Педагогический совет.
Тема: «Без творчества нет учителя».
Сценарий.
В каждом человеке – солнце. Только дайте ему светить.
Сократ
Добрый день, уважаемые коллеги!
Есть такая примета: если встретились два учителя, то обязательно начнется педсовет. Тогда чего же ждать нам сегодня, когда собралось вместе столько педагогов?
Постановка проблемы:
Какими качествами должен обладать учитель? ( Кластер.)
Ну вот, вы сами открыли для себя, каким должен быть настоящий учитель.
( Творческим, креативным )
Что же такое творчество?
Творчество – это все, что нас окружает. Прежде всего, это процесс и результат творческой деятельности: культура, искусство, знание, труд, красота.
Творческий учитель – “это тот, кто открывает, умудряет, и ободряет” (Н. Рерих).
Таким образом, педагогическая деятельность – это проявление постоянного разностороннего творчества.
«Творчество». Слово такое знакомое и всегда такое новое. В нём столько граней, столько идей, планов и радости новых открытий.
В условиях современного мира мы всё чаще говорим, что учитель – это не профессия, а призвание, а то и образ жизни. Действительно, очень сложно определить статус «педагог» рамками просто диплома об образовании. Современный учитель – это, прежде всего, творческий человек, который несёт не только знания, но и умение заинтересовать ребенка и даже стать ему помощником и другом.
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими.
Продуктивным считаю создание проблемных ситуаций, ориентирующих учащихся на поиск. В результате ученик выступает в роли исследователя, который открывает для себя новые знания.
У учителя XXI века есть невероятное количество методов и приемов, а также материально-техническая база для их осуществления.
Я убеждена в том, что учитель, а тем более учитель начальных классов, должен быть артистом. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять. Моя задача, как учителя начальной школы, научить ребёнка учиться. Я не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю так учить своих учеников. Мне нравится учиться самой и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь, если в этом есть необходимость. Моя роль не указывать дорогу, а помочь ребёнку идти своим путём. Это и есть творчество.
Чтобы развиваться творчески, прежде всего, необходимо желание. Желание преподавать, желание обучить детей тому, что знаешь, и воспитать в своих учениках жажду учиться. Любить свою профессию и детей. Учитель, у которого есть такое желание, найдёт способы, чтобы заинтересовать и привлечь учащихся к труду.
Как же научить ребёнка учиться творчески? В качестве главного условия педагог должен рассматривать выбор и реализацию соответствующих технологий. У каждого творчески работающего учителя вырабатывается свой педагогический почерк. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. В решении данной проблемы учителю может помочь комплекс творческих заданий, тестов, индивидуальные программы и нетрадиционные уроки.
Перечислю наиболее распространенные нетрадиционные уроки, проводимые творческими учителями и, конечно же, мною: урок-путешествие, урок-спектакль, урок-КВН, урок-викторина, урок-аукцион и др. Не случайно такие уроки, необычные по замыслу и организации, нравятся детям больше, чем обычные уроки.
На мой взгляд, творчество учителя не должно заканчиваться интересными уроками. Кроме них, должны быть внеклассные занятия, формирующие духовное развитие младшего школьника. Это могут быть вечера, посвященные каким-то особенным праздникам, будь то восьмое марта или день осени, всевозможные экскурсии, направленные не только на расширение кругозора учеников, но и на развитие у них духовных ценностей. По возможности необходимо проводить различные мероприятия, с целью развить их творческий потенциал: постановка небольших спектаклей, разнообразные песенные конкурсы, конкурсы рисунков между учениками класса.
Я стараюсь организовать максимально продуктивную творческую деятельность своих учеников. И хочу предоставить вам результаты нашей творческой деятельности за два года работы.
- В душе мы с вами тоже дети.
1. И я приглашаю вас в путешествие.
Скажите, пожалуйста, любите ли вы путешествовать? Я очень! Кто-нибудь из вас уже путешествовал?.. Приходилось ли вам бывать у моря, в лесу?.. Сегодня я приглашаю Вас в необычную страну – страну Творчества!
Перед тем как начать наше путешествие, давайте познакомимся. А поможет нам этот волшебный мячик. Прошу вас придумать себе какое-нибудь сказочное имя, назвать его и передать мяч следующему участнику встречи и так далее по кругу, пока все не представятся. Меня, например, зовут Динь-динь. А вас?
2. Упражнение «Волшебная дверь»
Страна Творчества находится за волшебной дверью. Давайте нарисуем её.… Пред вами лежит согнутый лист бумаги, не открывайте её. На внешней половине листа нарисуйте любую дверь (каменную, деревянную). Откройте волшебную дверь. На внутренней стороне листа написано слово «творчество». Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «творчество»?
Напишите слова/словосочетания, которые начинаются с букв ключевого слова.
Т – талант, терпение
В - восторг, великолепие
О - оригинальность, организованность
Р - развитие, результат, развития интуиция
Ч - чувство меры, чувство прекрасного, чрезмерная увлеченность
Е - единство…
С- стремление, сотрудничество, судьба, счастливый случай, соперничество, совершенствование, скорость, способность
Т - труд, тандем
В - вспышка
О - осведомленность, откровенность
(т- труд, терпение, толерантность; в - вдохновение, воображение, восхищение, воспитанность, вежливость, вера; о - оригинальность, одарённость, организованность; р - развитие, разум, радость, разнообразие, речь, результативность, работоспособность, решительность; ч - чувство новизны, чистота, чувство юмора, чёткость, человеколюбие, честность; е - единство целей и действий, естественность; с - сотворчество, созидание, солидарность, счастье, старание, свобода, совесть, стимул, сочувствие, свобода выбора, смелость, справедливость, старательность, самосовершенствование; т - талант, творчество, трудолюбие; в - время, варьирование, виртуозность, внимание, восторг, воля, вариативность, важность, великолепие; о - опыт, озарение, общение, одарённость, образованность, открытие, очарование.)
Ну что ж, очень интересный ассоциативный ряд у нас получился.
Прошли мы это испытание.
В стране живут необычные существа, которые нас встретили.
Их зовут Звугр, Велень, Храджа, Милея. Опишите, как они выглядят.
3. Упражнение «Волшебные слова»
А ещё жители Творчества очень интересно разговаривают. Привычные для нас предметы они называют по-своему, например: лопата- копалка, утюг – гладюк, кастрюля – варилка. Придумайте сами, как можно назвать иначе следующие слова:
- молоток –
- зеркало –
- ключ от дверного замка –
- серёжки –
- магнитофон –
- телевизор –
- велосипед –
- ложка -
4. Упражнение «Суперскрепка»
Жители страны жили весело и счастливо, пока к ним не залетел злой колдун. Он все предметы в стране превратил в канцелярские скрепки. Для того чтобы вернуть в страну Творчества предметы, вам необходимо придумать и записать на листе бумаги все возможные способы применения канцелярской скрепки. Для удобства предлагаю вам объединиться в команды. На выполнение задания даётся три минуты. (Вместо шпильки для галстука, как держатель специй, вместо собачки на молнии, как хвостик на елочную игрушку, в качестве заколки или невидимки, для подвешивания на ней картины, в качестве отвертки, как закладку в книжке, использовать как рыболовный крючок, сделать подвеску и т.д.)
5. Упражнение «Если бы…»
Благодаря совместным усилиям и волшебству мы помогли жителям Творчества обрести свой первоначальный вид. Теперь нам пора возвращаться в свой мир, но прежде, чем мы вернёмся, я предлагаю вам поиграть в самую любимую игру жителей, она называется «Если бы…», ведь именно это словосочетание запускает у нас свободное фантазирование. Вспомним фразы, ставшие крылатыми:
«Кабы я была царицей…», «Кабы не было зимы в городах и сёлах…», «Если б я был султан…» и т.д. Ваша задача продолжить фразу, которую я вам предложу:
- Если б я могла летать, то ….
- Если бы я стала министром образования, то …
- Если бы я понимала язык животных и растений, то …
- Если бы я поймала золотую рыбку, то …
- Если бы я стала директором школы, то…
6. Завершение путешествия.
Вот теперь нам пора возвращаться в свой мир. Предлагаю закончить наше путешествие на позитивной ноте. У меня в руках коробка с пожеланиями. Мы будем передавать коробку по кругу, вы будете доставать по одному предмету. Начиная со слов: «Я тебе желаю…», и придумываете пожелание, ассоциируя его с данным предметом.
При таком подходе элементы креативности на уроках становятся нормой как для детей, так и для учителей.
Творческий учитель – это искрящийся луч света, теплый, искренний, добрый, переливающийся разными оттенками настроения, многогранными знаниями, эрудицией, разнообразием увлечений.
Он должен вдохновлять своих учеников на учение.
Весьма наглядной в этом отношении является притча: «Два плуга»
Притча.
В сарае стояли два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:
- Это
несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я
нет. Откуда у тебя это великолепие? Должно быть равноправие!
Второй плуг усмехнулся и сказал:
- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!
Каждый урок или занятие должны заканчиваться на положительной эмоциональной ноте, тогда ученики с нетерпением будут ждать следующего урока, но и в цирк превращать урок не следует.
А я же хочу напоследок поделиться с вами рецептом приготовления хорошего урока.
РЕЦЕПТ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ХОРОШЕГО УРОКА
Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый ваш рабочий день.
Добавьте в каждый свой урок по одной порции:
• мудрости;
• терпения;
• храбрости;
• работоспособности;
• оптимизма;
• преданности своему делу;
• вольнодумия и свободомыслия;
• доброты;
• отдыха и заботы о здоровье;
• доброго юмора;
• такта;
• веры в каждого ученика.
Количество ингредиентов — на усмотрение учителя. Для того чтобы придать остроты уроку, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями. Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте урок профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!
Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к учительскому труду и творчеству!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.