«Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж». Конспект занятия по развитию речи с использованием мнемотаблиц.

  • docx
  • 03.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

«Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж».

Конспект занятия по развитию

речи с использованием мнемотаблиц.

Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

Задачи:

1) Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.

2) Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.

3) Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;

4) воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища. Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж».       Ход: Организационный момент.

Воспитатель: Ребята предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке. (на доску педагог выставляет изображения животных-отгадок)

И по елкам ловко скачет, и влезает на дубы, и в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы (белка).

 Трав копытами косаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось).

 Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь).

 Эта рыжая плутовка ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, никогда не лезет в драку. Нет хитрей её в лесу, и узнали мы... (лису).

Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (Волк).

 Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (Еж). (Дети отгадывают загадки).

 Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных? Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные. Воспитатели: Видели ли вы когда-нибудь диких животных? Расскажите, как и когда вы их встречали?

Дети: Я видел волка и лису. Мы ходили с родителями туда на выходных. Я видел белку, когда мы с папой ездили за грибами в лес. Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?» Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое, какое это животное: лиса .... (Воспитатель бросает мяч ребенку). Дети: Хитрая, рыжая... (Возвращают мяч воспитателю). Воспитатель: Медведь .... Дети: Сильный, большой, косолапый.... Воспитатель: Волк ....

Дети: Серый, зубастый.... Воспитатель: Заяц..... Дети: Трусливый, быстрый.... Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лес и превращаю в животных.

Выходите на ковер. Физминутка «Звериная зарядка»

Раз - присядка,

Два - прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало – Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Я вам предлагаю послушать рассказ детского писателя Е. И. Чарушина «Ёж». (на доске - портрет писателя, картинка ежа).

 Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.

Воспитатель: Ответьте на мои вопросы, в этом вам поможет мнемотаблица. (задает вопросы и показывает на доске мнемотаблицу).

 Вопросы по тексту:

- Где гуляли ребята?

- Кого они нашли в лесу?

- На что был похож ёжик?

- Почему ёж свернулся в шарик?

 Почему дети не могли взять, ежа в руки?

 - Как ребятам удалось взять ежа?

 - Что дети дали ёжику?

- Почему ёж не стал сразу есть?

 - Как ежу удалось вернуться в лес?

 Воспитатель: Предлагаю вам ещё раз прослушать рассказ, обратите внимание на мнемотаблицу. (Повторное чтение рассказа) Воспитатель: а теперь предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ парами: один начинает, другой завершает в этом вам поможет наша мнемотаблица. (Пересказ детей).

 Рефлексия. Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: ответы детей.

 Воспитатель: Как называется рассказ, написанный писателем? Дети: Рассказ «Еж».

Воспитатель: С каким писателем вы сегодня познакомились? Дети: Чарушин.

Воспитатель: Молодцы. Спасибо!

 

Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесовичок» общеразвивающего вида

ПАО РКК «Энергия»

___________________________________________________

 

 

«Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж».

Конспект занятия по развитию

речи с использованием мнемотаблиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Мордвинцева Д.Н.

 

2022


 

Посмотрите также