Здоровый человек редко задумывается над тем, что такое здоровье. Между тем здоровье – одна из главных ценностей человеческой жизни, источник радости.По словам древнего философа: «Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
Основным принципом деятельности педагога, на мой взгляд, должен стать принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка, реализации его права на полноценное и свободное развитие, на качественное образование. Само понятие качества образования тесно связано с такими категориями, как здоровье, благополучие, защищенность, самореализация, уважение.
Здоровье физическое-это состояние, при котором у человека имеет место гармония физиологических процессов и максимальнаяадаптация к различным факторам внешней среды.Физическая активностьэто естественная потребность здорового развивающегося организма в движении.Физическая активность выступает как предпосылка психического развития ребёнка. Непосредственно оздоровительная работа базируется на использовании физических упражнений. На мой взгляд, среди других возможностей оздоровительной работы в школе именно физические упражнения наиболее эффективны.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы -здоровье, а здоровье подрастающего поколения - точный прогноз на будущее. Процесс организации здоровьесберегающего обучения носит комплексный характер: состояние физического, душевного, нравственного благополучия ребёнка, а не только отсутствие физических дефектов. Поэтому, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья.
Представляю структуру физкультурных мероприятий, применяемых в школе в целях оздоровления.
Здоровье психическое-способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.Таким образом, психическая активность - это потребность ребёнка в познании окружающей жизни.
Дифференцированное обучение позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся.Для медлительных детей я снижаю темп опроса,не тороплю ученика,даю время на обдумывание и подготовку.Создаю условия,чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.При этом обучении каждый ребёнок получает от урока только положительные эмоции,ощущает комфорт и испытывает интерес к учёбе.
Хорошо дидактически проработанный урок-самый здоровьеориентиро-ванный для всех его участников.Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности,он жизнерадостен, оптимистичен,открыт в общении со сверстниками и педагогами.Каждый новый урок-это ступенька взнаниях и развитии ученика,новый вклад в формировании его умственной и моральной культуры,поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.Структурными элементами моих уроков является:
*приветствие
*опрос самочувствия
*релаксация
*оздоровительные упражнения
*рефлексия
*прощание
Поэтому я учитываю возрастные психологические особенности своих учеников, продумываю число видов учебной деятельности на уроке,(4-7вида)
Избегая однообразия,чтобы не наступило быстрое утомление.Использую продуманные приёмы и методы,позволяющие активизировать инициативу и творческое самовыражение моих учеников,стараюсь прогнозировать несколько возможных вариантов развития учебных событий в зависимости от создавшейся ситуации:
*метод свободного выбора(беседа,свобода творчества,выбор действия, выбор способа действия).
*активные методы(обучение действием,обсуждение в группах, ученик как исследователь).
*методы, направленные на самопознание, саморазвитие(интеллектэмоции,воображение,общение,самооценка).
Часто на уроках русского языка, математики организуется групповая работа,в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает.Детям значительно легче учиться вместе.Группы комплектуются по разным признакам. В группах обязательно распределение ролей. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно из условий организации здоровьесберегающего обучения- избежать длительного сидения за партой. Основные методы, используемые в групповой работе:
· Обучение в режиме смены динамических поз;
· Режим движения наглядного материала.
Обучение в режиме смены динамических поз обеспечивает ребенку укрепление телесной вертикали и способствует двигательному раскрепощению, является хорошей профилактикой искривления позвоночника.
Обучение в режиме движения наглядного материала является хорошей профилактикой снижения зрения.
Физкультминутки-естественный элемент урока,который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей.Они помогают снять статическое утомление различных мышц,ослабить умственное напряжение,снять зрительное утомление,активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы,улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.
Виды физминуток:
1.Упражнения для снятия общего напряжения.
2.Упражнения корректирующие осанку.
3.Дыхательная гимнастика.
4.Упражнения для кистей рук.
5.Гимнастика для глаз.
6.Гимнастика для слуха.
Так например,на всех уроках я использую офтальмологические схемы-тренажёры по методике Базарного,массаж пальцев перед письмом(протирание ладошек, «скалка» -покатать ручку между ладонями;между большим и указательным пальцем и другие).
Особый интерес вызывает у ребят дыхательная медитация:
«Сядьте прямо. Закройте глаза.Представьте,что вы вдыхаете нежный аромат цветка.Старайтесь его вдохнуть не только носом,но и всем телом.Вдох,выдох.Тело превращается в губку,на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух,а воздух просачивается наружу.Вдох,выдох».
«Каша кипит»-вдыхаем через нос,на вдохе произносится слово «пых».
«Ветерок»-поднять голову вверх,вдох.Опустить и сдуть ворсинку(подул нежный ветерок).Поднять голову вверх,вдох.Опустить и задуть свечи-звук «ф-ф-ф».На уроках русского языка при формировании понятия «однокоренные слова» предлагаю задание: «Я буду называть однокоренные слова к слову ДОМ». Если я права вы делаете наклон вперёд,если не права-наклон назад».
Нравятся детям физминутки в стихотворной форме «Ёлочка»,
«Паучки», «Весёлые матрёшки» и другие. Я провожу, учитывая специфику предмета-музыкальные для мимики лица и всего тела:
*сгорбленного старичка
*силача-весельчака
*легкокрылую бабочку и другие.
Систематически в процессе обучения я использую в середине учебного дня динамические паузы,в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения,подвижные игры,2-3 игры на большой перемене. Сначала игра средней интенсивности,затем высокой,и наконец, малой интенсивности.В своей практике я использую книгу Е.М.Галера «Игры на переменах для школьников1-5 классов». Игры- хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность.
Также уделяю внимание воспитательным мероприятиям о бережном отношении к своему здоровью:это подбор классных часов, беседы о вредных привычках, анкетирование среди родителей. Традиционными стали конкурсы рисунков о здоровом образе жизни, мероприятия: «Мама, папа, я -спортивная семья», Дни здоровья, проходящие в нашей школе каждую четверть.
Необходимость применения информационных технологий в начальной школе сегодня очевидна,поэтому я стараюсь использовать также компьютерные технологии:(презентации, тесты, физминутки).Использование компьютера на уроке повышает интенсивность обучения,усиливает индивидуализацию учебного процесса.Но моя задача сводится к тому,чтобы сохранив все преимущества использования компьютерной техники в образовании,освободить учебный процесс от его негативных сторон. Этому способствуют некоторые здоровьесберегающие факторы.
Мне нравится использовать элементы игровой технологии на всех уроках.Детская игра — исторически возникший вид деятельности детей, заключающейся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и направленный на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей.Игра является предметом изучения различных наук. Поэтому я используюнестандартные уроки:урок-игра,урок-соревнование, уроки-конкурсы.В игровой форме происходит словарная работа, устный счёт:дети поочерёдно выбегают к доске и на скорость записывают слова,цифры.
Общество заинтересовано в оздоровлении не только самого общества, но и каждого человека, а в принципе одно без другого просто невозможно, оно должно решать эту проблему на всех уровнях, а также всем миром. Педагогическая общественность все больше осознает, что именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Я надеюсь, что каждый учитель начальных классов будет искать самые оптимальные пути обучения и воспитания учащихся, использовать передовые педагогические технологии для того, чтобы учебно-воспитательный процесс был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим.
Спасём мальчиков, сбережём мужчин- будет у нас народ. Оградим девочек от растлевающего влияния, дадим им идеалы добра, красоты, целомудрия- будет у нас крепкая семья. И родовое древо России, Родины нашей любимой, будет ещё долго и счастливо шуметь над миром!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.