муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Специальная школа № 58»
Методическая разработка
педагогического совета по теме:
«Профессиональное самоопределение выпускников
с ограниченными возможностями здоровья.
Анализ трудоустройства выпускников
МКОУ «Специальная школа № 58» за 2018-2021гг»
Подготовила:
Салыпова А. А.,
учитель высшей категории
Новокузнецк, 2022г
Педсовет по теме:
«Профессиональное самоопределение выпускников с ограниченными возможностями здоровья. Анализ трудоустройства выпускников МКОУ «Специальная школа № 58»
за 2018-2021гг» (февраль 2022г)
«Если человек не
знает, к какой пристани
он держит путь, для него ни один ветер
не будет попутным»
Сенека
Цель:
• систематизация знаний педагогов о профессиональном самоопределении учащихся;
• информирование педколлектива о трудоустройстве выпускников за 2018-2021гг.
Задачи:
• повышать профессиональную компетентность педагогов по профориентационной деятельности учащихся;
• формировать психологическую готовность выпускников к профессиональному самоопределению.
Выбор профессии для каждого человека является одной из наиболее актуальных проблем, от правильного решения которой зависит его благополучие. Выполнение любой работы связано с использованием специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности. С определения у себя этих качеств и начинается для каждого человека его профессиональное самоопределение.
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья профессиональное самоопределение – это длительный процесс развития отношений к своей будущей профессии и к самому себе как субъекту профессиональной деятельности. Динамика профессионального самоопределения есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.
Особую остроту и значимость проблема выбора профессии приобретает для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как состояние их физического и психического здоровья сужает круг профессий и актуализирует пути профессиональной, а, следовательно, и личностной самореализации. Поэтому важно, чтобы профессиональное самоопределение было бы сознательным, соотнесено с возможностями здоровья и требованиями к нему отдельных профессий, чтобы выпускник школы понял, что адаптация в мире труда и внутренняя гармония личности способствуют самореализации и нахождению своего места в обществе.
Профессиональное самоопределение детей с ограниченными возможностями здоровья является проблемой не только для них самих, но и для их родных и близких, педагогов. Следует иметь в виду, что число обучающихся с ОВЗ не уменьшается, а потребности рынка труда достаточно быстро меняются. Всё это придает проблеме профессионального самоопределения лиц с ограниченными возможностями здоровья особую актуальность. Системная, комплексная деятельность по профессиональной ориентации детей с особыми потребностями, таким образом, становится актуальной задачей для педагогов.
Важнейшим направлением социализации учащихся с ОВЗ является подготовка подростков к сознательному выбору профессии. Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, знанием путей приобретения той или иной профессии и требований, которые предъявляются к личности с точки зрения ее физических и психических возможностей, и, наконец, умением правильно оценить свои данные для овладения избранной специальностью.
Для того чтобы профессиональное самоопределение учащихся с ограниченными возможностями здоровья было успешным, важно развивать у них активное отношение к себе, своим возможностям, осознание необходимости максимально адекватной оценки учащимися своих психофизиологических особенностей.
Основными причинами затруднения профессионального самоопределения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья являются:
• недостаточно активная жизненная позиция;
• несформированность мотивов к трудовой деятельности;
• недостаточная информированность о профессиях и условиях труда;
• незнание требований отдельных профессий к здоровью;
• неполные или ошибочные представления о собственных возможностях;
• завышенная или заниженная самооценка.
У обучающихся с ограниченными возможностями здоровья готовность к профессиональному самоопределению находится на крайне низком уровне. Это связано с их индивидуальными и психофизиологическими особенностями развития. Помимо нарушений интеллектуального развития у данной категории детей имеются нарушения в работе опорно-двигательного аппарата и эмоционально-волевой сферы. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья не всегда адекватно оценивают себя, у них зачастую отсутствует саморегуляция и самоконтроль, на низком уровне находится стремление к обучению и самообразованию. В связи с этим, профориентационная работа с ними строится с учетом их индивидуальных особенностей.
Научно обоснованный выбор профессий и видов труда для подростков с нарушениями психофизического развития и состояния здоровья должен базироваться на учете следующих принципиальных позиций:
• состоянии здоровья;
• психофизиологических возможностях;
• психологических особенностях;
• образовательном уровне;
• потребностях в специально созданных условиях для профессионального обучения и труда;
• и группе других социально значимых факторов.
Данные факторы должны находиться в центре внимания педагогов, организующих профориентационную деятельность.
Профессиональное самоопределение подростка с ОВЗ является одним из его главных жизненных выборов, так как, выбирая профессию, он выбирает и образ жизни. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призваны педагоги, родители (законные представители).
Что значит «Правильно выбрать профессию?» Поможет в этом «Формула выбора профессии»:
Полезное наблюдение делают социологи: почти все работодатели негативно оценивают такие качества молодых работников, как отсутствие навыков трудовой жизни и построения взаимоотношений в рабочей группе, неустойчивость поведения, излишнюю эмоциональность. Отсюда следует вывод, что в процессе работы по профессиональному самоопределению педагогам и родителям необходимо формировать у подростков с ОВЗ такие качества личности, как коммуникативность, дисциплинированность, эмоциональную и стрессоустойчивость, ответственность.
Также желательно, чтобы подростки приобретали опыт профессиональной деятельности.
Многие педагоги и психологи, разрабатывающие проблемы профориентации подростков, подчеркивают необходимость подготовки в современных общественных условиях высококвалифицированных работников, способных быстро приспосабливаться к новым условиям труда, обладать высоким профессионализмом и конкурентоспособностью (на одно место бывает несколько специалистов, поэтому и надо быть конкурентоспособными).
Но при выборе профессии многие подростки, особенно подростки с ОВЗ, допускают типичные ошибки:
• выбор профессии «за компанию»;
• по принципу «куда возьмут»;
• несоответствие здоровья и условий труда;
• выбор профессии под давлением родителей;
• выбор престижной работы;
• ориентация исключительно на высокую заработную плату.
Поэтому при выборе профессии подросткам с ОВЗ надо помнить, что любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества». Поэтому сначала надо оценить свои способности, а принимая решение, опираться на них, выбрать тот путь, ту профессию, где способности будут максимально реализованы, потому что в этой деятельности есть шанс добиться наибольшего успеха.
Чтобы достичь определенных успехов в работе, сделать карьеру, работа должна нравиться, поэтому, определяясь с выбором дальнейшего жизненного пути, необходимо выбирать вид деятельности, который доставляет радость. И помочь в этом подросткам призваны педагоги и родители (законные представители).
Профориентационная подготовка – одно из самых важных средств интеграции ребенка с ОВЗ в социум и адаптации в нем. Наличие у учащихся физических, интеллектуальных, психических ограничений делает эту работу довольно сложной. Поэтому приступать к ней нужно как можно раньше – как только состояние и возможности учащегося позволят ему размышлять о том, кем он хочет стать в будущем.
Профессиональной ориентацией должны быть охвачены все учащиеся. Ее основная задача – определить оптимальные для подростков с ОВЗ сферы деятельности и донести до них, что лучшая работа – это та, которая соответствует их умениям и знаниям. Чтобы достичь максимально возможных результатов, педагогам следует учитывать личные предпочтения и увлечения каждого учащегося, реально оценивать его склонности и соотносить это все с поставленным диагнозом и прогнозами медиков.
Мы в школе проводим в этом направлении следующую профориентационную работу:
• начиная с начальной школы, знакомим учащихся с профессиями: это беседы, классные часы, выставки рисунков, поделок, экскурсии в школьные мастерские;
• в старших классах учащиеся более подробно знакомятся на классных, общешкольных мероприятиях с предприятиями, профессиями нашего города, пишут сочинения «Кем я хочу стать?», участвуют в традиционной школьной «Неделе профориентации», в городских конкурсах профессионального мастерства. С учащимися проводятся анкетирования «Кем быть?», «Куда пойти учиться?», мониторинги трудовой мотивации.
Учащиеся 9-ых классов ежегодно посещают государственное профессиональное образовательное учреждение города Новокузнецка Кемеровской области, где знакомятся с педагогическим персоналом, мастерами производственного обучения, с материально-технической базой, кабинетами, мастерскими данного учреждения, а так же проходят профессиональные пробы по выбранной профессии. Данные мероприятия вызывают у ребят заинтересованность и желание поступить в ГПОУ на обучение по различным специальностям. Более десяти лет проводятся встречи старшеклассников с педагогом-психологом учреждения. Она проводит беседы с ребятами, выступает на родительских собраниях, проводит мастер-классы. Эти встречи позволяют учащимся, их родителям (законным представителям) задать интересующие их вопросы и получить ответы.
Анализ трудоустройства выпускников
МКОУ «Специальная школа № 58» за 2018-2021гг»
За 2018-2021 учебные годы МКОУ «Специальная школа № 58» закончили 58 выпускников.
2018-2019 учебный год – 20 выпускников:
• 11 выпускников поступили в ГПОУ города Новокузнецка на обучение по различным специальностям;
• 2 человека трудоустроены;
• 2 человека находятся на иждивении родителей (законных представителей);
• 5 человек – иное.
2019-2020 учебный год – 26 выпускников:
• 10 выпускников поступили в ГПОУ города Новокузнецка на обучение по различным специальностям;
• 1 выпускница поступила в Беловский многопрофильный техникум на обучение по профессии «Швея»;
• 4 человека трудоустроены;
• 11
человек находятся на иждивении родителей (законных представителей);
2020-2021 учебный год – 12 выпускников:
• 9 выпускников поступили в ГПОУ города Новокузнецка на обучение по различным специальностям;
• 3 человека находятся на иждивении родителей (законных представителей).
Данные на выпускников 9а и 9б классов 2018-2019 учебного года:
Данные на выпускников 9а, 9б и 9и классов 2019-2020 учебного года:
Данные на выпускников 9а класса 2020-2021 учебного года:
Анализ трудоустройства выпускников МКОУ «Специальная школа № 58» показывает, что по окончании обучения в школе не все выпускники поступают в ГПОУ для получения специальности. Некоторые из них предпочитают сразу идти работать (как правило, неофициально). А те, кто получил профессию в государственном профессиональном образовательном учреждении города Новокузнецка, выпускники 2018-2019 учебного года, не все смогли трудоустроиться даже на доступные им рабочие места.
9а класс: из 9 выпускников пять человек поступили на обучение в ГПОУ по различным специальностям, закончили все, но по специальности никто не устроился. У всех временные подработки.
9б класс: из 11 выпускников шесть человек поступили на обучение в ГПОУ по различным специальностям, закончили все, но по специальности так же никто не устроился. У всех временные подработки. Два человека обучаются в УПК АО ЕВРАЗ для получения второй специальности.
Снижение интеллекта, частые физические и соматические осложнения мешают освоению профессиональных навыков, а психоневрологические нарушения осложняют адаптацию в трудовом коллективе. Часто работодатели не хотят брать на работу выпускников, мотивируя тем, что у них нет опыта работы, должной скорости при выполнении трудовых операций, они не всегда дисциплинированы (могут опоздать на работу, пропустить смену без уважительной причины и прочее).
Следует отметить положительный факт о выпускниках, обучавшимися на дому. В 2020-2021 учебном году ГПОУ города Новокузнецка организовало обучение наших выпускников, обучавшихся на дому и не имеющими возможности посещать школу (имели диагноз ДЦП). Для таких детей ГПОУ организовало обучение по профессии «Садовник». На данную специальность поступили четыре наших выпускника (три девушки и один юноша). Они также обучаются на дому, изучают материал дистанционно и в очном формате (два раза в месяц посещают образовательное учреждение). Кроме того, эти учащиеся всегда принимают активное участие в посещении всевозможных мероприятий, экскурсий, в конкурсах профмастерства и т.д. вместе со своими однокурсниками. Это помогает данным детям с ОВЗ чувствовать себя полноценными учащимися государственного профессионального образовательного учреждения и получать знания, умения, навыки по выбранной специальности.
Заключение:
В современных общественных условиях нужны высококвалифицированные работники. Поэтому педагогам, а самое главное – родителям (законным представителям), надо обратить особое внимание на развитие личности подростка с ОВЗ в целом: позитивно влиять на личность, помогать ей в формировании актуальных качеств личности и с точки зрения выбора профессии, и с точки зрения развития личности в целом. Взрослые должны помочь детям развивать такие качества личности, как:
• дисциплинированность,
• самостоятельность,
• ответственность,
• инициативность,
• эмоциональную устойчивость
• и самое главное – повышать мотивацию достижения намеченных результатов,
воспитывая доверие к себе.
Поэтому педагогам так важно ещё в школе готовить будущих выпускников не к кажущемуся социальному благополучию, которое их ждёт в будущем, а к реальной борьбе за своё место в жизни через профессиональную деятельность, с помощью которой выпускник школы войдёт в ту систему отношений с окружающими, где будет чувствовать себя значимым и востребованным. Конечно, выбор будущей профессии остаётся за учащимся, но педагоги и, конечно, родители должны помочь ему, чтобы выбор профессии, дальнейшего жизненного пути был сделан выпускником с ментальными нарушениями правильно. И если этот выбор будет сделан правильно, то в выигрыше будет не только общество, а человек, который будет испытывать удовлетворение и получать возможность для дальнейшей профессиональной самореализации.
Проект решения педсовета:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.