Тема 1. Педагогика
как наука: объект, предмет, методы исследования, основные категории.
1) Составьте схему структуры педагогической науки.
Тема 2. Образование как ценность, процесс и результат. Сущность процесса
обучения.
1) Выстройте иерархию своих собственных мотивов учения в педагогическом вузе.
Какие
выводы Вы можете сделать в плане своего саморазвития?
1. Бесплатное поступление, низкая плата за обучение |
0 |
2. Занятия в профильной спецшколе, спецклассе |
0 |
3. Желание получить высшее образование |
5 |
4. Семейные традиции, желание родителей |
2 |
5. Совет друзей, знакомых |
0 |
6. Престиж, авторитет вуза и факультета |
4 |
7. Интерес к профессии |
5 |
8. Наилучшие способности именно в этой области |
5 |
9. Стремление прожить беззаботный период жизни |
3 |
10. Нравится общение с детьми |
5 |
11. Случайность |
0 |
12. Нежелание идти в армию (для юношей) |
- |
13. Использовать педагогические знания для воспитания своих детей (для девушек) |
3 |
14. Успешно учиться, сдавать экзамены на "хорошо" и "отлично" |
4 |
15. Приобрести глубокие и прочные знания |
5 |
16. Достичь уважения преподавателей |
3 |
17. Быть примером для сокурсников |
2 |
18. Добиться одобрения окружающих |
2 |
19. Избежать осуждения и наказания за плохую учебу |
2 |
20. Получить интеллектуальное удовлетворение |
4 |
Главными мотивами
моего саморазвития в процессе обучения в педагогическом ВУЗе являются: желание
получить высшее образование, интерес к профессии, наилучшие способности именно
в этой области, любовь к общению с детьми, приобретение глубоких и прочных
знаний, престиж, авторитет вуза и факультета, успешная учеба, сдача экзаменов
на «хорошо и отлично» и получение интеллектуального удовлетворения.
Тема 3. Содержание образования.
1) Напишите эссе на тему «Современное образование: плюсы и минусы».
Российская система образования включается в себя определенные структуры и
стандарты. Основные общеобразовательные программы в России:
1. Дошкольная.
2. Начальная.
3. Основная.
4. Средняя.
Профессиональные программы образования разделяются на следующие категории:
1) Средние специальные.
2) Высшие.
3) Послевузовское обучение.
Получить образование в России можно несколькими способами:
-В учебном заведении (очная, заочная формы).
-Путем самообразования.
-Экстернатом.
Несмотря на широкую структуру, образование в России имеет и минусы, и плюсы.
Плюсов достаточно много. Например, многообразие форм школьных знаний, широкий
спектр изучения предметов. По окончанию школы многие выпускники обладают
широким кругозором. С детьми прорабатываются все коммуникативные навыки, это
позволяет ученикам налаживать контакты со сверстниками, выстраивать с ними
дружеские отношения, а также правильно держаться в коллективе и вежливо
общаться со старшими. Выпускники российских школ имеют возможность поступить в
престижное учебное заведение на бюджетную основу, чтобы в будущем получить
высокооплачиваемую работу. Иностранный язык во многих школах начинается
изучаться с начальной школы, что является несомненным плюсом для ребенка. Кроме
того, в некоторых образовательных учреждениях предусмотрено изучение нескольких
иностранных языков для учеников. Это может стать значительным преимуществом в
будущем, а также повлиять на карьеру. Изучение информатики также начинается с
начальных классов, что помогает школьникам ориентироваться в мире современных
технологий. Компьютерные классы в школах оснащены современными компьютерами,
интерактивными досками через которые ученикам намного проще усваивать материал.
Значительный плюс — новая система ведения оценок и контроля над успеваемостью
ребенка. Не так давно во многих российских школах появились электронные
дневники, которые помогают следить за оценками учеников и учителям, и
родителям. Кроме того, благодаря данной системе, всегда можно узнать о заданном
домашнем задании. Этот принцип исключает нечестность со стороны учеников. Также
в электронных дневниках имеется возможность узнавать о ближайших родительских
собраниях, а сами родители могут участвовать в школьной жизни, предлагать
какие-то идеи и вносить некоторые корректировки в процесс обучения.
Но не все так хорошо в современном образовании, как кажется. Есть и
отрицательные моменты. Несмотря на большой спектр знаний по различным
предметам, современная система образования основана все-таки на общих
стандартах. В школах идет большая нацеленность на оценки, которые зачастую
имеют необъективное значение. Не всегда учителя берут во внимание таланты и
способности отдельного ученика. В большинстве случаев каждый педагог считает
свой предмет приоритетным, от чего школьникам бывает сложно вникнуть в темы
урока. Все чаще встречаются педагоги с достаточно низкой квалификацией. Если
раньше такое явление было приемлемо в основном для провинциальных школ, то
сегодня некомпетентных специалистов можно встретить практически в любых учебных
заведениях страны. Единый Государственный Экзамен также является больше
минусом, чем плюсом. Экзамен не помогает определить адекватный уровень знаний
конкретного ученика. Проверка заданий происходит автоматизированным путем, что
не устраняет выявления ошибочных результатов. Получить высокий балл по ЕГЭ
могут и троечники, некоторые из них вызубривают тестовые задания и запоминают
правильные ответы наизусть, а кому-то удается списать или просто угадать
правильный вариант ответа. Из-за этого многие грамотные ученики, которые
стараются выполнять задания честным путем, не могут поступить в желаемые
учебные заведения, а их места занимают троечники. Недостаточная
заинтересованность учащихся. Зачастую многие учащиеся на уроках занимаются
совсем другими делами, нежели изучением нового материала. Ограниченное
количество бюджетных мест в ВУЗах. Зачастую дети, которые действительно знают
материал, но набрали не высокое количество баллов по ЕГЭ, не поступают на
бюджет, потому что их места занимают троечники, зазубрившие тестовую часть и
получившие достаточный балл по экзаменам.
Тема 4. Методы, средства, формы обучения, их развивающий потенциал.
1) Выберите факторы, определяющие наиболее эффективные пути индивидуализации
обучения на уроке:
1- ориентация в обучении на средних учеников;
2- выбор методов обучения, соответствующих умственным возможностям
учащихся;
3- организация помощи слабым ученикам со стороны сильных;
4- дифференцированные задания для самостоятельной работы учащихся с
различным уровнем учебных возможностей;
5- организация дополнительных занятий с отстающими учащимися.
Тема 5. Оценивание результатов образовательного процесса.
1) Сформулируйте главную мысль следующего текста:
«Чтобы направлять действия учащихся в соответствии с целью, стимулировать их
интерес, необходимо знать, как продвигается класс в работе.
Средством получения такой информации является контроль, который проводится
непосредственно в ходе выполнения заданий. Это дает возможность своевременно
корректировать самостоятельные действия некоторых учащихся.
Исследования психологов показали, что обратная связь в начале деятельности
оказывает сильное мотивационное и регулятивное действие. Слова «хорошо»,
«правильно», движение руки, кивок – действия-стимулы, в которых нуждается
каждый ученик.
Поэтому главная функция коррективного контроля – стимулирование деятельности.
Он необходим не для внешнего порядка, дисциплины, а для того, чтобы поддержать
усилия ученика».
Обратная связь в начале деятельности оказывает сильное мотивационное и
регулятивное действие. Слова «хорошо», «правильно», движение руки, кивок –
действия-стимулы, в которых нуждается каждый ученик.
Тема 6. Воспитание как социокультурный и педагогический процесс.
Педагогическое сопровождение процессов социализации и самоопределения обучающихся.
1) Объясните, почему противоречие между реальными возможностями
воспитанника и требованиями, предъявляемыми к нему обществом, родителями,
школой, является движущей силой воспитания.
Противоречия между возможностями ученика и требованиями окружающих его людей
являются движущей силой. Высокие требования к воспитаннику заставляют его
больше трудиться, находить нужную информацию, прорабатывать ее и запоминать,
тем самым развивая самого себя. Если возможности и требования совпадают - куда
развиваться дальше? Ведь учеба и воспитание - непрерывные процессы, которые
продолжаются всю нашу жизнь.
Тема 7. Содержание воспитательного процесса.
1) Попробуйте подтвердить тезис автора примерами культурных заимствований.
«Культуры взаимозависимы. В ходе истории возникло огромное количество
культурных заимствований и взаимопроникновений… Если бы такая взаимозависимость
признавалась более широко, мы, возможно, сумели бы преодолеть ограниченность
наших установок, порожденную нашей специфической культурой и убедились бы в
том, что другие культуры могут иметь не меньше достоинств.»
а) В X в. Русь заимствовала у Византии особую систему религии — православие, и
это кардинально сказалось на дальнейшей истории нашей страны.
б) В XX в. советские разведчики «позаимствовали» у американцев некоторые
секреты изготовления атомного оружия, сэкономив 3 года и миллиарды рублей. И
это радикально повлияло на дальнейший ход мировой истории.
в) Просо, гречиха и редька вышли из Китая
г) Рис, лимоны, апельсин, манго, сахарный тростник и мандарины — из Индии
д) Родиной мягкой пшеницы является Средняя Азия, где впервые появились также
горох, чечевица, хлопчатник, морковь, фисташки, абрикос.
е) Закавказье и Малая Азия дали миру рожь, виноград, грушу, гранат, инжир,
черешню, миндаль, грецкий орех.
ж) Центральная Америка — кукурузу, фасоль, тыкву, перец.
з) Кофе впервые стали возделывать в Эфиопии, сливочное масло начали
изготовлять в Древнем Египте, там же замесили первый дрожжевой хлеб.
и) Помидоры пришли из Южной Америки.
к) Майонез распространился из Франции.
л) «Своя игра» — русский аналог американской телепрограммы «Jeopardy»
(«Рискуй»). Она распространена в десятках стран мира и существует более 20 лет.
Тема 8. Методы, средства, формы воспитания.
1) Перечисленные методы воспитания сгруппируйте в соответствии с одной из
известных вам классификаций: 1) убеждение; 2) упражнение; 3) приучение; 4)
требование; 5) личный пример; 6) переключение;
7) поощрение; 8) наказание; 9) рассказ; 10) соревнование.
Ю.К.Бабанский:
методы формирования создания личности: 1) убеждение, 5) личный пример, 9)
рассказ
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения: 2)
упражнение, 3) приучение , 4) требование,
методы стимулирования поведения и деятельности: 7) поощрение, 8) наказание, 10)
соревнование.
Тема 9. Взаимодействие педагога с коллективом учащихся, родителями,
общественными организациями.
1) Составьте тематику классных часов для учащихся (на выбор): 5 классов; 6
классов; 7 классов; 8 классов; 9 классов; 10 классов; 11 классов. Обоснуйте эту
тематику.
1. Первое сентября. Классный час-поздравление классного руководителя с началом
нового учебного года.
2. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает о правилах
дорожного движения и о том, как нужно вести себя на дороге.
3. «Чествую тебя, мой учитель». Классный час-поздравление учениками своих
классных руководителей.
4. День добрых дел. Классный час, на котором классный руководитель
рассказывает, как важно помогать родителям и пожилым людям.
5. «Спаси дерево». Классный час, на котором классный руководитель рассказывает,
чего стоит жизнь одного дерева. Дети приносят ненужную макулатуру и сдают ее.
6. «Мама милая мама-мама моя». Классный час-поздравление учениками своих мам.
7. День народного единства. Классный час, на котором классный руководитель
рассказывает об этом празднике.
8. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает о технике
пожарной безопасности, как вести себя во время пожара и что делать.
9. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает о зимних
каникулах. Как себя вести.
10. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает о правилах
поведения на льду.
11. Операция «Кормушка». 1 этап. Классный час, на котором ученики вместе со
своим классным руководителям изготавливают кормушки для птиц.
12. «К нам приходит новый год». Классный час-поздравление учениками классного
руководителя с новым годом и наоборот.
13. Операция «Кормушка» 2 этап. Классный час, на котором ученики вместе со
своим классным руководителям развешивают кормушки для птиц, периодически
подсыпая туда корм.
14. Акция «Поздравь ветерана». Ученики вместе со своим классным руководителем
идут к ветерану и поздравляют с днем защитника Отечества.
15. День защитника Отечества. Классный час-поздравление мальчиков девочками и
классным руководителем с 23 февраля.
16. День трудящихся. Субботник
17. Акция «Поздравь ветерана». Ученики вместе со своим классным руководителем
идут к ветерану и поздравляют с днем Победы.
18. Час мужества. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает
об истории создания праздника.
19. Акция к 8 марта. Ученики с классным руководителем делают из бумаги тюльпаны
и дарят их прохожим.
20. Акция «Поздравь ветерана». Ученики вместе со своим классным руководителем
идут к ветерану и поздравляют с 8 марта.
21. Международный женский день. Классный час-поздравление мальчиками девочек и
классного руководителя.
22. Час мужества. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает
ученикам о Великой Отечественной Войне.
23. Акция «Поздравь ветерана». Ученики вместе со своим классным руководителем
идут к ветерану и поздравляют с днем Победы.
24. Классный час, на котором классный руководитель рассказывает о том, как себя
вести на летних каникулах. О технике безопасности на воде.
Помимо данных тем для классных часов руководители также проводят день рождения
учеников своего класса, чаепития по окончанию четверти/полугодия/года, также
проводятся общешкольные линейки и праздники.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.