,
Итак, самый главный эксперимент нашей встречи! Еще раз глянем на открывшиеся вам секреты. А теперь предлагаю вам самим сочинить стихотворение об Осени, используя опорные слова Последний теплый лучик _______________тучи. ________________золотая _________________такая. Последний листик клена _________________ зеленый ____________________покружится ___________________ ложится. Сегодня листопад __________________маскарад. Приходит тихо Осень _______________не просит. А теперь предлагаю желающим поделиться своим творением. (Желающие зачитывают. Дети друг друга благодарят аплодисментами)
А теперь давайте вернемся к самому началу нашего занятия. Помните объявление, которое для вас прозвучало как реклама? Давайте посмотрим, оправдались ли ваши надежды? Если вы согласны с тем, что я называю, отвечайте «Да!». (зачитывает объявления, ребята реагируют на его пункты). К следующему занятию мы соберем ваши первые произведения в сборник «Осенний стихопад». Расставанье - всегда немножко грустная пора. Но как воспоминанье о нашей встрече Осень оставила вам маленький музыкальный сюрприз. (приглушается свет, под композицию А .Данилко «Собирая желтые листья» на стену проецируются фото сегодняшнего мероприятия) На этом наша встреча подошла к концу. Всем спасибо. И до новых встреч! |
Задания, которые можно выполнять (по одному на урок) заранее. Способствуют плавной подготовке к мероприятию
Задание №1. Представьте, что вы попали в осенний лес. Осмотритесь вокруг. Запишите, что вы можете там
услышать __________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
увидеть _____________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
почувствовать запах _______________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
какие цвета преобладают? ________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание № 2. Представьте, что Осень – это живой человек. Пофантазируйте, какие профессии подошли бы ей. _________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание №3. Оживите природу вокруг ( по образцу листья – кружат, летят, путешествуют, несутся, разбиваются о землю, вальсируют, медлят…..)
небо _________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
тучи ________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
деревья ______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
дожди _______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание № 4 Вспомните и запишите строки из песни, где речь идет об осени
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание №5 Если бы Осень была женщиной, то какой бы вы ее представили? Напишите приходящие в голову определения (внешности, характера, поведения...) ________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание №6 Вспомним, что рифма – это созвучное окончание строк. Как научиться быстро рифмовать? Просто возьмите слово, к которому нужна рифма, начните его про себя произносить, а затем просто подключайте ассоциативный ряд. Обычно перед вами возникнет несколько слов, из которых необходимо выбрать нужное. Попробуйте найти рифмы к словам:
день _________________________________________________________________________________
тучи________________________________________________________________________________
золотая ______________________________________________________________________________
кружится____________________________________________________________________________
стая _________________________________________________________________________________
листопад ____________________________________________________________________________
заметает ____________________________________________________________________________
кто-то _______________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.