Психологические особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст – 7-11 лет – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.
На этапе перехода от игры к учебе происходит:
Меняется эмоциональная сфера
Меняется жизненный уклад ребенка
Возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо»)
Ребенок зависим от мнений и оценок окружающих
В зависимости от мнения учителей и родителей, успехов в учебе у школьника могут сформироваться:
Уверенность в себе;
Компетентность;
Адекватная самооценка.
Неверие в свои силы;
Чувство неполноценности;
Заниженная самооценка;
Потеря интереса к учебе.
Новообразования этого периода:
Развитие произвольного внимания, памяти, восприятия
Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому
Развитие саморегуляции поведения и воли
Усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний
Овладение навыками домашнего труд
Формирование отношений в учебном коллективе
Формирование самооценки
Формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий
Развиваются способности осмысленного произвольного запоминания
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст (11-15 лет) - период психологического взросления и полового созревания ребенка. Период жизни между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.
Основные группы наиболее ярких интересов:
Интерес подростка к собственной личности
Тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые могут проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета
Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям
Особенности развития подростка в этом возрасте
В познавательной сфере:
Развитие логического мышления;
Развиваются способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу;
Стремление к исключительности.
В психофизиологическом плане
Интенсивное половое созревание и развитие;
Бурная физиологическая перестройка организма;
Перепады физического состояния, сказываются на эмоциональной сфере;
Возникают всплески и неуправляемость эмоций и настроений.
В межличностном плане:
Подросток считает себя уже достаточно взрослым;
хочет, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому;
общение со сверстниками носит исповедальный характер;
пытается самоутвердиться в группе.
Новообразования этого периода
Формирование собственных взглядов
Протест против диктата взрослых
Стремление к самостоятельности
Появляется «чувство взрослости»
Возникновение конфликтных отношений со взрослыми
Освобождение от контроля и опеки взрослых
Появляются такие черты характера, как самокритичность, ранимость, личностная нестабильность
Понижается роль семьи как объекта общения.
Психологические особенности юношеского возраста
Юношеский возраст (15-17 лет) – этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная.
Особенности развития учащихся в этом возрасте
В психофизиологическом плане:
Продолжается процесс полового созревания
Повышается половое влечение, но в отличие от подросткового периода, в этом возрасте вырабатывается контроль за своим поведением, появляется эмоциональная уравновешенность
В познавательной сфере:
- Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала;
- Сформировалось абстрактно-логическое мышление;
- Возникает собственное мировоззрение;
- Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
- Стремление приобрести профессию.
В области социального развития:
- Переживания в общении со сверстниками – дружба, любовь;
- Возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками;
- Необходим эмоциональный контакт с родителями.
Новообразования этого периода
Завершается формирование образа «Я»
Появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации
Происходит осознание себя членом общества и определение своего места в нем.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.