БУЛЛИНГ (bullying, от анг. bully - хулиган, драчун, задира, грубиян)- притеснение, травля, дискриминация
2
В более широком смысле- это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает, или угрожает другому, более слабому физически и морально человеку (или группе лиц).
От случайной драки буллинг отличается систематичностью и регулярностью повторов.
Буллинг – это длительное физическое или психическое насилие со стороны индивида или группы в отношении индивида, не способного защитить себя в данной ситуации.
ВИДЫ ШКОЛЬНОГО БУЛЛИНГА
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ:
насмешки,
присвоение кличек,
бесконечные замечания,
отторжение, изоляция,
отказ от общения с жертвой и т.п.
физическое насилие:
применение физической силы, нанесение
физических травм, шлепки, подзатыльники,
и т.п.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ:
Порча и отнятие личных вещей;
вымогательство;
отбирание денег; повреждение имущества;
принуждение к воровству
В КАКИХ ШКОЛАХ БУЛЛИНГ МЕНЕЕ РАСПРОСТРАНЕН?
9
Это школы, в которых взрослые занимают твердую позицию неприятия любых видов издевательств.
В школах, в которых есть четкие правила поведения, говорящие о том, что нельзя нападать на других, нельзя оскорблять других. И эти правила не только на бумаге - им следуют и учителя, и ученики. То есть, учителя не только сами не проявляют насилие по отношению к детям (ни физическое, ни вербальное, ни психологическое), но и сразу же, замечая агрессивные проявления у детей, пресекают их.
В школах, где любые конфликты внимательно обсуждаются, разъясняются, не поощряется нездоровая конкуренция между учениками, персонал школы не разделяет учащихся на «хороших» и «плохих».
В школах, где толерантная позиция принятия всех детей выражается в том, что взрослые быстро замечают проявления агрессии детей по отношению друг к другу и создают условия для того, чтобы дети могли общаться конструктивно.
В подобных школах могут учиться дети с какими то выраженными особенностями поведения и развития, но отношение к ним будет принимающим, заботливым, будет взращиваться терпимость по отношению к различиям между людьми.
ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ АГРЕССОРА
Особенности личности: потребность подчинять, лидерство, импульсивность.
Особенности поведения: демонстративное. Девиантное поведение (отклоняющееся от принятых социальных и правовых норм). Бесцельное времяпрепровождение. Вандализм. Ранние сексуальные контакты.
Физический статус: физически сильнее других.
Особенности воспитания: искаженные стили воспитания в семье.
КТО ЧАЩЕ СТАНОВИТСЯ ПОМОЩНИКАМИ БУЛЛЕРОВ
11
Несамостоятельные, легко поддающиеся влиянию окружающих, безынициативные дети;
Дети, которые всегда стремятся следовать правилам, неким стандартам (очень прилежные и законопослушные);
Дети, не склонные признавать свою ответственность за происходящее (чаще всего считают виноватыми других);
Часто подверженные жесткому контролю со стороны старших дети (их родители очень требовательны и склонны применять физические наказания);
Эгоцентричные, не умеющие ставить себя на место другого (в беседах часто говорят: «Я и не подумал об этом»);
Не уверенные в себе, очень дорожащие «дружбой», оказанным доверием со стороны лидеров класса;
Трусливые и озлобленные дети.
ТИПИЧНЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ ЖЕРТВЫ
Особенности личности: пугливость, застенчивость, замкнутость, чувствительность,
тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка
Школьные страхи
Неразвитые социальные навыки
Физически слабее других
Особенности внешности:
рыжие волосы, веснушки, оттопыренные
уши, кривизна ног, особая форма головы,
вес тела (полнота или худоба) и т.д.
Болезни: эпилепсия, тики, заикание,
энурез и т.д.
Низкий интеллект и трудности в обучении.
ХАРАКТЕРИСТИКА СВИДЕТЕЛЕЙ БУЛЛИНГА
13
Дети, боящиеся быть на месте жертвы.
Дети, дорожащие своими отношениями с лидером- буллером
Дети, поддающиеся влиянию «сильных мира сего » в классе.
Не умеющие сопереживать и сочувствовать другим дети.
Дети без собственной инициативы.
Дети, принимающие травлю за развлечение.
Дети жестоких родителей.
Озлобленные бывшие жертвы, мечтающие взять реванш за свои унижения.
Дети из неблагополучных семей, испытавшие страх наказания.
Притупленное чувство сострадания, эмпатии.
Дети со страхом
Ощущение небезопасности среды.
Беспомощность,
Стыд за свое бездействие и в то же время - у них есть желание присоединиться к агрессору.
Они циничны и безжалостны по отношению к жертвам буллинга.
Кто им становится
Эмоциональный фон у детей-зрителей
ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА ДЛЯ БУЛЛЕРОВ
16
Привычное агрессивное поведение (51%);
Негативная социальная идентификация, плохая репутация (37%);
административное наказание (32%);
дисгармоничное развитие личности (жестокость, безразличие и т.п.) (29%);
делинквентное поведение (21%);
неэффективные коммуникации (12%).
ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА ДЛЯ СВИДЕТЕЛЕЙ
17
психологическая травма (28%);
потеря веры в справедливость (27%);
привычка к равнодушию (24%);
необходимость выбора занять чью-то сторону либо изолироваться (17%);
переживание себя как соучастника травли (16%);
девиантное поведение (13%);
биполярное восприятие мира (люди либо агрессивны и имеют власть, либо неагрессивны и становятся жертвами) (11%).
ПОСЛЕДСТВИЯ БУЛЛИНГА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ
18
нервное напряжение (26%);
проблемы с дисциплиной в классе (25%);
снижение статуса среди учеников (18%);
возможность профессионального роста (18%);
снижение самооценки (17%);
выговор, административные взыскания (10%).
ТЕХНОЛОГИЯ РЕАГИРОВАНИЯ НА ВЫЯВЛЕННЫЕ ИЛИ УСТАНОВЛЕННЫЕ ФАКТЫ БУЛЛИНГА
1. При установлении факта либо подозрение на существование ситуации учитель сообщает о сложившейся ситуации представителю администрации.
2. Администрация, совместно с социально-психологической службой школы принимает решение о неотложности реагирования на выявленный факт агрессии.
3. Непосредственная работа с жертвами и преследователями
Если ребенок подтвердил Вам в разговоре, что он жертва буллинга:
Я тебе верю (это поможет ребенку понять, что Вы в состоянии помочь ему с его проблемой).
Мне жаль, что с тобой это случилось (это поможет ребенку понять, что Вы пытаетесь понять его чувства).
Это не твоя вина. (дайте понять ребенку, что он не одинок в подобной ситуации: многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания или агрессии в тот или иной момент взросления).
Хорошо, что ты мне об этом сказал (это поможет ребенку понять, что он правильно сделал, обратившись за помощью и поддержкой).
Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность (это поможет ребенку с надеждой посмотреть в будущее и ощутить защиту).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
23
Общешкольное родительское собрание «Буллинг в детской среде как значительные изменения в жизни обучающихся, приводящие к психическому дистрессу».
Родительские собрания в классах:• О правах ребенка на защиту от любой формы насилия.• Как пережить последствия буллинга, причиненного в подростковом возрасте.• Как предотвратить и преодолеть буллинг?• К чему может привести буллинг?
Заседания семейного клуба «Дети без насилия»:• Мудрость родительской любви.• По направлению к миру или в поисках толерантности.• Защитим наших детей от насилия.• Как построить мир без насилия
Родительский вечер:• Семейные традиции.• Доброта спасет мир.
Анкетирование:• Как я воспитываю своего ребенка.• Об уровне удовлетворительности и комфортности. образовательной среды в школе.
Книжная выставка в библиотеке «В помощь родителям «о профилактике буллинга и кибербуллинга детей и подростков»:• Это страшное слово буллинг.• Моббинг и буллинг – обозначения травли в школьном коллективе
КЛАССНЫЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЧАСЫ, БЕСЕДЫ
24
5-9-е классы:• Бояться страшно. Действовать не страшно.• О правилах поведения и безопасности на улице.• Буллинг как стадный допинг.• Учись быть добрым.• Безопасное поведение.• Что такое агрессия?• Добро против насилия.• Как не стать жертвой насилия.• Способы решения конфликтов с ровесниками
10-11-е классы:• Учись управлять своими эмоциями.• Воспитание характера через искоренение отрицательных привычек.• Как преодолеть школьный буллинг?• Предупреждение насилия и жестокости в школе.• Прекрасно там, где бывает милосердие.• Жизнь как познание добра.• Как бороться с конфликтами.• Нравственный закон внутри каждого.• Моя жизненная позиция.
Подростки – самое точное из «социальных зеркал», и их социально нездоровое поведение отражает болезни семьи и общества. Однако известно, что большинство болезней легче предупредить, чем вылечить.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.