педсовет "Особенности подросткового и юношеского возраста"

  • Педсоветы
  • Презентации учебные
  • ppt
  • 26.08.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к педсовету "Психологические особенности подросткового и юношеского возраста"
Иконка файла материала особенности подрост-юнош возраста.ppt

Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения

Педагогический совет
28.01.2023г.

Психологические особенности младшего школьного возраста


Младший школьный возраст – 7-11 лет – это период детства, ведущей в котором становится учебная деятельность.

На этапе перехода от игры к учебе происходит:

Меняется эмоциональная сфера
Меняется жизненный уклад ребенка
Возникает противоречие между желаниями («хочу») («надо»)
Ребенок зависим от мнений и оценок окружающих

В зависимости от мнения учителей и родителей, успехов в учебе у школьника могут сформироваться:

Уверенность в себе;
Компетентность;
Адекватная самооценка.

Неверие в свои силы;
Чувство неполноценности;
Заниженная самооценка;
Потеря интереса к учебе.

Новообразования этого периода:

Развитие произвольного внимания, памяти, восприятия
Переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому
Развитие саморегуляции поведения и воли
Усвоение умений чтения, письма, арифметических вычислений, накопление знаний

Овладение навыками домашнего труд
Формирование отношений в учебном коллективе
Формирование самооценки
Формирование словесно-логического мышления на основе конкретных понятий
Развиваются способности осмысленного произвольного запоминания

Психологические особенности подросткового возраста

Подростковый возраст (11-15 лет) - период психологического взросления и полового созревания ребенка. Период жизни между детством и взрослостью.
Ведущая деятельность – общение со сверстниками.

Основные группы наиболее ярких интересов:

Интерес подростка к собственной личности
Тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые могут проявляться в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета
Стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям

Особенности развития подростка в этом возрасте

В познавательной сфере:
Развитие логического мышления;
Развиваются способности к теоретическим рассуждениям и самоанализу;
Стремление к исключительности.

В психофизиологическом плане

Интенсивное половое созревание и развитие;
Бурная физиологическая перестройка организма;
Перепады физического состояния, сказываются на эмоциональной сфере;
Возникают всплески и неуправляемость эмоций и настроений.

В межличностном плане:

Подросток считает себя уже достаточно взрослым;
хочет, чтобы все относились к нему, как к равному, взрослому;
общение со сверстниками носит исповедальный характер;
пытается самоутвердиться в группе.

Новообразования этого периода

Формирование собственных взглядов
Протест против диктата взрослых
Стремление к самостоятельности
Появляется «чувство взрослости»
Возникновение конфликтных отношений со взрослыми

Освобождение от контроля и опеки взрослых
Появляются такие черты характера, как самокритичность, ранимость, личностная нестабильность
Понижается роль семьи как объекта общения.

Психологические особенности юношеского возраста

Юношеский возраст (15-17 лет) – этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений.
Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная.

Особенности развития учащихся в этом возрасте

В психофизиологическом плане:
Продолжается процесс полового созревания
Повышается половое влечение, но в отличие от подросткового периода, в этом возрасте вырабатывается контроль за своим поведением, появляется эмоциональная уравновешенность

В познавательной сфере:

- Возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала;
- Сформировалось абстрактно-логическое мышление;
- Возникает собственное мировоззрение;
- Умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах;
- Стремление приобрести профессию.

В области социального развития:

- Переживания в общении со сверстниками – дружба, любовь;
- Возникновение интимных эмоциональных отношений между юношами и девушками;
- Необходим эмоциональный контакт с родителями.

Новообразования этого периода

Завершается формирование образа «Я»
Появляется способность строить жизненные планы и выбирать способы их реализации
Происходит осознание себя членом общества и определение своего места в нем.