Перенос слов по слогам, русский язык 2 класс, технологическая карта урока
Оценка 4.9

Перенос слов по слогам, русский язык 2 класс, технологическая карта урока

Оценка 4.9
docx
24.05.2020
Перенос слов по слогам, русский язык 2 класс, технологическая карта урока
конспект перенос слов.docx

Учитель: Коваленко Н. Н.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, меловая доска, компьютер, проектор, карточки.

                                                                          Технологическая карта изучения темы

Тема

Перенос слов по слогам.

Цели

 

Образовательные:

- развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе.

- Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат

Предметные:

Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Ресурсы:

- основные

- дополнитель

ные

- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1;  карточки с заданиями, электронная презентация.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.

 

Технология проведения

Наблюдаемые приёмы обучения и учения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты УУД

Предметные

УУД

Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности.

Эмоциональное вхождение в урок.

 

Яркое пятно.

 

- Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте

за мной:

«Я в школе, я на уроке.

              Я радуюсь этому.

              Внимание мое растет.

              Я как разведчик, все замечу.

              Память моя крепка.

          Голова мыслит ясно.

          Я хочу учиться.

          Я готов к работе.

          Я работаю».

Что на парте в беспорядке?

Есть ли ручки и тетрадки?

Приготовил ли дневник?

Оцени - ТЫ УЧЕНИК?

- у меня в начале урока вот такое настроение (слайд 2). А сейчас я попрошу вас показать с помощью карточки настроения, какое настроение сейчас у вас в начале урока.

  - А теперь наступило время записать число, слова «Классная работа».    (Слайд 3) 

 Я тетрадь  свою открою

И наклонно положу,

Я , друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу,

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

-Ребята, отгадайте загадку:

Стоит весёлый, светлый дом,

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и читают, рисуют и считают.(Слайд 4)

- Правильно, это школа.

-Сколько слогов в слове?

-Назовите непарные по твёрдости звуки.

-Назовите непарные по звонкости звуки.

-Какими ещё буквами могут на письме обозначаться звуки [о], [а]?

Посмотрите на слайд и запишите каллиграфически буквы, которые выделены жёлтым цветом.(Слайд 5, 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

-Дети закрывают глаза.

 

 

 

 

 

 

-Проверяют готовность рабочего места.

 

 

 

 

- Работают в тетради.

 

 

 

 

 

 

-Показывают карточки, соответствующие своему настроению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Отгадывают загадку.

Записывают буквы.

 

 

 

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Формирование  навыков самоорганизации (Личностные УДД)

 

Актуализация знаний и ранее усвоенных УУД

Ассоциативный ряд.

Программируемый  опрос.

Лови ошибку.

- А теперь я предлагаю вам посмотреть на слайд и проверить написание и правильность разделения на слоги  слов, которые ассоциативно  связаны  со словом школа(школьник, школьница,  дежурный, учитель, класс, альбом,  русский, язык).

 (Слайд 7)

Слова на слайдах будут записаны красным и зелёным цветом. Вы с помощью сигнального веера покажете мне цвет слова, которое написано правильно.

- Посмотрите, на слайде правильный вариант выполнения задания.

(Слайд ы 7 - 14) (Оценивание учащихся, ответы которых фиксировались помощниками.)

-Какие из слов можно назвать однокоренными к слову школа? Подберите синоним к слову школьник.

- А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. У нас сегодня на уроке очень много света и тепла , потому что улыбается солнышко. А какой цвет возникает при слове «солнышко»? На слайде записано слово «жолтый». (Слайд 15) Проверьте по орфографическому словарю, нет ли ошибок в записи?

Запишите слово правильно, подчеркните буквы, которые надо запомнить.

- Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на ме­сте звука О.)Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове?

-Какой звук обозначает буква ж?

Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)

 - Поставьте в слове ударение, подчеркните  букву, которую  надо запомнить. 

- Показывают цвет правильно написанного слова. Несколько учеников, вызванных учителем, работают его помощниками и записывают на карточку варианты ответов тех  учащихся, фамилии которых им сообщил учитель в начале работы. Учащиеся в классе заранее не знают, кого будет оценивать учитель.

 

 

-Отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

- Ребенок у доски выполняет задание, остальные работают в тетради, оценивают правильность выполнения работы с помощью сигнального веера.

Закрепляют написание словарных слов.

Закрепляют понятие однокоренные слова, знакомятся с новым словарным словом

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).          

Подведение учащихся к цели урока

Подводящий диалог

- (Слайд 16) Посмотрите, на нашем слайде слева слова разделены для переноса, а справа  эти же слова разделены по-другому.  (На слайде запись: школь-ник, школь-ница,  дежур-ный, учи-тель, класс, аль-бом,  рус-ский, язык.) Почему мои слова разделены по-другому?

- Как эти правила связаны между собой?

-  Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется?

-Чем мы будем заниматься на уроке, над чем работать? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую)

Сделайте вывод:  можно ли любое слово разделить на слоги и любое слово разделить для переноса?

 

 

-Отвечают на вопросы учителя,

С помощью сигналов оценивают ответы товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Любое слово можно разделить на слоги, но не всякое слово можно разделить для переноса.

 

 

 

 

Уметь принимать и сохранять цели учебной деятельности (Регулятивные УУД)

Уметь формулировать проблему, осознанно и произвольно строить речевые высказывания (Познавательные УУД)

Первичное усвоение нового материала

 

Открытие нового знания.

Жокей и лошадь.

Групповая работа.

- Послушайте, как мальчик переносил слова: (Слайд 17)

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенёс:

Едва

Я перенёс:

Е-ДВА

Как получил за это «ДВА».

Укол

Я перенёс:

У-КОЛ

 И получил

За это «КОЛ».

Опять

Я перенёс:

О-ПЯТЬ

 Теперь,

Наверно,

Будет «ПЯТЬ».

 

-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.)

-Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.)

Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила пе­реноса.

-Давайте поработаем в группах. Для каждой группы предлагаются слова на определённое правило переноса слов. (Приложение 1) Вы должны разделить слова для переноса и определить, к какому правилу переноса эта группа  слов относится. После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы. Карточки  опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.

 

Упр. 107 (с. 71).

Чтение правил, обобщение.

- Как переносят слово? (По слогам.)

-Чего нельзя делать?

(Слайд 18)

- Слушают учителя  и  отвечают на его вопросы. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Работают в группах. Для каждой группы предлагается набор слов для переноса на определённое правило, его нужно найти из набора правил переноса слов, разрезать в месте переноса и приклеить на лист с правилом.

 

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

 

Физкультминутка

Использование проектора

Физкультминутка «Два кота»

Выполняют под музыку физкультминутку

 

 

Осознание и осмысление учебного материала.

Сорбонка.

Работа в паре. Самопроверка.

9.     –А теперь я вам предлагаю объединиться в пары. Мы много узнали о правилах переноса. А умеете ли вы пользоваться этими правилами – мы сейчас проверим. У каждой пары – набор карточек, на которых записаны слова, которые вы разделите для переноса. (Приложение 2) Слова, которые делятся для переноса, запишите в 1 столбик, слова, которые не делятся – во 2. Эти карточки с секретом: на оборотной стороне записан правильный вариант переноса и номер столбика, но перевернуть карточку можно только в конце выполнения заданий.

Закрепляют умение разделять слова на слоги для переноса, формулировать  и озвучить правило переноса слов.

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Систематизация и обобщение.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД

Тест.

Плюс – минус.

Взаимопроверка.

Работа по карточкам.

-Ваша задача на карточках оценить правильность деления слова для переноса.

Верно (+) или неверно(-) слово разделено чёрточкой для переноса? Вариант 1.

 

1.     Стро - йка

 

2.     Лей - ка

 

3.     Ю - ля

 

4.     Ру - чьи

 

5.     Ло - шадь

 

6.     Ле - бедь

 

7.     Игра - ю

 

8.     Медве - дь

 

9.     Зе – мля

10.  

Верно (+) или неверно(-) слово разделено чёрточкой для переноса? Вариант 2.

 

1.     Ча - йник

 

2.     Пла - тье

 

3.     Конь - ки

 

4.     Стол - б

 

5.     Топо - ль

 

6.     Уро - жай

 

7.     Э - таж

 

8.     Эта - жи

 

10. И - голка

(Слайд 24)

Самостоятельно работают по карточкам.  В конце работы –взаимопроверка по образцу. Взаимооценивание.

Умеют обосновывать свой ответ.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

 

Зрительная физкультминутка.

Использование проектора

Физкультминутка «Солнышко»

Выполняют под музыку физкультминутку

 

 

Самостоятельная работа по эталону

 

Дифференцированное задание.

 

Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас я предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки, у каждого из вас будет задание в зависимости от цвета карточки. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка).

Раздели слова для переноса:

Альбом, майка, тетрадь, умел.

2 уровень (голубая карточка).

Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно:

У – рок, кори -дор, уч – итель, пя – ть,  Знай – ка,   де – ньки.

3 уровень (красная карточка).

Найди в тексте слова, которые нельзя переносить. Подчеркни в 1 предложении подлежащее сказуемое:

Наступил первый осенний денёк. Ученики пришли в школу. Их встретила первая учительница.

Самопраерка для детей с красными карточками (Слайд 26)

1 уровень : работают совместно с учителем.

2 уровень: проверка с помощью сигнальных вееров: правильно – зелёный, неправильно – красный (фронтально).

3 уровень: самопроверка по образцу.

Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

 

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).

Рефлексия

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся. Самооценка.

-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы научились на уроке?

-Какие правила переноса вы запомнили?

-Какие задания были особенно трудными?

-Какие задания были особенно интересными?

-Покажите мне, какое настроение у вас в конце урока, как вы оцениваете свою работу на уроке. (Слайд 27)

Отвечают на вопросы учителя, показывают карточки настроения.

Умеют оценивать свои действия.

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).          

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

 

 

Приложение 1

1 карточка

2 карточка

3 карточка

4 карточка

5 карточка

ма-шина

маши на

зай-ка

чай - ник

день-ки,

подъ-езд.

кас-са,

Ан-на

укол,

крот

Вывод: слова переносятся по слогам

Вывод: буква й остается в предыдущем слоге.

Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку.

Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при  переносе.

Вывод: 

нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву.

 

 

Приложение 2

Учёба    1   Булька     2

Знаю     1    знай-ка    2

Урок      1    уро-ки    2

Пять      1    пятый    2

Литература :

1. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебному комплекту В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс»/ О. Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

2. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч.: к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс »/ Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

3. Нестандартные задания по руччкому языку: 2 класс. ФГОС (к новым учебникам)/ В. А. Антохина. - Издательство «Экзамен», 2017.

4. Русский язык. 2 класс. Закрепляем трудные темы/ Г. М. Мисаренко. – М.: Эксмо, 2013.


 

Учитель: Коваленко Н. Н. Тип урока: комбинированный

Учитель: Коваленко Н. Н. Тип урока: комбинированный

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на…

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на…

Эмоциональное вхождение в урок

Эмоциональное вхождение в урок

А сейчас я попрошу вас показать с помощью карточки настроения, какое настроение сейчас у вас в начале урока

А сейчас я попрошу вас показать с помощью карточки настроения, какое настроение сейчас у вас в начале урока

Сколько слогов в слове? -Назовите непарные по твёрдости звуки

Сколько слогов в слове? -Назовите непарные по твёрдости звуки

Слайд 7) Слова на слайдах будут записаны красным и зелёным цветом

Слайд 7) Слова на слайдах будут записаны красным и зелёным цветом

А какой цвет возникает при слове «солнышко»?

А какой цвет возникает при слове «солнышко»?

Показывают цвет правильно написанного слова

Показывают цвет правильно написанного слова

Сделайте вывод: можно ли любое слово разделить на слоги и любое слово разделить для переноса? -Отвечают на вопросы учителя,

Сделайте вывод: можно ли любое слово разделить на слоги и любое слово разделить для переноса? -Отвечают на вопросы учителя,

Наверно, Будет «ПЯТЬ». -Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет

Наверно, Будет «ПЯТЬ». -Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет

После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы

После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы

Приложение 2) Слова, которые делятся для переноса, запишите в 1 столбик, слова, которые не делятся – во 2

Приложение 2) Слова, которые делятся для переноса, запишите в 1 столбик, слова, которые не делятся – во 2

Лей - ка 3. Ю - ля 4

Лей - ка 3. Ю - ля 4

Стол - б 5. Топо - ль 6

Стол - б 5. Топо - ль 6

Раздели слова для переноса:

Раздели слова для переноса:

Приложение 1 1 карточка 2 карточка 3 карточка 4 карточка 5 карточка ма-шина маши на зай-ка чай - ник день-ки, подъ-езд

Приложение 1 1 карточка 2 карточка 3 карточка 4 карточка 5 карточка ма-шина маши на зай-ка чай - ник день-ки, подъ-езд

Литература : 1. Поурочные разработки по русскому языку

Литература : 1. Поурочные разработки по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2020