Педагогика сотрудничества.
"Благо везде и повсюду зависит от соблюдения 2х
условий:
первое – это правильного установления конечных
целей
всякого рода деятельности и второе
отыскание
соответствующих средств, идущих к конечной цели"
Аристотель
Актуальность. Современное состояние оборудования характеризуется
тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется, прежде всего, в
установлении субъектносубъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не
как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним
миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Таким образом,
общение между учеником и учителем, мы рассматриваем не только как
взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга.
Актуальность данной темы также обусловлена востребованностью
педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся
системе образования. На современном этапе развития педагогической теории и
практики возникла противоречие между объективными потребностями
гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности
как субъектсубъектного взаимодействия и существующими подходами в
организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и
отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не
подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью,
доверием.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер
взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет поновому взглянуть на
оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы
преподавания дисциплин.
ученик.
Современная
В последние годы система образования находится в постоянном состоянии
реформы и модернизации. В связи с изменениями в обществе меняется и школа,
учитель,
модель образовательного процесса
ориентирована на переход от «школы знаний» к «школе мышления», что требует
овладения не только знаниями, но и стратегиями познавательной деятельности.
Согласно концепции 12летнего образования предполагается, прежде всего,
создание условий для развития творческих способностей, индивидуализации и
профилизации обучения. Растет маленький человек – растут и требования
моральной и духовной подпитки. Думаю здесь необходимо организовать не
только воспитание и перевоспитание,
а главное самовоспитание,
самосовершенствование личности. Таким образом, мы должны стремиться к
активизации школьников, чтобы сделать его соучастником, сотворцом
педагогического процесса. Образовательная система в целом выполняет жизненно важную функцию а
именно функцию помощи и поддержки при вхождении учащихся в мир
социального опыта, для чего важна способность каждого члена общества к
творческой деятельности. Назначение школы выращивать в учениках творческие
способности и потребности в творчестве: будь оно научным или техническим,
художественным и социальным, этическим или педагогическим; школа должна
ориентировать ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживать
все то, что связано с личностным развитием.
Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного
процесса составляет суть личностнодеятельностной педагогики.
В последние годы личностноориентированный подход стремительно
завоевывает образовательное пространство России.
Большинство
педагогических коллективов страны настойчиво осваивает теоретические
основы и технологию использования данного подхода в учебновоспитательном
процессе.
Под личностноориентированным подходом принято понимать
методологическую ориентацию в педагогической деятельности, позволяющую
посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов
действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания,
самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его
неповторимой индивидуальности. При реализации такого подхода процессы
обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания,
особенностей мыслительных и поведенческих особенностей учащихся, а
отношения «учительученик» строятся на принципах сотрудничества и свободы
выбора.
технологии
Личностноориентированные
характеризуются
сотрудничеством участников педагогического процесса,
равенством,
партнёрством в субъектсубъектных отношениях педагога и ребёнка. Педагогика
сотрудничества предполагает наличия у взрослого умения выслушать ребёнка,
дать ему возможность выразить своё мнение. При этом необходимо учить
школьников думать, размышлять, высказывать и отстаивать свои суждения, что
формирует коммуникативные свойства личности.
Актуальность личностноориентированного подхода объясняется тем, что
динамическое развитие общества требует формирования ярко индивидуальной,
прагматичной,
способной
ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
независимой личности,
раскрепощенной,
Личностноориентированное образование включает следующие
подходы:
разноуровневый;
дифференцированный;
индивидуальный;
субъективноличностный.
Педагогические технологии на основе личностноориентированного
подхода:
Личностноориентированное обучение (Якиманская И.С.)
Технология саморазвивающего обучения (Селевко Г.К.)
Педагогика сотрудничества («проникающая технология»)
Педагогические технологии адаптивной школы.
Гуманноличностная технология Амонашвили Ш.А.
Игровые технологии
Технологии развивающего обучения
Проблемное обучение
Технологии уровневой дифференциации
Технология индивидуального обучения (индивидуальный подход,
индивидуализация обучения, метод проектов);
Технология «Педагогические мастерские»
Педагогика сотрудничества одно из наиболее всеобъемлющих
педагогических обобщений 80х годов, вызвавших к жизни многочисленные
инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано
группой педагоговноваторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие
традиции советской школы (Н.К.Крупская,
Н.П.Пирогов,
Л.Н.Толстой) и зарубежной (Ж, Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Раджерс, Э. Барн)
психологопедагогической практики и науки.
С.П.Шацкий,
Особенностями содержания и методики педагогики сотрудничества на
сегодня являются 4 направления:
1. Гуманноличностный подход к ребенку;
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс;
3. Концепция воспитания;
4. Педагогизация окружающей среды.
В основе педагогики сотрудничества заложено продуктивное общение
педагогов между собой, сотрудничество детей и взрослых, детей между собой и
сотрудничество учеников, родителей и учителей.
В педагогике сотрудничества упор делается на вовлечение детей в процесс
труд учителя и ученика коллективного и
учения, на совместный
самостоятельного добывания знаний.
Педагогика сотрудничества
так и воспитательная технология.
может быть рассмотрена как
образовательная,
Педагогику
сотрудничества надо рассматривать как особого типа «проникающую»
технологию, так как её идеи вошли почти во все современные педагогические
технологии. Целевыми ориентациями данной технологии являются:
Переход от педагогики требований к педагогике отношений
Гуманно – личностный подход к ребёнку
Единство обучения и воспитания
Педагогика сотрудничества отражает важнейшие тенденции, по которым
развивается воспитание в современной школе:
превращение школы Знания в школу Воспитания;
постановка личности школьника в центр всей воспитательной
гуманистическая ориентация воспитания, формирование
системы;
общечеловеческих ценностей;
индивидуальности;
развитие
творческих
способностей ребёнка,
его
возрождение национальных культурных традиций;
сочетание индивидуального и коллективного воспитания;
постановка трудной цели. Педагогика сотрудничества основополагается на следующих принципах:
Учение без принуждения. Сделать ученика соавтором урока, вселить в него
уверенность, снять чувство страха, увидеть в нем полноценного , полноправного
сотрудника.
Идея опоры. Включать в предметнослоовесную информацию опорные
сигналы, являющиеся средствами развития памяти, логики и пространственного
мышления.
Идея свободного выбора. Дает возможность развивать отдельные качества
личности школьника, создавать условия для расцвета природного дарований.
Идея самоанализа. Научить учащихся индивидуальному или коллективному
самоанализу.
Идея личностного подхода. Использовать такие приемы, при которых каждый
ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание учителя лично к нему.
Цель каждого педагога в конечном результате всегда социально задана и
разнообразна в конкретных педагогических действиях, задачах. Это требует от
учителя творческих решений, неординарных мыслей, новых идей, нестандартного
подхода.
Хотелось бы остановиться на некоторых теоретических положениях
педагогики сотрудничества.
обучение без принуждения;
Когда ученик работает систематически, каждый день, не надеясь на то, что
его не вызовут и не спросят, он быстро развивается, он больше не числится в
отстающих. Это так воодушевляет учеников всех возрастов — от младших до
старших, — что дальнейшая работа в атмосфере успеха не представляет особого
труда. Успех детей зависит, в частности, от повторения. Сверхмногократное
повторение с включением трех видов памяти — зрительной, слуховой и моторной
— приводит к тому, что, хочет ученик или не хочет, он все равно будет знать и
уметь все, что требуется.
использование опор (опорные сигналы, схемы, детали)
Формы опор самые разные, но общий принцип просматривается четко: чтобы
даже слабый ученик мог отвечать у доски достаточно свободно, не задерживать
класс и не сбивать темп урока, перед ним должна быть опора. Это не наглядное
пособие в виде таблиц, а путеводная нить рассказа, правила, способа решения
задачи. При использовании опор даже слабые ученики отвечают.
Особенно надо остановиться на опорных сигналах, изобретенных
В.Ф.Шаталовым. Это не схема, а набор ключевых слов, знаков и других опор для
мысли, особым образом расположенных на листе. Сигнал позволяет ученикам
свертывать и развертывать предъявляемый для изучения текст, и сама эта
операция свертывания и развертывания, доступная каждому ученику, облегчает
понимание и запоминание материала и, что важно, полностью исключает
возможность зубрежки. Ранее мы знали лишь один метод развития мышления —
проблемный: мысль вызывается вопросом. Но у части учеников мысль настолько слаба, что она окончательно замирает при встрече с самой небольшой
трудностью. Обычно учителя ругают таких учеников за нежелание думать или
оставляют их в покое — в покое, но без помощи. Педагогика сотрудничества
представляет развитие даже самой малой способности к мышлению.
свободный выбор (использование учителем по своему усмотрению учебного
времени в целях лучшего усвоения учебного материала)
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками педагога в учении, надо, где
только можно, предоставлять им свободный выбор. Ш.Амонашвили оставляет на
выбор даже самых маленьких детей — какую задачу решать. В.Ф.Шаталов
задает ученику сто задач, чтобы он сам выбирал для решения любые из них и в
любом количестве. У С.Н.Лысенковой дети сами выбирают, какие трудные слова
учитель должен написать на доске при работе над изложением. У И.П.Волкова
детям дают лишь тему: “делаем рыцарей”, “делаем копии памятников
архитектуры”, но как делаем, из чего делаем — это полностью предоставляется
на выбор ребенка. Свобода выбора — самый простой шаг к развитию творческой
мысли. Многие дети не способны к изобретению, выдумке, но даже самые
нетворческие из них способны сделать выбор.
Личностный подход, сотрудничество учителей, сотрудничество с родителями.
Учителю необходимо осуществлять постоянную связь с родителями, и она
должна выражаться не просто в замечаниях, которые учитель записывает в
дневник ребенка. Более всего для этого подходит индивидуальная беседа, в
которой обсуждаются личные интересы и потребности учащегося, его
заинтересованность в предмете. Учитель и родитель совместно обсуждают
возможности создания наиболее благоприятных условий для обучения ребенка, в
частности формы контроля и оказания помощи в выполнении домашнего задания
со стороны родителей. Например, часто приходится слышать фразу: “Я не смогу
помочь и проконтролировать. Я не знаю английский”. Между тем. Каждый
родитель может и обязательно должен проявить заинтересованность,
выслушать устное задание, просмотреть выполнение письменного. Ученик,
особенно младший школьник, с удовольствием поделится своими достижениями и
еще раз почувствует ситуацию успеха. Суть личностного подхода заключается в
том, что стараюсь подобрать и использовать такие приемы, при которых каждый
ученик мог справиться с заданием и проявить свое творчество и свои знания.
самоанализ (индивидуальное и коллективное подведение итогов деятельности
учащихся)
Одним из важнейших обучающих и воспитывающих моментов является
осознание учеником достигнутого и недостигнутого, усвоенного или непонятого.
Проще говоря – рефлексия и самоанализ. Ученики проверяют и оценивают
работу товарищей, рецензируют письменные работы и устные ответы друг друга.
В современной практике преподавания иностранного языка эффективно
применяется ряд личностноориентированных технологий,
которые
обеспечивают самоопределение и самореализацию ученика как языковой личности в процессе овладения и использования иностранного языка. И
педагогика сотрудничества (обучение в сотрудничествеcooperative learning)
является одной из них. В своей работе я использую следующие методы,
основанные на технологии педагогики сотрудничества:
«ажурная пила» “Jig saw”
«учимся вместе» “Learning together”
Метод «Ажурная пила» был разработан профессором Элиотом Аронсоном в
1978 году. Принцип работы заключается в следующем: учащиеся объединяются в
группы по 6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на
фрагменты (логические и смысловые блоки). Вся команда работает над одним и
тем же материалом. Но при этом каждый член группы получает тему, которую
разрабатывает особенно тщательно и становиться экспертом. Проводятся
встречи экспертов из разных групп. Затем каждый докладывает в своей группе о
проделанной работе. Всем необходимо внимательно слушать друг друга, делать
записи. На заключительном этапе учитель может задать любому ученику в
группе вопрос по теме. Либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный
срез.
Подход «Учимся вместе» был разработан в университете Миннесота в 1987
году. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы в 35
человек. Здесь следует отметить, что уровень обученности определяется на
начало четверти по технологии из управленческой папки и корректируется на
начало каждой четверти, поэтому состав групп может меняться в зависимости от
обученности учащихся. Каждая группа получает одно задание, являющееся
подзаданием какойто большой темы, над которой работает весь класс. В
результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего
материала. Основные принципы – индивидуальный подход, равные возможности,
т.е. работают все учащиеся. Внутри группы учащиеся самостоятельно
определяют роли каждого в выполнении общего задания.
Данные методы использую на уроках, как для усвоения нового лексического
материала, так и для усвоения грамматического материала.
Например, при работе с новой лексикой класс делится на три подгруппы.
Сначала новая лексика вводится фронтально. Затем начинается работа в
группах. В каждой группе учащиеся получают карточки с заданием перевести
слова, словосочетания или предложения. В карточке обязательно дается ключ
для проверки правильности ответов. Ученики работают парами. Сначала один из
партнеров дает задания и проверяет по ключу в карточке. Затем учащиеся
меняются ролями. После этого пары объединяются в группы и тренируются в
правописании новых слов. Сильный ученик диктует слово или словосочетание,
остальные пишут, затем сверяют. В заключении группе дается письменное
упражнение, которым они отчитываются о проделанной работе (см. Приложение
№2).
Как уже было сказано выше, данные методы употребляются не только для
изучения лексического материала, но и для изучения грамматического материала. Так, например, при изучении таких грамматических тем как времена
английского глагола классу предлагается заполнить таблицу с графами: «случаи
употребления», «словауказатели», «схемы предложений». Класс делиться на
три группы. Каждая группа выполняет свою функцию.
Вариант «Learning Together»: каждой группе выдаются карточки с типовыми
предложениями по изучаемой теме. Подобранные так, чтобы первая группа
выявляла основные случаи употребления времени; вторая группа – нашла
указатели, слова помощники; третья – составила схемы утвердительного,
отрицательного и вопросительного предложений. Таким образом заполняется
вся таблица. Далее учащиеся выполняют различные упражнения и задания для
проверки и закрепления знаний.
В варианте «Jig saw» все группы заполняют таблицу целиком. В каждой
группе есть эксперт по «случаям употребления», «указателям», «схемам». Они
встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В
результате взаимодействия учащиеся систематизируют материал по изучаемой
теме. После такой работы учащиеся получают индивидуальный тест или
выполняют задания. Результаты суммируются, и выставляется оценка (см.
Приложение №3).
Приложение №2.
Примерные карточки для работы над лексическим материалом.
ʃ
ʌ
солнце summer [‘s mә]
светить autumn [ :tәm]
1. New words
Weather [‘weðә] погода winter [‘wintә] зима
Season [si:zn] время года spring [‘spriŋ] весна
лето
Sun [s n]
Shine [ ain]
осень
Wind [wind] ветер warm [ w :m]
Blow [blou] дуть hot [h t]
Sky [skai] небо strong [str ŋ]
Cloud [klaud] облако, туча
Snow [snou] снег, идет снег
Rain [rein] дождь, идет дождь
Brightly [‘braitli] ярко
Heavily [‘hevili] сильно
ɔ
ʌ
ɔ
ɔ
ɔ
теплый
жаркий
сильный
2. Работа в парах. 1. Ведущий сначала называет фразу/словосочетание поанглийски; партнер
повторяет ее и переводит ее на русский язык.
2. Ведущий называет русское предложение/словосочетание; партнер
переводит его на английский язык письменно, затем произносит вслух.
Карточка №1
Russian English
Солнце светит ярко. The sun shines brightly.
На небе есть облака. There are clouds on the sky.
Плохая погода Bad weather
Зимой идет снег. It snows in winter.
Белые облака White clouds
Весна теплое время года. Spring is a warm season.
Карточка №2
Russian English
Погода хорошая. The weather is fine.
Лето жаркое время года. Summer is a hot season.
Сильный ветер Strong wind
Идет сильный дождь. It is raining heavily.
Синее небо Blue sky
Дует ветер. The wind is blowing.
3. Spelling.
Карточка №3 Translate into English.
1. погода
2. облако
3. время года
4. ярко
5. солнце
6. дождь
7. светит
8. снег
9. ветер
10.сильно
11.дует
12.небо
4. Контрольное задание группе.
Карточка №4 Translate into English.
1. Летом солнце светит ярко.
2. Погода сегодня теплая.
3. Зима холодное время года.
4. В синем небе нет облаков.
5. Осенью часто дует ветер.
6. Сейчас идет сильный снег. 7. Дует сильный ветер.
8. Осенью и весной идут дожди.
Приложение №3.
Примерные задания для работы в группах над грамматическим
материалом.
1. Заполни таблицу
Случаи
употребления
Указатели
Схемы
Английское время
2.
1.
+
?
Карточка №1 (для группы заполняющей графу «случаи употребления»)
Проанализируйте предложения:
1. He had studied French before he entered the university. Он выучил
французский язык, прежде чем поступил в университет.
2. When I came home mother had already cooked dinner. –Когда я пришел домой
мама уже приготовила обед.
3. Tom had returned from the cinema by 5 o’clock. –Том вернулся из кинотеатра
к пяти часам.
4. Nick had written the report by the 5th of October. –Ник написал доклад к пятому
ноября.
Карточка №2 (для группы заполняющей графу «указатели»)
Найдите указатели времени и проанализируйте их:
1. By 8 o’clock yesterday I had done my homework.
2. They had built a new schoolboy the first of September.
3. He had finished reading the book by Friday evening.
4. Yesterday, before we went to the cinema, we had bought tickets.
5. When we arrived at the station, the train had already left.
6. The rain had stopped before we went for a walk.
Карточка №3 (для группы заполняющей графу «схемы»)
Проанализируйте формы подлежащего и сказуемого, обращая внимание на
тип предложения (утвердительное, отрицательное, вопросительное).
1. Mary told us that she had cooed a good dinner.
2. Nick thought that his father had not come yet.
3. Had they come home by seven o’clock?
2. Контрольные задания
Вариант 1 1. Какое предложение вы будете переводить в Past Perfect?
a) Они выучили новые слова только что.
b) Они выучили новые слова только к 9 часам вечера.
2. Какие обстоятельства времени являются указателями Past Perfect?
a) last month
b) by May
c) already
d) yesterday
e) before mother came
f) at the moment
g) by the time
3. Составьте предложения:
a) Written, he, a, had, letter, 6, by, o’clock.
b) Evening, the, not, they, book, had bay, read, the.
c) You, from, by, had, the, 3, school, returned, o’clock?
Вариант 2
1. Какое предложение вы будете переводить в Past Perfect?
a) Я прочитал эту книгу до того как ты пришел.
b) Я прочитал эту книгу в прошлом году.
2. Какие обстоятельства времени являются указателями Past Perfect?
a) two weeks ago
b) just
c) by Monday
d) in 5 hours
e) yesterday before
f) by March, 8th,
g) at 9 o’clock
3. Составьте предложения:
a) By, cleaning, had, 2, we, flat, o’clock, the, finished.
b) You, the, had, she, not, came, played, before, the piano.
c) The, 10, he, left, by, o’clock, had, room?
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Педагогика сотрудничества (доклад)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.