Основы педагогического мастерства
Древняя мудрость гласит: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен». А мы живем…Перемены коснулись и образования. И уже невозможно учить и воспитывать по старому, используя только «готовые рецепты». Современные дети, как и мир в целом, постоянно меняются. И педагог обязан идти в ногу со временем, искать и создавать свои пути развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способы формирования информационной культуры. Я думаю, что есть профессии, которым уготована вечность.
Учитель оставляет после себя невидимый, на первый взгляд, след, но как же он важен. Великие педагоги не сотворили пирамид, дворцов или плотин, но их мысли изменили мир. Мы не знаем фамилий учителей, обучающих Эйнштейна физике, Менделеева – химии, Тимирязева – биологии. Но, я уверена, что в достижениях этих учеников есть и их заслуга.
. Примечательная черта работы учителя в том, что нельзя сразу ощутить ее результатов, лишь время показывает как нашу правоту, так и наши просчеты и ошибки.
Профессия учителя дисциплинирует, учит терпению и терпимости, заставляет всегда быть в форме, даже если на душе «кошки скребут». Надо быть интересным рассказчиком, внимательным слушателем, мудрым советчиком, неплохим актером, энергичным, красивым, целеустремленным, неутомимым человеком.
Люди будущего – это дети. Быть с ними, а не среди них – значит, приоткрыть дверцу в это самое будущее. Сотворчество познания и добрых дел с учениками – вот что радует меня в моей профессии. Поэтому учителю не бывает скучно жить.
Именно сегодня, когда фотомодель с идеальной фигурой и высоким ростом, в сверкающем платье, но, может быть, ничего не имеющая внутри, не обладающая большими знаниями в той или иной области, занятая мыслями исключительно о сохранении и коррекции фигуры, пользуется большим уважением и известностью, чем живущая где-нибудь в глубинке пожилая учительница, добросовестно проработавшая много лет в школе, обладающая уникальным опытом, глубоко владеющая своим предметом, стремящаяся всегда и во всём помогать людям.
В последние годы наблюдается некоторое снижение престижа педагогической профессии среди молодёжи Одной из причин этого является сложность педагогической профессии, что связано, с одной стороны, с возрастанием материального фактора (как правило, родители стараются приобщить детей к видам деятельности, дающим возможность больше зарабатывать - менеджер, предприниматель, продавец и т.п.), с другой стороны, педагогический труд стал ещё более сложным, поскольку с укреплением рыночных отношений изменилась психология людей, их отношение к учёбе.
Сегодня, когда основной задачей в сфере образования и воспитания является обеспечение их качества, ещё больше возросли требования к профессиональной компетентности педагога.
Сегодняшний педагог, где бы он ни работал - в детском саду или школе, в лицее, колледже или вузе, выполняет одновременно несколько функций: обучающую, воспитательную, развивающую, методическую, пропагандистскую и др. Успешная реализация каждой из них требует от педагога определённых знаний, умений, навыков и способностей, а также личностных качеств.
Чтобы работать качественно, каждый педагог должен владеть педагогическим мастерством, поскольку только мастерство может обеспечить эффективные результаты его труда . Насколько высок будет уровень педагогического мастерства преподавателя, настолько высок будет уровень теоретических и практических знаний и умений каждого обучающегося.
Педагогическое мастерство не является одинаковым и общим стандартом для всех преподавателей, степень ее зависит от совершенствования, от работы, от творческого труда каждого преподавателя и развивается в процессе этого труда
Отражение сущности педагогического мастерства должно быть, прежде всего, в определении этого понятия. Поэтому приведем несколько определений.
Мастер — человек, достигший высокого искусства в своем деле, вкладывающий в свой труд смекалку, творчество, делающий предметы необычные и оригинальные, а также превосходно знающий своё ремесло.
Педагог- мастер –это постоянно само совершенствуемый педагог, который в совершенстве владеет искусством воспитания и развития, работающий по признанию и любящий детей, владеющий современными методами преподавания, практически разбирающийся в вопросах общей и детской психологии обучающегося, включая его мировоззрение и способности.
Афоризмы русских писателей со словом «мастерство»
Соколов-Микитов Иван Сергеевич (1892 — 1975) — русский писатель
Бажов Павел Петрович (1879 — 1950) — русский писатель
Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он будет учить, и воспитывать, за детей. Дети общаются с нами большую часть времени. Вместе с тем, отвечая за себя самого, свою профессиональную подготовку, свое право быть педагогом, каждый из нас должен давать себе, отчет в том, что достойное выполнение профессионального педагогического долга требует принятия на себя ряда обязательств.
Возникает вопрос: «Я учитель- мастер или просто я хожу в учебное заведение, чтобы получить заработанную плату»
Где взять критерии оценки своего педагогического мастерства?
Что должно быть на первом месте, когда учитель входит в класс? Модная стрижка, опрятный внешний вид, современный мобильный телефон, «зверский вид», знание своего предмета, может ли каждый педагог овладеть педагогическим мастерством, педагогическое мастерство - это врожденное качество или ему можно обучить каждого желающего, как и в каких "единицах" можно измерить количество и качество педагогического мастерства у представителей педагогических профессий?
Мастерство – это не образование. Образование есть лишь необходимое условие формирования педагогического мастерства. Педагог должен уметь управлять процессом обучения и воспитания, что требует от него высокой квалификации. Постоянно обновляющийся педагогический процесс требует от педагога постоянного развития своего мастерства.
Когда учитель впервые входит в класс, для него многое неожиданно. Но хотя новая окружающая его обстановка порой полна неясностей, решения он должен принимать незамедлительно. В этот момент учителя можно сравнить с водителем, впервые оказавшимся в оживленном транспортном потоке: его ошеломляют мчащиеся в разные стороны автомобили. Естественно, что в такой ситуации человек испытывает напряжение и состояние, близкое к паническому страху. Он старается сосредоточить внимание на собственных операциях, одновременно не упуская из виду действий окружающих его людей. Тех или иных ошибок ему все равно не избежать, но по мере того, как приобретаются опыт и навыки, многие действия будут совершаться автоматически. Его реакции и оценка ситуации станут более адекватными, он почувствует известное раскрепощение, сможет сосредоточить внимание на главном. Если же не получиться адаптироваться- лучше профессию поменять.
Думаю, что каждый учитель помнит свой первый урок. Когда я шла на свой первый урок, тряслась как осиновый лист, но была надежда, что все сразу получится: дети дружно встанут при моем появлении, поприветствуют меня, я поздороваюсь с классом и начну урок. Но не тут-то было! Первый урок был в десятом классе. Я зашла, жду, когда они меня заметят, но… никто из ребят на меня даже не обратил внимание, несмотря на то, что звонок на урок уже прозвенел. То ли просто не заметили, но скорее всего сознательно проигнорировали. Все были увлеченно заняты тем, что давали советы мальчику, как извлечь снежок из брюк, при этом «герой дня» радовался, что внимание досталось ему и может урока не будет. Разница в возрасте у нас была небольшая. Я подошла и предложила ему помощь- снять брюки, иначе он простудится. Теперь внимание детей было обращено на меня. От помощи он отказался и я смогла начать урок.
Ожидания, с которыми мы идем в класс, так часто не
оправдываются. Как
«правильно» войти в класс? Рецептов здесь нет..То, что у одного педагога
получается с блеском, у другого может выйти неудачно – такова школьная
реальность, ведь вопросов ровно столько, сколько людей на белом свете.
Советы хороши, когда имеешь дело с техникой, с
ребятами такой «фокус» не проходит. Самая большая ошибка учителя
состоит обычно в том, что он увлеченно планирует свой «бенефис» на первом
уроке, заранее отводя ребятам роль прилежных, восторженных слушателей. На самом
же деле любой урок строится на сложном и постоянном взаимодействии с классом.
Поэтому иллюзии педагога разбиваются о незапланированную реакцию детей.
Думаю, что мастерство учителя заключается в том, чтобы урок прошел в нужном русле, с соблюдением всех норм обучения и воспитания.
· Выделим общие компоненты педагогического мастерства:
· 1. Личностные качества педагога: ответственность, трудолюбие, добросовестность, высокий моральный облик, педагогическая справедливость, любовь к детям, толерантнось, оптимизм, чувство юмора, педагогические способности и профессиональная направленность.
· Ответственность
1) У некоторых родителей не хватает времени интересоваться жизнью и интересами своих детей, считая своей главной обязанностью одеть и накормить ребенка. Некоторые из них даже не знают о проблемах своих детей. Хотя, дети ведут себя по- разному: дома они одни, в учебном заведении другие , а на улице, особенно если с какой –то компанией , и пытаются самоутвердиться- совсем другие: начинают курить, выпивать. Некоторые «с гордостью» употребляют энергетические напитки, считая себя достаточно взрослыми и не обращают внимание на замечания. Дети всегда неожиданны.
И здесь уместны слова Константина Дмитриевича Ушинского
«Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте
вся принадлежит школе; нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии ребенка, на которое гораздо большое влияние оказывают время, природа и семейная жизнь ».
Естественно учебное заведение играет немалую роль в воспитании и образовании учащихся. Все мы живые люди, каждый со своими проблемами: семейными, денежными, проблемами со здоровьем, но раз выбрал такую профессию, оставляй свои проблемы на «потом». Ответственность педагога начинается с момента поступления ребенка в учебное заведение и продолжается до его выпуска . Иначе, лучше поменять профессию.
2) Трудолюбие и добросовестность
Образцом трудолюбивого человека можно считать великого русского полководца Александра Суворова. «Самоучкой он сумел приобрести неизмеримо больше знаний, чем это было свойственно сверстникам- дворянам его круга»….Именно трудолюбие помогло Суворову осуществить мечту о военной службе. Именно трудолюбие людей , находящихся в тылу, наша страна победила в Великой Отечественной войне. Именно трудолюбие –это положительное духовно- нравственное и волевое качество личности, необходимое человеку для достижения поставленных целей.
Трудолюбие проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда.
Добросовестный учитель никогда не будет требовать от ученика ответа, если не даст сначала сам надлежащего разъяснения. Тем более он не допустит того, чтобы новый материал излагать из учебника. Либо: "Открываем 2 главу учебника, читаем и молча конспектируем до звонка" – это худшее, что может случиться с детьми и их мотивацией к учебе.
Если вы один раз встали и прошли между вторым и третьим
рядом – это не считается. Например, в той же Азии учитель должен стоять или
ходить на протяжении всего урока. Сидеть 1час 30 мин просто-напросто занимаясь
своими делами не позволяет вам взаимодействовать с обучающимися и научить их..
Учитель найдет способ сделать урок интересным, если постоянно будет, так
сказать, входить в душу детей и применяться к их пониманию и интересам.
Учитель, относящийся к делу просто по обязанности (формально), конечно, не
будет заботиться об этом. Добросовестный и притом любящий детей педагог будет
считать всегда главным то, чтобы урок занял и заинтересовал детей, не допуская
лишь забивать голову их сведениями, которые совсем не могут дать пищи живому их
чувству и самостоятельному размышлению. Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок
переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы.
3) Высокий моральный облик
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса педагогу необходим высокий уровень морально-этической зрелости, ибо, общаясь с педагогом, ученики воспринимают его не только как носителя знаний, но и как личность.
А как
часто мы обращаем внимание на то, что и как мы говорим? Какие слова
употребляем. Как общаемся (и не только с учителями, но и с коллегами)? Каким
тоном ведем диалог в той или иной ситуации? Какие поступки совершаем?
Не будем забывать, что на педагога
возложена ответственная миссия: не только обучать, но и воспитывать новое
поколение. Поэтому важной составляющей культуры современного педагога является
его духовно-нравственная культура и этика. И прежде всего – это умение
сдерживать свои чувства и не терять самообладания в любой ситуации, а также
быть самокритичным в оценке своего труда.
Учитель – человек, который не может и не должен «терять
лицо» в любой ситуации!
Педагогическая практика показывает, что учащиеся небезразлично относятся к жизни учителя. Если учитель допускает в быту аморальнее поступки, это становится известным учащимся, и тогда даже при всех положительных качествах авторитет его как учителя рушится.
Некоторые учителя приносят в класс свой обед! Это просто не соответствует ни образу учителя, ни статусу. Достать бутерброд , пока класс пишет контрольную, – это уже из серии какого-нибудь Ералаша. Не думаю, что авторитет учителя повысится, скорее всего это способствует панибратству. Если учителю на уроке позволено принимать пищу, то почему нельзя ученику? Получается не аудитория, а общепит.
На сегодняшний день единого ответа на вопрос о «правильном» поведении учителя не существует. У каждого педагога свой индивидуальный стиль общения с ребенком, с родителями,своя особенная манера преподавания, но основополагающим в работе педагога должны быть профессиональная культура взаимодействия, педагогическая этика.
4) Педагогическая справедливость - беспристрастное, объективное отношение педагога к ученикам, основанное на любви и уважении к воспитанникам, абстрагированное от личностных симпатий и антипатий.
Пишет бывший учитель: «Должен признаться, в самом начале своей карьеры
поработал учителем, полгода всего. Я ставил детям оценки объективно, по
знаниям.
Оказалось, что многие отличницы плохо
знают мой предмет, а один хулиганистый двоечник хорошо улавливал самую суть и
отвечал лучше всех.
После первой четверти на меня наехали.
Нет, не родители. А остальные учителя-предметники. Они оказываются выводят
своих любимчиков на медали, а тут в журнале двойки. И ставить пятерку отпетому
хулигану это якобы это непедагогично.» Чем сложнее устроено учебное заведение, тем
больше в ней встречается "подводных камней", тем тяжелее в нем
работать.
5) О каком качестве педагога идет речь?
Если ребенок окружен критицизмом,
Он учится обвинять.
Если ребенок видит враждебность,
Он учится драться.
Если над ребенком насмехаются,
Он учится быть робким.
Если ребенка постоянно стыдят,
Он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребенок окружен терпимостью,
Он учится быть терпимым.
Если ребенка поддерживают,
Он учится уверенности.
Если ребенка хвалят,
Он учится ценить других.
Если с ребенком обходятся справедливо,
Он учится справедливости.
Если ребенок чувствует себя в безопасности,
Он учится верить.
Если ребенка ободряют,
Он учится нравиться самому себе.
Если ребенка принимают и обращаются
с ним дружелюбно,
Он учится находить любовь в этом мире.
Дорис Лоу Ноулст
6)Формула толерантности: «Признание+ Принятие+ Понимание»
1. Каждое утро на занятия в колледж идут около 1000 человек. Это не «пластилиновые человечки». Это маленькие люди. Со своими проблемами, переживаниями: у кого- то первая любовь, у кого-то неприятности в семье, в группе не сложились отношения, плохое самочувствие и т.д. Педагог – мастер должен правильно понять, кого из них сегодня не трогать, или, наоборот, понять, помочь. Не надо забывать, что перед вами не бесполый ребенок, а мальчик или девочка с определенными особенностями мышления, восприятия, эмоций.
Толерантность в отношениях с родителями воспитанников считается самым трудным для педагога вопросом. Некоторые родители вспоминают о существовании педагога, когда их что- то не устраивает .Родители это та полисубъектная среда людей, которые объединены общим положением – зависимость от школы, педагогов, конкретного учителя. В последние годы эта среда становится все более требовательной и агрессивной к школе. Педагоги были и остаются тоже весьма разными. Всё чаще между ними возникают ситуации столкновения авторитетов, установок и мнений о школе и детях. Заканчиваются они конфликтом и противостоянием, а, порой, на глазах у воспитанника. В такой ситуации, дабы сосуществовать, приходится друг друга терпеть, приноравливаться, «щадить» самолюбие друг друга, сдерживать эмоции, общаясь с «трудными» для себя родителями (с другой стороны – педагогом).
7) Среди
особенностей личности хорошего учителя, помимо эмпатии (способности
сопереживать), доброжелательности и других эмоциональных черт характера, обычно
выделяют оптимизм, веселость и юмор. Показывайте студентам как их старший наставник, что смеяться можно
– в жизни без этого никак, расскажите забавную и поучающую историю, научите их
смеяться над самими собой. Но будьте осторожны, чтобы ваши шутки или
сарказм не были нацелены на конкретных учеников и вредили ситуации в классе.
Согласитесь,
что чувство юмора у учителя - замечательная черта, которая кроме приятной
атмосферы на уроке, положительно влияет на мотивацию учеников. На уроки к
такому преподавателю ты бежишь с удовольствием. 8)Профессиональные знания: знания методики педагогики, психологии, умение решать
педагогические задачи, углубленные знания в области преподаваемого предмета.
Во-первых, авторитетный учитель знает свой предмет. Учащиеся любят учителей, которые не только знают свой предмет, но и умеют его хорошо преподнести, объяснить.
Способность учителя в процессе классной и внеклассной работы все видеть, все знать, по едва заметным признакам каждого ученика или класса в целом судить о настроении учащихся, о понимании или не понимании ими объяснения педагога, о подготовленности их к уроку, о совершенном тем или иным учащимся поступки также является профессиональном - психологическим качеством хорошего учителя.
Профессионально - психологические качества у учителя воспитываются путем систематической работы над собой и заимствования лучшего опыта у других педагогов, так как черты характера хорошего учителя формируются в педагогическом коллективе.
При разрешении воспитательных или учебных вопросов учитель не может пользоваться рецептами, шаблонными схемами и механически заимствованным опытом других учителей. Проявлением творческих способностей учителя в разрешении учебно-воспитательных вопросов и является педагогический такт. Педагогический такт невозможен без знания учителем своего предмета и педагогической науки, особенно возрастной и педагогической психологии.
9. Профессиональная педагогическая техника – умения, навыки и приёмы помогающие управлять процессом воспитания. Умение педагога управлять своим поведением, само регуляция, как организованный психический процесс управления всеми формами и видами активности, направленной на достижение выбранной цели. Педагогическая техника как умение само регуляции (управление эмоциями и настроением) мимика, жесты, пантомимика - как средства общения с воспитанниками, их родителями, коллегами, техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи, умение воздействовать на личность и коллектив.)
«…ни один воспитатель не может быть хорошим воспитателем, не может работать, если у него не поставлен голос, он не умеет разговаривать с ребенком, и не знает, в каких случаях что и как надо говорить». A.C Макаренко
добиваясь сиюминутных целей послушания в грубой, оскорбительной форме, следуя прочному принципу «Пусть ненавидят, лишь бы боялись», педагог, во-первых, невольно провоцирует ответную грубость учащихся («принцип бумеранга»), а во-вторых, демонстрирует школьникам негативную модель речевого поведения для наблюдения и подражания.
Нередко молодой
преподаватель чувствует себя совершенно беззащитным в классе. Дети очень тонко «схватывают»
эту неуверенность и неопытность и начинают этим пользоваться — насмехаться,
срывать уроки, вести себя просто ужасно, иногда открыто оскорбляют педагога. В
психологии считается, что человек начинает кричать или даже повышать голос по
нескольким причинам: Неуправляемое чувство страха. Неуверенность в своих силах,
неспособность управлять ситуацией.
Однако учитель — такая профессия, которая
требует максимальной собранности и умения управлять эмоциями. Внутренние
конфликты, которые есть у каждого человека, в данном случае не должны
выплескиваться на окружающих, а уж тем более на учеников.
10)Профессиональный рост и профессиональное самосовершенствование педагога (личностное развитие, совершенствование личности воспитателя, самовоспитание - формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью (самопознание, самонаблюдение, самооценка, достижение цели, самоорганизация, самоконтроль).
· Делаем вывод:
· Основой развития педагогического мастерства являются знания профессиональной направленности и личность педагога, а условием успешности педагога являются педагогические способности и умения в области педагогической техники.
С чем идет учитель на урок?
-Идет старательный учитель с думой “дать” урок, выполнить программу. Его интересы в том материале, который запланирован на ближайшие 45 мин.
-Идет новая вожатая, мечтающая о ярких праздниках и ритуалах (а может быть пережить год до следующих вступительных экзаменов в вуз).
-Идет учитель , чтобы помочь каждому победно учиться.
-Идет начинающий учитель обеспокоенный честью мундира и думающий прежде всего о том, чтобы дети видели в нем учителя, т.к. разница в возрасте невелика.
-Идет учитель - мастер, чтобы научить счастью, а для этого доказать, что каждый из учеников – “кладезь возможностей”.
Они все идут в школу, на урок, к детям.
Думаю, что мастерство учителя заключается в том, чтобы урок прошел в нужном русле, с соблюдением всех норм обучения и воспитания.
Список литературы
1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития [Текст] : методический материал / Ю. П. Азаров. - М.: Политиздат, 1989. - 333 с. 2. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с. 3. Евдокимов Вячеслав Владимирович. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2003 244 c. РГБ ОД, 61:04-13/522 4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики,2004.-528с. 5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7т. - Т.5. [Текст] /А.С. Макаренко - М.: АПН РСФСР, 1958. – 558с. 6. Максимова Г. И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 145–146. 7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия,1973. 8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969.- С.513 9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с. |
Пожелание всем присутствующим:
1. Быть преданными ученикам и делу обучения.
2.Постоянно повышать свой профессиональный уровень и мастерство.
3. Постоянно приобретать творческий опыт работы с учащимися и их родителями.
4. Преодолевать трудности профессии и извлекать полезный опыт из ошибок.
5.Будьте оптимистами!
6.Деньги и педагогика – вещи мало совместимые! Не строй иллюзий и не ищи виноватых!
7. Не забывайте самого главного: дети–существа парадоксальные.
8.При общении с родителями помните: взрослые – тоже дети, только очень усталые.
9. Помните: ваше главное дело – это общение с детьми, умейте испытывать радость от встречи с ними, унылых учителей дети тихо ненавидят!
10. Учитель всегда должен быть в форме, подтянут, в хорошем настроении. Пользуйтесь правилом Карнеги: «Если хочешь быть счастливым – будь им!»
11. Учитесь правильно здороваться с детьми, это очень важно. Тоном, которым вы говорите простое «здравствуйте», тоже можно воспитывать.
12. Не смущайтесь, если совершили ошибки. Дети, в отличие от взрослых, всегда учителю их прощают.
13. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.
14.Бережно расходуйте нервные силы в повседневном труде.
15. Хвалите самого себя три раза в день: утром, днем и вечером. Применяйте такую
магическую формулу самовнушения: «Я – совершенный педагог, меня дети слушают, родители уважают, администрация любит».
16.Отдай школе все, а выйдя из стен школы, начни новую жизнь.
Надо верить, что каждый из нас
способен стать неповторимым, уникальным, высочайшим мастером своего дела, и
нужно, чтобы каждый из нас умел раскрывать свои силы и возможности не завтра, а
«здесь и сейчас», уже на школьной скамье. Творческая личность не может не быть
патриотом своей Родины, поэтому этот вопрос широко освещался в выступлении В.В.
Путина. И меня радует, что будущее нашей страны в руках молодых патриотов.
Очень важно, чтобы на каждом уроке ребёнок переживал радость открытия, чтобы у
него формировалась вера в свои силы. Поэтому каждый успех ученика я делаю
достоянием всего класса, поддерживаю инициативу и начинания своих ребят, тем
самым стараюсь создать ситуацию успеха на уроке и проложить мостик к
взаимопониманию.
Быть одним целым – ты и дети – это цель, наверное, каждого учителя. А добиться
её можно лишь кропотливым трудом. Получится это только у влюблённого в свою
профессию учителя. Если у учителя есть желание отдать, то у ученика обязательно
появится желание получить. Когда эти два желания совпадают, получается
прекрасный результат.
5. Педагогическое мастерство учителя
Итак, в повышении качества и эффективности образования огромное значение имеют личные качества и профессиональное мастерство педагога. Учитель формирует у школьников основы учебно-познавательной деятельности, используя различные педагогические и психологические средства. Правильно организованный учебный процесс помогает развитию у детей сознательного отношения к учению, способствует их всестороннему развитию: умственному, нравственному, эстетическому, духовному и др..
Цепочка «учитель - педагогический процесс - ученик» отражает сущность системы обучения.
В процессе деятельности учитель выполняет следующие задачи:
Обучение - двусторонний процесс взаимодействия учителя и ученика, который требует от обеих сторон активности и творчества.
Деятельность учителя состоит из изложения учебного материала, организации познавательной деятельности учащихся на уроке и дома, оценки её результатов и степени усвоения ими государственных образовательных стандартов.
В этой связи, современный учитель, чтобы стать мастером, должен обладать определёнными способностями и навыками.
Во-первых, он должен чётко представлять себе цели урока, типы и этапы урока, наиболее эффективные методы и средства достижения цели. Как известно, именно цель и задачи урока определяют его структуру и содержание.
Во-вторых, ни один уважающий себя учитель не придёт на урок без подготовки, которая включает в себя предварительный труд самого учителя и его учеников, так как успех любого урока определяется их сотрудничеством.
Чтобы сформировать у учащихся потребность в приобретении знаний, учитель должен уметь заинтересовать их темой, поставить перед ними проблемный вопрос, связать его с жизнью.
Современный учитель должен быть ищущим, творческим, действенным тогда его ученики, без сомнения, будут стараться больше знать и уметь.
Учитель должен уметь сотрудничать и с коллегами, и с родителями учеников.
А. С. Макаренко подчеркивал необходимость для педагога овладевать техникой педагогического мастерства, техникой педагогического общения: "Нужно уметь читать на человеческом лице. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений. Педагогическое мастерство заключается в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом. Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть. Но нельзя просто играть сценически, внешне. Есть какой-то приводной ремень, который должен соединять с этой игрой вашу прекрасную личность.Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса".
Вместо того, чтобы постоянно напоминать детям и подросткам «ты должен это знать», педагогу целесообразнее сформировать у них внутреннюю потребность жить под девизом «я должен это знать и уметь реализовывать свои знания на практике».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.