Педагогическое общение
Оценка 4.8

Педагогическое общение

Оценка 4.8
docx
06.12.2024
Педагогическое общение
Педагогическое общение Семинарское занятие 1_Михайлова.docx

Семинарское занятие № 1. Теоретические подходы к пониманию сущности и содержания педагогического общения

Понятие педагогического общения. Содержание педагогического общения. Функции педагогического общения. Роль общения в профессиональной деятельности педагога. Особенности педагогического общения как вида общения. Схемы диалога. Обратная связь в общении. Правила подачи обратной связи. Конструктивные и деструктивные техники педагогического общения. Роль эмоциональных отношений в педагогическом общении.  Стили педагогического общения. Компоненты педагогического общения.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.                 Почему общение является важнейшим критерием культуры человека.

Общение является одной из важнейших сторон в жизни общества.

Посредством общения человек выстраивает свои взаимоотношения с окружающим миром, через общение происходит процесс накопления и передачи информации, знаний, освоение социокультурного опыта.

Общение выступает как неотъемлемая часть процесса формирования человека как личности, формирования основных черт характера. Также оно занимает важную роль в процессе социализации человека: формирования у него нравственно-этических правил и норм поведения.

В процессе общения человек достигает взаимопонимания или же приходит к противоречиям и конфликтам.

Общение и культура тесно взаимосвязаны: общение выступает как особая форма культуры.

 

2.                 Раскройте содержание коммуникативной стороны общения.

 

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Коммуникация (от англ. communicate- сообщать передавать) – одна из сторон человеческого общения – информационная, предполагающая обмен между людьми представлениями, идеями, ценностными ориентациями, эмоциями, чувствами, настроениями и т. п.). Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей. Однако когда человек совершает какую-либо деятельность индивидуально, то и здесь осуществляется коммуникация, так как человек, выполняющий определенную работу, ориентируется на оценку и мнение других о его работе.

Процесс обмена информацией характеризуется следующими признаками:

1. В процессе обмена информацией мы имеем дело в двумя индивидами, каждый из которых является активным субъектом. Любое общение предполагает взаимное информирование, налаживание совместной деятельности. Особую роль играет значимость информации: информация должна быть не просто принята, но и понята, осмыслена. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве: деятельность, общение и познание.

2. При обмене информацией возникает психологическое воздействие одного коммуникатора на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.

3. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации, т.е. все должны говорить на одном языке. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

4. Информация всегда меняется в процессе коммуникации.

5. Могут возникать специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Ситуация может усложниться из-за того, что партнеры относятся к различным социальным, политическим, религиозным группам или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся, при неприязни по отношению друг к другу, недоверии и т. п.

 

3.                 Какой компонент общения выступает как общая стратегия поведения и взаимодействия?

Интерактивный

4.                 Назовите и охарактеризуйте основные виды взаимодействия.

 

Основные виды взаимодействия:

Межличностное взаимодействие — случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.

Межгрупповое взаимодействие — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений.

Также выделяют два типа взаимодействия по результативной направленности:

1.                 Кооперация — взаимодействие, при котором его субъекты достигают взаимного соглашения о преследуемых целях и стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы.

1.                 Конкуренция — взаимодействие, характеризующееся достижением индивидуальных или групповых целей и интересов в условиях противоборства между людьми.

 

5.      Раскройте сущность перцептивной стороны общения.

 

 

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

6.      В чем заключается особенность педагогического общения.

 

Особенностью педагогического общения является его воспитательный характер: оно в отличие от других видов общения (социального, психологического, бытового и др.) обязательно предусматривает решение педагогических задач.

7.      Какую роль играет стиль педагогического общения в обучении и воспитании учащихся?

 

Стиль педагогического общения педагога воздействует не только на учебные результаты его учеников, но и на психологические факторы учебной деятельности учащихся. Следует отметить, что стиль общения учителя с учащимися непосредственно влияет и на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников

8.      Какие из изложенных стилей педагогического общения свойственны вам?

Демократический

9.      Какое влияние оказывает изменения стиля общения на весь педагогический процесс (урок, педагогическую ситуацию).

 

Стиль педагогического общения учителя воздействует на:

1.     учебные результаты учеников;

2.     психологические факторы учебной деятельности учащихся, стимулируя или сдерживая их развитие.

Стиль общения педагога с учащимися непосредственно влияет на атмосферу эмоционального благополучия в коллективе, которая в свою очередь влияет на эффективность учебной деятельности младших школьников.

Для продуктивной деятельности учитель должен помнить, что общение пронизывает весь педагогический процесс, каждый его компонент, быть предельно чутким к малейшим его изменениям, вовремя корректировать свои отношения с учащимися, используемые методы обучения и формы организации познавательной деятельности учащихся.

 

 

Литература

3.                 Душкина М. Р.  Психология влияния в социальных коммуникациях: психологическое воздействие — методы и технологии: монография. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2023.  213 с.

4.                 Коротаева Е. В.  Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов. М : Издательство Юрайт, 2023.  223 с. 

5.                 Кулаченко М. П.  Педагогическое общение: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023.  152 с. 

6.                 Львова А. С.  Педагогические коммуникации: устное деловое общение педагога: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2023.  185 с. 

7.                 Неумоева-Колчеданцева Е. В.  Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: учебное пособие для вузов. М.: Издательство Юрайт, 2022.  159 с. 

8.                 Панфилова А. П.  Культура речи и деловое общение в 2 ч.: учебник и практикум для вузов / под общей редакцией А. П. Панфиловой. М.: Издательство Юрайт, 2023.  231 с. 

 


 

Семинарское занятие № 1. Теоретические подходы к пониманию сущности и содержания педагогического общения

Семинарское занятие № 1. Теоретические подходы к пониманию сущности и содержания педагогического общения

Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей

Коммуникация осуществляется при взаимодействии людей

Основные виды взаимодействия:

Основные виды взаимодействия:

Стиль педагогического общения педагога воздействует не только на учебные результаты его учеников, но и на психологические факторы учебной деятельности учащихся

Стиль педагогического общения педагога воздействует не только на учебные результаты его учеников, но и на психологические факторы учебной деятельности учащихся

Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов

Коротаева Е. В. Педагогическое взаимодействие: учебное пособие для вузов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2024