«Перевод чисел в различных системах счисления»
Оценка 4.7

«Перевод чисел в различных системах счисления»

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
информатика
8 кл—9 кл
13.02.2020
«Перевод чисел в различных системах счисления»
«Перевод чисел в различных системах счисления»
Статья.docx

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г. Балаково Саратовской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка учебного занятия на тему:

«Перевод чисел в различных системах счисления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

учитель информатики

Селифонова Екатерина Степановна

 

 

 

 

 

 

 

 

Балаково 2019


«Перевод чисел в различных системах счисления»

 

Предмет: информатика и ИКТ

Класс: 8

Используемый УМК: программа Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная

Используемые на уроке средства:

·         компьютер учителя, мультимедийный проектор

·         ПК обучающихся

·         Презентация к уроку

·         Карточки с заданиями и инструкцией к практической работе

·         Карточки с QR кодами

·         Смартфон учителя

 

Цели урока:

  1. Обучающая – формирование новых знаний, умений и навыков по теме “Системы счисления”, осознанное понимание представления чисел в двоичной системе счисления, перевода десятичных чисел в двоичную систему счисления, контроль за усвоением учебного материала.
  2. Развивающая – развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность, развитие речи;
  3. Воспитательная – активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Планируемые результаты обучения:

предметные: формирование новых знаний по теме «Системы счисления», умений и навыков перевода небольших десятичных чисел в систему счисления с произвольным основанием, и чисел с произвольным основанием позиционных систем счислений в десятичную систему счисления как в ручную, так и с использованием ПК;

метапредметные: умение анализировать и обобщать изучаемый материал, в частности, умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему; умение применять изученные алгоритмы и правила; осуществлять контроль своей деятельности; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

личностные: понимание роли фундаментальных знаний как основы современных информационных технологий; формирование способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, формирование умения рефлексивной самооценки.

 

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

 

Актуализация опорных знаний

И начнем мы его необычно… с удивительного стихотворения. (читает ученица)

Мне было тысяча сто лет,

И я в сто первый класс ходила,

В портфеле по стодесять книг носила –

Все это правда, а не бред.

Когда, пыля десятком ног,

Шагала по дороге в школу,

За мной всегда бежал щенок

С одним хвостом, зато стоногий.

И я ловила каждый звук

Своими десятью ушами,

И десять загорелых рук

Портфель и поводок держали.

И десять темно-синих глаз

Рассматривали мир привычно…

Но станет все сейчас обычным,

Когда поймете мой рассказ

 

Ребята, разве может быть это правдой, может действительно это выдумка?

Так может ли история, рассказанная в стихотворении быть правдой? Да, так как информация представлена в двоичной системе

Давайте вспомним алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления.

 

И так, сколько же лет девочке? 12

В какой класс она ходила? 5

Сколько книг было в портфеле? 6

Сколько было ушей, рук, ног и глаз? 2

А ног у щенка? 4

 

А какие системы счисления мы знаем?

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, строят гипотезы, выполняют вычисления в тетради

 

Проговаривают алгоритм

 

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация, целеполагание, тема урока

Вам сейчас лет по …. А можете ли вы прочитать это же стихотворение про себя?

Что вам для этого нужно? (знать, как переводить числа в различных системах счисления)

Вот мы и сформулировали тему нашего урока «Перевод чисел в различных системах счисления» (на слайде)

Сформулируем цели и задачи на урок, что мы должны узнать и чему научиться.

Чему мы должны научиться? А как? Пишем по пунктам на доске, что предлагают ученики.

  ( выводим на слайд:

1) узнать правила перевода чисел из десятичной системы счисления в другие

2) научиться переводить числа в различных системах счисления)

Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, строят гипотезы

 

 

 

 

Формулируют цели урока

Объяснение нового материала

Итак, цели и задачи поставлены, приступим к правилам перевода.

Может быть, кто-нибудь из вас уже знает такой алгоритм и умеет переводить числа?

Объяснение материала на интерактивной доске на примере числа 26.

26

2

-26

13

2

0

-12

6

2

1

-6

3

2

0

-2

1

1

Получилось:2610 = 110102

Как вы думаете можно ли эти алгоритмы перевода использовать для систем счисления с основаниями 8, 16 и другими? (да)

 

 

Делают записи в тетради

Первичное закрепление нового материала

Давайте узнаем, какое было бы сегодня число, если бы в мире была только двоичная системы счисления. (2510=110012)

Какой был бы месяц, если бы была 8-ричная система счисления? (910=118)

Какой был бы год, если бы была 16-ричная? (201910=7Е316)

один у доски, другие в тетради

Закрепление нового материала

Задание1. Задание по вариантам

Поменяйтесь тетрадями и проверьте выполнение задания у соседа, поменяйтесь обратно, сверьте с доской.

Посмотрите на меня. Если вы правильно выполнили все задания, поморгайте глазками, если у вас что-то не получилось просто закройте глаза. Спасибо, я рада за вас.

Записи в тетрадях

 

Взаимопроверка

 

 

Рефлексия по выполнению задания

 

Практическая работа на ПК

На прошлом уроке я вам говорила, что системы счисления с основаниями 2, 8, и 16 используются для кодирования информации в компьютере. Как вы думаете, существует ли ПО с помощью которого можно было бы нам с вами облегчить перевод чисел в различных системах счисления?

Правильно, и называется оно Калькулятор (на слайде), только мы работает с ним в Обычном режиме, а сегодня мы будет работать с режимом Программист.

Задание «Самый самый»

Текст в задании содержит интересные факты, только числа даны в разных системах счисления. Ваша задача: представить эти числа в привычной нам 10-тичной системе счисления.

Проходим за ПК с ручкой, инструкции по выполнения задания и сами задания уже ждут вас у ПК. Время выполнения задания 5 минут. Удачи.

 

Вернемся за парты и давайте проверим, что же вы узнали (отвечают по одному, на доске фото с моим комментарием).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение заданий на ПК (Приложение 1)

 

Проверка ответов устно и в тетради

 

 

 

 

Контроль знаний

Используя систему Plickers проверим знания учащихся. На столах у учеников лежат карточки с QR кодами с помощью которых они будут давать ответы на вопросы. Каждая карточка имеет свой уникальный номер, который присвоен учащемуся.

 

 

 

По завершению теста можно увидеть динамику ответов.

 

Отвечают на вопросы с помощью карточек с QR кодами

Домашнее задание

Домашнее задание на следующий урок будет размещено в электронном дневнике, вам нужно будет пройти лабиринт и решить задачку, с которой мы и начнем следующий урок. (рисунки на слайде)

 

Рефлексия

А сейчас давайте вспомним, какие задачи мы ставили в начале урока. Достигли мы их? (задачи на слайде)

Ребята, оцените свою работу на уроке. На столе у вас лежат 3 карточки - зелёная, жёлтая, красная.

 

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

 

 

Я благодарю вас за урок, спасибо, увидимся на следующей недели.

 

Отвечают на вопросы

 

 


 

Приложение 1

Инструкция по выполнению практической работы

«Перевод чисел в различных системах счисления с использованием Калькулятора»

 

1.      Запустите программу Калькулятор и настройте его для работы в разных системах счисления (Вид Калькулятора – Программист)

2.      Для перевода числа из одной системы счисления в другую необходимо придерживаться следующего алгоритма:

a.       Выберите систему счисления заданного числа (HEX – 16-ричная, DEC – 10-ричная, OCT – 8-ричная, BIN – 2-ичная)

b.      Введите заданное число

c.       Запишите ответ, расположенный напротив той системы счисления, в которую вам нужно перевести данное число.

3.      Придерживаясь данного алгоритма, запишите выделенные числа в тексте в десятичной системе счисления.

 

 

Задание «Самый самый»

1.Самая большая страна в мире

Самой большой страной в мире является Россия и занимает 1048CC816   ________ км2.

2. Самая высокая гора в мире

Высота высочайшего пика планеты — Джомолунгмы составляет 229016 _________ метров.

3. Самое глубокое озеро в мире

Глубочайшим озером на планете является озеро Байкал, которое занимает площадь 757528 ___________ км2 в Восточной Сибири.

4. Самая длинная река в мире

Современные исследования заявляют, что длина Амазонка от истока Укаяли составляет свыше 11100000000002 __________ км.

5. Самая маленькая область по площади в РФ – Калининградская. Она занимает всего 3AFC16 __________ км2.

6. Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 10011100002 см, диаметр —12248 _______ см, а весит он - CA16 _________ тонны.

 

 

 

 


 

 

Ответы:

1.Самая большая страна в мире

Самой большой страной в мире является Россия и занимает 17075400км2.

2. Самая высокая гора в мире

На границе горного Непала и Китая находится высочайший пик планеты — Джомолунгма или, как привыкли именовать его европейцы, Эверест. Высота этой расположенной в Гималаях вершины составляет 8848 метров. Гора по форме напоминает пирамиду с тремя гранями.

3. Самое глубокое озеро в мире

Глубочайшим озером на планете, а заодно и крупнейшим «хранилищем» пресной воды является озеро Байкал, которое занимает площадь 31722км2в Восточной Сибири.

4. Самая длинная река в мире

Вопрос о самой длинной реке в мире давно волновал как исследователей, так и обывателей. Кандидата было два — южноамериканская Амазонка и африканский Нил, который долгое время считался рекордсменом. Однако современные исследования заявляют, что это все же Амазонка, чья длина от истока Укаяли составляет свыше 7168  км, тогда как Нил протянулся примерно на 6850 км.

5. Самая маленькая область по площади в РФ – Калининградская. Она занимает всего 15100 км2.

6. Царь-колокол — памятник русского литейного искусства XVIII века, был изготовлен в 1735 году, но ни разу по своему назначению не использовался.. Высота с перемычкой составляет 624см, диаметр — 660 м; масса 202 тонны.

 

 


 

 

 

Используемая литература:

1. Информатика: учебник для 8 класса / Л. Л. Босова, А.Ю. Босова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2017

2.https://ru.wikipedia.org/wiki

 


 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11 г

Перевод чисел в различных системах счисления»

Перевод чисел в различных системах счисления»

Но станет все сейчас обычным,

Но станет все сейчас обычным,

Практическая работа на ПК На прошлом уроке я вам говорила, что системы счисления с основаниями 2, 8, и 16 используются для кодирования информации в компьютере

Практическая работа на ПК На прошлом уроке я вам говорила, что системы счисления с основаниями 2, 8, и 16 используются для кодирования информации в компьютере

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

Молодцы, вы хорошо справились с заданием

Контроль знаний Используя систему

Контроль знаний Используя систему

Приложение 1 Инструкция по выполнению практической работы «Перевод чисел в различных системах счисления с использованием

Приложение 1 Инструкция по выполнению практической работы «Перевод чисел в различных системах счисления с использованием

Ответы: 1. Самая большая страна в мире

Ответы: 1. Самая большая страна в мире

Используемая литература: 1.

Используемая литература: 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2020