Учитель: Коваленко Н. Н.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, меловая доска, компьютер, проектор, карточки.
Технологическая карта изучения темы
Тема |
Перенос слов по слогам. |
Цели
|
Образовательные: - развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. - Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой работе,индивидуальной работе. - Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемый результат |
Предметные: Развивать умение делить слова на слоги и переносить слова с одной строки на другую, учить составлять ответы на вопросы и правильно их записывать. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). |
Ресурсы: - основные - дополнитель ные |
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий Русский язык. Учебник для 2-го класса. Часть 1; карточки с заданиями, электронная презентация.
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения |
Наблюдаемые приёмы обучения и учения |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Планируемые результаты УУД |
|
Предметные |
УУД |
||||
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. |
Эмоциональное вхождение в урок.
Яркое пятно.
|
- Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот урок принесет вам радость познания. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь этому. Внимание мое растет. Я как разведчик, все замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Я работаю». Что на парте в беспорядке? Есть ли ручки и тетрадки? Приготовил ли дневник? Оцени - ТЫ УЧЕНИК? - у меня в начале урока вот такое настроение (слайд 2). А сейчас я попрошу вас показать с помощью карточки настроения, какое настроение сейчас у вас в начале урока. - А теперь наступило время записать число, слова «Классная работа». (Слайд 3) Я тетрадь свою открою И наклонно положу, Я , друзья, от вас не скрою: Ручку я вот так держу, Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. -Ребята, отгадайте загадку: Стоит весёлый, светлый дом, Ребят проворных много в нём. Там пишут и читают, рисуют и считают.(Слайд 4) - Правильно, это школа. -Сколько слогов в слове? -Назовите непарные по твёрдости звуки. -Назовите непарные по звонкости звуки. -Какими ещё буквами могут на письме обозначаться звуки [о], [а]? Посмотрите на слайд и запишите каллиграфически буквы, которые выделены жёлтым цветом.(Слайд 5, 6)
|
-Дети закрывают глаза.
-Проверяют готовность рабочего места.
- Работают в тетради.
-Показывают карточки, соответствующие своему настроению.
-Отгадывают загадку. Записывают буквы.
|
|
Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Формирование навыков самоорганизации (Личностные УДД)
|
Актуализация знаний и ранее усвоенных УУД |
Ассоциативный ряд. Программируемый опрос. Лови ошибку. |
- А теперь я предлагаю вам посмотреть на слайд и проверить написание и правильность разделения на слоги слов, которые ассоциативно связаны со словом школа(школьник, школьница, дежурный, учитель, класс, альбом, русский, язык). (Слайд 7) Слова на слайдах будут записаны красным и зелёным цветом. Вы с помощью сигнального веера покажете мне цвет слова, которое написано правильно. - Посмотрите, на слайде правильный вариант выполнения задания. (Слайд ы 7 - 14) (Оценивание учащихся, ответы которых фиксировались помощниками.) -Какие из слов можно назвать однокоренными к слову школа? Подберите синоним к слову школьник. - А сейчас я предлагаю вам познакомиться с новым словарным словом. У нас сегодня на уроке очень много света и тепла , потому что улыбается солнышко. А какой цвет возникает при слове «солнышко»? На слайде записано слово «жолтый». (Слайд 15) Проверьте по орфографическому словарю, нет ли ошибок в записи? Запишите слово правильно, подчеркните буквы, которые надо запомнить. - Посмотрите на слово и скажите, Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ё на месте звука О.)Сколько звуков обозначает буква ё в этом слове? -Какой звук обозначает буква ж? Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.) - Поставьте в слове ударение, подчеркните букву, которую надо запомнить. |
- Показывают цвет правильно написанного слова. Несколько учеников, вызванных учителем, работают его помощниками и записывают на карточку варианты ответов тех учащихся, фамилии которых им сообщил учитель в начале работы. Учащиеся в классе заранее не знают, кого будет оценивать учитель.
-Отвечают на вопросы учителя.
- Ребенок у доски выполняет задание, остальные работают в тетради, оценивают правильность выполнения работы с помощью сигнального веера. |
Закрепляют написание словарных слов. Закрепляют понятие однокоренные слова, знакомятся с новым словарным словом |
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). |
Подведение учащихся к цели урока |
Подводящий диалог |
- (Слайд 16) Посмотрите, на нашем слайде слева слова разделены для переноса, а справа эти же слова разделены по-другому. (На слайде запись: школь-ник, школь-ница, дежур-ный, учи-тель, класс, аль-бом, рус-ский, язык.) Почему мои слова разделены по-другому? - Как эти правила связаны между собой? - Как вы думаете, существуют ли правила переноса слов или их можно переносить как кому захочется? -Чем мы будем заниматься на уроке, над чем работать? (Будем учиться переносить слова с одной строки на другую) Сделайте вывод: можно ли любое слово разделить на слоги и любое слово разделить для переноса?
|
-Отвечают на вопросы учителя, С помощью сигналов оценивают ответы товарищей.
-Любое слово можно разделить на слоги, но не всякое слово можно разделить для переноса.
|
|
Уметь принимать и сохранять цели учебной деятельности (Регулятивные УУД) Уметь формулировать проблему, осознанно и произвольно строить речевые высказывания (Познавательные УУД) |
Первичное усвоение нового материала
|
Открытие нового знания. Жокей и лошадь. Групповая работа. |
- Послушайте, как мальчик переносил слова: (Слайд 17) Мы изучали перенос, Вот как слова я перенёс: Едва Я перенёс: Е-ДВА Как получил за это «ДВА». Укол Я перенёс: У-КОЛ И получил За это «КОЛ». Опять Я перенёс: О-ПЯТЬ Теперь, Наверно, Будет «ПЯТЬ».
-Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.) Почему? (Он не знает правила переноса.) -Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить.) Чтобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса. -Давайте поработаем в группах. Для каждой группы предлагаются слова на определённое правило переноса слов. (Приложение 1) Вы должны разделить слова для переноса и определить, к какому правилу переноса эта группа слов относится. После выполнения задания выслушивается ответ каждой группы. Карточки опоры – схемы вывешиваются на магнитной доске.
Упр. 107 (с. 71). Чтение правил, обобщение. - Как переносят слово? (По слогам.) -Чего нельзя делать? (Слайд 18) |
- Слушают учителя и отвечают на его вопросы. Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
-Работают в группах. Для каждой группы предлагается набор слов для переноса на определённое правило, его нужно найти из набора правил переноса слов, разрезать в месте переноса и приклеить на лист с правилом.
|
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке |
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).
|
Физкультминутка |
Использование проектора |
Физкультминутка «Два кота» |
Выполняют под музыку физкультминутку |
|
|
Осознание и осмысление учебного материала. |
Сорбонка. Работа в паре. Самопроверка. |
9. –А теперь я вам предлагаю объединиться в пары. Мы много узнали о правилах переноса. А умеете ли вы пользоваться этими правилами – мы сейчас проверим. У каждой пары – набор карточек, на которых записаны слова, которые вы разделите для переноса. (Приложение 2) Слова, которые делятся для переноса, запишите в 1 столбик, слова, которые не делятся – во 2. Эти карточки с секретом: на оборотной стороне записан правильный вариант переноса и номер столбика, но перевернуть карточку можно только в конце выполнения заданий. |
Закрепляют умение разделять слова на слоги для переноса, формулировать и озвучить правило переноса слов. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.
|
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). |
Систематизация и обобщение. |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД Тест. Плюс – минус. Взаимопроверка. |
Работа по карточкам. -Ваша задача на карточках оценить правильность деления слова для переноса. Верно (+) или неверно(-) слово разделено чёрточкой для переноса? Вариант 1.
1. Стро - йка
2. Лей - ка
3. Ю - ля
4. Ру - чьи
5. Ло - шадь
6. Ле - бедь
7. Игра - ю
8. Медве - дь
9. Зе – мля 10. Верно (+) или неверно(-) слово разделено чёрточкой для переноса? Вариант 2.
1. Ча - йник
2. Пла - тье
3. Конь - ки
4. Стол - б
5. Топо - ль
6. Уро - жай
7. Э - таж
8. Эта - жи
10. И - голка (Слайд 24) |
Самостоятельно работают по карточкам. В конце работы –взаимопроверка по образцу. Взаимооценивание. |
Умеют обосновывать свой ответ. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
|
Зрительная физкультминутка. |
Использование проектора |
Физкультминутка «Солнышко» |
Выполняют под музыку физкультминутку |
|
|
Самостоятельная работа по эталону
|
Дифференцированное задание.
|
Самостоятельная работа учащихся. Сейчас я предлагаю вам испытать свои знания: посмотрите на карточки, у каждого из вас будет задание в зависимости от цвета карточки. Прочитайте задание. Постарайтесь выполнить без ошибок. 1 уровень (жёлтая карточка). Раздели слова для переноса: Альбом, майка, тетрадь, умел. 2 уровень (голубая карточка). Найди слова, которые разделили слова для переноса неправильно, раздели их верно: У – рок, кори -дор, уч – итель, пя – ть, Знай – ка, де – ньки. 3 уровень (красная карточка). Найди в тексте слова, которые нельзя переносить. Подчеркни в 1 предложении подлежащее сказуемое: Наступил первый осенний денёк. Ученики пришли в школу. Их встретила первая учительница. Самопраерка для детей с красными карточками (Слайд 26) |
1 уровень : работают совместно с учителем. 2 уровень: проверка с помощью сигнальных вееров: правильно – зелёный, неправильно – красный (фронтально). 3 уровень: самопроверка по образцу. |
Интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.
|
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД). |
Рефлексия |
Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учащихся. Самооценка. |
-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы научились на уроке? -Какие правила переноса вы запомнили? -Какие задания были особенно трудными? -Какие задания были особенно интересными? -Покажите мне, какое настроение у вас в конце урока, как вы оцениваете свою работу на уроке. (Слайд 27) |
Отвечают на вопросы учителя, показывают карточки настроения. |
Умеют оценивать свои действия. |
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). |
Приложение 1
1 карточка |
2 карточка |
3 карточка |
4 карточка |
5 карточка |
ма-шина маши на |
зай-ка чай - ник |
день-ки, подъ-езд. |
кас-са, Ан-на |
укол, крот |
Вывод: слова переносятся по слогам |
Вывод: буква й остается в предыдущем слоге. |
Вывод: ь и ъ не переносятся на следующую строку. |
Вывод: удвоенные согласные буквы разделяются при переносе. |
Вывод: нельзя оставлять на строчке или переносить одну букву. |
Приложение 2
Учёба 1 Булька 2
Знаю 1 знай-ка 2
Урок 1 уро-ки 2
Пять 1 пятый 2
Литература :
1. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс: к учебному комплекту В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс»/ О. Н. Крылова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
2. Тесты по русскому языку. 2 класс. В 2 ч.: к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого «Русский язык. 2 класс »/ Е. М. Тихомирова. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.
3. Нестандартные задания по руччкому языку: 2 класс. ФГОС (к новым учебникам)/ В. А. Антохина. - Издательство «Экзамен», 2017.
4. Русский язык. 2 класс. Закрепляем трудные темы/ Г. М. Мисаренко. – М.: Эксмо, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.