Модернизация российского образования предполагает переход к личностно-ориентированному образованию. В последние годы о личностной ориентации обучения сказано и написано немало. Поэтому я считаю, что в центре этого обучения стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс его обучения строится в зависимости от индивидуальных возможностей и запросов ребенка, его желаний.
Педагогика сотрудничества как основа обеспечения эффективного
личностного роста обучающихся.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
Юмашева И.В.
«Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве
случаев кроется в забвении учителем того, что успех этого труда определяется,
в первую очередь, теми взаимоотношениями, которые складываются между
преподавателем и учащимися»
В.А. Сухомлинский
Каждый ребёнок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой
можно писать что угодно, не кусок глины, из которой можно лепить всё, что ни
пожелаешь. Никогда не было на свете когото другого, похожего на него, и
никогда больше не будет. Ему, пришедшему в этот мир, представлен шанс
совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когдалибо
позже. Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не
могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей
надо учить поновому, что проверенные веками методы обучения и воспитания
не позволяют в достаточной степени обеспечить успешную адаптацию
выпускников к жизни в современном обществе. Объём научной информации
стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны
не были знания ученика, он окажется беспомощным в жизни перед лавиной
обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять
себя.
Модернизация российского образования предполагает переход к новым
технологиям, тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а самобразовательный процесс – учебником жизни, инструментом разрешения
жизненных проблем и личностного роста.
Педагогика сотрудничества – новая образовательная технология в
рамках реализации ФГОС как основа обеспечения эффективного личностного
роста младших школьников. Обучение в сотрудничестве рассматривается в
мировой педагогике как наиболее успешная альтернатива традиционным
методам.
Формирование навыков общения в современных технологиях у младших
школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как
степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и
на процесс их социализации, развития личности в целом.
Эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая
основана на принципах:
взаимозависимость членов группы;
личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и
успехи группы;
совместная учебнопознавательная деятельность в группе;
общая оценка работы группы.
Педагогика сотрудничества способствует развитию не только личностных
качеств, коммуникативных умений младшего школьника, но и развивает
мышление, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
В своей работе стараюсь перестроиться,
сделав ставку на
самостоятельную деятельность школьников. Моя задача не преподносить
готовые знания ученику, а компетентно организовать самостоятельный
познавательный процесс и стремление к обучению без принуждения, по
желанию. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека
только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти
самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Мы понимаем,что знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое
место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
Я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики
сотрудничества, которые применяю в своей практике в начальной школе.
Идея совместной деятельности «ученик ученик».
Совместная деятельность, на мой взгляд, базируется на умении и готовности
младшего школьника строить диалог друг с другом. Поэтому в 1 классе,
организуя работу в парах, предлагаю им использовать «Памятку общения»:
Я думаю……, а как считаешь ты?
На этой иллюстрации я вижу……, а что видишь ты?
Я согласен (а) / не согласен (а) с твоим мнением, потому что….
Важным считаю умение обучающегося самостоятельно формулировать
«учебный вопрос» одноклассникам. Рассмотрим на примере задания по
русскому языку: ученикам для формирования учебного сотрудничества дано
задание по учебнику стр,47, упр.3. На данном этапе происходит побуждение
учеников подумать и договориться в группе при составлении звуковой схемы
слова, при этом, любой член этой группы может быть как руководителем, так
и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем и т.д.). Преимущества учебного сотрудничества на данном этапе
урока заключается в следующем:
на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном опросе;
возрастает объем и глубина понимания усваемого материала.
Основным критерием сформированности учебного сотрудничества на данном
этапе урока можно считать действия ребенка, включающие в себя:
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с
окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»).
Ученики выслушивают ответы одноклассников, соглашаются с их мнением
или возражают, доказывают, обосновывают свою точку зрения.На уроках литературного чтения ученики пишут первые стихотворные строчки,
рассказы и отзывы. Сильным ребятам с можно поработать «Корректором» или
«Редактором», т.е. откорректировать текст и исправить ошибки. За время
сборники творческих работ
обучения с помощью родителей созданы
школьников: «Наши домашние питомцы», «Стихи о дружбе».
Идея развития творческих способностей школьников.
На уроках
курса «Окружающий мир» часто возникают вопросы,
требующие обращения к дополнительным источникам. Таким образом, ответы к
требующие дополнительной подготовки («Вопросы для
вопросам,
любознательных»), помещаются на стенд. Младшие школьники самостоятельно
находят ответы и знакомят с ними одноклассников. Этот приём работы
кругозор учеников в интересующих их областях знаний;
расширяет
совершенствует умение находить источники информации; извлекать
информацию, относящуюся к теме. Школьники активно, с большим интересом
работали на этих уроках, с удовольствием выполняли предлагаемые задания. В
классе царила атмосфера сотрудничества. На мой взгляд, важно давать ребёнку
право на ошибку: «Спасибо за возможность ещё раз вспомнить пройденный
материал», тогда он не будет бояться высказывать собственное мнение.
Кружок «Театральная гостиная» является естественным мостиком между
учебной и внеурочной деятельностью школьников: изготовление костюмов и
реквизита, работа над ролью, фрагменты репетиций, именно игра приносит с
собой чувство свободы, непосредственность, смелость. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в педагогике сотрудничества.
Проводя данную работу с обучающимися начальных классов, мы сделали
вывод, что процесс повышения уровня сформированности групповой работы
будет успешным, если работа будет проводиться целенаправленно и
систематически.