ПЕДСОВЕТ
«Инновационные подходы к воспитанию способной к успешной социализации в обществе личности учащегося»
Докладчик:
Зам. директора по УВР
Шурупова О.С.
В начале нашего педсовета я хочу зачитать слова педагога-новатора М. Поташника «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...»
Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитанию особое значение.
Использование инновационных технологий очень перспективно. Но в тоже время порождает много проблем.
Почитайте статьи, посмотрите новости, просто оглянитесь вокруг себя, и вы увидите, что кругом идет конкурентная борьба за власть, за обладание местом в обществе, в учебном учреждении, за территорию, за свободу и т.п. Кажется, так было всегда, но в период глобальной реформации общества острота этой борьбы возрастает многократно.
Растут требования к выпускникам, которые должны быть подготовлены к новым рыночным отношениям. Другими словами, в школе и, выходя из неё, наши дети должны быть: социально защищенными, нравственно стойкими, социально - закаленными, против всякого рода соблазна, имеющие знания на уровне современной науки и техники, физически и психически здоровы, а главное, иметь социальный опыт самостоятельного принятия решений, выбора поведения, профессии, партнеров, ценностей и т.д.
Однако, положение детей в настоящее время тревожно…
Долгие годы школа готовила учеников к кажущемуся социальному благополучию, которое было запрограммировано системой социальных отношений. Идеальным считалось, что выпускники школы пойдут туда, куда их позовет общество. Однако это явно противоречило реальным оценкам того будущего, которое по-разному видели выпускники школы.
Привыкнув приспосабливаться к определенному типу отношений, сложившихся в школе, они оказались в очень затруднительном положении при выборе своего, только себе присущего способа социального поведения.
Такими же «жертвами» социализации, как и выпускники, являются и те, кто в отношениях с людьми не может адаптироваться к нормам отношений группы людей, общества в целом.
В настоящее время положение детей и подростков тревожно: самоустранение родителей от воспитания, проблема трудоустройства, распространение детского алкоголизма, наркомании, преступности…
Стало очевидным, что решить возникшую проблему мы можем только в программно-целевом объединении усилий семьи, школы и общества.
Педагог как садовник. Он не в силах изменить породу дерева, но он может и должен улучшать плоды своего сада. Какими бы вы хотели видеть плоды своего труда и партнеров?
Упражнение «Дерево ожиданий»
- Закончите предложение:
· Мой ученик – …
· Родители моих учеников – …
· Мой коллега – …
- Свои ожидания запишите на этих символических «яблоках», разместите их на «дереве ожиданий» и озвучьте полученный результат. (2 мин.)
- Подведем итог.
• Начнем с родителей, ведь именно с семьи начинается воспитание личности.
• Важный фактор в социализации личности школьников играет педагогический коллектив. Каким, по-вашему мнению, он должен быть?
• А теперь ученик. Каким бы вы хотели его видеть?
В основном, мы услышали наш достижимый, но все же идеал. Все мы хотим видеть ученика знающего, умеющего, ……. – т.е. социально зрелого.
Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая урочную и внеурочную деятельность. Личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы в Федеральном государственном образовательном стандарте включают в себя (глава 2, ст. 8):
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
- сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- систему значимых социальных и межличностных отношений;
- ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности;
- социальные компетенции, правосознание, способность ставить цель и строить жизненные планы;
- способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме. Личностные результаты напрямую связаны с социализацией учащихся. Вопрос, как развивать навыки социальной компетентности обучающихся, как усовершенствовать систему работы школы в этом направлении, мы считали важным всегда.
В качестве важнейшего требования выдвигается – создание условий для социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.
Прежде чем продолжить нашу работу дальше вам необходимо поработать с основными понятия по данной теме. Вам необходимо соотнести понятие с его определением и приклеить на доске.
Сотрудничество – отношения, возникшие в процессе совместной деятельности взрослых и детей, становящиеся основой развития всех участников деятельности.
Личностный рост – это обязательный процесс самосовершенствования индивида, целенаправленное движение и стремление субъекта воплотить наяву того человека, которым он хотел бы быть в идеале.
Социализация личности – это формирование способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ею социальных ценностей и способов социально – положительного поведения.
Самоопределение личности – процесс и результат сознательного выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни. Социальное самоопределение человека – это выбор и утверждение человеком своей позиции в проблемных ситуациях в соответствии с его потребностями, мотивами, идеалами, убеждениями, субъективными оценками происходящего.
Социализация осуществляется через следующие механизмы:
· Социальные нормы – общепринятые образцы поведения, регламентирующие взаимоотношения людей в обществе;
· Социальный контроль – обеспечивает выполнение социальных норм;
· Социальные роли – одобряемые образцы поведения, которые общество ожидает от человека;
· Социальный статус – место личности в данной конкретной системе социальных взаимосвязей;
· Такт – умение человека чутко относится к другим людям;
· Бестактность – неумение человека в общении с другими людьми проявлять уважение к их потребности и желаниям.
Таким образом, процесс социализации – начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм. Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности.
В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает ЗУН, необходимые для жизни среди людей. Существуют следующие стадии социализации:
1. Первичная – усвоение социальных норм, ценностей, моделей поведения вхождения в культуру. Результат этой стадии определяет весь ход дальнейшей жизни.
2. Вторичная – последующее усвоение социальных ролей, отличающих жизнедеятельность взрослого человека. Необходимая корректировка норм и моделей поведения взрослого человека в отличии от первичной социализации.
Первые элементарные сведения человек получает в семье. Затем эстафету социализации личности принимает школа.
Цель воспитания и социализации личности учащегося школы – воспитание и развитие функционально грамотной личности, культурного, порядочного, компетентного гражданина, осознающего собственную ответственность за судьбу Отечества и способного в соответствии с личными интересами и способностями планировать свою настоящую и будущую деятельность в социуме.
По каким бы программам ни работала школа, какой бы проект ни ставился во главу угла образовательной системы государства, целью работы каждого образовательного учреждения и каждого учителя является формирование некой модели выпускника. Этот выпускник должен быть востребован государством, должен занять достойную нишу в социуме и успешно себя реализовать. Но мы не должны забывать, что образование в обществе несет на себе двоякую функцию. С одной стороны, оно должно подготовить человека к самостоятельной жизни именно в этом обществе, с другой – должно обеспечить такое развитие человека, которое будет способствовать развитию самого общества. Каким же должен быть современный выпускник, чтобы соответствовать требованиям современного мира? Давайте вместе попробуем смоделировать такого ученика.
Был создан следующий психологический портрет: «Образованный, нравственный, способный самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способный к сотрудничеству, к постоянному самосовершенствованию, способный учиться всю жизнь, адаптироваться к быстроменяющимся условиям с использованием новых технологий», что соответствует ключевым компетенциям выпускника школы.
Сегодня особо значимыми качествами становятся:
- самостоятельность;
- умение делать выбор и брать за него ответственность;
- инициативность;
- стрессоустойчивость;
- умение преодолевать ситуацию неуспеха;
- профессиональная мобильность.
Целью взрослого сообщества является обеспечение растущего человека теми средствами, которые дадут ему возможность раскрыть свой потенциал, освоить эффективные способы взаимодействия с социумом, найти достойное место в жизни. Но учить самостоятельности, инициативности и другим жизненноважным качествам поздно в 10-11-х классах. Школа должна на каждом этапе жизни ребёнка готовить его к успешной социализации.
- А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю вам подумать, что препятствует социальной защищенности и успешной социальной адаптации обучающихся. Запишите свои мысли на символических камнях. Представители групп прикрепите «камни» на нашей «горе». У нас получилась «горка камней», которую нам необходимо преодолеть, найти способы разрешения этих проблем.
Школа и родители – это та «почва», на которой как прекрасный цветок может вырасти целостная личность. Как раз такая, какой мы хотим стать сами.
В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны образовательного учреждения. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.
Процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Следует вспомнить, что личность – индивидуальность, вросшая в общество, но, врастая, она присваивает себе из социума не все, а только то, что соответствует ее задачам, способностям, природе.
Ведущим сегодня в деятельности классного руководителя становится личностный подход. Выражается он в признании ценностно-смыслового равенства взрослых и детей.
Основными параметрами личностного развития ребёнка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатель сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
Подлинное становление личности возможно лишь тогда, когда воспитанник освоит искусство жить в коллективе, но при этом оставаться самим собой, органичным, независимым, индивидуальным.
А.Г. Асмолов писал: «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают».
Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению (стать и быть самим собой), обусловливающее достижение им социального успеха, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
Личностное развитие ребенка невозможно без участия родителей, потому что родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности. От того, как относятся к школе родители, зависит отношение к ней их детей. Поэтому мы должны работать с родителями в тесном контакте.
В процессе становления личности ребёнка семья играет главенствующую роль: это первая ступенька социализации и самосознания ребенка. Поэтому для классного руководителя изучение семей учащихся является важной составляющей в структуре его общих обязанностей и профессиональных интересов.
Школа и семья – это два социальных института, от согласованных действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Взаимоотношения семьи и школы важны на всех этапах школьной жизни. Семьи, из которых приходит ребенок в школу, неоднородны. Хорошо, если отношения в семье нормальные, разумные. А если с точностью до наоборот?! Тогда школа может и должна компенсировать всю семейную негативность, чтобы ребенок вырос хорошим человеком, здоровой культурной личностью.
Взаимодействие с родителями всегда было, есть и будет неотъемлемой и важной частью деятельности школы.
Взаимодействие школы и семьи – это взаимосвязь педагогов и родителей в процессе их совместной деятельности и общения. В результате его развиваются обе стороны. Следовательно, взаимодействие школы и семьи – источник и важный механизм их развития.
Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он того или нет.
Семья призвана обеспечить разумную организацию жизни ребёнка, помочь усвоить положительный опыт жизни и труда старших поколений, накопить ценный индивидуальный опыт деятельности, привычек, отношений.
Закон об образовании обязывает семью создавать необходимые условия для того, чтобы дети своевременно могли получать образование и профессиональную подготовку, воспитывать детей нравственными, прививать им трудовые навыки, бережное отношение к общественной собственности, проявлять особую заботу о здоровье ребенка, о его полноценном физическом развитии. Под влиянием всего уклада семейной жизни формируются нравственная и общественная направленность личности растущего человека, его ценностные ориентации и психологические установки.
Процесс взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся осуществляется через активные формы организации деятельности.
Внедрение инновационных методов и приемов создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они обеспечивают переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Инновационные технологии способствуют раскрытию и развитию личностных качеств обучаемых, позволяют усилить мотивацию ребенка. Одним из источников мотивации является занимательность. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы, и очень важно, чтобы эта занимательность не стала превалирующим фактором, чтобы она не заслоняла учебные цели.
Использование инновационных технологий позволяет оптимизировать воспитательный процесс, вовлечь в него обучающихся как субъектов воспитательно-образовательного пространства, развивать самостоятельность, творчество и критическое мышление детей. Классному руководителю XXI века нельзя оставаться в стороне от модернизации образовательного процесса.
Активные формы организации деятельности делятся на традиционные и инновационные:
Традиционные |
Инновационные |
Родительское собрание |
Самоуправление |
День открытых дверей |
Семинары для родителей |
Совместные дела семьи и учреждения |
Групповые тренинги |
Опосредованное взаимодействие |
Семейный клуб |
Родительские конференции, сходы, съезды |
Родительский клуб |
Консультации (тематические и индивидуальные) |
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг |
Семейные праздники |
Социально-психологические тренинги |
Посещение на дому |
Диспут-размышление |
Анкетирования родителей |
Творческие встречи педагогов и родителей |
Сегодня остановимся на инновационных подходах к воспитанию личности.
Семинары для родителей включают в себя лекционную часть, которую проводит педагог-психолог; обсуждение семейных проблем с группой; нахождение определенных вариантов решения.
Групповые тренинги обучают конструктивному разрешению трудных жизненных ситуаций. Здесь участники получают возможность эмоционально отыграть и сознательно проработать свои проблемы.
Семейный клуб. Такая форма работы может помочь не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным кружком для детей и родителей. Организация и проведение выставок – необходимый элемент работы клуба.
Родительский клуб – это форма работы, которая помогает установить тесное сотрудничество педагогов и родителей в вопросах воспитания детей. Это является своеобразной школой обучения родителей, где они могут получить теоретические знания по вопросам обучения и воспитания.
Программа деятельности родительского клуба носит системный характер работы с семьей и включает разнообразные формы взаимодействия:
- тренинги (например, «Тренинг гармоничных детско-родительских взаимоотношений»);
- семинары (например, «Ребенок и его психологическое здоровье», «Развитие личности ребенка-школьника», «Поощрение и наказание»);
- практикумы (например, «Агрессивное поведение детей»);
- проекты «Профессии в семье», «Школа здоровья» и др.;
- познавательные экскурсии в музей, цирк, зоопарк и т.д.;
- традиционные праздники: «Папа, мама, я – дружная семья», «Бал осени», «Здравствуй, лето!», «Выпускной бал»;
- организация и посещение выставок (декоративно-прикладная выставка, выставки художников и т.д.);
- благотворительные акции («Рождественский подарок – каждому ребенку» и др.);
- мастер – класс («Как организовать праздник в семье»).
Диспут-размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Он проходит в непринужденной обстановке, позволяет всех включить в обсуждение проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт. Участники диспута сами могут сформулировать, разбившись по группам, наиболее интересные для них вопросы, затем коллективно отобрать из них те, с которых нужно начать обсуждение. Отобранные вопросы также сначала целесообразно обсудить в группах, а затем их мнения вынести на коллективное размышление. Такой способ позволяет всех включить в поиск наиболее убедительного мнения, помогает родителям занять заинтересованную позицию, предоставляет возможность каждому высказаться. Для подведения итогов диспута возможно подготовить педагогу или кому-то из родителей обобщающее сообщение, используя специальные источники.
Предметом обсуждения, дискуссии могут быть конкретные ситуации из жизни класса, семей, просмотренные вместе спектакли или кинофильмы.
Круглый стол, педагогический треугольник, родительский ринг. Подобные формы дают возможность обсудить различные ситуации в воспитании, изучить опыт преодоления конфликтных ситуаций, которые складываются в семье, школе, учреждение дополнительного образования. На одни и те же вопросы одновременно отвечают две семьи, либо родители и дети, либо педагоги. Данные формы играют огромную роль в просвещении родителей, так как предлагают практическое решение уже назревших проблем, которые требуют чрезвычайных мер и немедленного решения.
Творческие встречи педагогов и родителей позволяют создать условия для дальнейшего взаимодействия между семьями и учреждениями ДО, вовлечь родителей в образовательно-воспитательный процесс образовательного учреждения, выявить и творческие способности родителей и педагогов.
Социально-психологические тренинги – активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление деятельности.
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
· педагогическому такту и этике взаимоотношений;
· педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
· педагогическому просвещению родителей;
· умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
· единству требований школы и семьи.
Для успешного взаимодействия семьи и школы нужно помнить и следовать следующим правилам: Любите! Уважайте! Помогайте! Объясняйте! Учите! Доверяйте! Спрашивайте! Благодарите!
Социальная адаптация возрастает в связи с ускорением темпов социальных изменений, в условиях, когда эти изменения затрагивают важные стороны жизни. Такие изменения происходят сегодня в нашем обществе. Поэтому наша задача постоянно работать по совершенствованию профессионального мастерства в области воспитания, применять инновационные подходы к воспитанию личности, создать все необходимые условия для успешной социализации обучающихся.
В нынешних условиях учитель должен знать конкретный и понятный алгоритм своей деятельности, который, во-первых, ни в какой мере, не разрушил бы личный практический опыт, во-вторых, вписался бы в новое представление о том, что хорошо для детей и что поможет ученику стать успешным в современном мире.
Хотела завершить свое выступление словами В.А. Сухомлинского: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким он станет человеком».
Проект решения педсовета:
1. Рекомендовать классным руководителям, педагогам активнее применять инновационные подходы в работе с классным коллективом, с детьми разного школьного возраста (постоянно).
3. 2. Классным руководителям и воспитателям групп при планировании воспитательной работы учитывать особенности учащихся 1–11-х классов в целях определения потребностей и интересов участников образовательного процесса (август 2023).
3. На заседании методического объединения классных руководителей изучить теоретические и технологические аспекты использования системного подхода в социализации обучающихся (март 2023).
4. Психологу школы продолжить работу по изучению уровня социализированности школьников (постоянно).
5. Способствовать вовлечению родителей, социальных партнеров в процесс создания единой информационной среды через Интернет-ресурсы (постоянно).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.