Периметр и площадь прямоугольника
Оценка 4.9

Периметр и площадь прямоугольника

Оценка 4.9
docx
31.08.2023
Периметр и площадь прямоугольника
МОЙ УРОК.docx

Деятельность учителя

 

Деятельность учеников

I. Организационный этап

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку:

Добрый утро, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!   Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их кивком головы. Спасибо ребята. Садитесь. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным и полезным. Я надеюсь, вы будете внимательными, наблюдательными и активными. Желаю нам успешной работы.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова академика  Петербургской АН  Алексе́я Никола́евичв Крыло́ва  Слайд

Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов) 

Проводит инструктаж по работе с рабочими листами.

На столах у вас лежат рабочие листы нашего урока. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Выполнив каждое задание, вы поставите себе оценки в колонке справа от задания.

 

Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с рабочим листом.

 

 

2. Актуализация знаний.

1. Как всегда, начнем урок с устного счета:

Слайд

-Найти квадрат числа двух; десяти; двадцати.

Квадрат какого числа равен :шестнадцати; восьмидесяти одному; ста?

 

Оцените свою работу (от 2 баллов  до 5 баллов

 

Учащиеся решают примеры устно

 

1.Найдите квадраты чисел 2;10;20.

 

2. Квадрат какого числа равен 16;81;100?

3.Вычислите наиболее удобным способом:

а) 125*23*8;

            б) 11*16*125.

 

3. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.. Введение проблемной ситуации.

Слайд

1. Какие фигуры  нам представлены?

2. Что такое прямоугольник? Квадрат?

3. Что мы можем определить у прямоугольника и квадрата?

4. Что такое площадь?

5. Как найти площадь прямоугольника? Квадрата?

6.Можно ли записать с помощью формулы?

7. Назовите единицы площади

8. Назовите единицы периметра

9. Как вы думаете, полезно ли человеку уметь вычислять площади и периметры, или совсем ему в жизни это не пригодится?

10. Представители каких профессий применяют знание поиска площадей в своей работе?

Итак, мы пришли к выводу, что знать и уметь находить периметры и площади фигур очень важно.

 

 

 

 

 

 

1.Прямоугольник и квадрат

2.Прямоугольником называется четырехугольник, у которого все углы прямые. Квадратом называют прямоугольник с равными сторонами.

3.Мы можем определить  площадь и периметр.

4.Площадь – это та часть плоскости, которая находится «внутри» прямоугольника

5. Для нахождения площади прямоугольника  нужно его длину умножить на ширину. Площадь квадрата равна  квадрату его стороны.

6.Площадь S прямоугольника равна произведению aна b, а квадрата S=a2..

        7.Единица площади-1 см2, 1 м2 и т. д.

        8. Единицы периметра – 1 см, 1 дм, 1 м и т д

        9 Да, важно. Например, когда необходимо применить знания площади и периметра- поклеить обои  или настелить линолеум в комнате, покрасить потолок или прибить плинтус; оградить забором земельный участок .

 

10.Это профессии – тракторист, он же комбайнер, продавец стройматериалов, инженер, агроном

 

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Тема нашего урока «Площади и периметры»

-А как вы думаете, какие знания по теме площадь и периметр нам необходимы? Слайд

 

 

Дети называют тему урока «Площади и периметры»

 

Дети отвечают: формулы площади и периметра, уметь считать периметр и площадь.

 

 

-Давайте вспомним- Какие фигуры называются равными?(Слайд

 

Две фигуры называются равными, если при наложении они совместятся

 

- Что вы можете сказать о площадях и периметрах равных фигур? Слайд

 

Площади и периметры равных фигур равны

 

Чему равна площадь всей фигуры, если фигура разделена на части? Слайд 

 

. Если фигура разбита на части, то площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.

 

 

Ребята, как вы думаете  какой будет тогда цель нашего урока?

 

Цель нашего урока- вычислять площади и периметры  прямоугольника и квадрата.

 

 

Но вы же умеете их вычислять?

 

Значит, еще лучше считать

 

Ребята, как вы думаете, если площадь у фигуры меняется, то периметр меняется?

 

Давайте теперь сформулируем цель урока.

 

Приходят к выводу о важности знаний зависимости площади от периметра

-Да, меняется

- ?

Цель урока-  выяснить зависимость между периметром и площадью

 

 

Итак, цель нашего урока - вывести некоторые зависимости между такими величинами как площадь и периметр.

Слайд

 

 

Проблема: Меняется ли периметр в зависимости от площади? Как?

 

- Да,  меняется. Площадь  прямоугольника– это произведение его измерений, а периметр- удвоенная сумма его измерений. Если измерения увеличить (уменьшить) то увеличится (уменьшится) и их произведение и удвоенная сумма.

 

Как нам добиться поставленной цели, что надо делать?

Какие задачи мы должны решить

 

Задачи:

1.надо выдвинуть гипотезу,

2.проверить гипотезу,

 3.подтвердить знания на практике.

 

 

4. Выдвижение гипотезы. Слайд

Выдвинем гипотезу. Вспомним, что это такое?

Гипотеза.

1.      Если площадь  больше, то и периметр больше.

2.      Если площади равны, то периметры…

 

Почему Вы так считаете?

 

 

 

- Дети вспоминают, что гипотеза – это утверждение, которое надо проверить.

 

Выдвигают гипотезу, дают обоснование.

 

5. Проверка гипотезы исследованиями.

Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, обратимся к исследованию.

(Слайд )

Посмотрите на рисунок, площади всех фигур мы можем вычислить?

 

 Формулы для вычисления некоторых фигур довольно сложные мы с ними познакомимся в старших классах.

Поэтому основным инструментом для наших исследований будут опыты и наблюдения и начнем с хорошо знакомой  нам фигуры- прямоугольника и проверим первую часть нашей гипотезы.

Выполните исследование №1 в вашем рабочем листе. Запишите гипотезу.

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают. Нет. Формулы некоторых фигур мы не знаем.

 

 

 

 

 

 

- Считайте площадь одной клетки равной 1 см2. Найдите площадь и периметр этих фигур.

_ кто закончит первым , поднимите руку.

 

 

 

 

 

 

Анализ полученных данных.

 

- Назовите фигуры в порядке возрастания площадей – B-E-C-D-A

- Назовите фигуры, имеющие разные площади, но равные периметры (фигуры ED; CA)

- назовите фигуры, имеющие  наименьшую площадь и наименьший периметр В

- Имеет ли фигура с наибольшей площадью наибольший периметр?

 

 

 

 

-Ребята, подтвердилась первая часть нашей гипотезы?

 

 

Вывод1. Гипотеза о том, что если площадь больше, то периметр больше  не подтвердилась.     

Запишите вывод в рабочий лист.

Оцените свою работу!

 

Дети записывают гипотезу и проводят исследование

Исследование №1        

Гипотеза: Если площадь больше, то периметр больше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  А

 

         В                                                                                                                                               С

 

 

 

 

Е                         

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                            D

 

Таблица №1

 

Фигура

В

E

С

D

A

Площадь (S)

3

4

5

6

9

Периметр (P)

8

10

12

10

12

Ребята отвечают, что если площадь больше, то периметр больше, меньше или равен. Гипотеза не подтвердилась.

 Записывают в рабочий лист.

Вывод1.

Если площадь больше, то периметры больше, меньше или равны( по разному)...периметры- больше меньше или равны.

 

 

Исследование №2.

 Работаем в парах

Проверим вторую часть нашей гипотезы, если площади равны, то периметры равны.

Заполните таблицу.

Кто закончит первым, поднимите руку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Проверка таблицы.

 

 

2.Анализ полученных данных

 

-Равны ли периметры  при равной площади?

-А у каких фигур если площади равны, то периметры тоже равны?

 

-У какой фигуры периметр самый маленький?

 Вот какое замечательное свойство у квадрата! Среди всех прямоугольников одинаковой площади у него самый маленький периметр!!!

 

- Ребята, давайте понаблюдаем:

Длина и ширина прямоугольника 2: 5 и 20, его периметр 50, а у прямоугольника 1: измерения 4 и 25, поэтому периметр его уже 58. Есть какая-то в этом связь?

 

 

Давайте сделаем вывод:

1.      У каких прямоугольников если периметры равны, то площади тоже равны?

2.      Одинаковы ли периметры у всех прямоугольников, имеющих равные площади?

3.      У какого прямоугольника с равными площадями  наименьший периметр?

4.      Что происходит со сторонами прямоугольника, когда периметр увеличивается?

Запишите вывод в рабочий лист.

Оцените свою работу!

 

 

Гипотеза: Если площади равны, то периметр

 

Исследование №2. Заполните таблицу.

 

Таблица №2

 

 

Длина

Ширина

Площадь

Периметр

1

Прямоугольник

4

25

100

58

2

Прямоугольник

5

20

100

50

3

Прямоугольник

10

10

100

40

4

Прямоугольник

25

4

100

58

 

 

 

 

-Ребята анализируют ситуацию и делают вывод, что если площади равны ,то периметры не равны .

-Периметры равны только у равных прямоугольников 1, 4. Площади и периметры равны у равных фигур, которые совпадают при наложении

 

-Самый маленький периметр у прямоугольника 3, который является квадратом..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 -Да,  чем больше разница  между длиной и шириной, тем периметр больше.

Вывод: Если площади равны, то периметры не равны, наименьший периметр у квадрата.….

 

- Площади  и периметры равны только у равных фигур.

 

- Нет, периметры у других разные, хотя площади равны.

 

 

 

- Из всех прямоугольников с равными площадями наименьший периметр у квадрата.

 

-Периметр прямоугольника увеличивается, если увеличивается разница между сторонами.

 

6. Объяснение результатов при помощи опыта.

 Проблема  Отчего же возникают такие зависимости, в чем причина. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, проведем опыт.

Работаем в парах (один измеряет, другой записывает).

 

 

-Возьмите прямоугольник у вас на столе. Измерьте его длину, ширину, площадь и периметр, результаты измерений занесите в таблицу №3 (1 строка).

 

Теперь разрежьте фигуру вдоль пополам и составьте новую фигуру ( учитель демонстрирует как на доске с моделью квадрата)и заполните вторую строку в таблице №3.

 

1.      Проверка таблицы.

-Чему равны площадь и периметр до разрезания?

-А после разрезания?

- Изменилась ли площадь?

- Периметр?

            -Откуда взялись лишние сантиметры? Почему?

Что же произошло с границами фигуры?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-А что произойдет с периметром, если фигуру разрезать вдоль  еще раз,  увеличив разницу его сторон еще больше,  то есть растянуть его еще сильнее?

 

Итак, давайте сделаем вывод:

- Что происходит со сторонами прямоугольника, когда периметр увеличивается?

Опыт.

Таблица №3

 

Длина

Ширина

Площадь

Периметр

До разрезания

10

10

100

40

После разрезания

20

5

100

50

 

 

 

 

-------

|  |  |                    

|  |  |

|  |  |

-------

 

----

|  |

|  |

|  |

----

|  |

|  |

|  |

----

 

 

-Ученики замечают, что у  фигуры появились  дополнительные стороны,  которые стали границами, это дополнительные 20 см, и исчезла граница 5+5=10си. Итого 20-10=10 см. Вот и дополнительные 10 см

-Периметр увеличится.

 

- Появляются дополнительные границы.

 

Исследование №3

7

Ребята, давайте посмотрим вот такую задачу

Задача. Какой из прямоугольников с равными периметрами имеет наибольшую площадь?

Работаем в группе

 

 

1.      Найти как можно больше прямоугольников с периметром 24 см

2.      Вычислите их площадь

3.      Найти прямоугольник с наибольшей площадью

4.      Сделайте вывод.

Анализ полученных данных

 

- Ребята, решение этой задачи было известно математикам Древней Греции. Оно изложено в книге Евклида, где доказывается, что если рассмотреть прямоугольник и квадрат одного и того же периметра, то наибольшую площадь будет иметь квадрат.

-Ребята, давайте сделаем вывод:

Какой из прямоугольников с равными периметрами имеет наибольшую площадь?

А теперь давайте отдохнем!

№ п/п

Фигура

Длина

Ширина

Площадь

Периметр

1

Прямоугольник

8

4

32

24

2

Прямоугольник

6

6

36

24

3

Прямоугольник

9

3

27

24

4

Прямоугольник

5

7

35

24

5

Прямоугольник

10

2

20

24

6

Прямоугольник

1

11

55

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети делают вывод, что из всех прямоугольников с равными периметрами наибольшую площадь имеет квадрат.

 

8.Физкультминутка.

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся

 

Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу

 

 

9. Закрепление полученных знаний. Применение их в жизненной ситуации.

 

 

 

Чтобы убедиться в жизненной важности приобретенных нами знаний предлагаю рассмотреть две   задачи.

 

 

Работа по содержанию.

1.      О каких фигурах идет речь в задаче?

2.      Что мы можем найти у прямоугольников?

3.      Для чего ?

4.      Как найти площадь первого прямоугольника?

5.      Найдите площадь второго прямоугольника

6.      Что скажете о площадях?

7.      И что теперь делать будем?

8.      Чему равен периметр первого прямоугольника?

9.      А второго?

 

Задача №1.

Родители Оли, ученицы 5 класса, задумали купить земельный участок. В объявлениях они нашли два подходящих участка, один размерами  60 м в длину и 100 м в ширину, а другой 50 м в длину и 120 м в ширину. На  семейном совете  Оля сказала, что первый участок купить выгоднее, чем второй. Почему Оля так решила?

 

- О прямоугольниках.

- Можем найти площадь и периметр.

 

 - Чтобы сравнить их.

-Нужно перемножить его измерения 60м на 100м- это 6000  м2

 

-Площадь второго прямоугольника равна 50 м *120м=6000 м2

 

- Их площади равны.

- Можно найти периметры этих прямоугольников.

-Периметр первого прямоугольника равен удвоенной сумме его измерений (60+100)*2=320(м)

 

-Он равен (50+120)*2=340(м)

 

- В чем  дело?

Дети замечают, что площади у участков равны, отвечают, но периметр второго участка больше

(340м), а первого меньше (320 м),  можно сэкономить на установке забора.

 

 

 

Рассказ Толстого А.Н. «Много ли человеку земли надо?»

 «Жил трудолюбивый крестьянин Пахом, который отправился в чужие края, чтобы купить плодородные земли для возделывания и выращивания урожая. Он со старейшинами села договорился о покупке земли. Но было поставлено одно условие: «Надо с утра обойти столько земли, сколько сможешь, и вернуться до захода солнца». Пахом прошел 40 км.

Вопрос.

 Зная замечательные свойства прямоугольника, скажите , как нужно идти Пахому?

-Какое свойство квадрата используется?

Задача 2

Из рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно?»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пахому надо идти по квадрату.

 

Если периметры одинаковые, то наибольшая площадь будет у квадрата

 

10 .Индивидуальное домашнее задание.

- Как при том же периметре прямоугольника получить наибольшую площадь?

 

 

11.Подведение итогов урока.

 

 

 

-Какую проблему мы решали на уроке?

Удалось решить нам поставленную проблему ?

-Какие получили результаты?

-Где можно применить новое знание?

-Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в рабочих листах. Посмотрите на вы ставленые отметки в рабочем листе и оцените свою общую работу на уроке.

- Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».

 

Выяснили, что не всегда, если площадь больше, то и периметр больше, наибольшую площадь при наименьшем периметре имеет квадрат.

Убедились, что знание зависимости площади и периметра пригодится в жизни.

 

 

12.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи.

Спасибо за работу на уроке.

 

П.18, выучить свойства, формулы

№740 – задача похожа на те, что мы решали в классе  , №745

 

 

13.Рефлексия.

 

 

 

Возле каждого предложения поставьте

 знак + «знаю»

Знак – «Не знаю»

! «удивлен»

Можно ставить два знака рядом.+!

 

Текст карточки.

Если площади прямоугольников равны, периметры могут быть разные.

Из всех прямоугольников с равными площадями наименьший  периметр у квадрата.

Чем больше вершин у фигуры, тем больше  ее периметр.

Чтобы сэкономить на заборе, без ущерба для площади, лучше купить участок квадратной формы.

Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину

Единицы площади -1 см2, 1м2 , 1 км2.

Ели фигура составлена из частей, то и периметр фигуры равен сумме периметров фигур, из которых она составлена.

 

Учащиеся проставляют знаки в карточках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока «Площади и периметры»

Предмет: математика

Класс: 5

Учитель : Сенина Сания Умерзаховна

Цель

Повторить и обобщить знания о площади и периметре прямоугольника и квадрата

Планируемые образовательные результаты для обучающихся по окончании изучения темы:

  • формулировка цели, задачи урока;
  • формулировка собственного мнения и позиции;
  • понимание сути и осознанное использование математических средств наглядности (чертежи, рисунки);
  • выяснение и активное участие в обсуждении проблем изучения свойств прямоугольника;
  • развитие и отработка умения находить периметр и площадь прямоугольника с помощью формул;
  • умение участвовать в диалоге;
  • совершенствование навыков самостоятельной, исследовательской деятельности на этапе работы с информацией;
  • умение точно и грамотно излагать свои мысли;
  • формирование умения искать способы оригинального решения;
  • осуществление взаимопроверки и самооценки при выполнении учебного задания.

Программные требования:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Формирование умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией

Формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни

Формирование представления о площади фигуры, установка связи между единицами измерения площади, ознакомление обучающихся с формулами площади прямоугольника

Основные понятия:

Прямоугольник, его свойства, обозначение.

Длина, ширина и диагонали прямоугольника.

Формулы периметра и площади прямоугольника.

Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач.

Основная идея урока: изучение основных сведений о прямоугольнике поможет обучающимся лучше решать практические задачи.

Основные понятия: площадь, свойства площади, единица измерения, измерение площади, формула площади и периметра прямоугольника.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Форма урока: поисково-исследовательская.

Оборудование и оснащение урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, доска, учебник.

Этапы и хронометраж урока

  1. Организационный момент

2 минуты

  1. Актуализация опорных знаний

3 минуты

  1. Постановка цели и задач урока

2 минуты

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

7 минут

  1. Физминутка

1 минута

  1. Этап закрепления учебного материала

20 минут

  1. Домашнее задание

1 минуты

  1. Итоги урока

2 минуты

  1. Рефлексия

2 минута

 


 

Деятельность учителя Деятельность учеников

Деятельность учителя Деятельность учеников

Актуализация знаний . 1. Как всегда, начнем урок с устного счета:

Актуализация знаний . 1. Как всегда, начнем урок с устного счета:

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

Как? - Да, меняется. Площадь прямоугольника– это произведение его измерений, а периметр- удвоенная сумма его измерений

Как? - Да, меняется. Площадь прямоугольника– это произведение его измерений, а периметр- удвоенная сумма его измерений

Выполните исследование №1 в вашем рабочем листе

Выполните исследование №1 в вашем рабочем листе

Вывод1. Гипотеза о том, что если площадь больше, то периметр больше не подтвердилась

Вывод1. Гипотеза о том, что если площадь больше, то периметр больше не подтвердилась

Анализ полученных данных -Равны ли периметры при равной площади? -А у каких фигур если площади равны, то периметры тоже равны? -У какой фигуры периметр самый…

Анализ полученных данных -Равны ли периметры при равной площади? -А у каких фигур если площади равны, то периметры тоже равны? -У какой фигуры периметр самый…

Запишите вывод в рабочий лист.

Запишите вывод в рабочий лист.

Что же произошло с границами фигуры? -А что произойдет с периметром, если фигуру разрезать вдоль еще раз, увеличив разницу его сторон еще больше, то есть…

Что же произошло с границами фигуры? -А что произойдет с периметром, если фигуру разрезать вдоль еще раз, увеличив разницу его сторон еще больше, то есть…

Вычислите их площадь 3.

Вычислите их площадь 3.

Работа по содержанию. 1.

Работа по содержанию. 1.

Пахому? -Какое свойство квадрата используется?

Пахому? -Какое свойство квадрата используется?

Возле каждого предложения поставьте знак + «знаю»

Возле каждого предложения поставьте знак + «знаю»

Тема урока «Площади и периметры»

Тема урока «Площади и периметры»

Прямоугольник, его свойства, обозначение

Прямоугольник, его свойства, обозначение

Рефлексия 2 минута

Рефлексия 2 минута
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2023