Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
Детсад
05.02.2017
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию с детьми старшей группы детского сада, был приурочен к 70 - летию Победы над фашистской Германией. Данный материал содержит описание теоретической части проекта и практическую. Также имеются фотоматериалы, связанные с презентацией проекта, открытым занятием "Люди, покуда сердца стучатся!"
Педагогический проект Никто не забыт ничто не забыто.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ВОДНИК» Г. КРАСНОСЛОБОДСКА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО –
ПАТРИОТИЧСКОСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО»
ТЕМА:
Составила
воспитатель первой
квалификационной категории
Шестопалова Елена Николаевна
г. Краснослободск 2015 г.
Педагогический проект
«НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»
Память, памятник, напоминание.
Наша память хранитель прошлого:
Даты, лица, воспоминания:
Охраняет плохое, хорошее.
Эта связь поколений незримая,
Тонкой нитью сквозь время протянется Если прошлое не забывать –
Эту связь никому не порвать!
(О.И. Мишукова)
Проблема:
Дети в дошкольном возрасте плохо ориентируются в истории нашей страны, у детей не
сформированы такие понятия: ветераны, захватчики фашисты, герои, оборона,
фашистская Германия, героизм.
Цель проекта:
Заложить нравственные начала в детях через ознакомления с событиями Великой
Отечественной войны, Сталинградской битвы; привлечь родителей к построению
образовательного пространства.
Тип проекта: познавательно исследовательский
Образовательные области: познавательное развитие, социально – коммуникативное
развитие, художественноэстетическое развитие, физическое развитие, речевое
развитие.
Период (продолжительность): долгосрочный (два месяца)
Ожидаемы результаты: В результате проекта дети должны ориентироваться в
истории нашей страны, у детей должны быть сформированы такие понятия как:
Сталинградская битва, ветераны, оборона, героизм, фашисты, подвиг, героический
поступок, памятники.
Участники проекта: дети старшей «А» группы, воспитатель.
Форма реализации проекта: групповая
Методы реализации проекта: беседа, чтение художественной литературы, просмотр
документальных фильмов, дидактические игры, сюжетноролевые игры, подвижные
игры, творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка), непосредственно
образовательная деятельность.
Презентация проекта:
непосредственная образовательная деятельность «Люди! Покуда сердца
стучаться…»
организация выставки «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Задачи:
Формировать гражданственность, чувство любви к Родине на основе изучения военной
истории Отечества, чувства уважения и благодарности к подвигу соотечественников в
годы Великой Отечественной Войны;
Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями
художественной литературы, живописи и музыкой военных лет;
Воспитывать будущих защитников Отечества, стремление быть смелым и отважным;
Формировать действенное отношение к ближайшему окружению, историческим и
памятным местам, стремление к их сохранению;
Развивать умение отражать свои впечатления в разнообразной деятельности
(моделирование, коллекционирование, изобразительная деятельность и т.д.);
Ориентировать родителей на патриотическое воспитание в семье
Вовлекать родителей в познавательный диалог с детьми посредством разработки детскородительских проектов и совместного поиска информации;
Привлекать родителей к участию в создании нагляднодидактического материала по
теме Великой Отечественной войны.
Актуальность проекта:
В последнее время особенно актуальной стала проблема патриотического воспитания
детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Но как бы ни
менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину. Самая большая
опасность, подстерегающая наше общество сегодня, разрушение личности. В данный
момент материальные ценности стали все больше доминировать над духовными,
поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии,
справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодняшние дети – это будущее
нашей страны. От нас зависит, какими они вырастут, будут ли гордиться страной, в
которой родились, заботиться о ее процветании.
Сейчас общепринято считать, что процесс воспитания патриотических чувств,
необходимо начинать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте
закладываются основы личности, начинается процесс становления и формирования
социокультурного опыта, «складывается» человек. Впечатления и чувства, пережитые в
детстве, оказывают глубокое влияние на дальнейшее развитие ребѐнка, остаются в
памяти на всю жизнь. И задача взрослых – сделать так, чтобы эти переживания были
яркими, незабываемыми.
Городгерой Волгоград имеет героическое прошлое. Подвиг героев Сталинграда
известен всему миру. С этой земли начался отсчет наших побед над гитлеровцами. К
сожалению, молодое поколение не всегда может оценить то, что сделала наша армия
под Сталинградом. Наша задача – воспитать у детей любовь к своей Родине, к своему
городу, к своему народу, сохранить историческую память о Великой Отечественной
войне: битве под Сталинградом, где в полной мере проявился и героизм, и патриотизм
людей разных национальностей. Сколько лучших сынов, дочерей, подростков
сражались за Сталинград, отдавая свои жизни за жизнь будущих поколений.
Задачи образовательных областей:
Познавательное развитие:
Формировать у детей представления о Великой Отечественной войне, о защитниках
Отечества.
Познакомить с основными событиями войныс Сталинградской битвой.
Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и
простым людям в те суровые военные годы.
Учить узнавать и называть героев Великой Отечественной войны.
Закрепить знания о памятниках героям Великой Отечественной войны.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше
нового, полезного, интересного об истории нашей Родины.
Расширять представление детей об армии (в годы В. О. В. солдаты храбро сражались и
защищали нашу страну от врагов).
Воспитывать любовь, уважительное отношение, чувство благодарности к ветеранам
войны.
Воспитывать трепетное уважение к героическому прошлому своего народа.
Социально – коммуникативное развитие Формировать элементарные общепринятые нормы и правила поведения во
взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Расширять представления о добре и зле.
Развивать способность оценивать позитивные и негативные поступки.
развивать игровую деятельность детей.
приобщать к словесному искусству (стихи, загадки, рассказы, в том числе развитие
художественного восприятия и эстетического вкуса).
Воспитывать в детях сочувствие и желание помочь другим.
Развивать представления о родах войск.
Знакомить с пословицами о войне.
Художественноэстетическое развитие:
Развивать продуктивную деятельность детей
Развивать музыкальнохудожественную деятельность.
Развивать моторику кистей и пальцев рук, умение совершать последовательные
действия.
Развитие детского творчества;
Приобщение к изобразительному искусству.
Приобщение к музыкальному искусству.
Совершенствовать пространственное воображение, способность следовать устным
инструкциям.
Воспитывать культуру труда, эстетический вкус.
Воспитывать аккуратность, усидчивость;
Воспитывать эстетические чувства.
Воспитывать умение работать в коллективе.
Физическое развитие
Совершенствовать умение выполнять общеразвивающие упражнения, дыхательные
упражнения и упражнения точечного массажа;
Совершенствовать умения и навыки выполнения основных движений;
Формировать правильную осанку и укреплять своды стопы;
Развивать точность и глазомер
Развивать координацию движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве в
играх и игровых упражнениях.
Формировать правильную осанку и укреплять своды стопы;
Развивать общую моторику рук детей, зрительное и слуховое внимание
Воспитывать выдержку, решительность, смелость, организованность, инициативность,
умение поддерживать дружеские отношения со сверстниками.
Речевое развитие:
Развивать свободного общения со взрослыми и детьми.
Развивать все компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи
диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности.
Развивать практическое овладение воспитанниками нормами речи. Этапы реализации
Первый этап:
Информационно – подготовительный.
Определение темы
Формулировка проблемы
Постановка цели
Определение задач и предполагаемого результата
Первоначальная диагностика детей
Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания
Подбор методического обеспечения
Разработка и систематизация непосредственной образовательной деятельности, игр и
плана реализации проекта
Подбор наглядного материала
Работа с родителями
Анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания
консультация для родителей: «Детям о Великой Отечественной войне»
Заинтересовать родителей проектом
Направить на совместную творческую деятельность
Организовать совместный поиск информации
Приобщить к организации экскурсии в музей – панораму «Сталинградская битва»
Второй этап:
Основной
Систематизация игровой деятельности
Разработка цикла непосредственной образовательной деятельности и бесед по всем
образовательным областям
Разучивание песен о войне
Изготовление макетов «Город разрушенный войной», «Вечный огонь», «фронтовые
письма»
Оформление выставок
Экскурсия к памятным местам г. Волгограда
Работа с родителями
Изготовление стенгазет совместно с детьми на тему: «Боевая слава наших дедов»
Изготовление поделок совместно с детьми на тему: «Героям посвящается!»
Организация экскурсии в Волгоградский музей – панораму «Сталинградская битва»
Третий этап:
Обобщающий
Проведение непосредственнообразовательной деятельности (Приложение)
Организация выставки «Никто не забыт, ничто не забыто!» (Приложение)
Презентация собранных материалов
Повторная диагностика
План реализации проекта:
Познавательное развитие
Беседа Тема: «Великие битвы Великой Отечественной Войны»
Задачи:
Дать представление о воинах Великой Отечественной войны как освободителях
народов от фашизма.
Познакомить с одними из основных битв войны 19411945 г: освобождение блокадного
Ленинграда, Битва под Москвой, Сталинградская битва, взятие Берлина.
Обогащение словаря: вероломное нападение, бомбардировка, подвиг, блокада,
«Дорога жизни», осажденный город, смелые, мужественные, храбрые, отважные,
бесстрашные, удалые, сильные духом, могучие, героические, обелиск
Воспитывать уважение к защитникам Родины, любовь к родной земле.
Беседа
Тема: «200 дней и ночей»
Задачи:
Дать представление детям о Российской армии
Продолжать формировать умение вести координированный диалог между
воспитателем и ребёнком, между детьми
Продолжать развивать познавательные интересы детей
Воспитывать уважение к памяти павших бойцов.
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: «Путешествие в музей боевой славы»
Задачи:
уточнять и расширять представление детей о защитниках страны в годы войны
формировать навык составления описательного рассказа с использованием опорных
схем
продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания
активизировать словарь по теме
развивать память, внимание, словеснологическое мышление
развивать умение согласовывать слова в предложении
воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа
Непосредственная образовательная деятельность
Тема: «Сталинградская битва»
Задачи:
расширить представление детей о героических страницах истории Волгограда, о
Сталинградской битве;
познакомить с примерами героических поступков людей в военное время.
развитие, обогащение и активизация словарного запаса детей;
развитие выразительности речи при прочтении стихов.
способствовать воспитанию чувства гордости за героическое прошлое малой Родины;
вызвать эмоциональнонравственный отклик на события Сталинградской битвы и
чувство восхищения родным городом;
формировать чувство патриотизма, любви к Родине;
воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.
Дидактические игры:
«Определи род войск» «Защитники Отечества»
«Военная техника»
«Памятники Сталинграда»
«Государственные символы»
«Назови пословицу»
Социально – коммуникативное развитие:
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: «Они защищали Родину»
Задачи:
Дать знания о защитниках Отечества
Познакомить детей с памятниками тех, кто защищал нашу страну во время Великой
отечественной войны
Закрепить и расширить знания о городе герое Волгограде
Активизировать познавательную активность
развивать интерес к познанию окружающего мира
Развивать творческое воображение, речь
Развивать способности к преобразовательной деятельности
Воспитывать усидчивость
Воспитывать в духе патриотизма, любви к Родине
Воспитывать гордость за историческое прошлое Родины.
Рассказ воспитателя:
Тема: «Дети и война»
Задачи:
Рассказать дошкольникам о роли детей во время войны
Донести до детей, как тяжело приходилось детям в те суровые годы, формировать
чувство гордости за их подвиги
Воспитывать сострадание, милосердие к людям, страдающим в годы войны.
Сюжетноролевые игры:
«Военные моряки»
«Медсестры»
«Концерт для ветеранов»
«Военные летчики»
«Подводная лодка»
«Десантники»
Пословицы и поговорки о войне
Стихотворения о войне, о Сталинграде
Загадки о солдатах, о Родине, о военной технике
Рассказы о Сталинграде
Художественно – эстетическое развитие
Непосредственнообразовательная деятельность (Лепка)
Тема: «Танк»
Задачи:
Продолжать формировать представления детей о военной технике Закрепить умение лепить танк из отдельных частей, правильно передавать их форму и
пропорции
Упражнять в приемах складывания, раскатывания и приплющивания.
Закрепить навык соединения вылепленных частей в одно целое, плотно соединять их
методом примазывания.
Развивать самостоятельность, воображение.
Развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление, память, внимание
Стимулировать речевую активность детей
Воспитывать чувство гордости за свою армию
Вызвать желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.
Непосредственнообразовательная деятельность (Рисование)
Тема: «Война глазами детей»
Задачи:
Расширять и углублять знания детей о Великой Отечественной войне
Закреплять основы патриотических чувств
Формировать умение самостоятельно составлять сюжет рисунка
Продолжать формировать умение работать с цветными карандашами и мелками
Развивать творческое мышление и воображение
Развивать познавательную активность
Воспитывать чувство гордости за свою Родину, уважение к ветеранам
Воспитывать уважительное отношение к истории страны.
Непосредственнообразовательная деятельность (Ручной труд)
Тема: «Голубь Мира»
Задачи:
Обогащать знания детей о Великой Отечественной войне
Познакомить детей с понятием «Символ мира» (голубь)
Побуждать желание самим принять участие в изготовлении символа мира (голубя)
Учить создавать из бумаги объемную фигуру птицы – голубя
Закрепить навыки сгибания бумаги в разные стороны – гармошкой
Развивать творческое воображение, фантазию
Развивать мелкую моторику рук
Воспитывать художественный вкус, аккуратность, внимание, терпение,
наблюдательность.
Просмотр слайдов и фильмов
«Дети войны»
«Сталинградская битва»
Документальный фильм «Неизвестная война» Режиссеры: Роман Кармен, Гутман Илья,
Тенгиз Семенов, Григорьев Игорь
Слушание музыкальных произведений в грамзаписи
«Катюша» М. Исаковский, М. Блантер
«Моя Россия» Н. Соловьёва, Г. Струве
«Священная война» В. Лебедев – Кумач, А. Александров
«В землянке» А. Сурков, К. Листов
«Синий платочек» Е. Петерсбурский, М. Максимов «Три танкиста» Дм. и Дан. Покрасс, Б. Ласкин
«День Победы» В. Харитонов Д. Тухманов
«На Мамаевом Кургане тишина» В. Боков А. Пахмутова
«Пора в путь дорогу» С. Фогельсон, В.СоловьевСедой
Разучивание песен
«На высоком пьедестале танк застыл» И. Бардин, В. Юдина
«Бравые солдаты» А.Филиппенко, Г.Волгин
«Вечный огонь» А.Филиппенко, Д.Чибисов
«Песня о мечте и дружбе» В. Мурадели, С.Богомазов
«Мамаев Курган» А. Головченко
Физическое развитие
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: «Армия сильная, непобедимая!»
Задачи:
Упражнять в различных видах ходьбы и бега, в беге врассыпную и нахождением своего
места в колонне.
Формировать устойчивое равновесие при ходьбе по гимнастической скамейке с
перешагиванием через предметы.
Развивать точность и глазомер в метании мешочков в горизонтальную цель
Развивать координацию движений, быстроту, ловкость, ориентировку в пространстве
в играх и игровых упражнениях.
Формировать правильную осанку и укреплять своды стопы
Обобщать и систематизировать знания детей об Армии, военной технике, профессиях
военных.
Способствовать развитию связной речи и активизации словаря посредством игр и
игровых упражнений с речевым материалом.
Учить детей образовывать от существительных однокоренные слова, обозначающие
военные специальности.
Способствовать развитию музыкально – ритмической деятельности, двигательного
творчества на основе физических качеств и основных видов движений.
Подвижные игры
«Самолеты»
«Летчики, на аэродром!»
«Возьми флажок»
«Доставь донесение»
«Самые ловкие» (бег в мешках)
«Переправа на плотах»
«Ручейки, озера»
«Смени флажок»
«Смелее, вперед!»
«Попади в цель»
Физминутки
«Оловянные солдатики»
«А теперь на месте шаг» «Чтобы сильным стать и ловким»
«Раз, два – стой ракета!»
«Как солдаты на параде»
Пальчиковая гимнастика
«Бойцы – молодцы»
«Командир позвал солдат»
Речевое развитие
Непосредственно – образовательная деятельность
Тема: Составление описательного рассказа «Военная игрушка танк»
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания детей о военной технике;
Подбирать однокоренные слова, синонимы; упражняться в составлении предложений с
опорой на картинки.
развивать активную речь (речьдоказательство, речь – аргументация) детей в процессе
составления описательного рассказа;
учить называть рода войск; развивать умение правильно употреблять глаголы
единственного и множественного числа;
обогащать словарь детей: Российская Армия, Защитник Отечества;
учить соотносить военные профессии с военной техникой.
воспитывать интерес к Российской Армии, патриотизм и уважительное отношение к
людям военных профессий;
способствовать проявлению положительных эмоций;
воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе
коллективного решения познавательной задачи, формировать умение договариваться,
помогать друг другу.
Пословицы и поговорки о войне
Стихотворения о войне, о Сталинграде
Маргарита Агашина «Второе февраля», «Февраль», «Растет в Волгограде березка»
Александр Прокофьев «Сталинград, Сталинград!», «Защитник Сталинграда» (отрывок)
Ираклий Абашидзе «Слава, Сталинграду!»
Загадки о солдатах, о Родине, о военной технике
Чтение художественной литературы
Юрий Збанацкий «Щедрый ежик», «Сластена»
Сергей Алексеев «Ни шагу назад!», «Победа», «Брестская крепость»
Владимир Богомолов «Мамаев курган», «В городе на Волге — тишина»,
«Вечный огонь», «Подвиг гвардейцев»
Рефлексия
Данная проектная деятельность позволила мне, как педагогу расширить
образовательное пространство, что способствовало развитию творческого мышления
детей, сформировало у них активную позицию в познавательной деятельности по этой
теме.
У детей сформированы такие понятия как: героизм, подвиг, фашисты, Сталинградская
битва, памятники, ветераны. Дошкольники с удовольствием рассказывают о памятниках героям Великой
Отечественной войны, делятся впечатлениями с взрослыми и сверстниками от
увиденного и услышанного.
Эта проектная деятельность сблизила детей и взрослых (воспитателя и родителей),
сформировала партнерские отношения. Все, взрослые и дети, сопереживали за общее
дело, за его результат. Все готовились и ждали открытое занятие по теме проекта,
чтобы продемонстрировать полученные знания и умения, выразить свое эмоциональное
отношение к героям Сталинградской битвы.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по воспитанию нравственно –
патриотических чувств дошкольников.
Литература :
Александрова Е.Ю. и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград,
«Учитель», 2007 г.
Белоусова Л.Е. «Навстречу Дню Победы» цикл тематических бесед рассказов для
занятий дошкольного и младшего школьного возраста. «Детство – Пресс», 2004 г.
«Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» Журнал , № 4/ 2010 г.
«Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» Журнал, № 5, 2010 г.
«Воспитатель Дошкольного Образовательного Учреждения» Журнал, № 5, 2012 г.
«Дошкольная педагогика» Журнал, № 3, 2010 г.
Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина», опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ,
Москва, 2003 г.
Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Моя Родина – Волгоград», методическое
пособие по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников. Волгоград,
2002 г.
Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. «Мы живем на земле Волгоградской»,
методическое пособие по нравственно патриотическое воспитанию дошкольников,
Волгоград, 2002 г.
Пенкин А.Д. «Родная земля Ахтубинская», из истории Среднеахтубинского района –
документы, факты, предания, Волгоград, 2003 г.
«Ребенок в детском саду» журнал, № 02, 2010 г.
«Ребенок в детском саду», журнал, № 02, 2012 г.
Сорокина Л. «Дети Сталинграда», документальная повесть, Нижне – Волжское
книжное издание, 1983 г.
«Управление дошкольным образовательным учреждением», журнал, № 01, 2009 г.
Шорыгина Т.А. «Родные сказки», нравственно – патриотическое воспитание,
Книголюб, 2005 г.
http://www.covenok.ru
http
http://www.planetadetstva.net
http://www.gilbylmalysh.ru
http://www.nsportal.ru/detskiy sad
:// www
. maam
. ru Конспект обязательной образовательной деятельности
для детей старшего дошкольного возраста
«Люди! Покуда сердца стучатся!»
Образовательная область: социальнокоммуникативная
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно
эстетическое развитие, развитие речи, физическое развитие.
Возраст детей: 56 лет
Форма организации: подгрупповая
Цель: Познакомить детей с историческими событиями Великой отечественной войны
по освобождению Сталинграда от фашистских захватчиков.
Задачи: Закрепить знания детей о том, как живущие помнят об В.О.В.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей, стремление узнать больше
нового, полезного, интересного об истории родного края.
Развивать у детей воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим
людям.
Развивать память, внимание.
Активизировать словарь детей пословицами и поговорками, обогащать его путём
уточнения понятий: Отечество; защищать, оборонять, гордиться, сражаться;
героическая война; танкисты, лётчики; фашизм.
Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам; побудить детей к
нравственным поступкам; воспитывать чувство уважения к людям;
доброжелательность; дружелюбие; желание совершать добрые поступки.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине;
Воспитание толерантности.
Предварительная работа:
Рассматривание и обсуждение иллюстраций о В.О.В., о Сталинградской битвы.
Чтение рассказов и стихов о войне.
Разучивание стихов о В.О.В., о мире, о Сталинграде.
Заучивание и обсуждение пословиц смелости, храбрости, о солдатах.
Прослушивание песен военных лет.
Просмотр фильмов и сюжетов о В.О.В., о героях и их подвигах.
Просмотр презентаций на тему «Сталинградская битва».
Совместная работа детей и родителей в создании выставки «Помним и гордимся!».
Подготовить памятные подарки для гостей (голубь мира).
Оформление альбома детских рисунков «Война глазами детей»
Беседы на темы «Доброжелательное отношение к товарищам», «Беседа о вежливости»,
«О хороших поступках».
Сюжетноролевые игры («Разведчики», «Медсестра» и пр.).
Совместная с родителями экскурсия в музей –панораму «Сталинградская битва»
Работа с родителями:
Рекомендовать посетить вместе с детьми мемориальный комплекс «Мамаев Курган».
Понаблюдать за возложением цветов к Вечному огню.
Совместно с детьми просмотреть фильм на военную тему, например "Сын полка";
рассказать детям о родственниках, которые участвовали в ВОВ;
рассмотреть старые семейные фотографии.
поездка совместно с детьми в музей – панораму «Сталинградская битва»
Материалы к занятию:
иллюстрации, картины о В.О.В.,
магнитофон для прослушивания песен военных лет;
запись песни «Священная война»;
«Голоса Левитана о начале войны»;
песни «На Мамаевом Кургане тишина»;
запись «Фонограмма боя»;
запись «Метроном»;
запись Прощание Славянки». альбом «Давно закончилась война, но память русская жива»;
наборы пазл с изображениями памятников Волгограда;
макет «Город разрушенный войной»;
макет «Вечный огонь»;
макет дерево с обожженными письма с фронта (на письмах стихи о Сталинграде);
письмо – треугольник (фронтовое);
голубь из белой бумаги
Ход деятельности:
Дети заходят в зал под музыку «Прощание славянки». Стоят на ковре.
Воспитатель показывает им белого голубя из бумаги: Ребята, к нам сегодня залетел
голубь. А вы знаете, что эта птица символ мира? Что такое мир?
(Ответы детей)
Мы с вами учили стихи о мире, кто хочет рассказать?
Я рисую слово МИР
Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот
Пароход по ней плывёт.
Вот дома до неба прямо!
Вот цветы, а это мама,
Рядом с ней сестра моя...
Слово "мир" рисую я.
(Дина Михайлова)
Пусть будет мир
Пусть пулеметы не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
(Н. Найденова)
Воспитатель: Ребята, голубь к нам прилетел не просто так, принес нам письмо и
альбом. Письмо это необычное. Такие письма писали во время войны солдаты домой.
Давайте прочитаем, что там написано. (Письмотреугольник)
Люди! Покуда сердца стучатся, помните!
Какою ценой завоевано счастье, пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, помните!
О тех, кто уже никогда не споет, помните! Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Совсем недавно наш народ праздновал День победы в Сталинградской битвы.
Этот солдат хочет, чтобы мы помнили, как воевали наши деды и прадеды, как они
боролись за наше счастье. Хотите посмотреть альбом и больше узнать о той далекой
войне?
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Давнымдавно, когда ваши дедушки и может даже прадедушки и
прабабушки были маленькими, на нашу страну напал враг – германские фашисты.
(Звучит фонограмма голоса Левитана о начале войны.)
Воспитатель показывает страницы альбома и рассказывает:
Фашисты хотели завоевать все наши города, села, всех людей, всю нашу землю. Они
собрали огромное войско, тысячи танков и самолетов, и начали бомбить города,
убивать людей, сжигать дома. Вся наша страна поднялась на войну с фашистскими
захватчиками. Мужчины и совсем молодые парни уходили на фронт, чтобы с оружием в
руках защитить нашу Родину, своих детей и матерей. Вместе с ними шли на фронт
женщины и девушки.
Они служили медсестрами и врачами, лечили раненых, были радистками и передавали
сообщения по всему фронту, даже были шоферами и летчицами и летали на самолетах,
бомбили вражеские укрепления.
На заводах и фабриках, там, где до войны делали тракторы, детали машин, детские
игрушки стали выпускать танки, и они сразу с завода уходили на фронт, делали
снаряды, гранаты, чтобы победить фашистов. Вместе с мужчинами на заводах работали
женщины и подростки.
Над страной нависла смертельная опасность. Крики, ужас, смерть. Фашисты убивали
стариков, детей. Так на нашу землю пришла война. И страшнее этой войны до сих пор
ещё не было. Более 20 миллионов жизней унесла война. Весь народ встал на защиту
своей Родины. В те дни повторяли слова:
Вставай страна огромная
Вставай на смертный бой
С фашисткой силой темною
С проклятою ордой.
(Звучит песня «Священная война»)
Повсюду висели плакаты с призывом «РодинаМать зовёт!» (Показ плаката)
Враги были сильнее, и подошли к городу Сталинграду.
Вы, знаете такой город? (ответы детей) Бои шли за каждую улицу, каждый дом, этаж дома. Наши солдаты защищали каждый
метр родного города, родной земли. Им было очень тяжело побеждать, фашистов было
много, и они не хотели отступать. В тяжелых сражениях погибало много бойцов,
тысячи были ранены, но стойко стояли наши воины.
Дети подходят к макету «Город разрушенный войной»
Сталинград! Сталинградская битва!
Эти слова не сходят с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на
берегах Волги, было приковано внимание миллионов людей земли. Сумеет ли Красная
Армия сломить хребет гитлеровской армии, остановить фашистское нашествие?
(Фонограмма боя)
Дети читают стихи
Много лет тому назад
В сверхжестокой той войне
Защищали наши деды
Свой родной Сталинград.
Сталинград – огня преодоленье,
Красный орден на груди земли.
Чтоб не отступить на берег левый,
Тысячи солдат здесь полегли.
Воспитатель: По продолжительности и ожесточенности боев, по количеству
участвовавших людей и боевой технике Сталинградская битва превзошла все
предшествовавшие ей сражения и закончилась полной победой наших войск 2 февраля
1943 года.
Дети читают стихи.
1.
Волгоград – Сталинград!
Души павших солдат
Всё горит, просто некуда деться
Просто нету наград,
Нет на свете наград,
Что достойнее памяти сердца.
2. Волгоград – Сталинград!
Рядовой и комбат.
Здесь лежат, невзирая на званья.
Молча, люди стоят
Журавли пролетят
И курлыканье, как отпеванье.
Воспитатель: Какими словами можно назвать людей защищавших Сталинград?
У меня есть вот такая звезда – героя.
Игра: «Звезда» (Показываю звезду детям). Все встанем в круг, и, передавая звезду по
кругу, будем называть качества воина – защитника. (Смелый, добрый, храбрый, отважный, умный, заботливый, сильный, защитник
слабых, крепкий, мужественный, здоровый, героический, стойкий.)
Воспитатель: Молодцы, вы назвали много качеств, которые нужны воинам – солдатам.
Только лишь благодаря этим качествам советских солдат страна победила в страшной
войне.
Физминутка:
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем дружно мы шагать!
Все нагнемся мы вперед,
А потом наоборот!
Влево, вправо наклонитесь
Наклонитесь не ленитесь!
На одной ноге постойка
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты к груди прижми,
Да, смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте скокскокскок!
Носом вдох, выдох ртом,
Дышим глубже, а потом
Маршируем не спеша.
Все! Закончилась игра!
Воспитатель: А как вы думаете, сумела бы Красная армия победить, если бы небыли
дружны между собой?
Помните: и нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать,
забывать обиды.
Давайте встанем в круг возьмёмся за руки и проговорим такие слова:
«Главное вместе. Главное дружно!
Главное с сердцем, горящим в груди!
Нам, равнодушных в жизни не нужно!
Злобу, обиду из сердца гони!
Это будет означать, то, что мы вместе непобедимы!!!
(Дети садятся на стульчики)
Воспитатель: Наш народ героически сражался и победил фашистов, прогнал их с
нашей земли. Много солдат погибло во время боёв за наш Сталинград. Народ помнит
тех, кто защищал нашу страну. Ребята, как чтут память о людях, отдавших за Родину
самое дорогое – жизнь?
(сочиняют стихи, песни, пишут книги, ставят памятники, приносят цветы на
могилы)
Ребята, а что же в альбоме? Давайте посмотрим.
В память о героическом прошлом был создан мемориальный комплекс «Мамаев
курган».
(Звучит песня «На Мамаевом Кургане тишина») (показать детям фотографию Родины – матери).
Воспитатель: Скульптура женщины – это образ нашей родной страны. Она кричит,
зовет своих сыновей и дочерей на защиту, как будто бы просит: «Спасите меня от
врага!»
Следующая скульптура «Стоять насмерть!» Воин с автоматом прикрыл своей грудью
Родину – мать. Так и советские солдаты своей жизни не жалели для победы над врагом.
Вечный огонь на аллее Героев, это памятник всем защитникам Сталинграда. Сюда
приходят все гости города и волгоградцы, приносят цветы, здесь в почетном карауле
стоят школьники.
Ребята, а кто из вас был у «Вечного огня», или у другого памятника? Как себя ведут
люди? (Тихо подходят к памятнику, кладут цветы у подножья, мужчины и мальчики
снимают головные уборы и одну минуту стоят молча, склонив головы, тихо отходят)
Подойдите ближе к макету «Вечного огня»
Дети исполняют песню «Вечный огонь». Слова Д. Чибисова; музыка А.
Филиппенко.
Воспитатель: Тихое время заката
В Волгу спустило крыло
Ах вы, ребята, ребята!
Сколько вас здесь полегло.
В память обо всех павших в Сталинградской битве объявляется «МИНУТА
МОЛЧАНИЯ». Прошу всех встать. (Звучит метроном)
Дети садятся на места.
А скажите, в мирное время нужны солдаты?
Ответ детей.
Воспитатель. Почему?
Дети. Чтобы быть всегда готовым защищать Родину.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о войне, о солдатах.
Солдатское дело – воевать храбро и умело.
Друг за друга стой и выиграешь бой.
Родинамать – умей её защищать.
Где смелость, там и победа.
Кто дрожит, тот и от врага бежит.
Умелый боец – везде молодец.
Воспитатель. Как хорошо. А чтобы еще быть хорошим солдатом, надо быть
внимательным и смышленым, чтобы враг не смог внезапно напасть. И сейчас я проверю,
какие вы внимательные и смышленые.
(загадки на звездах)
1. Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду ясолдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою ...(страну)
2. Самолет парит, как птица,
Там воздушная граница. На посту и днем, и ночью
Наш солдат военный ...(летчик)
3.Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было ...(войны)
Воспитатель: Ребята, я вам рассказывала о памятниках в городе Волгограде,
показывала фотографии этих памятников. А сейчас хочу проверить, как вы запомнили
памятники героям войны.
На столах лежат разрезные картинки, нужно сложить и узнать, как называется
памятник.
(Дети собирают пазлы)
Воспитатель: Дети, никто не хочет, чтобы была война, все хотят мира! Мы с вами
делали птиц мира, глубок. Давайте подарим их нашим гостям, и пожелаем им мира и
добра! (дети дарят поделки)
Дети читают стихи
Прошла война, прошла страда
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Воспитатель: Ребята, что вы узнали интересного из моего рассказа? (ответы детей)
Молодцы. Много запомнили и хорошо потрудились. Я думаю, что вы дома расскажите
своим родителям, сестрам и братьям о том, что узнали сегодня. И всей семьей посетите
памятники и почтите память солдат, отдавших жизнь за нашу счастливую мирную
жизнь.
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Педагогический проект по нравственно - патриотическому воспитанию "Никто не забыт - ничто не забыто"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.