ПЕРЕЧЕНЬ
тем учебных проектов по истории для 5-9-х классов.
Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Реализация ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования по истории и обществознанию»
Автор:
Ф. И.О. Чернова Наталья Николаевна_
Должность_учитель истории и обществознания
ПЕРЕЧЕНЬ
тем учебных проектов для учащихся 5-9-х классов по ____________________________истории_____________________________________
(по предмету)
Перечень тем учебных проектов составлен на основе рабочей программы по истории для 5-9 классов, разработанной учителем истории и обществознания Черновой Н. Н.
Составлено по учебному плану из расчета 2 часа в неделю в 5-9 классах.
№ п/п |
Темы учебных проектов по предмету |
Планируемый продукт |
Класс |
Комментарии |
||||||||||
1 |
Проект «Семь чуде света» |
Путеводитель по семи чудесам света. |
5 |
Дети делятся на группы. Каждая изучает семь чудес света. По окончание работы каждая группа должна составить путеводитель по семи чудесам света. |
||||||||||
2 |
Проект “Мода древних стран”
|
Словарь названий одежды древних людей. |
5 |
Дети ищут материал об одежде людей древних государств. Сравнивают изображения египтян, греков, римлян, русских воинов. Составляется толковый словарь. |
||||||||||
3 |
Проект «История Древнего Рима» |
Творческая работа: портрет современника в барельефе. |
5 |
Проводится в форме творческой мастерской. Учащиеся знакомятся с понятиями изобразительного искусства: монументальная живопись (фреска), архитектура (циркульная арка, круглый храм, тип частного дома с атрием). Арочно-сводчатая конструкция. Господствующий тип сооружения общественного характера: триумфальная арка, амфитеатр, базилика, термы, военно-инженерные сооружения. Знакомство с портретом. Скульптурный портрет, как одно из крупнейших достижений римской культуры, развившийся из древних восковых масок, связанных с погребальным культом. Изучение пропорций головы. Выполнение на листе карандашом эскиза головы в анфас и в профиль, с учетом правил построения. Психология трактовки портрета. Как характер влияет на черты человека, и как лицо раскрывает характер. Знакомство с барельефом, горельефом. Выполнение портрета современника в барельефе. Работа пластилином. Передача в портрете индивидуальности личности одноклассника, подруги, ровесника.
Проводится сравнительный анализ архитектурных памятников Древнего Египта и современного облика Санкт-Петурбурга. |
||||||||||
4 |
Проект «Загадки Древнего Египта» |
Творческая работа: папирус. История из жизни фараона. |
5 |
Срисовывание сцен с репродукций фресок, рельефов. Учащимся предлагается рассмотреть репродукции фресок, барельефов (иллюстративный материал берётся из энциклопедий по истории и мировой художественной культуре; из Интернета). Анализ композиции, особенности плоскостного, поярусного расположения фигур, построения и пропорций человека в соответствии со статусом. Сочинение истории из жизни фараона и египтян и создание папируса (имитации), с учётом основных канонов. Работа выполняется на формате А3, А4. Лист тонируется акварельными красками или гуашью, наносится фактура с использованием холстины и жёсткой щётки. Композиция с эскиза переносится на тонированный лист и выполняется в цвете.
|
||||||||||
5 |
Проект «Загадки Древней Греции» |
Творческие работы (навощенная дощечка с греческими письменами, роспись древнегреческой вазы, создание глиняной игрушки) |
5 |
Проект ориентирован на практическое применение учащимися полученных знаний. Учащиеся выполняют оригинальные творческие работы, участвуют в необычных театральных постановках, посещают музеи через интернет. В рамках образовательного проекта учащиеся могут заниматься исследовательской деятельностью, создавая оригинальные работы культурологической тематики («Загадки куклы-оберега», «Образ птицы в мифологии и культуре», «Мифологические образы в русском народном творчестве»). |
||||||||||
6 |
Проект «Иван Грозный – гений или злодей?» |
Суд над исторической личностью.
|
6 |
Дети делятся на две команды: 1)защитники 2)обвинители. Первая команда изучает материал и готовит доводы для защиты, вторая – доводы для обвинения. Можно каждой группе дать задание инсценировать исторический эпизод. Историческая сценка может использована как иллюстрация к аргументам. |
||||||||||
7 |
Проект «Дмитрий Донской» |
Презентация о Дмитрии Донском в Power Point для проведения классного часа «Герои Отечества»
|
6 |
Создаются рабочие группы для изучения жизни деятеля по темам: 1. Биография Дмитрия Донского 2. Подвиги Дмитрия Донского 3. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский. 4. Куликовская битва 5. Московский Кремль при Дмитрии Донском. Каждая группа создает слайда для общей презентации. На одном из уроков все группы работают по созданию общей презентации.
|
||||||||||
8 |
Проект «Жизнь средневековых рыцарей»
|
Информационный сайт о рыцарях. Ролик «История работы над проектом «Жизнь средневековых рыцарей» |
6 |
Работа проходит по этапам: 1) узнать историю происхождения рыцарей; 2) изучить особенности образа жизни, занятий и воспитания рыцарей; 3) изучить особенности построения рыцарского замка, построение замка; 4) участие в рыцарском турнире; 5) создать информационный сайт о рыцарях. Вся работа должна быть заснята на видео. Этим занимается группа «режиссеры». Видеоролик по работе над проектом с отражением всей работы размещается на сайте. Сайт о рыцарях должен пополняться периодически.
|
||||||||||
9 |
Проект «Смутное время»
|
Семинар в форме дидактической игры. Таблица «Периоды Смутного времени» |
7 |
Класс делится на исследовательские отделы, занимающихся анализом деятельности участников Смутного времени. Отдел №1. Изучает и анализирует деятельность царя Бориса Годунова. Отдел №2. Анализируют деятельность Лжедмитрия I Отдел №3. Изучают и анализируют деятельность исторических личностей: Василия Шуйского и Ивана Болотникова и Лжедмитрия II Отдел №4. Анализируют деятельность «боярского правительства»- «Семибоярщины», и польского короля Сигизмунда III Отдел №5. Изучают и проанализируют этапы Национально-освободительной борьбы против иностранной интервенции. На заключительном урок в форме семинара по ходу выступления исследовательских отделов заполняется таблица «Периоды Смутного времени»
В конце подводятся итоги. |
||||||||||
10 |
Проект «Где хранят мудость?» |
План-схема создания книги. Мультимедийная презентация. |
7 |
Работа
проходит по этапам. На каждом этапе рассматриваются следующие вопросы: |
||||||||||
11 |
Проект «Суд над Петром Романовым»
|
Суд над исторической личностью «Оправдывает ли цель средства?»
|
7 |
В начале изучения темы перед учащимися ставится опережающая задача – собрать материал о жизни и деятельности Петра I (например, использовать произведения: Буганов В.И. Пётр Великий и его время; Ключевский В.О. О русской истории; Пашков Б.Г. Русь – Россия – Российская империя; Соловьёв С.М. История с древнейших времён; Толстой А.Н. Пётр I и др.). Затем класс делится на две команды: обвинители, защитники. Каждая команда должна выбрать прокурора и адвоката для обвинения и защиты на суде. На импровизированном заседании суда учитель выявляет материал, изученный учащимися.
|
||||||||||
12 |
Проект по созданию игры «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» О жизни и деятельности М.М. Сперанского» |
Игра для общешкольного мероприятия |
8 |
Этапы исследования: -
сбор информации о М.М.Сперанском; -разработка вопросов для игры «Что, где, когда?» Выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, подготовке школьного сайта, изучении истории и литературы, написании творческих работ. |
||||||||||
13 |
Проект «Я шлю тебе письмо из 45…».
|
Альбом (или электронная книга) |
9 |
Исследовательская работа «Я шлю тебе письмо из 45…» проходит в рамках изучения темы «СССР в годы ВОВ» или может быть приурочена к празднованию победы 9 мая. Объект – фронтовые письма прадеда Предмет – интерес к документам военных лет. Методы исследования: — работа с фотоархивом семьи, с документами — беседа с родственниками — обработка информации. |
||||||||||
14 |
Проект "Доблесть героев бессмертна" (по событиям Отечественной войны 1812 года) |
Мультимедийные презентации |
8 |
В результате данного проекта учащиеся познакомятся с историческими героями (1 группа) вооружением (2 группа), славными подвигами (3 группа), воспоминаниями и мемуарами участников событий 1812 года (4 группа), с творческим наследием русских поэтов, музыкантов, художников, запечатлевших и посвятивших свое творчество событиям 1812 года (5 группа).
|
||||||||||
15 |
Проект «Наука побеждать» (А.В. Суворов) |
План-карта. Словарь. |
8 |
Одна группа учащиеся должна изучить походы и составить карту походов великого полководца. Другая группа изучает теоретическое наследство полководца в виде многочисленных приказов, инструкций, диспозиций. Результатом должно явиться создание словаря афоризмов. |
||||||||||
16 |
Проект «Свет и тени великого десятилетия. Эпоха Н.С. Хрущева», исследовательский вопрос: «Можно ли назвать эпоху Н.С. Хрущева великой?» |
Альбом, реферат |
9 |
Изучить эпоху Хрущева по плану. I. Н. С. Хрущева( 1894-1955) 1. Путь наверх: а) кадровый работник б) кандидат в члены Политбюро в) первый секретарь ЦК КП (б) Украины 2. Хрущев во время войны. 3. Послевоенное время. 4. Ближний круг: а) взаимоотношения с окружением Сталина б) отношения с самим Сталиным 5. Смерть Сталина. 6. Борьба за власть. II. Правление Н.С. Хрущева: 1. Политика 2. Экономика 3. Социальные преобразования 4. Внешняя политика: а) противостояние б) оттепель 5. Карибский кризис: а) причины возникновения б) суть проблемы в) итог III Заговор против Хрущева 1. Смещение IV Хрущев на пенсии V Значение деятельности Н.С.Хрущева для истории ССCР
|
||||||||||
17 |
Проект «Повлияла ли модернизация на рубеже XX-XXIвв. на повседневную жизнь человека» - |
фильм |
9 |
Учащиеся могут создать фильм продолжительность 10-15 минут, в котором будет показано влияние модернизации на современную жизнь человека. Могут быть использованы кадры из жизни современной школы, из бытовой жизни. |
||||||||||
18 |
Проект «Великая Отечественная война в судьбах моих земляков» |
Мультимедийная презентация |
9 |
Встретиться с участниками ВОВ или с теми, кто был в годы войны маленьким ребенком. По их воспоминаниям создать презентацию с фотографиями. |
||||||||||
19 |
Проект «Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика» |
доклад |
9 |
Изучить эпоху создания колхозов и совхозов на уроках истории. Используя изученный материал, материалы из Интернета составить доклад для выступления на заключительном уроке. В ходе обсуждения проанализировать все доводы «за» и «против». Прийти в общему выводу. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.