В целях развития и совершенствования воспитательно-образовательного процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста педагогов, а также для решения вопросов организации образовательного процесса, повышения квалификации педагогических работников в образовательных организациях создается педагогический Совет . Именно об этом представленная работа (реферат) по образовательной программе дополнительного профессионального
образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании».Педагогический совет как постоянно действующий орган самоуправления образовательного учреждения
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Челябинский институт переподготовки
и повышения квалификации работников образования»
по образовательной программе дополнительного профессионального
РЕФЕРАТ
образования «Современный образовательный менеджмент.
Принцип государственнообщественного управления в образовании»
«Педагогический совет как постоянно действующий орган
самоуправления образовательного учреждения»
на тему:
2Челябинск
Содержание
Содержание..............................................................................................................3
Введение...................................................................................................................3
1. Общее положение педагогического Совета......................................................5
2. Документация и отчетность................................................................................8
3. Основные направления деятельности педагогического Совета школы..........8
4. Компетенция педагогического Совета школы.................................................10
5. Обязанности педагогического Совета школы.................................................11
6. Формирование педагогического Совета школы. Организация деятельности
педагогического Совета школы............................................................................11
7. Председатель педагогического Совета школы...............................................12
8. Делопроизводство педагогического Совета школы........................................12
Заключение.............................................................................................................13
Список использованной литературы....................................................................14
Введение
3Педагогический Совет школы создается во исполнение Закона
Российской Федерации «Об образовании», Устава образовательной
организации с целью развития коллегиальных, демократических форм в
управлении деятельностью учебного процесса, объединения усилий
коллектива по реализации образовательных программ.
Решения педагогического Совета, принятые в пределах его полномочий,
обязательны для всех членов коллектива учреждения.
Педагогический Совет образовательной организации несет
учениками и их законными
ответственность перед коллективом,
представителями и Учредителем за принятые им решения и их исполнение в
рамках своей компетенции.
Педагогический Совет в современной школе
распространенной формой управления,
остается наиболее
позволяющей использовать
коллективный разум, знания и опыт педагогов для решения сложных проблем;
организовать обмен информацией между отдельными педагогами и
методическими объединениями; оперативно доводить конкретные задачи до
непосредственных исполнителей.
Педагогический Совет в школе – место, где каждый член коллектива
имеет право быть услышанным, где общие проблемы решаются вместе, где
дается старт новым начинаниям и подводится итог уже проделанной
педагогическим коллективом работы.
Давно ушли в прошлое педсоветы в форме формальных мероприятий с
традиционной повесткой дня и традиционными решениями. Педсовет в
современной школе – парад идей, проходящий в комфортной среде
сотрудничества и сотворчества.
41. Общее положение педагогического Совета
Само слово « педсовет» означает «советоваться, держать совет».
Одна из главных миссий
педагогического Совета – создание
общественного мнения по приоритетным направлениям деятельности школы,
которое является регулятором отношений между людьми, как в среде
педагогов, так и в среде школьников.
Педагогический Совет реализует следующие виды деятельности:
1)
определяет стратегию развития школы,
направления
экспериментальной и инновационной деятельности, производит анализ и
коррекцию этой деятельности;
2)
проводит отбор и коррекцию технологий, форм, методов,
используемых для организации образовательного процесса;
3)
определяет формы взаимодействия школы с научно
исследовательскими, государственными и общественными организациями;
4)
обсуждает и производит выбор учебных планов и методического
плана (программ, учебников, дидактических
сопровождения учебного
материалов);
5)
принимает решения о порядке итоговой и промежуточной
аттестации учащихся, выпуске и т.д.
В рамках конкретных целей приоритеты функций педсовета могут
перераспределяться, однако в каждом случае обязательно включать элементы
обучающего характера, а методическую функцию обучения рассматривать как
одну из приоритетных.
Практика показывает, что обычно в рамках одного учебного года
проводится не более 45 педсоветов. Два из них – организационные:
аналитикопланирующий в августе и итоговый в мае. Следовательно,
непосредственно тематических может быть проведено дватри.
5Для конкретно выбранной темы педагогического Совета определяется
цель и задачи, что способствует отбору и структуре содержания. Можно
выделить следующие требования к отобранному содержанию:
теоретическая часть должна быть актуальна, обоснована и проверена
жизнью;
примеры из практики школы должны быть объективными и
конкретными;
обобщенные материалы представлены наглядно с помощью схем,
графиков, таблиц, диаграмм;
сформулирована установка на профессиональное совершенствование
в перспективе на основе выявления лучших начинаний в педколлективе.
Особое значение приобретает форма проведения педагогических
советов. Как показывает опыт работы, традиционный вариант педсовета:
доклад, содоклад, выступления,
сообщения, принятие решения – не
эффективен, да и неинтересен большинству учителей. Основными
недостатками традиционного педсовета являются:
*авторитарный стиль ведения педсовета, превращение педсовета в
инструктаж;
*поверхностное обсуждение поставленных проблем;
*абстрактность докладов;
*почти полное отсутствие самостоятельной деятельности учителей;
*низкая результативность.
Чтобы разбудить творческую мысль учителей, вызвать у них
потребность в деловой дискуссии и оказать скольконибудь заметное влияние
на положение дел в школе, нужно использовать нестандартные, современные
интенсифицированные формы проведения:
коллективная творческая деятельность, коллективные способы
обучения. Это такая деятельность, при которой все члены коллектива
участвуют в планировании, осуществлении и анализе деятельности, имеющей
6характер коллективного творчества. Данная технология разработана И.П.
Ивановым для детских коллективов, но многие ее компоненты вполне
применимы и к работе со взрослыми;
творческие мастерские – это временные коллективы, которые призваны
решать исследовательские, методические и организационные вопросы.
Творческие мастерские как форма педагогического Совета создаются в
соответствии с рассматриваемым подходом: игровым, диалоговым,
модульным, системным,
и пр., с целью обобщения
педагогического опыта коллег либо определения состава и границ
деятельностным
применимости некоторого методического инструментария;
презентация работы методических объединений, творческих групп,
учителей – предметников проводится для представления новых программ,
учебников, направлений инновационной работы и т.п. Цель работы данного
привлечь внимание к чемулибо, ознакомить с новыми
педсовета
начинаниями, дать общественную оценку;
семинар
проводится как развернутое во времени чередование
выполняет роль
взаимопосещений,
теоретических семинаров и
интенсифицированного повышения квалификации
актуальной для коллектива научнометодической проблеме;
группы учителей по
деловая игра – форма подведения итогов работы коллектива по какой
либо проблеме или за определенный период времени. Основное место в таком
педсовете занимает групповая деятельность. Участники различных ролевых
микрогрупп определяют негативные
(позитивные) моменты работы,
вырабатывают цели и задачи на новый период, разрабатывают программы
действий, которые (доработанные и обобщенные) лягут в основу решения
педсовета;
конференции. Их тематика может быть посвящена как итогам работы
учреждения в целом, так и отдельной общепедагогической проблеме, носить
научнопрактический характер.
Педагогический советконференция
7объединяет качества педагогического совета и научной конференции. Может
проходить по секциямнаправлениям, обязательными элементами являются
поощрения и награждения, оформление и выпуск материалов, обобщающих
педагогический опыт;
круглый стол – коллективное размышление над значимой проблемой.
Эта форма требует постановки серьезных и интересных вопросов для
обсуждения, подбора соответствующей литературы, предварительного
обсуждения отдельных вопросов группами учителей, соответствующей
деловой обстановки и ведущего, умеющего ориентироваться в поставленных
вопросах и направлять разговор в нужное русло;
«Аукцион идей». Основа такого педсовета домашние задания,
полученные и выполненные микрогуппами учителей, по подготовке примеров
из собственной практики по интересующим всех вопросам.
2. Документация и отчетность
Заседания и решения педсовета протоколируются. Протоколы
педсоветов ведутся в электронной форме и регистрируются в книге
протоколов педсоветов. Нумерация протоколов педсоветов начинается с
нового учебного года. По окончании учебного года электронные протоколы
прошиваются, скрепляются подписью директора школы, печатью школы.
Материалы педсовета, протоколы заседаний и решений хранятся в учебной
части школы.
3. Основные направления деятельности педагогического Совета
Педагогический Совет:
школы
81. рассматривает и определяет основные вопросы социального и
экономического развития образовательной организации.
2. разрабатывает и утверждает планы социального и экономического
развития образовательной организации.
3. рассматривает вопросы выдвижения на присвоение
государственных наград и творческих званий преподавателей;
4. утверждает вопросы создания,
изменения,
упразднения
структурных образовательных подразделений образовательной
организации;
5. рассматривает и утверждает учебные программы и планы;
6. принимает решения по важнейшим вопросам образовательно
воспитательной деятельности образовательной организации,
включая внесение необходимых изменений и дополнений в
утвержденные учебные планы и программы применительно ко
всем дисциплинам, в том числе и по выбору и др. дисциплинам и
количеству часов по каждой дисциплине в пределах
установленного лимита времени и т.п.;
7. рассматривает и вырабатывает рекомендации по вопросам
комплектования групп учащихся;
8. рассматривает вопросы выдвижения на присвоение
государственных наград и творческих званий преподавателей;
9. рассматривает вопросы выдвижения на соискание премий,
стипендий выдающимся ученикам, в соответствии с положениями;
10.рассматривает и выносит на утверждение в установленном
порядке дополнения и изменения в Устав Учреждения;
11.осуществляет другие правомочия, предусмотренные Уставом и
настоящим «Положением о педагогическом Совете»
94. Компетенция педагогического Совета школы
К компетенции педагогического Совета относятся:
1. Реализация права граждан на получение дополнительного образования;
2. Самостоятельное осуществление образовательного процесса, контроля
успеваемости и аттестации обучающихся в соответствии с настоящим
Уставом, полученной лицензией, и Законом РФ «Об образовании»;
3. разработка и принятие образовательных программ и учебных планов;
4. материальнотехническое обеспечение и оснащение образовательного
процесса;
5. организация и совершенствование методического обеспечения
образовательного процесса;
6. разработка и принятие Устава образовательной организации и
локальных актов, внесение в них изменений и дополнений;
7. утверждение по согласованию с Учредителем годовых календарных
учебных графиков;
8. утверждение и представление Учредителю и общественности
ежегодного отчета о поступлении и расходовании средств;
9. разработка и принятие Правил,
Положений образовательной
организации и иных локальных актов;
10.координация действий педагогических и иных общественных
организаций, Попечительского совета школы;
11.содействие деятельности педагогических организаций и методических
объединений;
12. регулирование вопросов успеваемости, поведения учащихся с
приглашением законных представителей детей на заседание;
13.разрешение возникающих в ходе работы конфликтных ситуаций между
участниками образовательного процесса.
105. Обязанности педагогического Совета школы
На педагогический Совет школы возлагаются обязанности:
1. проводить аналитическую работу по вопросам учебно
воспитательной работы с учащимися;
2. разрабатывать и вносить изменения в перспективные планы
развития образовательного и воспитательного процесса
образовательной организации;
3. рассматривать отчёты преподавателей о своей деятельности не
реже одного раза за учебный год;
4. обеспечивать эффективную работу школы по реализации
образовательной Программы и Устава;
5. рассматривать и принимать Авторские учебные программы,
апробированные в данной образовательной организации;
6. принимать решения по выдвинутым вопросам.
6. Формирование педагогического Совета школы. Организация
деятельности педагогического Совета школы
Количественный состав педагогического Совета определяется штатным
расписанием (с совместителями) школы.
Членство в педагогическом Совете школы прекращается подачей
заявления об увольнении или завершении трудового договора.
Педагогический Совет принимает решения в коллегиальном порядке
открытым или тайным голосованием на своих заседаниях.
Решение считается принятым, если за него проголосовало более
половины от числа членов, участвующих в работе заседания. Председатель
имеет право решающего голоса при равенстве голосов в Педагогическом
Совете школы.
11Заседания Педагогического Совета проводятся 6 раз в год в
соответствии с Планом учебнометодической и воспитательной работы школы
на весь учебный год: 1й – установочный в конце августа; 2й 5 –й по итогам
четвертей; 6й по выпуску учся и переводу в следующий класс. По
необходимости количество заседаний может быть больше, но не меньше.
Оповещение о плановых заседаниях происходит в форме письменных
объявлений в учительской не позже, чем за неделю, форма созыва и порядок
ведения дел педагогического Совета определяются Регламентом заседаний.
Заседания педагогического Совета, как правило, являются открытыми.
Заседание является правомочным, если в его работе приняли участие не
менее 2/3 от числа членов педагогического Совета.
7. Председатель педагогического Совета школы
Председателем педагогического Совета является директор школы по
должности.
Председатель:
представляет педагогический Совет в отношениях с Учредителем,
органами власти местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и
организациями, физическими лицами;
возглавляет и организует работу в соответствии с Уставом школы и
регламентом заседаний;
подписывает решения, принятые Советом;
вносит изменения в планируемые повестки заседаний.
8. Делопроизводство педагогического Совета школы
12Заседания и решения педагогического Совета оформляются
Протоколом, который ведет секретарь педагогического Совета и
Секретарём может быть
подписывается его Председателем.
делопроизводитель школы или преподаватель, избранный на эту должность на
общественных началах.
О решениях, принятых педагогическим Советом, ставятся в известность
все участники образовательного процесса в школе.
Документация педагогического Совета школы хранится вместе с
документацией школы.
Заключение
В целях развития и совершенствования воспитательнообразовательного
процесса, повышения профессионального мастерства и творческого роста
педагогов, а также для решения вопросов организации образовательного
процесса,
повышения квалификации педагогических работников в
образовательных организациях создается педагогический Совет форма
самоуправления в виде коллегиального органа самоуправления учреждения,
объединяющего педагогических работников на постоянной (бессрочной)
основе. Членами педагогического Совета являются все педагогические
работники,
а также администрация образовательной организации.
Председателем педагогического Совета является заведующий ОО, секретарь
избирается педагогическим Советом.
Решение, принятое в пределах компетенции педагогического Совета и
не противоречащее законодательству, является обязательным.
Заседания педагогического Совета проводятся в соответствии с планом
работы, но не реже 4 раз в течение учебного года. Внеочередные заседания
13педагогического Совета проводятся по требованию не менее одной трети
педагогических работников образовательной организации либо заведующего
ОО. Заседания педагогического Совета протоколируются. Протоколы
подписываются Председателем педагогического Совета и секретарем.
Решение педагогического Совета является правомочным, если на его
заседании присутствовало не менее двух третей педагогических работников
организации и если за него проголосовало более половины присутствовавших
педагогов.
Процедура голосования определяется педагогическим Советом,
Положением о педагогическом Совете.
Список использованной литературы
1. Азаров, Ю. П. Тайны педагогического мастерства [Текст]:
учебное пособие / Ю. П. Азаров. М., 2004.
2. Беличева С.А. Сложный мир подростка / С.А. Беличева.
Свердловск: Сред. Урал. кн. Издво, 2009. — 129 с.
3. Дорохова A.B. Разрешение конфликта: учеб. пособие для
студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия»
2008. — 192 с.
4. Иванов A.A.
Педагогические
условия предупреждения
конфликтов в подростковом возрасте: автореф. дис. канд.
пед. наук М., 2009. — 16 с.
5. Мустаева Ф.А. Основы социальной педагогики / Ф.А.
Мустаева. М., 2011. — 258 с.
14