Формирование информационной и читательской компетентности залог успешного обучения. Более подробно я хочу дать педагогический рецепт, как использую в своей работе приём «Матрёшка», который начинаю применять со 2класса до выпуска из начальной школы, каждый раз усложняя работу. Что это такое и как работать?...Каждая группа прорабатывает правила, фиксируя подсказки на матрёшки. Матрёшки разукрашивают, проговаривают выступление
Матрёшка МОЙ ПЕД,РЕЦ.docx
«Педагогический рецепт. Матрёшка»
Тема: Формирование информационной и читательской компетентности (из
опыта работы).
На сегодняшний день в РФ действуют программы:
Первая: Национальная программа поддержки и развития чтения. Сроки
реализации 20072020гг. Сейчас III этап.
Вторая, принята 3июня 2017 «Концепция программы поддержки детского и
юношеского чтения в РФ» Сроки реализации 20182026г
Формирование информационной и читательской компетентности залог
успешного обучения. Работу организую в плотном сотрудничестве с
родителями.
Обобщая опыт работы по данной теме, я уже публиковала материал
«Педагогический рецепт. Чтение газетных публикаций» (для уроков
литературного чтения, окружающего мира на сайте…)
В данной публикации я хочу поделиться опытом по формированию
информационной и читательской компетентности на уроках русского языка
при работе с кластерами. Например, (2 класс «Звуки и буквы») мы совместно
с детьми составили кластер в бумажном и электронном виде. И пользуемся
им, когда необходимо выполнять фонетический разбор слова.
Со временем дети его запоминают и легко справляются с фонетическим
разбором слов.
звонкие
согласные
глухие
звуки
ударные
гласные
безударные
мягкие
твердые
Более подробно я хочу дать педагогический рецепт, как использую в своей
работе приём «Матрёшка», который начинаю применять со 2класса до
выпуска из начальной школы, каждый раз усложняя работу. Что это такое и
как работать? Матрёшка русская деревянная игрушка в виде расписной
куклы. Внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера.
Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Темы могут быть очень
разными. Русский язык 2 класс, тема «Части речи» (закрепление) Цель:
Повторить, обобщить и систематизировать знания о частях речи. Приём «Матрёшка» помогает реализовать задачи: закрепить знания учащихся о
частях речи, представление о том, на основе каких признаков слова
объединяются в части речи, умение осознанно распознавать слова,
относящиеся к различным частям речи;…развивать познавательный интерес,
воспитывать любовь к русскому языку;…культуру организации учебной
деятельности, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Класс делится на три группы, один ребёнок руководитель координатор,
остальные помощники, (по количеству подробно изученных частей речи,
1группа – сущ., 2 – прил., 3 – гл., матрёшек для каждой группы столько,
сколько детей в группе).
Фрагмент (мы работали на данном этапе не первый раз 12 минут). Группы
получили комплект матрёшек и текстподсказку:
ЧАСТИ РЕЧИ.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ ГЛАГОЛ
Обозначает предмет, обозначает признак предмета, обозначает действие предмета.
Отвечает на вопросы КТО? ЧТО? отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? отвечает на
вопросы КАКОЕ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАЛИ? ЧТО ДЕЛАЮ?
ОДУШЕВЛЁННОЕ НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
СОБСТВЕННОЕ НАРИЦАТЕЛЬНОЕ
ИЗМЕНЯЮТСЯ ПО ЧИСЛАМ, РОДАМ, ВРЕМЕНАМ
ДЕЛЯТСЯ ПО РОДАМ
приём «Матрёшка»
Описание работы
Каждая группа прорабатывает правила,
фиксируя подсказки на матрёшки.
Матрёшки разукрашивают, проговаривают
выступление. Далее каждая группа
защищает свою работу. Дети приводят 2 и
более примеров, об этом они знают т.к.
работают с данным алгоритмом постоянно.
1 ребёнок : ГЛАГОЛ – это самостоятельная
часть речи (решаем, читаю)
2: обозначает действие предмета (бегал,
спит)
3: отвечает на вопросы что делает? (идёт,
прыгает). Что делают? (танцую, смотрю)
и другие …
4: Глаголы изменяются по родам: (арбуз –
рос, дыня – росла, яблоко росло).
5: Глаголы изменяются по числам: (тигр –
убегал, тигры убегали )
6: Глаголы изменяются по временам:
Прошедшее время – что делал? что сделал?
(писал, записал) Настоящее время – что
делает? (пишет)
Будущее время –что будет делать? что
сделает? (будет писать, напишет) (Т.о .выступала группа «Глагол», сущ. и
прил. по аналогии)
Далее дети руководители координаторы
переходят в другие группы. Все матрёшки
перемешиваются. Группы работают
самостоятельно уже с другими частями
речи. Например, те кто работал с глаголом
продолжили работу с прилагательным,
позже с существительным. Самооценка,
оценка деятельности руководителей
координаторов.
Почему я рекомендую приём « Матрёшка»: формируется
информационная грамотность, формируется культура письма, проявляется
активность детей…А, главное, каждый ребёнок в деле, в теме. Добывают,
вычленяют информацию на уроке, внеклассном мероприятии, кружке,
классном часе. Дети аргументируют свой ответ – это и есть формирование
информационной и читательской компетентности. Результаты по русскому
языку успеваемость 100%, качество знаний 88%. Дети призёры, победители
конкурсов олимпиад разного уровня.
Педагогический рецепт. Матрёшка
Педагогический рецепт. Матрёшка
Педагогический рецепт. Матрёшка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.