Деятельность учителя
|
Деятельность учеников |
I. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку: Добрый утро, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения! Сегодня у нас необычный урок. У нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь, пожалуйста, и поприветствуйте их кивком головы. Спасибо ребята. Садитесь. Мне очень хочется, чтобы наш урок получился интересным и полезным. Я надеюсь, вы будете внимательными, наблюдательными и активными. Желаю нам успешной работы. Эпиграфом нашего урока я взяла слова академика Петербургской АН Алексе́я Никола́евичв Крыло́ва Слайд Рано или поздно всякая правильная математическая идея находит применение в том или ином деле. (А.Н. Крылов) Проводит инструктаж по работе с рабочими листами. На столах у вас лежат рабочие листы нашего урока. Сегодня вы будете работать на этих листах. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. Выполнив каждое задание, вы поставите себе оценки в колонке справа от задания.
|
Учащиеся готовы к началу работы, имеют представление о работе с рабочим листом.
|
2. Актуализация знаний. 1. Как всегда, начнем урок с устного счета: Слайд -Найти квадрат числа двух; десяти; двадцати. Квадрат
какого числа равен :шестнадцати; восьмидесяти одному; ста?
Оцените свою работу (от 2 баллов до 5 баллов
|
Учащиеся решают примеры устно
1.Найдите квадраты чисел 2;10;20.
2. Квадрат какого числа равен 16;81;100? 3.Вычислите наиболее удобным способом: а) 125*23*8; б) 11*16*125.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся.. Введение проблемной ситуации. Слайд 1. Какие фигуры нам представлены? 2. Что такое прямоугольник? Квадрат? 3. Что мы можем определить у прямоугольника и квадрата? 4. Что такое площадь? 5. Как найти площадь прямоугольника? Квадрата? 6.Можно ли записать с помощью формулы? 7. Назовите единицы площади 8. Назовите единицы периметра 9. Как вы думаете, полезно ли человеку уметь вычислять площади и периметры, или совсем ему в жизни это не пригодится? 10. Представители каких профессий применяют знание поиска площадей в своей работе? Итак, мы пришли к выводу, что знать и уметь находить периметры и площади фигур очень важно.
|
1.Прямоугольник и квадрат 2.Прямоугольником называется четырехугольник, у которого все углы прямые. Квадратом называют прямоугольник с равными сторонами. 3.Мы можем определить площадь и периметр. 4.Площадь – это та часть плоскости, которая находится «внутри» прямоугольника 5. Для нахождения площади прямоугольника нужно его длину умножить на ширину. Площадь квадрата равна квадрату его стороны. 6.Площадь S прямоугольника равна произведению aна b, а квадрата S=a2.. 7.Единица площади-1 см2, 1 м2 и т. д. 8. Единицы периметра – 1 см, 1 дм, 1 м и т д 9 Да, важно. Например, когда необходимо применить знания площади и периметра- поклеить обои или настелить линолеум в комнате, покрасить потолок или прибить плинтус; оградить забором земельный участок .
10.Это профессии – тракторист, он же комбайнер, продавец стройматериалов, инженер, агроном
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока? Тема нашего урока «Площади и периметры» -А как вы думаете, какие знания по теме площадь и периметр нам необходимы? Слайд
|
Дети называют тему урока «Площади и периметры»
Дети отвечают: формулы площади и периметра, уметь считать периметр и площадь.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Давайте вспомним- Какие фигуры называются равными?(Слайд
|
Две фигуры называются равными, если при наложении они совместятся |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Что вы можете сказать о площадях и периметрах равных фигур? Слайд
|
Площади и периметры равных фигур равны |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чему равна площадь всей фигуры, если фигура разделена на части? Слайд
|
. Если фигура разбита на части, то площадь всей фигуры равна сумме площадей ее частей.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, как вы думаете какой будет тогда цель нашего урока?
|
Цель нашего урока- вычислять площади и периметры прямоугольника и квадрата.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Но вы же умеете их вычислять?
|
Значит, еще лучше считать |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ребята, как вы думаете, если площадь у фигуры меняется, то периметр меняется?
Давайте теперь сформулируем цель урока.
|
Приходят к выводу о важности знаний зависимости площади от периметра -Да, меняется - ? Цель урока- выяснить зависимость между периметром и площадью
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итак, цель нашего урока - вывести некоторые зависимости между такими величинами как площадь и периметр. Слайд |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проблема: Меняется ли периметр в зависимости от площади? Как?
|
- Да, меняется. Площадь прямоугольника– это произведение его измерений, а периметр- удвоенная сумма его измерений. Если измерения увеличить (уменьшить) то увеличится (уменьшится) и их произведение и удвоенная сумма. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Как нам добиться поставленной цели, что надо делать? Какие задачи мы должны решить
|
Задачи: 1.надо выдвинуть гипотезу, 2.проверить гипотезу, 3.подтвердить знания на практике.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Выдвижение гипотезы. Слайд Выдвинем гипотезу. Вспомним, что это такое? Гипотеза. 1. Если площадь больше, то и периметр больше. 2. Если площади равны, то периметры…
Почему Вы так считаете? |
- Дети вспоминают, что гипотеза – это утверждение, которое надо проверить.
Выдвигают гипотезу, дают обоснование. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Проверка гипотезы исследованиями. Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу, обратимся к исследованию. (Слайд ) Посмотрите на рисунок, площади всех фигур мы можем вычислить?
Формулы для вычисления некоторых фигур довольно сложные мы с ними познакомимся в старших классах. Поэтому основным инструментом для наших исследований будут опыты и наблюдения и начнем с хорошо знакомой нам фигуры- прямоугольника и проверим первую часть нашей гипотезы. Выполните исследование №1 в вашем рабочем листе. Запишите гипотезу. |
Дети отвечают. Нет. Формулы некоторых фигур мы не знаем.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Считайте площадь одной клетки равной 1 см2. Найдите площадь и периметр этих фигур. _ кто закончит первым , поднимите руку.
Анализ полученных данных.
- Назовите фигуры в порядке возрастания площадей – B-E-C-D-A - Назовите фигуры, имеющие разные площади, но равные периметры (фигуры E – D; C – A) - назовите фигуры, имеющие наименьшую площадь и наименьший периметр В - Имеет ли фигура с наибольшей площадью наибольший периметр?
-Ребята, подтвердилась первая часть нашей гипотезы?
Вывод1. Гипотеза о том, что если площадь больше, то периметр больше не подтвердилась. Запишите вывод в рабочий лист. Оцените свою работу!
|
Дети записывают гипотезу и проводят исследование Исследование №1 Гипотеза: Если площадь больше, то периметр больше.
А
В С
Е
D
Таблица №1
Ребята отвечают, что если площадь больше, то периметр больше, меньше или равен. Гипотеза не подтвердилась. Записывают в рабочий лист. Вывод1. Если площадь больше, то периметры больше, меньше или равны( по разному)...периметры- больше меньше или равны.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование №2. Работаем в парах Проверим вторую часть нашей гипотезы, если площади равны, то периметры равны. Заполните таблицу. Кто закончит первым, поднимите руку. |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проверка таблицы.
2.Анализ полученных данных
-Равны ли периметры при равной площади? -А у каких фигур если площади равны, то периметры тоже равны?
-У какой фигуры периметр самый маленький? Вот какое замечательное свойство у квадрата! Среди всех прямоугольников одинаковой площади у него самый маленький периметр!!!
- Ребята, давайте понаблюдаем: Длина и ширина прямоугольника 2: 5 и 20, его периметр 50, а у прямоугольника 1: измерения 4 и 25, поэтому периметр его уже 58. Есть какая-то в этом связь?
Давайте сделаем вывод: 1. У каких прямоугольников если периметры равны, то площади тоже равны? 2. Одинаковы ли периметры у всех прямоугольников, имеющих равные площади? 3. У какого прямоугольника с равными площадями наименьший периметр? 4. Что происходит со сторонами прямоугольника, когда периметр увеличивается? Запишите вывод в рабочий лист. Оцените свою работу!
|
Гипотеза: Если площади равны, то периметр
Исследование №2. Заполните таблицу.
Таблица №2
-Ребята анализируют ситуацию и делают вывод, что если площади равны ,то периметры не равны . -Периметры равны только у равных прямоугольников 1, 4. Площади и периметры равны у равных фигур, которые совпадают при наложении
-Самый маленький периметр у прямоугольника 3, который является квадратом..
-Да, чем больше разница между длиной и шириной, тем периметр больше. Вывод: Если площади равны, то периметры не равны, наименьший периметр у квадрата.….
- Площади и периметры равны только у равных фигур.
- Нет, периметры у других разные, хотя площади равны.
- Из всех прямоугольников с равными площадями наименьший периметр у квадрата.
-Периметр прямоугольника увеличивается, если увеличивается разница между сторонами. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
6. Объяснение результатов при помощи опыта. Проблема Отчего же возникают такие зависимости, в чем причина. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, проведем опыт. Работаем в парах (один измеряет, другой записывает). |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Возьмите прямоугольник у вас на столе. Измерьте его длину, ширину, площадь и периметр, результаты измерений занесите в таблицу №3 (1 строка).
Теперь разрежьте фигуру вдоль пополам и составьте новую фигуру ( учитель демонстрирует как на доске с моделью квадрата)и заполните вторую строку в таблице №3.
1. Проверка таблицы. -Чему равны площадь и периметр до разрезания? -А после разрезания? - Изменилась ли площадь? - Периметр? -Откуда взялись лишние сантиметры? Почему? Что же произошло с границами фигуры?
-А что произойдет с периметром, если фигуру разрезать вдоль еще раз, увеличив разницу его сторон еще больше, то есть растянуть его еще сильнее?
Итак, давайте сделаем вывод: - Что происходит со сторонами прямоугольника, когда периметр увеличивается? |
Опыт. Таблица №3
------- | | | | | | | | | -------
---- | | | | | | ---- | | | | | | ----
-Ученики замечают, что у фигуры появились дополнительные стороны, которые стали границами, это дополнительные 20 см, и исчезла граница 5+5=10си. Итого 20-10=10 см. Вот и дополнительные 10 см -Периметр увеличится.
- Появляются дополнительные границы. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование №3 7 Ребята, давайте посмотрим вот такую задачу Задача. Какой из прямоугольников с равными периметрами имеет наибольшую площадь? Работаем
в группе
1. Найти как можно больше прямоугольников с периметром 24 см 2. Вычислите их площадь 3. Найти прямоугольник с наибольшей площадью 4. Сделайте вывод. Анализ полученных данных
- Ребята, решение этой задачи было известно математикам Древней Греции. Оно изложено в книге Евклида, где доказывается, что если рассмотреть прямоугольник и квадрат одного и того же периметра, то наибольшую площадь будет иметь квадрат. -Ребята, давайте сделаем вывод: Какой из прямоугольников с равными периметрами имеет наибольшую площадь? А теперь давайте отдохнем! |
Дети делают вывод, что из всех прямоугольников с равными периметрами наибольшую площадь имеет квадрат. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8.Физкультминутка. Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся
|
Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
9. Закрепление полученных знаний. Применение их в жизненной ситуации.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Чтобы убедиться в жизненной важности приобретенных нами знаний предлагаю рассмотреть две задачи.
Работа по содержанию. 1. О каких фигурах идет речь в задаче? 2. Что мы можем найти у прямоугольников? 3. Для чего ? 4. Как найти площадь первого прямоугольника? 5. Найдите площадь второго прямоугольника 6. Что скажете о площадях? 7. И что теперь делать будем? 8. Чему равен периметр первого прямоугольника? 9. А второго?
|
Задача №1. Родители Оли, ученицы 5 класса, задумали купить земельный участок. В объявлениях они нашли два подходящих участка, один размерами 60 м в длину и 100 м в ширину, а другой 50 м в длину и 120 м в ширину. На семейном совете Оля сказала, что первый участок купить выгоднее, чем второй. Почему Оля так решила?
- О прямоугольниках. - Можем найти площадь и периметр.
- Чтобы сравнить их. -Нужно перемножить его измерения 60м на 100м- это 6000 м2
-Площадь второго прямоугольника равна 50 м *120м=6000 м2
- Их площади равны. - Можно найти периметры этих прямоугольников. -Периметр первого прямоугольника равен удвоенной сумме его измерений (60+100)*2=320(м)
-Он равен (50+120)*2=340(м) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- В чем дело? |
Дети замечают, что площади у участков равны, отвечают, но периметр второго участка больше (340м), а первого меньше (320 м), можно сэкономить на установке забора.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рассказ Толстого А.Н. «Много ли человеку земли надо?» «Жил трудолюбивый крестьянин Пахом, который отправился в чужие края, чтобы купить плодородные земли для возделывания и выращивания урожая. Он со старейшинами села договорился о покупке земли. Но было поставлено одно условие: «Надо с утра обойти столько земли, сколько сможешь, и вернуться до захода солнца». Пахом прошел 40 км. Вопрос. Зная замечательные свойства прямоугольника, скажите , как нужно идти Пахому? -Какое свойство квадрата используется? |
Задача 2 Из рассказа Л. Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно?»
Пахому надо идти по квадрату.
Если периметры одинаковые, то наибольшая площадь будет у квадрата |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10 .Индивидуальное домашнее задание. - Как при том же периметре прямоугольника получить наибольшую площадь? |
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.Подведение итогов урока.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Какую проблему мы решали на уроке? Удалось решить нам поставленную проблему ? -Какие получили результаты? -Где можно применить новое знание? -Наш урок подходит к концу. В течение урока вы работали в рабочих листах. Посмотрите на вы ставленые отметки в рабочем листе и оцените свою общую работу на уроке. - Поднимите руку, кто получил «5», «4», «3».
|
Выяснили, что не всегда, если площадь больше, то и периметр больше, наибольшую площадь при наименьшем периметре имеет квадрат. Убедились, что знание зависимости площади и периметра пригодится в жизни.
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Сегодня мы говорили о площади прямоугольника. На следующем уроке мы будем решать более сложные задачи. Спасибо за работу на уроке.
|
П.18, выучить свойства, формулы №740 – задача похожа на те, что мы решали в классе , №745
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.Рефлексия.
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Возле каждого предложения поставьте знак + «знаю» Знак – «Не знаю» ! «удивлен» Можно ставить два знака рядом.+!
|
Текст карточки. Если площади прямоугольников равны, периметры могут быть разные. Из всех прямоугольников с равными площадями наименьший периметр у квадрата. Чем больше вершин у фигуры, тем больше ее периметр. Чтобы сэкономить на заборе, без ущерба для площади, лучше купить участок квадратной формы. Чтобы найти площадь прямоугольника надо длину умножить на ширину Единицы площади -1 см2, 1м2 , 1 км2. Ели фигура составлена из частей, то и периметр фигуры равен сумме периметров фигур, из которых она составлена.
Учащиеся проставляют знаки в карточках. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема урока «Площади и периметры»
Предмет: математика
Класс: 5
Учитель : Сенина Сания Умерзаховна
Цель |
Повторить и обобщить знания о площади и периметре прямоугольника и квадрата |
Планируемые образовательные результаты для обучающихся по окончании изучения темы:
Программные требования:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Формирование умения определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировка своих действий в соответствии с изменяющейся ситуацией |
Формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни |
Формирование представления о площади фигуры, установка связи между единицами измерения площади, ознакомление обучающихся с формулами площади прямоугольника |
Основные понятия:
Прямоугольник, его свойства, обозначение. |
Длина, ширина и диагонали прямоугольника. |
Формулы периметра и площади прямоугольника. |
Применение формул нахождения периметра и площади прямоугольника для решения практических задач. |
Основная идея урока: изучение основных сведений о прямоугольнике поможет обучающимся лучше решать практические задачи.
Основные понятия: площадь, свойства площади, единица измерения, измерение площади, формула площади и периметра прямоугольника.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Форма урока: поисково-исследовательская.
Оборудование и оснащение урока: мультимедиа проектор, экран, компьютер, доска, учебник.
Этапы и хронометраж урока
|
2 минуты |
|
3 минуты |
|
2 минуты |
|
7 минут |
|
1 минута |
|
20 минут |
|
1 минуты |
|
2 минуты |
|
2 минута |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.