«Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж».
Конспект занятия по развитию
речи с использованием мнемотаблиц.
Цель: формирование умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
1) Закрепить навыки преобразования символов мнемотаблицы в слова и предложения.
2) Упражнять в умении использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, правильно использовать предлоги.
3) Развивать слуховое внимание и память, словесно-логическое мышление через отгадывание загадок;
4) воспитывать интерес к художественной литературе, умение внимательно слушать выступления товарища. Материалы и оборудование: мнемотаблица, демонстрационные картины с животными к загадкам, портрет Е.И. Чарушина, картина «Еж». Ход: Организационный момент.
Воспитатель: Ребята предлагаю вам отгадать загадки и выбрать картинки животных, которые соответствуют этой загадке. (на доску педагог выставляет изображения животных-отгадок)
И по елкам ловко скачет, и влезает на дубы, и в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы (белка).
Трав копытами косаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув широко (лось).
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (Медведь).
Эта рыжая плутовка ловит мышек в поле ловко. Хоть похожа на собаку, никогда не лезет в драку. Нет хитрей её в лесу, и узнали мы... (лису).
Дружбу водит лишь с лисой, этот зверь сердитый, злой. Он зубами щёлк да щёлк, очень страшный серый ... (Волк).
Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, а нитки не одной. (Еж). (Дети отгадывают загадки).
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а что объединяет всех этих животных? Дети: Эти все животные живут в лесу, они дикие животные. Воспитатели: Видели ли вы когда-нибудь диких животных? Расскажите, как и когда вы их встречали?
Дети: Я видел волка и лису. Мы ходили с родителями туда на выходных. Я видел белку, когда мы с папой ездили за грибами в лес. Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Какая? Какой?» Я вам бросаю мяч и называю животное, а вы мне кидаете мяч обратно и говорите какое, какое это животное: лиса .... (Воспитатель бросает мяч ребенку). Дети: Хитрая, рыжая... (Возвращают мяч воспитателю). Воспитатель: Медведь .... Дети: Сильный, большой, косолапый.... Воспитатель: Волк ....
Дети: Серый, зубастый.... Воспитатель: Заяц..... Дети: Трусливый, быстрый.... Воспитатель: Ребята, а сейчас я вас приглашаю в лес и превращаю в животных.
Выходите на ковер. Физминутка «Звериная зарядка»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало – Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Молодцы, ребята, присаживайтесь на места. Я вам предлагаю послушать рассказ детского писателя Е. И. Чарушина «Ёж». (на доске - портрет писателя, картинка ежа).
Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся. Попробуй-ка возьми его руками - везде иголки торчат. Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке. А еж лежит шариком и не шевелится. Вот он час лежал и еще целый час. Потом вылез из колючек черный ежиный носик и задвигался. Чем это вкусным пахнет? Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся. А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.
Воспитатель: Ответьте на мои вопросы, в этом вам поможет мнемотаблица. (задает вопросы и показывает на доске мнемотаблицу).
Вопросы по тексту:
- Где гуляли ребята?
- Кого они нашли в лесу?
- На что был похож ёжик?
- Почему ёж свернулся в шарик?
Почему дети не могли взять, ежа в руки?
- Как ребятам удалось взять ежа?
- Что дети дали ёжику?
- Почему ёж не стал сразу есть?
- Как ежу удалось вернуться в лес?
Воспитатель: Предлагаю вам ещё раз прослушать рассказ, обратите внимание на мнемотаблицу. (Повторное чтение рассказа) Воспитатель: а теперь предлагаю вам ребята пересказать этот рассказ парами: один начинает, другой завершает в этом вам поможет наша мнемотаблица. (Пересказ детей).
Рефлексия. Воспитатель: Что вам больше всего понравилось на занятии?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Как называется рассказ, написанный писателем? Дети: Рассказ «Еж».
Воспитатель: С каким писателем вы сегодня познакомились? Дети: Чарушин.
Воспитатель: Молодцы. Спасибо!
Частное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Лесовичок» общеразвивающего вида
ПАО РКК «Энергия»
___________________________________________________
«Пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Еж».
Конспект занятия по развитию
речи с использованием мнемотаблиц.
Воспитатель: Мордвинцева Д.Н.
2022
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.