Перспективно-тематический план по разделу «Здоровье»
(младший возраст 3-5 лет)
Тема |
Цель |
Содержание |
Сентябрь |
||
Подраздел «Движение – основа жизни» |
||
«Я расту» |
Познакомить детей с индивидуальными параметрами своего физического развития (рост, размер). Формировать элементарные представления о собственной индивидуальности. |
Индивидуальные параметры физического развития ребенка: рост (измерение ростомером), размер руки, ноги (сравнивание детей друг с другом). Сравнение со взрослым. Зависимость параметров физического развития от возраста человека. Практическая часть: физические упражнения. |
«На зарядку становись!» |
Показать значение физических упражнений для роста ребенка, сохранение и укрепление его здоровья через овладение комплексами утренней гимнастики. |
Понятие «Зарядка» («утренняя гимнастика») Значение физических упражнений в процессе роста ребенка, сохранения и укрепления его здоровья (мы делаем зарядку, чтобы стать сильными, ловкими, быстрее вырасти…) Необходимость выполнения утренней гимнастики в д/саду и дома. Практическая деятельность: физические упражнения из комплекса утренней гимнастики. |
«Пальчики – помощники» |
Обучить детей простейшим приемам самомассажа рук, ног. Показать значение самомассажа для профилактики различных заболеваний.
|
Самомассаж рук: растирание ладоней, поглаживания, пальчиковая гимнастика, работа с массажерами (комочки, мячики, палочки), растирания массажными варежками. Самомассаж ног: растирания массажными варежками, массаж стоп массажерами (катание палочки, хождение по обручу, канату, по коррегирующим дорожкам). Значение самомассажа (как средство профилактики различных заболеваний).
|
Октябрь |
||
Подраздел «Здоровье – всему голова» |
||
«Если случилась беда» |
Дать понятие о ситуациях, представляющих опасность для жизни и здоровья. Учить позвать на помощь в опасной ситуации. Приучать детей к необходимости постоянного присутствия рядом с ребенком взрослого (родителей, воспитателей). |
Опасные ситуации: травмы, ожоги, ушибы, порезы, незнакомые животные (собака), огонь. Основные правила поведения в опасной ситуации – позвать на помощь взрослых (родителей, воспитателей). Понятие о необходимости нахождения взрослого рядом с ребенком. Практическая часть: учить звать на помощь в опасной ситуации.
|
«Малыш на улице» |
Учить различать основные части улицы (проезжая часть и тротуар). Прививать навык правильного перехода улицы в сопровождении взрослого. Дать элементарные представления об основных участниках дорожного движения (транспорт и пешеходы). |
Части улицы: проезжая часть (дорога, здесь едут машины), тротуар (дорожка для пешеходов, здесь ходят люди). Знакомство с основными видами городского транспорта: автобус, троллейбус, автомобиль (машина), их назначением (перевозка людей, пассажиров). Основное правило перехода через дорогу в сопровождении взрослого (за руку). Практическая деятельность: экскурсия к дороге, наблюдение за транспортом, пешеходами. |
«Светофорик» |
Познакомить детей со светофором, основными сигналами светофора (для пешеходов) |
Понятие «светофор», его значение (регулирует движение транспорта, пешеходов). Значение сигналов светофора: красный - стоять, зеленый - идти. Практическая деятельность: экскурсия к светофору, наблюдение за деятельностью светофора. |
Ноябрь |
||
Подраздел «Мир моих чувств и ощущений» |
||
«Глазки, ушки и носы…» (2 занятия) |
Дать элементарные сведения об основных органах чувств. |
Понятия: «глаза», «уши», «нос», расположение на лице, назначение (глазками видим, ушками слышим, носиком дышим и нюхаем). Уход (по возможности). Восприятие с помощью пальчиков рук. Практическая деятельность: гимнастика для глаз (прослеживание за ориентиром), элементарные дыхательные упражнения (дуть на предмет), самомассаж ушной раковины (поглаживание, растирание), самомассаж рук, пальчиковая гимнастика. |
«Потрогаю, понюхаю, посмотрю, послушаю и если это можно есть, то, конечно, скушаю!» 2 занятия) |
Знакомить с разными видами ощущений: зрительными, слуховыми, обонятельными, тактильными, вкусовыми. |
Органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Их значение. Уход. Бережное отношение к органам чувств. Восприятие с помощью всех органов чувств. Практическая часть: разученные ранее приемы дыхательной гимнастики, самомассажа, гимнастики для глаз, точечного массажа. |
Декабрь - январь |
||
Подраздел «Путь к себе» |
||
«Здравствуйте, это я!» |
Дать элементарные представления о строении тела человека, о функциональном назначении основных частей тела. |
Элементарные сведения о себе: Имя, фамилия (по возможности). Внешний вид. Строение тела: голова, туловище, руки, ноги (на примере себя и сборно-разборных игрушек), понятия о простейших действиях рук и ног: руками держим ложку, карандаш, берем предметы и т.п., ногами ходим, бегаем и т.д. Выделение человека среди других живых и неживых объектов. Практическая часть: ходим, бегаем и т.д., приемы пальчиковой гимнастики. |
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам…» |
Прививать культурно-гигиенические навыки умывания, мытья рук, воспитывать у детей потребность в соблюдении навыков гигиены в повседневной жизни. |
Показать детям зависимость состояния здоровья от соблюдения КГН (мытья рук перед едой, после посещения туалета, по мере загрязнения). Понятие чистых и грязных рук. Практическая часть: игры с водой, элементарные закаливающие процедуры (мытье рук до локтя, растирание рук мокрой варежкой). |
«Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!» |
Прививать культурно-гигиенические навыки умывания (учить пользоваться мылом, полотенцем, соблюдать правильную последовательность при умывании и мытье рук). |
Знакомство с предметами личной гигиены (мыло, полотенце), их назначением. Практическая часть: умывание и мытье рук (самостоятельно, с помощью взрослого), соблюдая правильную последовательность, с использованием художественного слова. |
Февраль |
||
Подраздел «Советы доктора Айболита» |
||
«Потеплее одевайся…» |
Дать детям элементарные знания о значении одежды и соответствии одежды разным погодным условиям. |
Одежда легкая, теплая. Одежда для улицы (зимняя), одежда для группы. Значение одежды (защита от холода). Практическая часть: формировать навык последовательного одевания. |
«Ай! Болит!» |
Дать первоначальные представления о признаках заболевания и формировать элементарные представления о правильных действиях в случае болезни. |
Признаки болезни: головная боль, боль в животе, высокая температура, кашель, насморк. Профессия – доктор (врач). Действия при болезни (идти к врачу, сказать о болезни взрослому: маме, воспитателю). В процессе сюж/ролевой игры обыгрывать процесс лечения (уложить в кровать, дать лекарство, поставить градусник, сделать укол). Практическая деятельность: измерение температуры, самомассаж брюшной полости. Смазывание слизистой оболочки носа оксолиновой мазью. |
Март |
||
Подраздел «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!» |
||
«Спят усталые игрушки» |
Создать положительную мотивацию на режимный момент - сон. Дать элементарные представления о значении сна для человека. |
Режим сна (днем и ночью). Значение сна (отдых для организма). Место и условия сна (кровать, постельные принадлежности - одеяло и подушка, одежда для сна – пижама или нижнее белье, правила засыпания - тишина, закрытые глаза). Практическая часть: релаксационные упражнения (типа «Волшебный сон»). |
Апрель |
||
«Водичка, водичка, умой мое личико!» |
Дать доступные знания о воде, ее пользе для человека, животных растений. |
Вода, ее свойства: чистая, прозрачная, течет, льется, капает, теплая, холодная. Значение воды: средство гигиены, для приготовления пищи, для жизни растений и животных. Практическая часть: игры с водой, элементы ролевых игр (стирка, мытье кукол, приготовление пищи, мытье посуды), работа в уголке природы (полив растений). |
«Солнышко – колоколнышко» |
Дать доступные знания о солнце, его пользе для человека, животных, растений. |
Внешние признаки солнца: яркое, желтое, теплое, греет, светит, лучи. Польза для здоровья человека (тепло, светло), значение солнца для живых организмов (растений, животных). Практическая часть: психогимнастика «Солнышко». |
Май |
||
Подраздел «Человек есть то, что он ест» |
||
«Кушай на здоровье!» |
Прививать КГН приема пищи (пользование столовыми приборами, сервировка стола), формировать у детей понятие необходимости приема пищи. |
В процессе игровой деятельности формировать навык правильно держать ложку, чашку, расставлять приборы на столе (элементы сюжетно-ролевых игр типа «Накорми куклу», «Научи кушать мишку», «Принимаем гостей» и т.д.). Необходимость приема пищи для человека. Режим питания в детском саду (завтрак, обед, полдник, ужин). Практическая часть: обыгрывание процесса приема пищи. |
«Во саду ли, в огороде» |
Объяснить пользу овощей и фруктов для организма человека. |
Знакомые овощи и фрукты: яблоко, груша, капуста, морковь, лук. Их значение для роста детей и укрепления их здоровья (морковка полезна для зрения, капуста для роста, лук – чтобы не болеть, все овощи и фрукты – чтобы расти и не болеть). Практическая часть: определение овощей и фруктов по вкусу, полоскание рта после еды. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.