Конспект урока по русскому языку на тему "Правила переноса слов"(2 класс)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 29.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Целью урока является знакомство с правилами переноса слова с одной строки на другую. Мной были составлены задания на активизацию мыслительных операций, развитие мышления учащихся, обогащение словарного запаса, умение выражать свои мысли. С помощью подводящего диалога подвела детей к формулированию темы урока, его целей и задач. Далее, работая в группах была организована исследовательская работа по составлению слов и формулированию правил переноса. Свои правила ребята сравнивали с правилами данными в учебнике. Под руководством учителя составляли алгоритм действия при переносе слов. После первичного закрепления дети выполняли задание самостоятельно с самопроверкой по образцу. Урок цели достиг.
Иконка файла материала Конспект урока Правила переноса слов. .docx
Тема: Правила переноса слов. Урок русского языка 2 класс. Тип урока: Открытие нового знания Цели: ­  познакомить учащихся с правилами переноса слов;   ­формировать умение переносить слова с учётом их особенностей;   ­развивать мыслительные операции сравнения, анализа, навыки чтения, грамотного письма планируемые результаты:  предметные:  переносит слова с одной строки на другую по алгоритму; личностные: проявляет учебно­познавательный интерес к  учебному материалу;   понимает причины успеха в учебной деятельности;    Универсальные учебные действия: регулятивные определяет цель деятельности на уроке;        учиться работать по предложенному учителем плану; познавательные составляет алгоритм под руководством учителя; делает выводы о результате совместной работы класса и учителя; коммуникативные слушает и понимает речь других; договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности с  одноклассниками.  Формы и методы: 1.Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение. 2.Наглядный метод. 3.Проблемно – поисковый метод. 4.Метод решения учебных задач в учебном диалоге. 5.Метод исследования материала. 6.Работа в группах. 7.Применение ИКТ (презентация)  Оборудование: 1.Учебник В.П. Канакина «Русский язык», 2 класс                             2.Презентация по теме « Правила переноса слов»                             3.Карточки для групповой работыI. Организационный момент. Ход урока. ­  Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их.   Долгожданный дан звонок, Начинается урок.     Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. ­ Надеюсь, что урок у нас пройдет интересно и увлекательно. ­Кто это, ребята? ­Незнайка ­Зачем он к нам пришел? (хочет посмотреть как ребята работают на уроке, какие  задания, а ещё мы будем помогать Незнайке выполнять те задания, с  которыми он не  может справиться.) II. Актуализация знаний.  1. Минутки чистописания. ­В начале урока минутки чистописания. Проверьте посадку.    А какую букву  будем писать вы узнаете если правильно отгадаете загадку.  ­В слове Незнайка есть две одинаковые буквы, но обозначают разные звуки. Какая  это буква?(Н)  Какие звуки она обозначает?(Н,Н) Дайте характеристику звукам.  Сегодня будем писать заглавную букву Н соединенную со строчной, обратите  внимание на соединение.     Подчеркните буквы, которые вы написали правильно. 2. Самоопределение к деятельности. ­Ребята, Незнайка открыл форточку, подул ветер и все карточки перепутались.  Помогите Незнайке из слов составить предложение:   урок   на   пришёл     Незнайка    ­Запишите предложение, которое вы составили, но сначала скажите какое правило  должны вспомнить?  ­Назовите основу предложения.  ­Какой ещё знак можно поставить?      ­Прочитайте предложение с разной  интонацией.  С вопросительной, восклицательной.      ­Разделите слова предложения на слоги.   ­Как узнать сколько в слове слогов? (называют гласные, делят на слоги вслух) III. Постановка учебной задачи. ­ Ребята, Незнайка пришёл на урок, но  что он натворил. Он выполнял задание,  давайте посмотрим правильно ли он его выполнил.  Слайд. Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: Едва я перенёс: е­два, И получил за это «два». Укол я перенёс: у­кол,И получил за это «кол». Опять я перенёс: о­пять. Теперь, наверно, будет «пять»?                      ­Какое задание выполнял Незнайка? ­Получит Незнайка оценку пять? Чего он не  знает? (правила переноса) ­Чтобы не повторять его ошибок, чему должны научиться на уроке? ­ Итак, тема сегодняшнего  урока  ПЕРЕНОС СЛОВ. Мы должны с вами решить  проблему  КАК ПРАВИЛЬНО ПЕРЕНОСИТЬ СЛОВА? IV.  Открытие «нового» знания. ­ Иногда при записи слов мы пользуемся переносом, так как слово не помещается  на строке. Но чтобы это сделать, надо знать правила переноса. Тогда у нас не будет  проблем, как у Незнайки.   ­Сегодня вы будете исследователями, будете работать над проблемой   как  правильно перенести слова.   Поработаем в группах. А план работы такой. ­Каждой группе я даю  конверт. 1. Из частей восстановить слова. 2.Посмотреть, где стоит знак переноса 3 Сформулировать правило переноса. ­ у нас 7 групп, должно получиться 7 правил. ­Соберитесь в группы. 1 группа: те­тя, пе­нал, сто­лы Слова переносятся по слогам. 2 группа: паль­то, конь­ки, пень­ки  При переносе ь не отделяют от стоящей  перед ним  буквы. 3 группа: язык, ульи, дом  Не переносятся слова у которых слово состоит из   одного слога и слог, состоящий из одной буквы. 4 группа: лей­ка, рай­он, змей­ка    При переносе Букву Й не отделяют от  гласной.                  5 группа: отъ­езд, объ­ем, подъ­езд   При переносе Ъ не отделяют от  предыдущего согласного.                    6 группа: суб­бота, мас­са, сум­ма  При переносе с удвоенными согласными одну  букву оставляют на строке, а другую переносят. 7 группа: шкаф, класс, бант Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую строку. (Учитель помогает группам строить диалог, подводя их к решающей гипотезе) ­Слушаем результаты работы групп. ­На что вы обратили внимание и какой сделали вывод. Все читают слова:   ­ Выделены гласные буквы, а знак переноса стоит между слогами. Значит, слово  переносится по слогам. ­Слушаем вторую группу.­ Выделены двойные согласные, знак переноса стоит между ними. Значит, если две  одинаковые буквы в середине слова, то знак переноса ставится между ними. Одну  букву оставляют на строке, а другую переносят. ­Сравним наши правила с правилами учебника. Всё ли мы сделали правильно? ­Откроем учебник на стр. 71. ­Прочитаем правило в учебнике и сравним с теми правилами, которые вывели на  уроке сами  (чтение детей). ­Правильно ли мы сделали выводы? ­ Да, правильно. ­Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы,  как взрослые!  V. Физкультминутка:      ­ А теперь проведем упражнения на внимание. Я называю слова. Если слово можно  перенести, то поднимаете руки вверх, если нельзя, то приседаете. Будьте  внимательны.( ЛОСЬ, БУСЫ, ЯМА, КОТИК,САНИ, РАК,МАЛИНА,ОЛЯ,СОК). ­Вы молодцы! Теперь вы должны приступить к выполнению письменного задания, а для этого я вам предлагаю АЛГОРИТМ, или план  как будете действовать, если надо перенести слово. 1 Читаем слово. 2 Делим на слоги. 3.   Вспоминаем правило. 4.   Записываем. VI. Первичное закрепление нового способа действия. ­А сейчас потренируемся. Упр. 108. Прочитайте слова. Найдите слова, которые ни в коем случае переносить  не будете.(почему?). Остальные слова запишем, разделив их для переноса используя  алгоритм. ­Вася, читай слово, делим его на слоги, как будем переносить? Записываем. ­Еще одно слово. Остальные слова самостоятельно.   Проверим по образцу.(на  слайде дан образец).  Оцените себя. Самоконтроль !,+ ­ ­Вы научились переносить слова, давайте поможем  Незнайке исправить ошибки. Слайд. ­Помогли Незнайке, теперь поработаем с упражнением учебника. Проверить. VII. Рефлексия.      Услышим скоро мы звонок,      Пора заканчивать урок.   ­ Какие тайны переноса слов мы открыли? Дети вспоминают выводы, отвечают. ­Какое открытие мы сегодня сделали?­Для чего нам понадобились эти правила? ­Что понравилось на уроке? VIII.  Рефлексия. Итог урока. ­ Оцените свою работу на уроке. ­ Кто считает, что усвоил правила переноса слов, выбирает зелёный цвет.     ­ Кто думает, что может допустить ошибку, берёт желтый цвет.   ­ Если вы  считаете, что вам очень трудно переносить слова, то красный сигнал. IX. Домашнее задание. ­ Выпишите из словарика «Пиши правильно» 5 двусложных слов, разделяя их для  переноса, и два слова, которые нельзя переносить.