Модернизация российского образования предполагает переход к личностно-ориентированному образованию. В последние годы о личностной ориентации обучения сказано и написано немало. Поэтому я считаю, что в центре этого обучения стоит ученик со своими личностными качествами, и процесс его обучения строится в зависимости от индивидуальных возможностей и запросов ребенка, его желаний.
            
        
        
        
                    
                
                    Педагогика сотрудничества как основа обеспечения эффективного
личностного роста обучающихся.
        
                                                                                      учитель начальных классов
первая квалификационная категория
                                                                                            МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
Юмашева И.В.
«Корень всех трудностей и неудач на уроках в подавляющем большинстве
случаев кроется в забвении учителем того, что успех этого труда определяется,
в   первую   очередь,   теми   взаимоотношениями,   которые   складываются   между
преподавателем и учащимися»
В.А. Сухомлинский
Каждый ребёнок неповторим и уникален. Он не чистая доска, на которой
можно писать что угодно, не кусок глины, из которой можно лепить всё, что ни
пожелаешь. Никогда   не было   на свете  когото  другого, похожего  на  него,  и
никогда   больше   не   будет.   Ему,   пришедшему   в   этот   мир,   представлен   шанс
совершить то, чего не смог сделать раньше и не сможет осуществить когдалибо
позже. Сегодня мы переживаем, изменения во всех сферах жизни, которые не
могут не затронуть и образовательную среду. Пришло осознание того, что детей
надо учить поновому, что проверенные веками методы обучения и воспитания
не   позволяют   в   достаточной   степени   обеспечить   успешную   адаптацию
выпускников   к   жизни   в   современном   обществе.   Объём   научной   информации
стремительно возрастает, поэтому очевидно, что, сколько бы прочны и обширны
не   были   знания   ученика,   он   окажется   беспомощным   в   жизни   перед   лавиной
обрушившихся на него задач и проблем, если не научится учиться, изменять
себя.
Модернизация   российского  образования  предполагает   переход  к  новым
технологиям, тогда школа станет местом, где «раскрываются сердца», а самобразовательный   процесс   –   учебником   жизни,   инструментом   разрешения
жизненных проблем и личностного роста.
Педагогика   сотрудничества  –   новая   образовательная   технология   в
рамках реализации ФГОС как основа обеспечения эффективного личностного
роста   младших   школьников.   Обучение   в   сотрудничестве   рассматривается   в
мировой   педагогике   как   наиболее   успешная   альтернатива   традиционным
методам.
Формирование навыков общения в современных технологиях у младших
школьников является одной из актуальных задач современной школы, так как
степень их сформированности влияет и на результативность обучения детей, и
на процесс их социализации, развития личности в целом. 
Эта одна из технологий личностно – ориентированного обучения, которая
основана на принципах:
взаимозависимость членов группы;
 личная ответственность каждого члена группы за собственные успехи и
успехи группы;
 совместная учебнопознавательная деятельность в группе;
 общая оценка работы группы.
Педагогика сотрудничества способствует развитию не только личностных
качеств,   коммуникативных   умений   младшего   школьника,   но   и   развивает
мышление, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.  
В   своей   работе   стараюсь   перестроиться,
  сделав   ставку   на
самостоятельную   деятельность   школьников.   Моя   задача      не   преподносить
готовые   знания   ученику,   а   компетентно   организовать   самостоятельный
познавательный   процесс   и   стремление   к   обучению   без   принуждения,   по
желанию. Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека
только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти
самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Мы понимаем,что знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое
место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром.
Я   хочу   познакомить   с   некоторыми   приёмами   технологии   педагогики
сотрудничества, которые применяю в своей практике в начальной школе.
 Идея совместной деятельности «ученик ученик».
    Совместная деятельность, на мой взгляд, базируется на умении и готовности
младшего   школьника     строить   диалог   друг   с   другом.     Поэтому   в   1   классе,
организуя работу  в парах, предлагаю им использовать «Памятку общения»:
 Я думаю……, а как считаешь ты?
 На этой иллюстрации я вижу……, а что видишь ты?
 Я согласен (а) / не согласен (а) с твоим мнением, потому что….
        Важным     считаю   умение   обучающегося     самостоятельно   формулировать
«учебный   вопрос»   одноклассникам.     Рассмотрим   на   примере   задания   по
русскому  языку:  ученикам  для  формирования  учебного  сотрудничества  дано
задание по учебнику стр,47, упр.3. На данном этапе происходит побуждение
учеников подумать и договориться в группе при составлении звуковой схемы
слова, при этом, любой член этой группы может быть как руководителем, так 
и   членом   проектной   команды   в   разных   ролях   (генератором   идей,   критиком,
исполнителем и т.д.). Преимущества учебного сотрудничества на данном этапе
урока заключается в следующем:
 на формирование знаний, умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном опросе;
 возрастает объем и глубина понимания усваемого материала.
   Основным критерием сформированности учебного сотрудничества на данном 
 этапе урока можно считать действия ребенка, включающие в себя:
 знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с 
 окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»).
Ученики выслушивают ответы одноклассников, соглашаются с их мнением
или возражают, доказывают, обосновывают свою точку зрения.На уроках литературного чтения ученики пишут первые стихотворные строчки,
рассказы и отзывы. Сильным ребятам с можно поработать «Корректором» или
«Редактором»,   т.е.   откорректировать   текст   и   исправить   ошибки.   За   время
  сборники   творческих   работ
обучения   с   помощью   родителей   созданы  
школьников:  «Наши домашние питомцы», «Стихи о дружбе».
 Идея развития творческих способностей школьников.
На   уроках  
  курса   «Окружающий   мир»   часто   возникают   вопросы,
требующие обращения к дополнительным источникам. Таким образом,  ответы к
  требующие   дополнительной   подготовки   («Вопросы   для
вопросам,
любознательных»), помещаются на стенд. Младшие школьники  самостоятельно
находят   ответы     и   знакомят   с   ними     одноклассников.   Этот   приём     работы
  кругозор   учеников   в   интересующих   их   областях   знаний;
расширяет  
совершенствует   умение   находить   источники   информации;   извлекать
информацию, относящуюся к теме. Школьники активно, с большим интересом
работали на этих уроках, с удовольствием выполняли предлагаемые задания. В
классе царила атмосфера сотрудничества. На мой взгляд, важно давать ребёнку
право   на   ошибку:   «Спасибо   за   возможность   ещё   раз   вспомнить   пройденный
материал», тогда он не будет бояться высказывать собственное  мнение. 
Кружок «Театральная гостиная»  является естественным мостиком между
учебной   и  внеурочной  деятельностью   школьников:   изготовление   костюмов   и
реквизита, работа над ролью, фрагменты репетиций, именно игра приносит с
собой   чувство   свободы,   непосредственность,   смелость.  Эта   работа   также
развивает   воображение,   творческую   активность   школьников,   позволяет
реализовать возможности детей в педагогике сотрудничества. 
Проводя  данную работу с обучающимися начальных классов, мы сделали
вывод,   что   процесс   повышения   уровня   сформированности   групповой   работы
будет   успешным,   если   работа   будет   проводиться   целенаправленно   и
систематически.