МБОУ Локотская средняя общеобразовательная школа № 3
Конспект урока
литературного чтения,
проведенного в 1 а классе
МБОУ Локотская СОШ № 3
по теме:
Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»
Урок подготовлен
учителем высшей категории
Брусковой Т.А.
Тема урока: Н.М. Артюхова «Саша – дразнилка»
Цель: Познакомиться с произведением Н. Артюховой «Саша – дразнилка» и с биографическими сведениями автора, продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, учиться работать с текстом, делить его на части, развивать умение анализировать произведение, творческие способности, речь, память, мышление, воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
Планируемые результаты: обучающиеся научатся читать юмористические произведения, передавая их настроение, объяснять смысл названия произведения, находить слова, которые отражают характер героя, находить ответы на вопросы в тексте, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя, высказывать свою точку зрения.
Оборудование: Компьютерная презентация по теме урока, тест, карточки –помощники
Ход урока
1 .Орг. момент.
Слайд
Готовы
вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!
- Садитесь, пожалуйста.
Слайд Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.
- А после того, как вы друг другу улыбнулись, всем стало хорошо и приятно.
И настроение сразу улучшилось
-Вот с таким замечательным настроением мы будем работать сегодня на уроке литературного чтения. Слайд
В конце урока мы тоже посмотрим, какое у вас будет настроение?
2.Подготовительная работа к восприятию литературного произведения.
-А вот у меня сейчас было не очень хорошее настроение, потому что я видела такую ситуацию (2 мальчика разыгрывают сценку)
- Кто кого обидел первым? Слайд
-Он меня -Нет, он меня
-Кто кого ударил первым?
-Он меня, -Нет, он меня.
-Вы же раньше так дружили
-Я дружил -И я дружил
-Что же вы не поделили?
-Я забыл -И я забыл
-Ребята, так почему же вы ссоритесь? Что случилось?
-А Стас дразнится
-А что это значит, дразнится? (ответы детей)
-Да, к сожалению, бывают у нас такие ситуации, когда ребята обзывают друг друга
-Какие чувства вы испытываете в тот момент? (ответы детей) Слайд Словарь настроения.
- Познакомьтесь со словарём настроения и скажите, какие слова из словаря вы не назвали?
-Обижен -сердит - печален -возмущён
- Какие советы вы можете дать человеку, которого дразнят, чтобы помочь ему справиться с этой бедой? (варианты детей)
- Разобраться с нашей проблемой поможет детская писательница Нина Михайловна Артюхова
3.Актуализация новых знаний. Постановка целей урока. Слайд
Нина Михайловна Артюхова- детская писательница, родилась в 1901 году в Москве , семье известного купца- книжного издателя Михаила Ивановича Сабашникова и прожила 89 лет. Нина Михайловна закончила Московский Государственный университет, работала химиком, увлекалась историей. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Её произведения о честности, доброте, желании помочь другому человеку, об умении по-настоящему дружить. Хорошо известны её рассказы «Совесть», «Трусиха», «Маринка» и другие. Свои рассказы Н.М. печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”.
Сегодня мы познакомимся с одним из ее рассказов
-Название рассказа вы узнаете, когда соберете буквы по порядку. Работу выполните в парах
У детей на партах лежат карточки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
С а ш а д р а з н и л к а
Пара, которая сделает это быстрее всех – поставьте карточки на доске
- Итак, как называется рассказ, с которым мы познакомимся сегодня? Слайд
- А теперь, ребята, вспомните всё, о чём мы говорили, и помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей). Слайд .
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться произведение Нины Михайловны Артюховой “Саша-дразнилка”, в котором мы найдём ответ на этот вопрос.
4. Работа по теме урока
- Как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?
- Сделайте предположение, о ком пойдет речь в нашем рассказе?
1) Словарная работа
- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре: Слайд
ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.
“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.
- Наконец настало время познакомиться с рассказом Н.М. Артюховой “Саша-дразнилка”.
- Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ.
- Чтение рассказа учителем.
2) Первичное восприятие
- Понравился ли вам рассказ
- Правильно ли мы предположили, что рассказ о Саше, который дразнится?
- О ком он?
- Как звали детей?
-Почему Сашу называли дразнилкой?
- Что чувствовала Ляля, когда ее дразнил брат?
- Помог ли ей папин совет?
3) Чтение рассказа детьми.
- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)
- Первую часть прочитайте жужжащим чтением.
- Какая проблема возникла между братом и сестрой? (брат дразнит сестру)
- А какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)
- Прежде чем прочитать II часть, проведем подготовительную работу, поработаем над прочтением трудных слов и над лексическим значением некоторых слов. Слайд
1. Зав-тра-ка-ли - завтракали
2. По-перх-нул-ся - поперхнулся (лексич. зн.- закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)
3. На-сморк - насморк
4. Дро-жа-щим - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)
5. Поп-рав-ляй-ся - поправляйся
4) Чтение 2 части по цепочке
-Помог ли папин совет Ляле? (Да.)
-Почему заплакал Саша? (было обидно)
-Почему ему было обидно? (Ляля перестала обращать внимание)
5) Тестовая работа
- А сейчас проверим, внимательно ли вы слушали текст? Для этого выполните тест.
1. Как звали сестру Саши?
А) Лена Б) Люся В) Ляля
2. Какой совет дал папа дочке?
А) отойди Б) не дразнись В) тоже дразнись
3.Ребята сидели за столом и …
А) завтракали Б) обедали В) ужинали
4. Саша хотел подвесить куклу к …
А) кровати Б) форточке В) люстре
5.От удивления Саша …
А) захлебнулся Б) поперхнулся В) раскрыл рот
6. По мнению Саши, девчонки …
А) трусихи и злюки Б) зануды и плаксы В) трусихи и плаксы
7. Мальчик считал. Что у него больше …
А) апельсин Б) мандарин В) яблоко
-Можно ли нашему рассказу дать другое название?
-Выберите и обоснуйте ваше мнение
6) Работа над иллюстрацией.
Работа в группах
- Объединитесь в группы и рассмотрите иллюстрацию на стр. 11: Слайд .
1 гр. – Как художник нарисовал маму и кошку? Чему они удивлены (ответы детей)
2 гр. – Как выглядит Саша? (ответы детей)
3 гр. – Какая на иллюстрации Ляля? (ответы детей)
7) Чтение по ролям
-А теперь давайте прочитаем 2 часть рассказа по ролям так,
чтобы было понятно, что Саша сердится, а Ляля нет
-Нашли ли мы с вами ответ на поставленный вопрос в начале урока?
- Можно ли дразнить другого человека?
-Будет ли ему приятно?
-А как поступить, если человек все – таки дразнится?
- Какие еще правила дружбы вы можете назвать?
– Прочитайте правила дружбы. Слайд

Надеюсь, вы тоже последуете папиному совету, и не будете дразнить друг – друга и будете знать, как ответить дразнилке.
5.Итог урока
- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)
- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)
- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)
- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!
6.Рефлексия Слайд
-Понравился ли вам урок?
-Пригодится ли папин совет?
- Наш урок мы начали с определения настроения.
Сейчас определим наше настроение в конце урока.
- Из карточек, которые лежат у вас на партах выберите ту, которая соответствует вашему настроению и покажите мне.
-Оцените свою работу на уроке Слайд

Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.