В данном материале представлено перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности по познавательном развитию (ребёнок открывает мир природы) для детей старшего дошкольного возраста по программе "Детство" в соответствии ФГОС на год. Занятия распределены в соответствии с темой недели, тут же описаны цели занятия и методическая литература.
Перспективно – тематический план
Познавательное развитие (ребёнок открывает мир природы)
Месяц
№
недели
Тема недели
Тема НОД
Цели и задачи
№
п/п
1
ь
р
б
я
т
н
е
С
2
ь
р
б
я
т
к
О
День знаний
Экскурсия в парк
Дары природы. Труд
людей осенью.
Путешествие колоска
Что нам осень
принесла? Труд
людей осенью.
Правила и
безопасность
дорожного
движения.
Мой детский
сад.
Планета Земля – наш
общий дом.
Мой город, мой
поселок.
Растительный и
животный мир
Калининградской
области.
Родная страна.
Водоёмы родного края
1
2
3
4
5
6
Цель: обратить внимание детей на то, какие осенние
изменения происходят в природе. Обсудить причины
этих изменений.
Цель: закрепить знания о явлениях осенней природы,
обратить внимание на красоту этого времени года.
Уточнить представления детей о фруктах и овощах
(название, форма, цвет, вкус, запах).
Цель: познакомить детей с процессом выращивания
хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к
нам на стол. Обратить внимание детей на содержание
труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в
работе, механизацию труда. Воспитывать уважение и
бережное отношение к хлебу.
Цель: уточнить представления о солнечной системе,
рассказать об уникальности Земли, что Земля – это
дом для всех людей, всего живого, который нужно
любить, не разрушать. Дать детям представление о
жизни в разных регионах Земли, рассказать о
Мировом океане.
Цель: углубить представления детей о животных и
растениях Калининградской области. Познакомить
детей с заповедниками, памятниками природы,
показать, какие ценные, охраняемые виды растений и
животных произрастают и живут в нашей области.
Развивать познавательную активность детей.
Цель: совершенствовать знания о родном крае. Учить
грамотно отвечать на вопросы, способствовать
развитию внимания, бережного отношения к природе.
Источник,
Страница
Горькова, с.116
Горькова, с.48, 138
Горькова, с.4244
Горькова, с.117
Горькова, с.463
ь
р
б
я
о
Н
7
8
9
10
11
Чистый воздух и вода –
богатство страны.
Цель: продолжать развивать представления детей о
планете Земля. Познакомить детей со свойствами
воды и воздуха, их ролью в жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Горькова, с.40
Наши добрые
дела. Уроки
вежливости и
этикета.
Труд взрослых.
Профессии.
Животный и
растительный мир
осенью.
Поздняя осень
Волшебница осень
Неделя
безопасности
Декоративно
прикладное
искусство
Грибными дорожками
Перелёт птиц
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об
осени. Познакомить с жизнью животных и растений
осенью. Формировать экологическую культуру,
воспитывать бережное отношение к растениям и
животным.
Цель: сформировать у детей представления о
состоянии растений осенью, дать знания о плодах и
семенах конкретных деревьев, кустов, травянистых
растений. Показать детям приспособления семян к
распространению. Учить устанавливать связи между
состояниями растений и жизнью животных и
условиями среды, выяснять причины происходящих
изменений.
Цель: закрепить знания детей о грибах, учить
различать съедобные и ядовитые грибы. Развивать
память, воображение, наблюдательность.
Воспитывать экологическую культуру.
Цель: продолжать знакомить с особенностями жизни
птиц, дать элементарные сведения о том, чем кормят
птиц зимой. Воспитывать бережное отношение к
птицам, учить детей доброте.
Горькова, с.63
Горькова, с.163
Горькова, с.574
ь
р
б
а
к
е
Д
12
13
14
15
16
Семья и
семейные
традиции
Кто главный в лесу?
Живые цепочки.
Зимушка – зима
Беседа «Как узнать
зиму»?
Человек и природа
Мир предметов,
техники и
механизмов,
изобретений
Опыты и
эксперименты
Как кожа помогает
человеку
Новый год.
Мастерская
Деда Мороза
Красавица ёлка
Цель: уточнить представления детей о лесе, его
растениях и обитателях. Формировать представления
о взаимосвязи и взаимозависимости обитателей
лесного сообщества; формировать представления о
взаимосвязи обитателей лесарастений и животных,
их пищевой зависимости друг от друга, учить
составлять экологические цепочки. Закрепить
понятия хищники и травоядные. Воспитывать
познавательный интерес.
Цель: продолжать формировать представления детей
о типичных зимних явлениях в неживой природе.
Закрепить знания об особенностях существования
растений зимой, об образе жизни и поведении
животных зимой. Формировать эстетическое
отношение к зимним явлениям.
Цель: создать условия для обобщения представлений
детей о том, как человек использует факторы
природной среды для удовлетворения своих
потребностей, укрепления и охраны здоровья. Учить
детей понимать то, что человек должен бережно и
гуманно относиться к среде обитания: экономно
расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять
природу.
Цель: развивать представления детей о коже, её
основных функциях; познавательную деятельность
детей: умение принимать проблемнопознавательную
задачу, использовать обследовательские действия
для её решения, устанавливать связи. Воспитывать
желание узнавать о себе.
Цель: способствовать развитию умения называть
характерные особенности строения ели, признаки,
отличающие её от других деревьев, различать ель и
сосну. Формировать умения видеть отличие
игрушечной ели от настоящей. Воспитывать
бережное отношение к природе.
Горькова, с.153
Бондаренко (67),
с.103
Горбатенко, с. 133
Горбатенко, с. 134
Горбатенко, с. 137Жизнь на крайнем севере
и тундре
Цель: способствовать расширению представлений о
жизни на Крайнем Севере и тундре, о
приспособлении человека к жизни в тяжёлых
условиях. Воспитывать интерес к научно
познавательной литературе.
Горбатенко, с. 140
Откуда берутся болезни? Цель: способствовать расширению представлений о
Горбатенко, с. 142
Каникулы
Народная
культура и
традиции
Я вырасту
здоровым
5
ь
р
а
в
н
Я
6
ь
л
а
р
в
е
Ф
17
18
19
20
21
22
23
Природа и
человек
Сбережём удивительный
мир природы
Путешествие по
странам и
континентам
Экзотические животные
микробах, бактериях, вирусах, о путях их попадания
в организм, о пользе и вреде для человека.
Воспитывать осознанное отношение к своему
здоровью, заботу о нём.
Цель: воспитывать у детей бережное отношение к
растительному и животному миру, чувства
сопереживания и сопричастности к природе.
Расширять кругозор детей, речь, внимание,
мышление.
Цель: выявить имеющиеся знания у детей об
экзотических животных. Углубить представления о
льве, тигре, слоне, обезьяне, кенгуру. Развивать
интерес к экзотическим животным, доброе и чуткое
отношение. Дать сведения о заповедниках и
зоопарках.
Горькова, с. 158
Горькова, с. 76
Транспорт
В гостях у морского царя Цель: познакомить детей с жизнью морских
Горькова, с. 189
Защитники
Отечества
Как лесные звери
проводят зиму в лесу
обитателей, их внешнем видом, образом жизни.
Обогащать словарный запас. Воспитывать
экологическую культуру.
Цель: формировать представления детей о жизни
животных в лесу, их приспособленности к зимнему
периоду.
Бондаренко, с.3737
т
р
а
М
24
25
26
27
28
Мир прошлого,
настоящего и
будущего
Беседа «Я человек»
Цель: на основе исследовательской деятельности
развивать представления о том, что человек – часть
природы, и одновременно существо мыслящее.
Совершенствовать речь детей, развивать фантазию,
творческое воображение, коммуникативное общение.
Бондаренко(67),
с.88
Международный
женский день
Беседа «Вода вокруг
нас»
Мальчики и
девочки
Беседа «Как растёт
человек»
Весна пришла!
Весенний уход за
комнатными растениями.
Неделя книги
Посадка семян гороха
Цель: обратить внимание детей на значение воды в
нашей жизни. Показать, где, в каком виде существует
вода в окружающей среде. Рассказать, что капельки
воды в природе «ходят», движутся по кругу.
Познакомить детей с явлением «кислого дождя».
Цель: учить различать проявления возрастных и
половых особенностей во внешнем облике людей.
Закрепить представления о семейных отношениях,
обязанностях и правах членов семьи в жизни
человека.
Цель: учить детей по внешним особенностям
растений определять их нормальное или болезненное
состояние, выявлять недостающие условия и
определять способы ухода, которые могут их
выполнить. Уточнить представления детей о том, что
среди растений есть влаголюбивые и
засухоустойчивые растения.
Цель: уточнить представления о том, что растения
вырастают из семян. Научить узнавать семена гороха,
отличать их от фасоли. Закрепить знания об
условиях, необходимых для роста гороха. Учить
сажать проросший горох. Обогащать словарь.
Воспитывать интерес к выращиванию овощей.
Бондаренко(67),
с.106
Воронкевич, с.406
Бондаренко(67),
с.116
Бондаренко(56),
с.1028
ь
л
е
р
п
А
29
30
31
32
Неделя
здоровья.
Спорт
Наши умные помощники
органы чувств.
Космические
просторы
Космос. Вселенная.
Звёзды.
22 апреля
Международный
день земли
Единство и
дружба народов
планеты Земля
Почему земля кормит
Все нужны земле
й
а
М
33
9
День Победы
Красная книга – сигнал
опасности
Цель: формировать представление о различных
средствах и способах познания окружающего мира, о
роли органов чувств в восприятии объектов и
предметов окружающего мира; о необходимости
ухода за органами чувств. Развивать умение
понимать мимику человека.
Цель: уточнять и расширять представления детей о
космосе, работе космонавтов. Подчеркнуть
уникальность планеты Земля, ответственность людей
за её будущее. Вызвать познавательный интерес к
космосу, развивать фантазию, воображение.
Воспитывать уважение к труду космонавта.
Цель: познакомить с компонентами, которые входят
в состав почвы посредством проведения опытно
экспериментальной деятельности.
Цель: способствовать развитию у детей
эмоционально – положительного, экологически
правильного отношения к внешне непривлекательным
животным; понимания ценности жизни, значимости
живых существ, их взаимосвязи в природе; умения
устанавливать связи приспособления животных к
среде обитания. Воспитывать экологическую
культуру.
Цель: дать детям представление о том, что люди
плохо зная природу, погубили много растений и
животных. Познакомить детей с Красной книгой,
охраняемыми растениями и животными.
Воронкевич, с.225
Горькова, с.208
Воронкевич, с.414
Горбатенко, с .154
Бондаренко (67),
с.12234
35
36
Права ребёнка
Чем богаты недра земли
Скоро в школу
Путешествие по
экологической тропе
Поздняя весна.
Здравствуй
лето!
Обобщающая беседа о
весне.
Цель: способствовать развитию представлений детей
о природных богатствах недр Земли: как добывают и
используют уголь, нефть, минералы, песок и пр.
Формировать умения распознавать некоторые
материалы, используя сенсорные анализаторы,
сравнивать, выделяя характерные качества.
Воспитывать чувство гордости и ответственности за
богатство и красоту земли.
Цель: расширять представления детей о
многообразии значении растенийлекарей в жизни
человека, особенностях их произрастания и внешнего
строения, о правилах сбора растений. Познакомить
детей с общественной жизнью муравьиного
семейства, о ролях их в семействе. Показать роль
муравьёв, как санитаров природы в уничтожении
вредных насекомых. Учить детей ориентироваться по
плану экологической тропы.
Цель: способствовать обобщению представлений о
весне как времени года, о жизни растений и
животных, птиц, о погодных условиях в весеннее
время. Формировать и обобщать представления о
труде взрослых и детей. Формировать положительно
эмоциональное отношение к красоте весенней
природы.
Горбатенко, с 161
Горбатенко, с 162