ПЕДСОВЕТ
«Семья и школа: пути эффективного сотрудничества в современных условиях»
Докладчик:
Зам. директора по УВР
Шурупова О.С.
(Слайд 1)
«Педагогика должна стать наукой для всех:
и для учителей, и для родителей.
Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям
большое человеческое счастье»
(В.А. Сухомлинский)
(Слайд 2)
Введение.
Педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания.
Основная часть.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями, а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
(Слайд 3)
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение, например, здорового образа жизни. Однако практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания и привития навыков здорового образа жизни, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Совместно с родителями, педагогический коллектив школы пытается использовать наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определить содержание и формы педагогического просвещения. Но не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, для повышения уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Общеизвестно, что состояние здоровья детей, значительно зависит от условий, в которых находятся дети (безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещенность и температурный режим помещений, нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения, уют и комфортность помещений и т.д.). В нашем образовательном учреждении для обучающихся созданы достаточно хорошие условия.
Упражнения для педагогов.
- Уважаемые коллеги! Прошу всех ответить на предложенные вопросы поднятием руки.
● Что вы ждете от родителей учащихся?
· взаимопомощи, взаимоуважения, взаимопонимания в вопросах воспитания и обучения детей;
· контроль за поведением и учебой детей;
· добросовестного выполнения родительских обязанностей (поддержание здоровья, внешнего вида, забота о школьных принадлежностях);
· оказание помощи в выполнении домашнего задания;
· помощь в организации внеклассных мероприятий;
· активного участия в общешкольной жизни;
· посещение классных родительских собраний;
· решение финансовых вопросов.
- Теперь прошу ответить на предложенные вопросы поднятием руки, но с закрытыми глазами.
● Как вы думаете, что родители ждут от вас как от учителя?
· хорошего отношения к детям;
· справедливых оценок;
· прочных знаний (профессионализма);
· индивидуальной помощи в учебе;
· вооружать родителей знаниями в области педагогического и психологического процесса обучения;
· совместной работы по воспитанию детей;
· быть “второй мамой” со всеми прилагающимися обязанностями (чтобы мы полностью изолировали их от воспитания детей).
(Слайд 4)
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей – норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Динамика современной семьи характеризуется увеличением семей, находящихся в социально-опасном положении, в группе риска. Данные из социального паспорта нашей школы свидетельствуют об увеличении числа неполных семей, многодетных семей, недостаточности родительского внимания и заботы в образовании и воспитании детей и как результат – снижение учебно-познавательной мотивации школьников.
(Слайд 5)
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Работа в группах.
СИТУАЦИЯ 1
(участники: учительница, мать, сын)
Мама пришла в школу по вызову учителя.
Мать. Здравствуйте, М. И., получила Вашу записку. Что случилось?
Учительница (ученику). Ну, рассказывай маме, что случилось?
Ученик молчит.
Учительница. Что молчишь? Рассказывай маме, как ты ведешь себя на уроках? За что тебя выгнали с математики? Какую оценку ты получил сегодня по русскому языку?
Ученик. Да я не ...
Мать. Ну как тебе не стыдно?
Ученик. Да это не я ...
Мать. Сколько можно с гобой разговаривать на эту тему?
Учительница. И ведь никаких слов не понимает. Все учителя на него жалуются.
Мать. Что ты голову опустил? За свои поступки отвечать надо. Отвечай, сколько ты еще нервы мои трепать будешь? Что молчишь? Как ты намерен себя дальше вести?
Учительница. Пришел в школу, будь добр, учись!
Мать (учителю). Как с ним еще бороться, ума не приложу!
Учительница. Наверное, витамин “Р” давно не прописывали.
Мать. Ну все. Мое терпение закончилось, пусть с тобой теперь отец разговаривает. Он из тебя дурь-то выбьет.
СИТУАЦИЯ 2
Учительница вызвала а школу маму Саши. Разговор состоялся в учительской во время перемены.
Учитель. Вы совершенно перестали следить за сыном! Мать. То есть, как перестала следить? Дневник, тетради проверяю, по-моему, он приходит всегда в школу чистым.
Учитель (раздраженно). Так что же выходит: я вам лгу и от нечего делать вызвала вас в школу?!
Мать. А собственно, что натворил сын? Он вообще мне все рассказывает.
Учитель. Он дерзит учителям, срывает уроки. Вот вчера безобразничал на уроке черчения, на литературе стрелял из рогатки ...
Мать. Вы знаете, К. М., дома он мне не дерзит.
Учитель. Ну, знаете, мне лучше знать, как ваш сын ведет себя в школе. А если вы мне не верите, тогда мы с вами будем разговаривать в другом месте в присутствии администрации.
Мать. А вы меня не пугайте этим. Саша ведет себя плохо на тех уроках, где неинтересно. Все ребята рассказывают, что на уроках физкультуры они ходят на головах, по литературе у них уже второй месяц нет постоянного учителя. А по географии у Саши у нового учителя одни двойки стоят. Сын говорит, что все их поставили не за знания, а за поведение – разве это справедливо? В прошлом году он у Л. И. по географии отличником был, в районной олимпиаде участвовал. А новый учитель к нему подхода не нашел, вот Саша и возненавидел географию! Так что наведите сначала у себя порядок.
Учитель. А вы нам не делайте замечаний, лучше сына воспитывайте!
Мать. А вы не грозите мне администрацией, я тоже могу пожаловаться на вас.
Учитель. В таком случае мне с вами больше не о чем разговаривать (отворачивается).
Мать уходит.
Учитель. Ну и мамочка! Докажите ей что-нибудь!
СИТУАЦИЯ 3
После уроков мама Оли заходит в класс.
Мать. Здравствуйте, я пришла поговорить с вами.
Учитель. Здравствуйте. Но вчера у нас было собрание. Почему вы не пришли?
Мать. Да?! Я не знала.
Учитель. Но у Оли в дневнике есть запись.
Мать. Она мне не показала. Забыла, наверное.
Учитель. О чем вы хотите поговорить?
Мать. Я ничего не понимаю. В предыдущей школе Оля была почти отличница... Она очень умная девочка. Учительница не хотела нас отпускать, говорит: “Счастливый тот учитель, к кому попадет ваша дочь!” Но как только мы попали к вам, девочка стала хуже учиться, в тетрадях и в дневнике “4” и “3”. Вот за что сегодня “3” по математике?
Учитель. Оля решала у доски примеры. Пока они даются ей с трудом. Надо еще дома потренироваться.
Мать. Да мы дома каждый вечер решаем. Как же вы так учите, что нам еще дома доучивать приходится?
Учитель. В Олиных домашних работах часто бывают недочеты в оформлении, грязь. Я постоянно напоминаю ей об аккуратности. И вы дома не забывайте об этом.
Мать. Что же, если у моей дочери такой почерк, то вы теперь всегда ей будете занижать оценки? Вы что, даже не понимаете, что этим отбиваете у детей желание учиться?
Учитель. Дело не в почерке. Ваша дочь действительно способная девочка, но она бывает невнимательна. Отвлекается сама и отвлекает других, а недослушав, допускает ошибки.
Мать. Конечно, посадили за последнюю парту. За последней партой даже отличник троечником станет.
Учитель. Но я пока не могу посадить ее ближе, Оля высокая девочка.
Мать. Ладно, все ясно, нам просто не повезло с учителем.
СИТУАЦИЯ 4
Мама ученика 7 класса пришла за консультацией к классному руководителю.
Мать. У моего сына в этом году вдруг стала заметно проявляться агрессивность по отношению к младшему брату, но и не только к нему, а и к своим друзьям. Ему хочется, как мне кажется, быть лидером.
Наблюдаем с отцом, что агрессивность в отдельных случаях проявляется и в отношениях с нами. Мы считаем, что семья у нас благополучная, все вопросы решаем между собой и с детьми спокойно, доброжелательно. В чем причина такого поведения сына, не знаем. Помогите.
СИТУАЦИЯ 5
Девятиклассник учится на “3” и “4”, любит школу, уважает и выполняет все требования учителей. С начала нового учебного года в классе меняется учитель биологии. У ученика с первых же уроков не складываются с ним отношения, так как новый преподаватель не смог включить его в работу, а на одном из уроков, в присутствии всего класса, дал иронично отрицательную оценку ответа.
Сильно переживая о случившемся, подросток вначале перестает готовиться, а затем совсем ходить на уроки биологии, мотивируя тем, что там есть любимые ученики, знающие все, а он все равно ответит неправильно. В конце четверти, решает подросток, он сдаст зачет и получит свою “тройку”.
О сложившейся ситуации знают учитель биологии и мама ученика.
Каковы должны быть, по вашему мнению, грамотные действия классного руководителя?
СХЕМА АНАЛИЗА СИТУАЦИЙ
1. Дайте качественную оценку поведения учителя и родителя в данной ситуации. Проанализируйте ошибки, допущенные ими.
2. Предложите правильное решение данной ситуации с вашей точки зрения.
3. В какой степени учитываются интересы личности ребенка в данной ситуации и в вашем варианте ее решения?
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых – отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Сегодня одна из главных задач школы – создание педагогической системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров. (Слайд 6)
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Информирование родителей о деятельности образовательного учреждения является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Положительный результат зависит от контакта с семьёй обучающегося. Именно в семье закладывается фундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Работа педагогического коллектива школы показывает, что в своей практической деятельности каждый педагог пытается сделать родителей настоящими и искренними помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют совместное планирование, подводят итоги деятельности. Характер взаимодействия педагогов с семьёй должен быть дифференцированным. Не следует навязывать всем одинаковые формы взаимодействия, надо ориентироваться на потребности, запросы родителей, особенности семейного воспитания, терпеливо приобщать родителей к делам школы, класса.
(Слайд 7)
Перечислим основные направления взаимодействия семьи и школы, которые мы используем в работе с родителями:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление характеристик семей обучающихся.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей.
Работа с родителями может быть организована таким образом (Слайд 8).
К ним можно добавить:
–·чтение книг совместно с ребенком;
– выполнение заданий, рассчитанных на совместную работу ребенка и родителей;
– участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей;
– проведение дней здоровья;
– проведение совместных праздников с участием родителей;
– создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми, посещения семей на дому.
(Слайд 9)
Выделяют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.
Основными формами работы с семьёй в нашей школе являются групповые и индивидуальные.
К индивидуальным формам можно отнести организуемые классными руководителями и учителями беседы с родителями по вопросам обучения и воспитания ребёнка, консультации, посещение семьи, что помогает лучше познакомиться с условиями жизни, в которых живёт ребёнок, материальным положением семьи, образом жизни, проверить режим дня ребенка. При посещении семьи педагог беседует с родителями об интересах и склонностях ребёнка, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Посещая семьи и беседуя с родителями, учителя узнают о семейных традициях, о характере работы каждого члена семьи, выявляют, кто из членов семьи оказывает большее влияние на ребёнка, ищут пути сотрудничества семьи и школы; уделяют большое внимание здоровью ученика.
Как показывает практика, все классные руководители активно используют индивидуальные формы взаимодействия. Также учителя проводят консультации, которые могут быть тематическими. Их рекомендуется проводить в каникулярное время или после проведения всех занятий с детьми, чтобы педагог не был жестко ограничен во времени и мог свободно общаться с родителями. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Одной из форм взаимодействия семьи и школы является дневник ученика. Это письменная форма информирования родителей об успехах их детей, где выставляются оценки, делается запись учителями-предметниками о поведении, опозданиях на уроки и т.д.
В школе введена тетрадь «За честь класса», которая служит связью между классным руководителем и учителями-предметниками. В январе месяце была проверка данных тетрадей, в ходе которой было выявлено, что не все учителя добросовестно относятся к заполнению тетради «За честь класса», поэтому на это следует обратить внимание.
Иногда даже телефонный разговор можно считать достаточно эффективной формой общения с родителями, если нет возможности личной встречи. Словом, для достижения положительного результата в работе, классному руководителю необходимо уметь выбирать нужную форму работы с семьей, исходя из её индивидуальных особенностей.
К групповым формам работы с семьёй мы относим психолого-педагогическое просвещение родителей. Классные руководители нашей школы используют такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции, лекции, встречи с учителями-предметниками, администрацией. К психолого-педагогическому просвещению родителей привлекают специалистов различных направлений: логопеда школы, психолога, медсестру.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. Здесь родителей мы знакомим с документами школы, основными направлениями, задачами, итогами работы школы. Классные руководители проводят классные родительские собрания 4 раза в год (1 собрание в четверть), в нынешнее время – в дистанционном формате. Также проводим воспитательные мероприятия и поздравляем родителей, например, с Днем матери, 23 февраля, 8 марта и т.д.
(Слайд 10)
Перечислим традиционные формы взаимодействия семьи и школы.
Лекция – это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор – сам учитель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Одно из необходимых условий лекций – опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции – непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.
Конференция – форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся раз в год. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Примерные темы для совместного обсуждения на конференции: «Права и обязанности ребенка в семье», «Стили и методы воспитания ребенка в семье», «Психология ребенка», «Особенности адаптации ребенка в школе», «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
К сожалению, эту форму мы редко применяем, так как она, вероятно, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей.
Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей-воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы, объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.
Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один-два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
(Слайд 11)
К нетрадиционным формам сотрудничества семьи и школы относятся:
Педагогическая дискуссия (диспут) – одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Самая ответственная часть диспута – ведение спора. Конечно, не все родители могут поддержать спор, поэтому и эта форма работы с родителями организуется редко.
Ролевые игры – форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.
К нетрадиционным формам взаимодействия относятся: родительские тренинги, психологические разминки, круглые столы, устные журналы, практикумы, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги и др.
В современных условиях предлагается несколько новых форм взаимодействия с семьей. Это: деловые игры, ток-шоу, театр-экспромт, аукцион, агитбригада и др.
Одной из основных универсальных форм взаимодействия школы с семьями обучающихся и пропаганды психолого-педагогических знаний являются классные родительские собрания. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Готовясь к собранию, желательно заранее предложить родителям анкету по проблеме, которая выносится для беседы, порекомендовать прочесть книги или использовать домашние сочинения детей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты (оформить выставку творческих работ, выпустить специальную тематическую газету, подобрать литературу для родителей, фрагменты сочинений, стихов детей по теме).
Анализ планов воспитательной работы классных руководителей позволяет сделать вывод, что в классных коллективах ежегодно планируется по четыре классных родительских собрания, групповая и индивидуальная работа с родителями.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, может быть следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.
(Слайд 12)
Классное родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
• Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов-предметников.
• Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения обучающихся, внешний вид и другие вопросы.
• Психолого-педагогическое просвещение.
• Обсуждение организационных вопросов (проведение экскурсий, классных вечеров, и пр.).
• Рефлексия. В конце родительского собрания подводится итог всему сказанному, даются рекомендации родителям, выдаются памятки.
• Личные беседы с родителями.
Учителя и родители оказывают неоценимое влияние на развитие, обучение и воспитание детей, поэтому необходимо их взаимодействие и сотрудничество. Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика. Для успешной работы в воспитании должен быть объект воспитания, коим и является ребенок. И мы – педагоги, и родители должны знать – какими достоинствами он обладает и какими недостатками. Для этого нужен мониторинг, который проводят психолог и классные руководители.
Без использования психолого-педагогической диагностики невозможно спланировать воспитательную работу в детском коллективе, наладить работу с коллективом родителей.
Диагностика в работе с классным коллективом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, дает возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное. Диагностические материалы, если педагог их грамотно использует, могут коренным образом повлиять на общение родителей и ребенка в семье, изменить статус отдельных членов семьи, стратегию поведения взрослых по отношению к ребенку.
Одной из форм сотрудничества классного руководителя с группой наиболее опытных, инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, организует совместные досуговые мероприятия, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи.
(Слайд 13)
Взаимопонимание и сотрудничество классного руководителя с учителями, учащимися и родителями даст хороший результат совместной работы.
Главным направлением взаимодействия семьи и классного руководителя должно стать вовлечение родителей в разнообразную внеклассную деятельность.
Родители многих классов активно участвуют не только в классных, но и в школьных мероприятиях. В практике нашей школы есть примеры мероприятий с участием родителей обучающихся – проведение Новогодних утренников в начальной школе, участие в праздниках «Первый и Последний звонок», дне освобождения Донбасса, дне здоровья, дне матери, 8 марта, акции «Бессмертный полк» и др.
Во многих классах родители – частые гости на классных мероприятиях, посвященные Международному женскому дню 8 марта, концерты – отчеты художественной самодеятельности, празднике букваря (1 кл.), «Прощай, начальная школа» (4 кл.), спортивные конкурсы и соревнования. Все это позволяет лучше узнать своих детей родителям, открыть для себя еще не известные стороны их интересов, увлечений, талантов. В нынешнее время, к сожалению, мероприятия с участием родителей не проводятся, или проводятся в дистанционном формате.
Например, на будущее, можно интересно провести вечер – встречи «Мир увлечений нашей семьи», на котором будут демонстрироваться поделки, сувениры – все то, чем семья увлекается в свободное время.
К сожалению, классные руководители среднего и старшего звена редко привлекают родителей к проведению КТД. Это видно из отчетов классных руководителей в конце учебного года. А ведь одна из главных наших задач – способствовать сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков совместной деятельности и общения. К сожалению, многие родители настолько перегружены основной работой, что не в состоянии уделить достаточного внимания не только школе и одноклассникам своего ребенка, но и собственному ребенку.
Очень важным направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
В начальной школе классный руководитель должен знакомить родителей класса с традициями школы, ее историей, достижениями в обучении и воспитании учащихся; с теми требованиями, которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней пребывания в ней, с системой контроля за выполнением домашних заданий учащихся. Это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой и т. д. Необходимо держать родителей в курсе успехов или неуспехов ребенка, чтобы не упустить учебный процесс и не допустить снижения успеваемости.
Существуют принципы взаимодействия семьи и школы (Слайд 14).
(Слайд 15)
Также предлагаются следующие принципы общения с родителями:
• Помнить, что их дети – самое дорогое в их жизни. Быть умным и тактичным, постараться не обидеть и не унизить их достоинство.
• Каждая встреча должна стать для родителей полезной и продуктивной.
• На каждом собрании нужно вооружать их новыми знаниями в области педагогики, психологии, процесса обучения.
• Только в содружестве с родителями можно добиться хороших результатов.
Эффективные формы работы совместной деятельности учителя и родителей, используемые при организации сотрудничества с семьей:
• Родительские собрания. Например, «Первое, что спрашивает учитель у родителей, каким они видят будущее своего ребенка. То есть сначала определяют индивидуальный заказ, идущий от семьи, и, опираясь на заказ, выстраивают свою работу. Родитель должен уйти с собрания удовлетворенным полностью и целиком информированным, успокоенным и вдохновленным».
• Психологическая мастерская для родителей – помогает решить проблему межличностных отношений ребенка, родителей и учителя. В рамках этой формы работы вместе с родителями организуется взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующий углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Основная задача психологической мастерской – способствовать гармонизации детско – родительских взаимоотношений.
• Консультирование родителей – приглашение родителей на консультацию. Они могут быть индивидуальными или групповые. В каждом классе есть обучающиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их можно решить лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Родительские недели – оригинальная форма сотрудничества семьи и школы. Это очень емкая форма работы, требующая большой подготовки, поэтому организовывать их следует не больше двух раз в год. В ходе подготовительной работы формулируется цель родительской недели, при этом нужно опираться на педагогические потребности и запросы родителей, высказанные ими в результате опроса. Учитывая положительную мотивацию, умело организуя сотрудничество различных групп родителей, объединившихся как по схожести проблем воспитания, так и по желанию, имеется уникальная возможность осуществить адресную помощь обучающемуся и его родителю, помочь взрослым принять ребенка как личность, а ребенку осознать себя как часть общества. В ходе родительской недели мамы и папы посещают не только уроки, но и занятия кружков, факультативов, присутствуют в столовой, при организации перемен, стремясь помочь детям в учебной и общественной деятельности. Родительская неделя – это уже промежуточный результат взаимодействия педагога, родителей и детей. Самые удобные сроки проведения родительских недель – октябрь и апрель. В октябре происходит постановка и коррекция воспитательных целей и задач на текущий учебный год. В апреле подводятся итоги, отслеживаются результаты воспитания классного коллектива и каждой конкретной личности.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке литературы? Чем вас кормили сегодня в столовой? Какие новые упражнения разучили на уроке физкультуры? Что было интересного на воспитательном часе? Чем занимались на переменах? и т. д.
В школьной библиотеке имеется большая подборка книг и материалов, позволяющих родителям найти ответы на многочисленные вопросы по воспитанию своих детей.
Родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Наблюдения со стороны администрации показали, что в настоящее время в школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания, заседания родительских комитетов, организация концертов для родителей, общешкольные и классные мероприятия с участием родителей, индивидуальная работа и т. д.
Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление нашей деятельности.
(Слайд 16)
А успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
• педагогическому такту и этике взаимоотношений;
• педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
• педагогическому просвещению родителей;
• умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
• единству требований школы и семьи.
Притча «Пророк и длинные ложки» (восточная притча)
Один православный человек пришел к Илье-пророку. Его волновал вопрос об аде и рае, ведь он хотел прожить праведную жизнь. ”Где ад и где рай?” – с этими словами он приблизился к пророку, но Илья не ответил. Он взял спрашивающего за руку и повел через темные переулки в какой-то дворец.
Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют “аш”. По всему помещению распространялся приятный аромат.
Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с Ильей-пророком, удивился, потому что ложки, которые имелись у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что она могла насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа.
С жадностью голодные пытались зачерпнуть себе еды, но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои тяжелые ложки из супа, но, так как они были очень длинные, даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей.
С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Илья-пророк взял своего спутника за руку и сказал: “Это ад”.
Они вышли из зала, и адского крика стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу.
В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и у тех, кого Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека.
Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое соседей, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий.
Илья-пророк сказал спутнику: “Это рай!”.
“Ад” – это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый только за себя самого и против других. “Рай”, напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы – люди в раю и люди в аду – имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут – в раю или в аду, – зависит от того, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад – в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Как мы будем решать проблемы во взаимодействии «ученик – учитель – родитель» определяется большей частью нашим опытом и знаниями, нашей готовностью использовать их.
Заключение.
Каждое человеческое существо – прирожденный творец! Родитель не исключение. Его творчество заключается в том, чтобы быть хорошим родителем, быть примером для собственного ребенка во всем, а это значит – ответственно относиться к своим обязанностям, заниматься самообразованием, продвигаться вместе с ребенком по пути знаний, не гасить творческие порывы ребенка, а творить вместе с ним и наслаждаться этим творчеством!
Решающее значение при этом приобретает качество взаимодействия, которое строится на: уважении в ребенке Человека; убежденности в том, что все дети талантливы; создании ситуации успеха на каждом занятии; вере в силы ребенка и собственные тоже.
Воспитанный в добре выбирает зло не от хорошей жизни. Но воспитанный в зле выбирает зло при любой жизни. Если дети, развиваясь, имеют перед собой образец уважительного отношения к миру, образец помощи и поддержки, они сами будут готовы нести добро не абстрактным людям, а человеку, который рядом с ними.
(Слайд 17)
«Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. Только будет ли это настоящее счастье?» – слова А.С. Макаренко.
Итог. Упражнение «Энергизатор»
Назвать свое имя и сказать определение или фразу, начинающуюся на первую букву имени, о прошедшем педсовете. (Лариса – люкс; Светлана – свет в окне; Людмила – любопытно было; Наталья – ну, что же, неплохо; Светлана – супер; Оксана – очень хорошо; Майя – много хорошего и полезного; Елена – ели суп в раю здорово, притча понравилась; Светлана – сколько интересного узнали!)
(Слайд 18)
Спасибо за внимание!
Проект решения педсовета:
1. Использовать оптимальные формы совместной работы школы и семьи в интересах личности ребенка.
(Ответственные: директор школы, зам. директора по УВР, учителя, кл. руководители 1-11 кл., постоянно).
2. При планировании работы с родителями на 2022 - 2023 учебный год учесть современные требования личностно-ориентированного образования.
(Ответственные: кл. руководители 1-11 кл., до 01.06.2022).
3. Создать копилку передовых педагогических находок в работе с родителями учащихся по классам.
(Ответственные: зам. директора по УВР Шурупова О.С., кл. руководители 1-11 кл., до 01.06.2022).
4. Активизировать деятельность по привлечению родителей к совместной работе по различным направлениям (совместные праздники, приглашение на выставки работ учащихся, совместное оформление стенгазет и т.д.)
(Ответственные: зам. директора по УВР Шурупова О.С., кл. руководители 1-11 кл., постоянно).
5. Подготовить советы родителям по взаимодействию семьи и школы в современных условиях.
(Ответственные: психологи школы Лавриненко Д.А., Сасюк А.А., до 01.04.2022).
6. На родительских собраниях распространить памятки родителям «Мы вместе».
(Ответственные: кл. руководители 1-11 кл., март 2022).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.