«Перенос слов типа «майка» «чайка» «зайка»».

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.12.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: «Перенос слов типа «майка» «чайка» «зайка»».
Иконка файла материала перенос слов 2 кл.docx

                                                   Русский язык       2 класс                                                                         

                                                    
Тема: «Перенос слов типа «майка» «чайка» «зайка»».
        

Составил учитель начальных классов:

 Савченко Н. Н.

 

Модель урока

Цель урока:

-научить переносить слова типа  «майка» «чайка» «зайка»;

Планируемый результат:

-научиться переносить слова типа  «майка» «чайка» «зайка»;

УУД:

 

   Уметь планировать действия по решению учебной задачи по плану работы в группе;

   Учиться адекватно относиться к высказываниям партнера;     

  Уметь формулировать познавательные цели;

  Уметь пользоваться планом действия  для переноса слов;

  Уметь логически доказывать,  при этом правильно рассуждать;

  Составить последовательность действий по переносу слов «майка» «чайка» «зайка»

 

Тип урока

урок  «открытия» нового знания.

(По ДМО. Автор Л.Г. Петерсон)

 

Технологическая карта

1.Определение значения слова

2.Согласные и гласные буквы

3.Количество гласных и согласных

4.Слог.

5.Открытый и закрытый слог.

6.Перенос.

7.ПРОВЕРКА (эталон, правило)

Ход урока:

Название этапа

Цель

Организация учебного процесса

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

1) создать мотивацию к учебной деятельности на уроке путём обращения к внутреннему состоянию каждого;

2)  организовать самоопределение  учебной деятельности.

 

Прозвенел опять звонок

Он зовёт нас на урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать!

                                                                                                                                        -Ребята, какими вы сегодня хотите быть на уроке? (трудолюбивыми, внимательными)

-А что у нас сегодня не в порядке в классе? (на доске прикреплены настольные часы)

-Кто может это исправить? (ученик переносит часы на стол учителя)

-Какое действие ты выполнял? (перенос)

-Хорошо. Я это слово запишу на доске?

- самоопределение в учебной деятельности, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (ЛУД)

 

 

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

1) Подготовить мышление учащихся к следующим шагам учебной деятельности.

2) тренировать вариативность мышления, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

3) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;

4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении

пробного действия или его обосновании.

 

На доске записаны слова в два столбика.

 

 море                                      чайка

 поле                                      лейка

 коса                                           зайка

 

- Прочитайте слова.

- Поставьте ударение в словах.

- Какие слова вам непонятны? (работа со словарем)

- Посчитайте количество гласных и выделите их графически.

- Посчитайте количество слогов.

- Разделите слова на слоги.

Вывод: мы выполняли одинаковые задания и получили одинаковые ответы определяя количество слогов, так как знаем  как доказывать.

-Что мы делали с часами? (переносили)

-А слова можно переносить?

 

- Давайте мы их научимся  переносить (показ учителем  знака переноса слов в письменной речи)

 

У каждого ребенка на столе узкие полосочки бумаги из тетради, на которых они должны записывать слова.

Два человека работают у доски.

Проверка результатов работы, сравнивание с доской.

- У всех слова полностью поместились на строке? (нет)

- Как вы разделили слова? (каждый ученик озвучивает свой вариант)

Вывод: мы выполняли одинаковые задания, но получили разные результаты, так как не знаем, как переносить слова.

 

- анализ, сравнение, аналогия, обобщение (ПУД);

 

 

- использование знаково-символических средств (ПУД);

- выполнение пробного учебного действия (РУД);

- осознанное и произвольное речевое высказывание (ПУД);

- подведение под понятие (ПУД);

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУД);

 

 

 

- учёт разных мнений (КУД);

- использование критериев для обоснования своего суждения (КУД)

 

3. Выявление места и причины затруднения

1) выявить и зафиксировать место и причину затруднения

2) организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения

- У нас получились разные ответы при выполнении одного задания.

- А почему (назвать по имени) вы не предлагаете свои ответы? (Мы не знаем)

- Почему вопрос один, а вариантов ответов на него много? (Не знаем, что это за записи).

- постановка и формулирование проблемы (ПУД);

 

- волеваясаморегуляция в ситуации затруднения (РУД);

4. Построение проекта выхода из затруднения

1) построить проект выхода из затруднения

2)  выбрать наиболее эффективные способы решения поставленной задач.

 

- Сформулируйте цель вашей деятельности? (перенос слов)

Запишите слова в два столбика.

каша                                                          зайка

поле                                                        майка

доля                                                             тайга

 

-Прочитайте слова.

-Какие слова непонятны.

-Поставьте ударение.

-Красным обозначьте гласные, а синим согласные буквы.

-Для чего нужно обозначать гласные? (узнать количество слогов)

-Сколько слогов?

- Какой слог ка -? (открытый)

-Какой слог –ша? (открытый)

Вывод: Слова, в которых только открытые слоги, переносим по слогам. Знак переноса «черточка» (выполнить перенос слова на доске)

каша   -   ка-ша

Работа со вторым словом «поле» выполняется по алгоритму (ученик у доски)

 

- А теперь давайте сравним с эталоном (учебник, правило)

Работа со вторым столбиком слов.

-Прочитайте слова.

-Какие слова непонятны.

-Поставьте ударение.

-Красным обозначьте гласные, а синим согласные буквы.

-Для чего нужно обозначать гласные? (узнать количество слогов)

-Сколько слогов?

- Какой слог зай -? (закрытый)

-Какой слог –ка? (открытый)

Вывод: Слова, в которых есть закрытые слоги, переносим по слогам. Знак переноса «черточка» (выполнить перенос слова на доске)

зайка   -  зай-ка

Работа со вторым словом «майка» выполняется по алгоритму (ученик у доски)

- А теперь давайте сравним с эталоном (учебник, правило)

Учитель записывает план действий на доске

- смыслообразование (ЛУД);

- выделение и формулирование познавательной цели (ПУД);

 

- поиск и выделение необходимой информации (ПУД);

 

- планирование (ПУД);

 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУД);

 

выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий (ПУД);

5. Реализация построенного проекта

1) организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

2) реализовать полученные знания в первой самостоятельной работе

 

- Я предлагаю поработать вам в группах. Назовите правила работы.

(Каждый имеет право высказать свое мнение, остальные должны его выслушать. В каждой группе должен быть ответственный. Он отвечает за работу всей группы, за результат. Работать в группе нужно так, чтобы не мешать другим группам.)

Выдать карточки для работы в группах с заданием.

- Выполните в группах первый и второй пункты плана.

Группы в течение 3-5 минут работают самостоятельно

- Какие результаты у вас получились?

На доске выставляются результаты работы групп.

- Каким правилом вы воспользовались? 

- В какой группе были допущены ошибки?

- Какой шаг осталось выполнить? (Проанализировать наши действия и сформулировать правильный ответ.)

- Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (По эталонам, в учебнике посмотреть.)

 

 

 

 

 

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (КУД);

 -осуществляют пошаговый контроль своих действий, сравнивают с эталоном (РУД);

- волевая саморегуляция, познавательная инициатива (РУД);

- осознание ответственности за общее дело (ЛУД);

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (КУД);

- учёт разных мнений (КУД);

- использование критериев для обоснования своего

-суждения (КУД)

6. Первичное закрепление во внешней речи

1) создать условия для фиксации изученного способа действия во внешней речи.             2) организовать усвоение новых знаний при помощи  тренировочных упражнений с проговариванием во внешней речи.

- Что теперь нам надо сделать? (Потренироваться   в переносе слов данного типа.)

- Вы работали все вместе, как вы будете сейчас работать? (В парах.)

- Выполните  упражнение в парах.

 

- Кто допустил ошибку? В чем она? Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.

- Кто выполнил все верно? Сделайте вывод. (Мы умеем  переносить слова.)

 

 

 

- выполнение действий по алгоритму (ПУД);

 

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (КУД)

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

1) организовать самопроверку и самооценку учащимися на основе сопоставления с эталоном своего умения применять новые знания.

1.Упражнения в делении слов для переноса.

 

Диван, барсук, гайка, сады, река, мороз, майка, змейка, поля лейка

 

Работа выполняется у доски и в тетрадях с объяснением и проговариванием правила.

 

 

- выполнение действий по алгоритму (ПУД);

 

- контроль, самооценка (РУД);

8. Включение в систему знаний и повторение

1) Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действия.

2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Выполнение разноуровневых заданий

 

---разделить слова для переноса:

ветер, кино, ветка, мойка, корка, лайка, книга, поле, змейка.

 

---Упражнение «Исправь ошибку»

сад-ыга-йка              учен-икмо-роз

р-екаска-ме-йка        л-ейкави-лка

майк-а                во-йзме-йкама-й   

---Записать слова в два столбика, разделив для переноса:

Зима, полка, ручка, нога, стойка, пила.

 

Фронтальная проверка выполненной работы с опорой на эталон.

Каждый ученик доказывает свой ответ.

- Ребята, кто допустил ошибки?

-Давайте вернемся к эталону и хором проговорим.

 

Вывод: применив новое знание, мы смогли выполнить работу правильно.

- анализ с целью выделения общих признаков, выбор оснований и критерий для сравнения (ПУД);

 

- контроль, коррекция, самооценка (РУД);

 

- выражение своих мыслей с достаточной и полнотой и точностью (КУД)

 

-прогнозирование (РУД)

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

1)  организовать рефлексию и самооценку учениками своей учебной деятельности

2) зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления;

3) оценить собственную деятельность на уроке.

- Что необходимо сделать в конце урока? (Анализируем свою работу.)

- Какова была цель сегодняшнего урока? ( Научиться переносить слова типа «майка» «чайка» «зайка»

- Достигли ли цели? Докажите.

- Почему мы научились?(работали  в группах, по правилу, самостоятельно)

-Как мы еще с вами работали?(по плану)

-Значит вы какие?(самостоятельные, целеустремленные, внимательные, дружные, трудолюбивые, ответственные)

- Оцените свою деятельность на лестнице успеха.

-Некоторые  ребята  поставили себя на среднюю ступень. О чем это говорит?

-Но многие поставили себя на верхнюю ступеньку и это замечательно! Значит, они уже сейчас чувствуют себя уверенно и могут браться за более трудные задания.

-Спасибо за хорошую работу на уроке!

- рефлексия  способов и условий действия (ПУД);

- контроль и оценка процесса результатов деятельности (ПУД);

- самооценка на основе критерия успешности (ЛУД);

- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (ЛУД);

- формулирование своего  мнения, учёт разных мнений (КУД)

- оценка процесса и результатов деятельности (ПУД)