Педагогика
Оценка 4.6

Педагогика

Оценка 4.6
Раздаточные материалы
docx
администрации
Взрослым
15.03.2018
Педагогика
Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого-нибудь: своих близких, коллег по работе, в крайнем случае, хотя бы самих себя. В жизни можно встретить людей, которые испытывают потребность и имеют привычку постоянно поучать. В этом случае о человеке говорят, что «он любит воспитывать». Подобные люди могут справедливо полагать, что они и есть самые настоящие учителя и воспитатели. Значит, воспитание и образование человека — один из видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса и по окончании обучения другого? Почему это происходит? Когда эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека превращается в искусство?
Педагогика как наука.docx
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/01.php Бордовская Н., Реан А. Педагогика ОГЛАВЛЕНИЕ Глава I. ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА? ИСТОКИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ «ПЕДАГОГИКИ» И ЭТАПЫ ЕЕ  РАЗВИТИЯ           в   этому такое превращается Что «педагогика»? Давайте   обратимся   к   термину   «педагогика»   и   уточним   значения,   которые   сегодня придают слову. Все мы целенаправленно или неосознанно воспитываем или поучаем кого­нибудь: своих близких,   коллег   по   работе,   в   крайнем   случае,   хотя   бы   самих   себя.   В   жизни   можно встретить   людей,   которые   испытывают   потребность   и   имеют   привычку   постоянно поучать. В этом  случае о человеке  говорят, что «он любит  воспитывать». Подобные люди   могут   справедливо   полагать,   что   они   и   есть   самые   настоящие   учителя   и воспитатели.   Значит,   воспитание   и   образование   человека   —   один   из   видов человеческой деятельности. Однако всегда ли такой человек отдает себе отчет в сути процесса   и   по   окончании   обучения   другого?   Почему   это   происходит?   Когда   эта деятельность становится сознательной? Когда работа по образованию и воспитанию человека искусство? «Никогда не следует исчерпывать предмет до того, чтобы уже ничего не оставалось на долю читателя; дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать». Ш. Монтескье «Педагогика»   —   слово   греческого   происхождения,   буквально   оно   переводится   как «деторождение»,   «детовождение»   или   искусство   воспитания.   В   России   это   слово появилось вместе с педагогическим, историческим и философским наследием античной цивилизации и педагогическими ценностями Византии и других стран. Столь обширное наследие было воспринято восточными славянами одновременно с их приобщением к христианскому   миру.   Русские   книжники,   знавшие   греческий   язык,   читали   труды античных   мыслителей   в   оригинале   и   внесли   в   обиход   новые   слова   —   «педагог»   и «педагогика». В результате в Древней Руси слова «воспитатель» и «воспитание» имели тот же смысл, что и греческие «педагог» и «педагогика». Известно, что в древнерусской книжности был свой канонический жанр «учительной литературы» (один из ведущих), включавший тексты наставительного характера. А значит, на Руси, как и в других странах, веками создавалась   самобытная   преподавательская   культура,   развивающая   педагогическое самосознание. Такая потребность возникла, когда у людей сформировался некоторый опыт в данной сфере,   позволивший   разработать   определенные   правила   и   наставления.  Педагогика — совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов   передачи   накопленного   опыта   и   оптимальной   подготовки   подрастающего поколения деятельности. Педагогика — наука о целенаправленном  процессе передачи человеческого опыта и подготовки   подрастающего   поколения   к   жизни   и   деятельности. Потребность передавать опыт от поколения к поколению появилась, наряду с другими потребностями   человека,   на   самом   раннем   этапе   возникновения   общества.   Поэтому практика   воспитания   первоначально   определялась   как   передача   жизненного   опыта жизни   к   и и цели   и   процесс   и     и     и     между   обучения отношения воспитания   формах родителями   заговорах, усложнялись   «Учение   —   красота,   колыбельных   песнях   и   песнях­хороводах, человека от старшего поколения к младшему. Воспитание было таким же общественным явлением,  как   и любая  деятельность  человека: охота, собирательство, изготовление орудий труда. Человек рос как личность, усложнялся его социальный опыт, и вместе с ним, воспитания. Вначале   педагогическая   мысль   оформлялась   в   виде   отдельных   суждений   и высказываний   —   своеобразных   педагогических   заповедей.   Их   темой   были   правила поведения детьми. До   того   как   зародилась   письменность,   эти   суждения   имели   устное   бытование   и   до нашего времени дошли в виде пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых выражений. Истоки   народной   педагогики,   как   первого   этапа   развития   педагогики   вообще,   мы находим   в   сказках,   былинах,   песнях,   частушках,   детских   прибаутках,   пословицах, поговорках,   загадках, скороговорках,   считалках,   оглядках,   исторических   преданиях,   народных   приметах. Только   затем,   с   появлением   письменности,   они   обрели   более   «сухую»,   не иносказательную   форму,   и   стали   носить   характер   Советов,   неписаных   Правил   и Рекомендаций. Педагогика   представляет   собой   науку   о   сущности,   закономерностях,   принципах, методах человека. Так,   например,   известно   множество   русских   пословиц   и   поговорок,   имеющих педагогическое назначение: «Не везде сила — где уменье, а где — и терпенье», «Чего в другом не любишь, того и сам не делай», «С кем хлеб­соль водишь, на того и походишь», «Доброе   братство   сильнее   богатства»,   «Природу   не   надо   увечь,   а   надо   беречь», «Корень   учения   горек,   да   плод   сладок»,   «Наука   не   пиво,   в   рот   не   вольёшь», «Повторение   —  мать   учения»,   «От  умного  научишься,  от  глупого  разучишься»,   «Век живи   —   век   учись»,   а   неучение   —   сухота». С глубокой древности была осознана роль материнского общения, с первых месяцев жизни   ребенка.   Атмосфера   материнской   любви,   нежности,   заботы   выражалась специальными художественными средствами, имеющими воспитательное развивающее значение.   К   ним   относятся:   колыбельные   песни,   пестушки,   потешки,   прибаутки. Материнская поэзия несла ребенку массу информации о жизни, обогащала его душу, помогала мир. Например, пестушка — короткий стихотворный приговор, которым сопровождала мать движения   жизни: хватанушки,  Потягушки, говорок,  Поперек А разумок. Издавна был ясен многоплановый характер пестушек — магический заговор на здоровье ребенка   (из   язычества),   развитие   слуха,   эстетического   чувства   и   способа   общения, настрой на гармоничный музыкально­поэтический лад. Пестушка пробуждала чувство ритма, говорить. Тон   и   манеры   поведения,   вежливость   в   общении   составляли   весьма   важную   часть нравственной культуры народа, его педагогических воззрений. Именно через народное творчество   на   Руси,   и   в   других   странах,   определялись   и   выражались   своя   этика   и эстетика   отношений, с   окружающими   людьми. В.   И.   Даль   в   свое   время   собрал   воедино   свод   народно­поэтических   моральных стандартов: «От учтивых слов язык не отсохнет», «В чужом доме не будь приметлив, а будь   приветлив»,   «Не   стыдно   молчать,   когда   нечего   сказать».   Подобные   правила­ наставления   можно   найти   в   «Поучении»   детям   Владимира   Мономаха. Однако наибольший интерес представляют разные институты воспитания и обучения, существовавшие Руси. Например,   «кормильство»   —   своеобразная   форма   домашнего   воспитания   детей феодальной   знати.   В   возрасте   5­7   лет   малолетний   княжич   отдавался   кормильцу, которого князь подбирал из числа воевод, знатных бояр. При этом кормилец выполнял несколько функций. Он был не только наставником­воспитателем, но и распоряжался делами  в  порученной  ему  отдельной волости  от имени воспитанника. В обязанности кормильца   как   наставника   входило   умственное,   нравственное   и   военно­физическое   способы   общения   потягушки! толстонушки. месяцы   ручки   роток головку первые А   ходонушки. двигаться, желание ножки   ребенка   период его     слушать   и   в   на   войти в     в   в   тот         А     А в           в   в и     и     —   русская   читать немногому традициями государственный воспитание,   раннее   привлечение   княжича   к   государственным   делам. Другой   институт   воспитания   и   обучения   в   Древней   Руси   —   «дядьки».   Дети воспитывались у брата матери, то есть у родного дяди. В свою очередь отец ребенка принимал на воспитание детей родной сестры. В результате создавались оригинальные семьи,   в   которых   «дядьки»   воспитывали   племянников   и   племянниц.   «Дядьки»   были наставниками   племянников,   а   те   —   первыми   их   помощниками. Институт «кумовства» — трансформация «дядьки» из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства   «кум»   и   «кума»   стали   крестными   отцом   и   матерью. Позже   появились   институт   «мастеров   грамоты»   —   одиночек   и   школы   «мастеров грамоты».   Мастера   грамоты   были   главными   лицами   народного   просвещения   и подготовки духовенства, сделавшие промысел из обучения грамоте. Как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквах. Обучение детей   было   тяжелым   делом,   требовавшим   времени   и   великой   затраты   сил,   чтобы научить писать.  История   развития   русского   педагогического   самосознания   по   П.   Ф.   Каптереву, выдающемуся русскому педагогу конца XIX и начала XX века, проходит три периода: церковный, общественный. Истоки   педагогической   мысли   как   отражение   практики   обучения   и   воспитания обнаруживают у различных народов, прежде всего в древних памятниках письменности. Например,   в   таких   произведениях   древнерусской   литературы,   как   «Слово   о   пользе учения», «Сборник афоризмов "Пчела"», «Послание» Климента Смо­лятича, «Слово о законе и благодати», «Повесть об Акире Премудром» — можно почерпнуть знания об особенностях   образования   и   воспитания   просвещенной   Древней   Руси   X­XIII   веков. Богата мысль. Вопросы   образования   и   воспитания   всегда   привлекали   к   себе   внимание   писателей, философов ученых. Не случайно истоки теоретической педагогической мысли открывают в работах великих древних философов — Платона и Аристотеля. В рамках становящейся философской парадигмы они сформулировали основы возрастной периодизации и раскрыли этапы образования человека. Педагогика обрела статус науки благодаря трудам и авторитету выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592—1670). Он изложил свои основные идеи в труде «Великая признание, Однако в Европе употребление слова «дидактика» (от греч. didaktikos — поучающий, didasko   —   изучающий)   первоначально   было   введено   в   Германии. С 1613 г., благодаря Кристофу Хельвигу и Йохиму Юнгу, оно понималось как искусство обучения.  Сегодня   дидактика   (теория   и   методика   обучения)   определилась   в   качестве самостоятельной педагогики. Интенсивное   развитие   педагогической   теории   и   практики   (в   рамках   различных образовательно­воспитательных   учреждений)   в   XVIII   веке   привело   к   основанию специальных учебных заведений по подготовке педагогов. Таким образом «Педагогика» сформировалась   в   качестве   учебной   дисциплины.   Первые   учебные   заведения   по профессиональной   Германии. На   протяжении   столетий   «Педагогика»   развивалась   как   практика   обучения   и воспитания   детей.   Поэтому   вначале   в   качестве   научной   отрасли   выделились направления педагогики. Профессиональная   педагогика   появилась   с   возникновением   педагогической специальности. В современных условиях педагогику рассматривают как науку и практику обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального развития, поскольку: 1) современная система образования и воспитания касается практически всех людей; 2)   во   многих   странах   создана   система   непрерывного   образования   человека; 3) она включает в себя все звенья — от дошкольного учреждения до профессиональной педагогическая   подготовке дидактика»,   учителей дошкольной   появились   в воспитания школьной отрасли   который   получил   мировое   общей   и   и и и курсов повышения подготовки квалификации.  Спектор ответвлений «педагогик» расширился только в конце XIX и начале XX века. Сегодня   активно   развиваются   следующие   отрасли   –   педагогика   высший   школы, педагогика взрослых, история педагогики, сравнительная и социальная педагогика и т.д. Поскольку объектом  обучения и воспитания является человек, поскольку педагогика относится   к   наукам   о   человеке,она   занимает   определенное   место   в   системах человекознания и гуманитарных наук.   Резюме Таким   образом,   какое   же   значение   вкладывают   в   термин   «Педагогика»?           по семьи, членов сотрудников 1   Во­первых,   выделяют   «бытовое»   значение   педагогики.   Каждый   человек   на протяжении жизни выступает в роли «педагога». То есть обучает и воспитывает своих детей, работе. 2   Во­вторых,   подчеркивают   практическое   значение   педагогики.   Педагогику рассматривают как одну из сфер человеческой деятельности, связанную с передачей жизненного   опыта   от   старшего   поколения   к   младшему.   Здесь   уместно   говорить   о взаимосвязи   народной   (житейской)   педагогики   с   педагогическим   мастерством   и искусством воспитания. Не случайно высшее проявление педагогической деятельностии называют искусством. 3   В­третьих,   педагогика   понимается   как   наука   и,   одновременно,   как   отрасль человековедения. Педагогика познает и совершенствует способы влияния на развитие человека   в   нерасторжимом   слиянии   природного,   общественного   и   индивидуального. Поэтому педагогические  учения, теории, модели, прогнозы и рекомендации  строятся только на фундаменте целостного и системного значения о развивающимся человеке; оно «добывается» психологией, философией, историей, социологией и другими науками о человеке. 4   В­четвертых,   педагогика   представляет   собой   учебную   дисциплину,   включающую   а себя   теоретический   и   практический   аспекты   обучения   и   воспитания.  5   В­пятых,   значение   педагогики   как   отрасли   гуманитарного   значения   входит   в общекультурный   контекст   современной   жизни.   Оно   выявляется   в   качестве педагогической культуры человека.      Вопросы и задания для самоконтроля           1. значение Раскройте   Какое 2.   «педагогика»? 1. 2. «педагогики». 3.   3.   Охарактеризуйте   основные   этапы   развития   педагогического   знания   и педагогической практики. 4.   4.   Приведите   примеры   известных   институтов   воспитания   и   образования   из отечественной истории. вкладывают основные в аспекты слово             ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА Практика   в   широком   смысле   понимается   как   деятельность   людей,   обеспечивающая развитие общества. В общей структуре активности человека педагогическая практика представляет   собой   один   из   ее   видов.   То   есть   педагогика   носит   «деятельностный» характер.  Выделяют   профессиональную   и   непрофессиональную   педагогическую   деятельность. Непрофессиональная   деятельность   характеризуется   тем,   что   человек   не   осознает педагогическую проблему или задачу. В конкретной ситуации он действует интуитивно и не может объяснить, почему поступает следующим образом, чего хочет достичь, поучая или другого. «Когда   двое   делвют   одно   ито   же,   это   уже   не   одно   и   то   же».   Торенций воспитывая и             к   системе относят   называют     задачи   проблемы Какие педагогическими? Например, ребенок плохо учится, грубит. Педагог должен изменить его отношение к учебе   и   сделать   так,   чтобы   ребенок   не   грубил   учителю,   родителям,   товарищам. Ребенок попал под влияние «дурной» компании. Кто и как поможет ему избавиться от этого влияния? Такие педагогические проблемы, ситуации и задачи встречаются в жизни постоянно. Что представляют собой педагогическая проблема, задача и педагогическая ситуация? Педагогику следует рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека. Как   они   решаются   —   в   повседневной   жизни   и   профессионально? В жизни встречаются различные педагогические проблемы — формирование гуманного и   гармонично   развитого   человека,   выработка   эффективных   приемов   адаптации   к изменяющимся   жизненным   условиям,   подготовка   школьника,   стремящегося   к   новым знаниям. Педагогическая проблема — это объективно возникающий в педагогической теории и практике вопрос или комплекс вопросов относительно процессов обучения и воспитания человека. Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта. В том, что объектом   и   субъектом   деятельности   всегда   является   человек.   Поэтому   профессию педагога «человек—человек».  Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения»   к   «умению»,   от   беспомощности   к   самостоятельности. То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности. Поскольку   каждый   человек   неповторим,   постольку   решение   педагогической   задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного другому. Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи   по   воспитанию   человека.   Каждый   из   основных   классов   подразделяется   на группы задач. Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание   таблицы   умножения,   использование   различных   способов   пересказа   книги, отработка   навыка   работы   с   компьютером   в   программе   Internet. Задачи   воспитания   способны   пробудить   у   человека   веру   в   успех,   в   положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно­познавательной и трудовой деятельности. Педагогическая   ситуация   определяет   комплекс   условий,   при   которых   решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному   решению   задачи.   Однако   для   человека   большую   ценность   представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при успеха. ситуаций. Приведем Пример 1. Идет урок в 10 классе. У Виктора Петровича, учителя математики, хорошее настроение.   Весь   класс   выполнил   домашнее   задание   на   «хорошо»   и   «отлично». Неожиданно учитель обнаружил, что задание было списано со шпаргалки. Что пережил учитель  в  этот  момент  —  чувство  отвращения   или  досаду, гнев  или  обиду, или  был оскорблен? и... Он Как Петрович? Пример   2.   В   кабинет   директора   вошел   расстроенный   учитель   физкультуры. в поступил педагогических   за Виктор учительский достижении состояния   изменился     стол     лице,   примеры сел             к Что   честь   с       что     к     А   педагоги   в     могут делать     данной   предпринять Валерием? — случилось? — — Перестал посещать уроки физкультуры, дважды не явился на тренировку школьной баскетбольной команды, а через неделю — городские соревнования. Я ему при встрече задаю вопрос: «Разве тебе не дорога честь школы?» — А он мне в ответ: «Я выступаю за общества!» Что   предложил   директор?   Как   отреагировал   педагогический   коллектив   школы   на поведение старшеклассника? Пример   3.   В   гимназии   неожиданно   узнали,   что   на   квартире   у   Татьяны   Р.   часто собирается компания юношей и девушек: выпивают, играют в карты, курят, остаются на ночь. Родители  Татьяны в  длительной командировке,  а  бабушка  больна и не  может приезжать внучке. Что ситуации?  На   практике   иногда   путают   педагогические   и   функциональные   задачи.   В   чем заключается   разница   между   ними?   В   отличие   от   педагогических,   функциональные задачи   связаны   с   реализацией   профессиональной   функции   педагога.   Примерами функциональных задач являются — чтение лекции, проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в России, организация математического кружка или спортивной секции. Выделяют   профессиональное   и   непрофессиональное   решение   педагогической проблемы   или   задачи.   Причиной   такого   разделения   послужило   чрезвычайно распространенное   в   современном   обществе   мнение,   что   можно   обучить   и   воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и... Однако, как показывает   жизнь,   подобный   тезис   подтверждается   крайне   редко.  В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога К. Д. Ушинского: «Искусство   воспитания   имеет   ту   особенность,   что   почти   всем   оно   кажется   делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно,   чем   менее   человек   с   ним   знаком,   теоретически   или   практически.   Почти   все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная   способность   и   умение,   т.   е.   навык;   но   весьма   немногие   пришли   к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные   знания»   (Ушинский   К.   Д.   Избр.   пед.соч.В   2   т.   М.,   1974.   Т.   1.С.231). Профессиональное   решение   педагогической   задачи   характеризуется   тем,   что   при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований.   Он   целенаправленно   выбирает   из   «арсенала»   педагогической   науки   и практики   эффективные   средства   для   решения   данной   задачи   применительно   к конкретным   условиям.   Одновременно   педагог   планирует   порядок   своих   действий   и поступков.   В   завершение   проделанной   работы   он   с   позиции   психологической   науки анализирует человеком   изменениях. Для профессионального решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая   особенностями   работы   в   области   образования   и   воспитания   человека. Профессиональный   опыт   и   мастерство   обретаются   в   ходе   решения   педагогических задач.   Для   педагога­профессионала   значимы   следующие   вопросы   —   как   провести проблемный   урок,   как   разработать   новую   или   совершенствовать   известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу   учащихся   на   уроке,   как   обеспечить   в   ходе   занятия   развитие   творческих   как   стимулировать   интерес   к   учебному   предмету. способностей, Какие педагог? Современный   педагог   выполняет   гностическую,   конструктивную,   организаторскую, коммуникативную,   корректирующую   и   контрольно­оценочную функции. сегодня? Какие   Виды   педагогической   деятельности   подразделяются   в   зависимости   от   типа педагогической задачи: 1)   практическая   деятельность   по   обучению   и   воспитанию   человека; 2) методическая деятельность специалиста по изложению материалов педагогической виды   педагогической   деятельности   практикуются   данные   о   происшедших профессиональные   диагностическую, выполняет   с     функции и и   или       широкой средствам управление достижения деятельность     объектам   субъектам научно­педагогическая педагогической   работой   внедрение   достижений   науки   и   практики, науки   педагогическим   работникам   различных   учреждений   (связана   с   методикой учебного   предмета   или   с   методикой   проведения   воспитательной   работы   в   школе); 3)   управленческая   деятельность   руководителей   образовательной   системы; 4) (научно­исследовательская). Проведем их сравнительный анализ согласно структурным компонентам педагогической деятельности. Такими компонентами являются цель, средства ее достижения, результат, а также ее субъекты. объект По деятельности: 1)   субъектом   является   учитель   или   воспитатель,   объектом   —   ученик,   воспитанник, учебный группа коллектив; 2)   субъектом   является   педагог­методист,   объектом   —   педагоги­практики; 3)   субъектом   является   администрация   образовательного   учреждения,   объектом   — учитель,   воспитатель,   ученик,   воспитанник,   коллектив   педагогов­практиков   и ученический коллектив; 4)   субъектом   выступает   ученый­педагог,   объектом   —   вся   сфера   педагогической деятельности   в   целом   (вся   педагогическая   теория   и   практика). По целям: 1)   передача   жизненного   и   культурного   опыта   от   старшего   поколения   к   младшему; 2)   сообщение   научных   открытий,   передача   передового   педагогического   опыта   и инноваций общественности; 3) педагогов­практиков;   4) поиск и разработка новых педагогических знаний в области совершенствования 1,2,3. По цели: 1)   методы   и   приемы   обучения   или   воспитания,   наглядные   и   технические   средства; 2)   научно­методические   семинары,   конференции,   распространение   специальной литературы,   обмен   опытом; 3)   методы   и   приемы   управления   коллективом,   способы   делегирования   полномочий, коллективное   сотрудничество,   индивидуальная   работа   с   педагогами,   родителями, учениками; 4) методы научного познания (наблюдение, эксперимент, моделирование, разработка теорий технологий). Результатом   педагогического   труда   является   актуализация   и   развитие   психических новообразований у ученика, воспитанника или у педагога, а также совершенствование деятельности. способов результатам: По 1)   человек; 2)   педагог   с   развитым   научным   мышлением,   специалист   в   сфере   теоретических изысканий и открытий, касающихся проблем и методов обучения, воспитания и развития человека.   Профессионал,   способный   учитывать   и   совмещать   теорию   с   приемами   и современными   технологиями   практической   работы.   Иначе   говоря,   компетентный   и творческий   педагог­практик,   включенный   в   инновационный   процесс; 3)   развитый   и   творчески   работающий   педагогический   коллектив,   добивающийся серьезных   результатов   в   практической   работе,   постоянно   повышающий   рост   своих знаний   и   обеспечивающий   высокое   качество   образования   и   воспитания   учащихся   в данной системе; 4)   новое   педагогическое   знание   —   в   виде   законов,   принципов,   новых   систем, технологий,   методов,   правил,   форм   организации   процессов   обучения   и   воспитания. На   самом   деле   педагогическая   деятельность   является   совместной   и   строится   по законам взаимодействия с учетом особенностей общения людей и стилей их поведения. На практике можно наблюдать дифференциацию  стилей общения (В. А. Кан­Калик): • деятельностью; • расположения; общения­дистанции; • устрашения; • • заигрывания. образовательной педагогических образованный увлеченности воспитанный стиль стиль   и   концепций,   новых   дружеского   обученный, стиль     совместной     стиль   и   их                             стиль сглаживающий, сотруднический, В различных ситуациях могут проявляться такие стили поведения, как: конфликтный, конфронтационный, компромиссный, приспособленческий,   стиль   избегания,   подавления,   соперничества   или   защиты. Все возможные стили общения и поведения сопутствуют какому­то виду деятельности, составляя   фон   и   образуя   соответствующую   эмоциально­нравственную   среду взаимодействия. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и ним. Педагогическая деятельность есть управление деятельностью ученика (воспитанника) и ним. От   чего   зависит   успешность   педагогической   деятельности   в   плане   решения педагогических   задач?   Прежде   всего,   от   индивидуально­личностных   особенностей субъектов   педагогического   взаимодействия.   Какие   требования   предъявляются   к современному педагогу? Ответы   на   различные   вопросы,   касающиеся   профессионально­педагогической деятельности и профессии педагога, можно найти также в главе V взаимодействия взаимодействия процессом процессом с с                   Резюме   Функция   обучения,   а   в   повседневной   жизни   скорее   воспитания,   присуща   каждому человеку   независимо   от   образования   и   профессии.   Воспитание   —   это   миссия   для родителей   и   для   каждого   гражданина   в   отношении   молодого   поколения.  Следовательно, каждый человек обязан владеть основами педагогической культуры как составляющей культуры. Условно выделяют непрофессиональную деятельность обучения и воспитания человека в   отдельных   жизненных   ситуациях   и   обстоятельствах   и   профессиональную деятельность   педагога   сфере   образования. В общем, педагогическую деятельность понимают как решение педагогических задач двух классов — по обучению и по воспитанию человека. Педагогическая деятельность есть   управление   деятельностью   другого   человека,   обеспечивающее   его   развитие. Педагогическая   деятельность   осуществляется   в   процессе   педагогического   общения. На   практике   педагогическая   деятельность   осуществляется   в   конкретной   ситуации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют педагогическими. специалиста   общей в   как     Вопросы и задания для самоконтроля         ее Что Каковы такое   педагогическая деятельность? 1. 2. элементы? 3.   Выделите   особенности   профессиональной   и   непрофессиональной   педагогической деятельности.   Дайте   характеристику   основным   видам   педагогической   деятельности. 4. 5.   Чем   отличается   педагогическая   задача   от   педагогической   ситуации? 6.   Приведите   свои   примеры   педагогических   проблем   и   педагогических   задач. 7. Приведите свои примеры педагогических ситуаций. структурные       ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА     специфического Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при условии выделения исследований.  Предметом  педагогики как науки является педагогический  процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обучения и воспитания в особую   общественную   функцию,   когда   возникли   специальные   воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педагогический процесс стал не только   предметом   специальной   организации,   но   и   предметом   осмысления,   анализа, прогнозирования  и целенаправленного  исследования, можно говорить  о зарождении предмета и     что   я     не   ничего практике научно­педагогического знания. Педагогика   как   наука   представляет   собой   совокупность   знаний,   которые   лежат   в основе   описания,   анализа,   организации,   проектирования   и   прогнозирования   путей совершенствования   педагогического   процесса,   а   также   поиска   эффективных педагогических   систем   для   развития   и   подготовки   человека   к   жизни   в   обществе.  Историческое   развитие   научно­педагогического   знания   проходит   несколько   этапов: 1.   Зарождение   педагогических   идей   в   русле   философских   учений. 2.   Формирование   педагогических   взглядов   и   теорий   в   рамках   философско­ педагогических произведений. 3.   Переход   от   гипотетических   и   утопических   теорий   к   концепциям,   основанным   на педагогической эксперименте. В трудах и эпосах древнегреческих, римских, византийских, восточных философов и мудрецов (Платона, Аристотеля, Плутарха, Гераклита, Сенеки, Квинти­лиана, Варлаама, Иоанна Дамаскина, Авиценны, Конфуция) можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании. Демокрит   писал:   «Хорошими   людьми   становятся   скорее   от   упражнения,   нежели   от природы...   воспитание   перестраивает   человека   и   создает   природу». Сократ   видел   верный   путь   проявления   способностей   человека   в   самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он  не  может».  В поисках  истины  многие  руководствуются   сократовским  тезисом:  «Я знаю, знаю». «С   наибольшими   и   наиважнейшими   трудностями   человеческое   познание   встречается именно   в   том   разделе   науки,   который   толкует   о   воспитании   и   обучении». М. Монтень Аристотель   высоко   ценил   миссию   воспитателя:   «Воспитатели   еще   более   достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь».   До   сих   пор   актуален   принцип,   сформулированный   Конфуцием:   «Учиться   и время изученное». Сенека   считал,   что   образование   должно   формировать   самостоятельную   личность: «Пусть память». В следующих классических трудах воплотились педагогические идеи и наставления. Это — трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское   образование»,   Авиценны   «Книга   исцеления»,   Аверроэса   «Система доказательств», Монтеня. В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в романах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах   Эразма   Роттердамского   «О   первоначальном   воспитании   детей»,   Т.   Мора «Утопия»,   Ж.­Ж.   Руссо   «Эмиль,   или   О   воспитании».   Однако   труды,   в   которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гуманистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заключается их отличие от современных исследований науки. Весь   период   зарождения   педагогических   идей   и   взглядов   сопровождался возникновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на природу и практику человека. Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передового педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке(1571­1635)разработал содержательное   понятие   образования   и   соответствующую   методологию,   установив критерии исследований. Почти   одновременно   Я.   А.   Коменский   (1592­1670)   попытался   привести   в   систему   и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он руководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и своим собственным. Эти изыскания дидактика». В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации   педагогического   процесса   на   службу   педагогической   практики.   Ученый рассматривает следующие стадии обучения — автопсия (самостоятельное наблюдение), автопраксия   (практические   действия),   автохресия   (применение   полученных   знаний   и педагогической педагогических воплотились воспитания   говорит сочинении (ученик)   повторять «Великая обучения сам,   а   не   его   «Опыты»   он   времени   в     в   области   и от на   знание   и       начала   посредством   обучения   педагогической родоначальником умений), автолексия (умение рассказать о результатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования возрасту человека. Весь труд Коменского освещен верой   в   расцвет   человеческой   личности:   «Человек   есть   самое   высшее,   самое совершенное,   самое   превосходное   творение».   Фундаментальной   идеей   педагога является   пансофизм,   то   есть   обобщение   всех   знаний,   накопленных   культурой   и цивилизацией. Необходимо распространение последних среди всех людей, независимо от   социальной,   расовой   и   религиозной   принадлежности.   А   эта   задача   должна осуществляться воспитания. Коменский   впервые   обосновал   принципы   обучения   и   воспитания,   создал   стройную систему всеобщего образования, разработал классно­урочный способ обучения в школе (который  и   сейчас   применяется   во  многих  странах   мира).  Поэтому   Я.  А.  Коменского называют науки. В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагогических идей из   опытно­экспериментальных,   инновационных   для   того   времени   школ.   В   истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746­1827), И.   Гербарта   (1746­1841),   Ф.   Фребеля   (1782­1852),   А.   Дистервега   (1790­1866). В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания   бедняков,   искал   ее   психологические   источники.   Он   разрабатывал   метод элементарного   образования,   развивающий   способности   ребенка   через   систему упражнений.   В   процессе   разработки   основ   образования   И.   Песталоцци   предлагал ориентироваться психологии. В   педагогическом   сочинении   «Воспитание   человека»   Ф.   Фребель   сформулировал законы   воспитания.   Он   видел   предназначение   последнего   в   выявлении   и   развитии творческого человека. В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на суверенности педагогической   науки,   концентрируя   внимание   на   методологическом   инструментарии педагогики   как   науки.   Для   него   были   неприемлемы   как   крайности   эмпирики,   так   и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педагогика как можно точнее сама   разработала   свои   собственные   понятия   и   больше   поощряла   самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом определил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разработанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего   обучения,   введя   разделение   на   учение   и   преподавание,   раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней.  И. Ф. Гербарт  ввел новое определение  методов  обучения (описательного, аналитического,   синтетического)   и   соотнес   их   с   последовательностью   учебного процесса.   Он   предложил   практические   способы   нравственного   воспитания (сдерживающий,   направляющий,   нормативный,   взвешенно­ясный,   морализаторский, увещевающий)   и   свод   рекомендаций,   учитывающих   индивидуальность   человека. А.   Дистервег   сформулировал   и   раскрыл   два   взаимосвязанных   принципа   обучения   и воспитания   —   природосообразности   и   культуросообразности.   Он   ввел   следующие дидактические правила — ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащихся, ученика. Следующий   этап   в   развитии   педагогической   науки   связан   с   обогащением педагогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов   и   сочинений.   В   результате,   философы   и   ученые   обсуждали   проблемы взаимосвязи   теории   и   практики   обучения   и   воспитания.   В   данной   области   были выявлены   социальный,   исторический   и   культурологический   аспекты. Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людьми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и мировой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания являются историческими и,   соответственно,   социальными   феноменами.   Он   подчеркивал   необходимость   их согласования   с   этикой   и   политикой.   Г.   Гегель   пытался   диалектически   сопоставить историю воспитания. Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изменяется. На   смену   вписывания   педагогической   проблематики   в   универсальные заинтересованность цивилизации   учителя развитие   и     и для нужд               каждого полезного направленность мировоззренческие   схемы   приходят   философские   концепции   воспитания   и образования.   Например,   Фридрих   Ницше   (1844­1900)   выделял   проблему   элитного воспитания   —   гениев,   правителей   и   законодателей.   Их   гениальность   должна   была проявляться   не   только   в   сфере   искусств,   наук,   философии,   но   и   при   утверждении жизненных ценностей. Дж. С. Милль (1806­1873) считал критерием положительных результатов образования готовность человека жить общественными интересами и содействовать благу общества. Г. Спенсер (1820­1903) настаивал на приоритете естественнонаучного образования как наиболее человека. В   философии   С.   Кьеркегора,   А.   Шопенгауэра,   Ф.   Ницше   ярко   выразилась индивидуалистическая воспитания. С   начала   XX   века   заметно   выросло   число   педагогических   центров   (кафедр   в университетах, лабораторий, научно­исследовательских учреждений), оживился обмен опытом   между   учеными   в   национальном   и   международном   масштабе.   Психология отделилась   от   философии   в   качестве   самостоятельной   науки.   Активно   развивались такие естественные науки, как биология, химия, физика и математика. Вышеозначенные моменты   стимулировали   становление   педагогической   науки   и   практики. В   этот   период   в   педагогике   прослеживаются   две   основные   парадигмы   — педагогический   традиционализм   и   альтернативное   направление.   К   традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали   социально­исторические   знания),   религиозную   педагогику   (стремление синтезировать   веру   и   науку   на   основе   религиозных   канонов),   педагогику, ориентированную   на   философское   осмысление   процесса   воспитания   и   образования. Антитрадиционалисты  предложили  новые идеи и концепции: свободного  воспитания, экспериментальной,   прагматической,   функциональной   педагогики   и   педагогики личности. Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX века) основан на   саморазвитии   научной   отрасли,   сочетающей   процессы   интеграции   и дифференциации   с   широким   взаимодействием   с   другими   науками   —   философией, психологией,   социологией,   физиологией,   математикой,   политологией,   экономикой. В   процессе   дифференциации   научной   дисциплины   выделяются   различные   области педагогики   —   общая,   дошкольная,   школьная,   профессиональная,   социальная, возрастная,   сравнительная,   коррекционная,   военная,   спортивная.   А   также   история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, воспитание и развитие человека пути). Совокупность отраслей  педагогики образует  развивающуюся  систему педагогических наук. Систематика педагогических явлений и феноменов, а также теорий и концепций как результат   интеграционных   процессов   осуществляется   в   рамках   педагогической фактологии,   феноменологии,   конструктологии   и   концептологии.   Как   любая   наука, педагогика   включает   в   себя   фактический   материал,   полученный   в   результате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной   основе   осуществляются   научные   обобщения   фактического   материала, выражающиеся   в   понятиях,   принципах,   методах,   теориях   и   закономерностях; реализуются   предположения­гипотезы,   прогнозирующие   новые   способы   решения педагогических проблем с учетом современных общественных тенденций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и подтверждения. Активно развивается методология педагогических исследований (Ю. К. Бабан­ский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В. Краевский, М. Н. Скаткин). Научные   исследования   обеспечивают   непрерывный   процесс   развития   педагогики   и имеют свою специфику, технологию и методику проведения. практического протяжении жизненного   всего     на         Основные категории педагогики свою             вводит очередь   в   передает над и   общения     обучается нравственные   манерам работает способам накопленный   мир   к опыт,   стимулирует Любое теоретическое построение требует четкого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения. Научные понятия передают педагогический опыт и знания   в   обобщенной   форме.   К   последним   относятся:   педагогические   категории   и понятия,   закономерности,   методы   и   принципы   организации   обучения   и   воспитания.  В период становления педагогики как науки были определены три фундаментальные категории (основные понятия педагогики) — «воспитание», «обучение», «образование». «Воспитание»   как   всеобщая   категория   исторически   включала   в   себя   «обучение»   и «образование». В   современной   науке   под   «воспитанием»   как   общественным   явлением   понимают передачу   исторического   и   культурного   опыта   от   поколения   к   поколению.   При   этом воспитатель: человечеством; 1) культуры; 2) 3) самовоспитанию; 4)   помогает   разобраться   в   трудных   жизненных   ситуациях   и   найти   выход   из положения. сложившегося В воспитанник:   овладевает   опытом   человеческих   отношений   и   основами   культуры; 1) 2) собой; поведения. 3) В результате воспитанник изменяет свое понимание мира и отношение к людям и самому себе. Как показывает практика, воспитание диалектически взаимосвязано с обучением. Оно способствует развитию и утверждению основных качеств личности, проявляющихся в поступках.   Эти   качества   характеризуют   не   только   мировоззрение   человека,   но   и социальные, устремления. Накопление   и   передача   опыта   культуры   и   цивилизации   во   взаимосвязи   с   ростом научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его развития. В настоящее время образование и воспитание рассматриваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры. Задача воспитания всегда выражает историческую потребность общества в подготовке поколения,   способного   реализовывать   определенные   общественные   функции   и социальные роли. То есть системы, обусловливающие характер и задачи воспитания, соответствуют сложившимся этнонациональным традициям, особенностям общественно­ исторической формации, определенной ценностной иерархии, а также политической и идеологической   доктрине   государства.   В  мировой   практике   известны   такие   системы воспитания,   как   «спартанская»,   «система   рыцарского   воспитания»,   «домострой», «воспитание   джентльмена»,   «система   коллективных   творческих   дел». Вторая категория — «обучение» — понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся,   в   результате   которого   обеспечивается   развитие   ученика. При учитель: 1)   1)   преподает   —   целенаправленно   передает   знания,   жизненный   опыт,   способы деятельности, знания;    2)   навыков   и   умений; 3)   создает   условия   для   развития   личности   учащихся   (памяти,   внимания,   мышления). В ученик: 1) учится — овладевает передаваемой информацией и выполняет учебные задания с   совместно   с   одноклассниками   или   самостоятельно; помощью   учителя, 2)   самостоятельно мыслить; 3)   проявляет   инициативу   в   поиске   новых   знаний,   дополнительных   источников информации   (справочник,   занимается   самообразованием. Таким   образом,   диалектическое   отношение   «обучение—воспитание»   направлено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик  человека на основе   его   интересов,   умений   и   навыков.  В зависимости от особенностей реализации процесса взаимодействия преподавания и   руководит   процессом   освоения   знаний,   приобретенных   знаний, индивидуальные наблюдать,   сравнивать,     пытается   учебник,   позиции;   научного Internet),   основы   культуры   и очередь   свою         этом ему                     как комнаты       обучения   давать       как   правилам лишь   частным   случаем   оно   является   поведения, модульное, соотносятся   главные программированное развития, три     категории ценность процесс   человека   и воспитания   и результат развивающегося   учения   в   науке   и   практике   выделяют   разные   дидактические   системы:   развивающее, проблемное, обучение.  Третья   категория   педагогики   —   «образование»   —   понимается   как:  общества; 1) человека; 2) 3) последнего; 4) система. Вся   совокупность   образовательных   (или   учебных   и   воспитательных)   учреждений выстраивается   в   систему   в   рамках   конкретного   города,   региона,   страны. На   протяжении   веков   оформлялись   разные   воспитательные   и   образовательные учреждения. К ним относятся: детские сады, школы­гимназии, школы­интернаты, лицеи, колледжи,   институты,   университеты,   академии,   дома   молодежи,   дворцы   творчества, центры школьника. Как педагогики? По   данному   вопросу   существуют   различные   точки   зрения,   что   характерно   для объективного   процесса   развития   любой   науки.   Примером   могут   послужить   теории происхождения жизни на Земле, антропогенеза или возникновения Солнечной системы. В истории педагогики можно выделить первую точку зрения на проблему. «Воспитание» выступало   в   качестве   всеобщей   категории,   включавшей   в   себя   «обучение»   и «образование».   С   данных   позиций   «воспитывать»   означало   выращивать   и   обучать ребенка образование. Если «воспитание» понимать как обучение человека правилам поведения (по Ожегову), то «обучения». Порой   имеют   место   попытки   отождествить   «воспитание»   и   «образование». В   Законе   «Об   образовании»   последнее   трактуется   как   всеобщая   категория.   Эта категория   определяется   как   «целенаправленный   процесс   обучения   и   воспитания   в интересах государства». Внимательное   рассмотрение   различных   точек   зрения   ученых   и   практиков   позволило пойти по пути вычленения общего и особенного в каждой из категорий. Данный принцип лег в основу третьей позиции. Она предполагает выделение в каждом понятии аспектов деятельности, системности. Это значит, что обучение, воспитание и образование можно рассматривать как особым образом   организованную   деятельность,   результатом   которой   является   развитие человека. Воспитание, обучение, образование являются процессами взаимодействия воспитателя и воспитанника, учителя и учащихся, обучения и воспитания с целью развития человека. При рассмотрении воспитания, обучения или образования в качестве системы выделяют следующие   элементы   —   цель,   средства,   результат,   объекты   и   субъекты   процесса. Если   же   воспитанник   начинает   ставить   перед   собой   воспитательные   цели   и реализовывать   их,   то   он   одновременно   является   субъектом   и   объектом   процесса воспитания.   Данный   процесс   называют   самовоспитанием.   По   аналогии   выделяют   и самообразование человека. Если процесс образования объединяет в себе обучение и учение, то в случае самообразования мы имеем дело только с учением. То есть, когда человек   самостоятельно   преобразует   себя   —   свои   знания   умения   и   навыки. Педагогика   представляет   собой   науку   о   сущности,   закономерностях,   принципах, методах человека. Объединяющим   началом   воспитания,   обучения   и   образования   стал   педагогический процесс.   Педагогический   процесс   организуется   и   исследуется   наукой   в   рамках конкретной   педагогической   системы.   В   настоящее   время   расширяется   спектр традиционных педагогических систем — детского сада, школы и вуза. К новым системам относятся   —   музей,   семья,   производственный   коллектив,   детская   организация, спортивная   или   музыкальная   школа,   центр   детского   творчества.   В   качестве педагогической системы может рассматриваться конкретная деятельность педагога или педагогического   коллектива.   В   наше   время   получили   известность   авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С, Макаренко,   Шаталова.   М.   Монтессори, взаимодействия,   В.   А.   Сухомлинского,   В.   Ф.   обучения   воспитания   и   формах общества, личности,       и в     к     и   место занимает принципы отношения педагогика ценностного образования политические современного экономического государственные Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический аппарат, базирующийся на   основных   категориях   и   развивающийся   в   рамках   конкретных   направлений предмета. исследования Какое человекознании? Педагогика взаимосвязана с такими областями философии, как этика и эстетика. Этика дает   представление   о   путях   нравственного   формирования   человека.   Эстетика раскрывает миру. Педагогика и социология ищут пути перевода обобщенных результатов социологических исследований   в   конкретные   задачи   воспитания.   Эти   задачи   совместно   разрешают социальные   институты   —   семья,   образовательные   и   культурные   учреждения, общественные, организации. Педагогика   связана   с   экономикой,   решая   проблемы   экономики   образования   и организации человека. Взаимосвязь   педагогики   и   психологии   является   уже   традиционной.   Результаты психологических   исследований,   воплотившиеся   в   законы   психического   развития человека,   позволяют   педагогам   организовывать   процессы   обучения   и   воспитания, опираясь на эти законы и обеспечивая формирование его как субъекта, личности и индивидуальности. Формы   и   типы   связей   педагогики   с   другими   науками   разнообразны: 1)   творческое   освоение   научных   идеи   синергетического   подхода   к   воспитанию, кибернетической   идеи   управления   динамическими   системами,   деятельностного отношения личности; 2)   применение   методов   других   наук   —   математического   моделирования   и проектирования, опроса; 3)   использование   результатов   исследований,   полученных   различными   науками: данные   физиологии   о   работоспособности   в   разные   возрастные   периоды   жизни человека,   его   основные   психологические   новообразования   в   процессе   развития; 4) объединение усилий педагогов с представителями естественных и гуманитарных наук для решения общих проблем — перехода к систематическому обучению детей с 6 лет, организации   обучения   параллельно   с   лечением   или   профилактикой   заболевания; 5) разработка понятий из разнообразных областей знания для обогащения и углубления представлений   о   сущности   педагогических   явлений:   диверсификация   образования, педагогическая моделирование. Для современной педагогики характерна взаимосвязь с различными естественными и гуманитарными   науками.   Однако   влияние   философии,   психологии   и   антропологии остается   доминирующим.   Именно   последние   определяют   основные   пути   развития педагогической науки. В настоящее время педагогика представляет собой науку о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека. социологического анкетирования квалиметрия развитию     и и к                   Резюме   представляет Во­первых,   педагогика   ?   это   наука   о   педагогическом   процессе,   обеспечивающем развитие   человека   в   рамках   конкретной   педагогической   системы. Во­вторых,   основными   категориями   педагогике   являются   ”воспитание”   ,”   обучение”   , “образование”. В­третьих, педагогика ? развивающаяся наука и соответственно совокупность разных ее отраслей систему. В­четвертых,   педагогика   в   системе   человекознания   представляет   собой   отрасль гуманитарной науки о способах и путях передачи­получения человеком информации и приобщения   к   общекультурным   ценностям   с   учетом   его   индивидуально­возрастных особенностей   развития   в   контексте   конкретной   педагогической   системы. В­пятых,   педагогика   как   наука   имеет   свой   предмет   и   взаимосвязана   с   областями знания социологией. В­шестых,   взаимозависимость   педагогической   теории   и   практики   объективно соответствует основному назначению этой отрасли человекознания. А именно внедрять   физиологией,   философией, психологией, открытую собой ? и   практики обучения воспитания в практику такие варианты организации обучения и воспитания, которые оптимально обеспечивают развитие и становление человека как индивида, личности, субъекта и индивидуальности. При этом следует учитывать временные, социально­экономические и культурно­исторические   факторы   жизни   и   деятельности   человека. В­седьмых,   педагогика   как   наука   выполняет   три   основные   функции:   теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной человека). Для того чтобы профессионально обучать и воспитывать, надо знать педагогику как науку.   Но   одно   лишь   знание   не   всегда   обеспечивает   умение   эффективно   решать педагогические   задачи.   Для   успеха   в   деле   обучения   и   воспитания,   проявления педагогического   мастерства,   необходимо   органическое   соединение   научно­ педагогических   знаний   с   постоянным   личным   творчеством   человека,   выполняющего педагогическую миссию. самоконтроля Вопросы   1. науки. 2.   Дайте   характеристику   основным   этапам   развития   педагогической   науки. 3. наука? 4. существуют? 5.   Назовите   основные   категории   педагогической   науки   и   дайте   им   общую характеристику. 6.   7. 8. Какое место занимает педагогика в системе человекознания? педагогические другими с   функции   и Определите для педагогики основные педагогика категории? науками? педагогического педагогическая Какие Какие соотносятся выполняет Как Как предмет задания связана знания виды                 как                                         ОБЩЕКУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПЕДАГОГИКИ             мира можно способами   “памятью   информацией, назвать Педагогические   проблемы   имеют   большое   жизненное   и   общекультурное   значение. Современному   человеку   необходимо   владеть   информацией   о   стилях   поведения,   о формах обучения и воспитания, о разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, о способах взаимодействия,   обусловливающих   сотрудничество   и   взаимопонимание.   В   условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения   и   видах   специализированных   или   общеобразовательных   школ.   В   эпоху информационного   общества   современному   поколению,   стремящемуся   к   постоянному самосовершенствованию,   необходимо   овладеть   основными   способами   передачи   и коммуникации. обмена «Культуру общества”».  А. Молье В   наше   время   пришли   к   осознанию   того,   что   образование   и   воспитание   являются центральными звеньями в системе, обусловливающей стабилизацию общества и уровень его развития, В   мировой   и   отечественной   практике   парадигмы   образования   складывались   и разрабатывались   на   протяжении   веков.   К   ним   относятся   «знаниевая»   и «культурологическая»,   «технократическая»   и   «гуманистическая»,   «социетарная»   и «человеко­ориентированная»,   «педоцентристская»   и   «детоцентристская».   Каждая парадигма формировалась в зависимости от доминирования определенного элемента в системе   основных   параметров   образования   как   социокультурного   феномена.   В   ряд элементов,   определяющих   парадигму   образования,   входят:   представления   о   системе знаний   и   умений,   необходимых   человеку   конкретной   исторической   эпохи;   осознание типа культуры и способов развития человека в процессе освоения последней; принципы кодирования и передачи информации; осмысление ценности образования в обществе; осознание культурного развития человека; роль образования в социуме; представления об   образе   и   месте   педагога   как   носителя   знаний   и   культуры   в   образовательном процессе; образ и место ребенка  в структурах  воспитания, обучения  и образования. В европейской культуре «знаниевая» парадигма имеет самую длительную историю. Она культурного и и   опытом теоретическим влияла   на   определение   образовательных   задач   во   взаимосвязи   со   становящимся практическим человека. «Культурологическая» парадигма в большей степени ориентирует не на знания, а на освоение   элементов   культуры,   обучения,   поведения,   общения.   В   связи   с   развитием культуры и общества спектр элементов постоянно расширяется, в него добавляются и овладение основами физической и эстетической культуры, экологии и экономики и др. Сущность «технократической» парадигмы проявляется в своеобразном мировоззрении, основными чертами которого являются приматы средств над целью, задач образования над смыслом, технологии цивилизации над общечеловеческими интересами, техники над ценностями. Альтернативной   технократическому   вызову,   превращающему   человека   в   объект манипуляций,   стала   гуманистическая   традиция.   Для   нее   человек   является   высшей ценностью,   и   не   только   в   общественных   и   образовательных   системах. «Гуманистическая» парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь   принципом   «все   для   человека»,   «все   во   имя   человека».   Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие сотрудничество. «Педоцентристская»   парадигма   понимается   как   альтернатива   «детоцентрист­ской». «Педоцентристская»   парадигма   рассматривает   воспитание   и   обучение   как   главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу. В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе   процессов   обучения   и   воспитания.   При   этом   личностные   качества, интеллектуальные   способности   и   интересы   ребенка   учитываются   недостаточно. «Детоцентристская» парадигма ориентирует на создание благоприятных условий для развития   всех   детей,   учет   и   развитие   индивидуально­личностных   особенностей, способностей интересов. В качестве эталона «социетарной» парадигмы выступают принципы государственного управления   обществом.   Последние   определяют   характер   и   цели   воспитания   и образования. В   рамках   «человеко­ориентированной»   (антропологической)   парадигмы   человек является   непреходящей   ценностью.   Поэтому   в   процессе   воспитания   и   образования учитываются   интересы   и   индивидуальные   особенности   как   ребенка   и   родителей ученика, так и педагога. и и         Резюме “Педагогика” может рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека   входит   в   качестве   составляющей   в   мировую   культуру   современности. На   протяжении   всего   исторического   развития   общества   складывались   разные парадигмы образования и воспитания человека. Данные парадигмы имеют не только научно­педагогическую, но и общекультурную ценность. Вопросы и задания для самоконтроля 1   Какую   ценность   педагогического   знания   и   опыта   вы   видите   в   общекультурном развитии человека? 2 Какие парадигмы образования сложились в мировой педагогической практике? Дайте краткий анализ. современного

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика

Педагогика
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2018