Перспективное планирование кружка «Почемучки» по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

  • Документация
  • docx
  • 27.11.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.Перспективное планирование кружка «Почемучки» по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе
Иконка файла материала кружок Почемучка ст.гр..docx
Перспективное планирование кружка «Почемучки» по познавательно­исследовательской деятельности в старшей группе  Пояснительная записка Дошкольники   –   прирожденные   исследователи.   И   тому   подтверждение   –   их любознательность,   желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.    постоянное   стремление   к   эксперименту, Говоря   о   познавательно­исследовательской   деятельности,   имеется   в   виду активность   ребенка,   впрямую   направленную   на   постижение   устройства   вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. В период дошкольного детства «островок» познавательно­исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде   ориентировочных   действий,   опробования   возможностей   любого   нового материала. К   старшему   дошкольному   возрасту   познавательно­исследовательская деятельность   вычленяется   в   особую   деятельность   ребенка   со   своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой­либо сфере жизни. Путей   развития   потенциала   личности   существует   много,   но   собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.  Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те,   что   усвоены   путем   выучивания,   а   те,   что   добыты   самостоятельно,   в   ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать   науку,   действуя   подобно   ученому   (проводя   исследования,   ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем­то знания в готовом виде. В сознании ребёнка постепенно  меняется картина мира. Она становится более адекватной   и   целостной,   отражает   объективные   свойства   вещей,   взаимосвязи, взаимообусловленности.   В   результате   происходит   непрерывное   и   постоянное перестроение, переосмысление и осознание ребенком этого мира, что позволяет ему осуществлять не только воспроизводящую, но и регулирующую и рефлексирующую деятельность. В наше сложное  противоречивое  время  особенно  остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня –творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Обучение   должно   быть   «проблемным»,   т.   е.   должно   содержать   элементы исследовательского поиска. Организовать его надо по законам проведения научных исследований, строиться оно должно как самостоятельный творческий поиск. Тогда обучение – творческая деятельность, тогда в нем есть все, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить жажду познания. Любой   ребенок,   как   уже   отмечалось,   вовлечен   в   исследовательский   поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние: рвать бумагу и   смотреть,   что   получилось;   понаблюдать   за   рыбками   в   аквариуме;   изучать поведение синички за окном; проводить опыты с разными предметами; разбирать игрушки, изучая их устройство. Организация работы строется по пяти взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами. Это:  неживая природа (изучение свойств воды, снега, воздуха, ветра, песка, глины)  рукотворный мир (изучение предметов из дерева, пластмассы, бумаги, резины, ткани, металла, мыла);   живая природа (наблюдения за растениями, насекомыми, животными);  физические явления (изучение свойств магнита, света, электричества, звука);  человек («наши помощники» ­ нос, уши, глаза, руки, ноги, кожа).  Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что   оно   так   же,   как   и   исследование,   проводимое   взрослым   ученым,   неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы: • выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); • выдвижение гипотезы; • поиск и предложение возможных вариантов решения; • сбор материала; • обобщение полученных данных. Суть  проблемного обучения заключается  в  создании  познавательной  задачи, ситуации   и   предоставлении   детям   возможности   найти   средства   ее   решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. В качестве основных развивающих функций познавательно­исследовательской деятельности обозначены следующие:             родо­видовых развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно­следственных, (классификационных), пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта (схематизация,   символизация   связей   и   отношений   между   предметами   и явлениями окружающeгo мира); развитие   восприятия,   мышления,   речи   (словесного   анализа­рассуждения)   в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение   кругозора   детей   посредством   выведения   их   за   пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную ивременную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений). Цели опытно­экспериментальной деятельности: 1. Создание   условий   для   формирования   основного   целостного   мировидания ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. 2. Развитие   наблюдательности,   умение   сравнивать,   анализировать,   обобщать, развитие   познавательного   интереса   детей   в   процессе   экспериментирования, установление причинно­следственной зависимости, умение сделать выводы. 3. Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности. 4. Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий. Задачи опытно­экспериментальной деятельности: *   1. Расширять   представления   детей   о   физических   свойствах   окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость); * 2. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, магнитное притяжение); *   3. Развивать   представления   детей   о   некоторых   факторах   среды(свет, температура   воздуха   и   ее   изменчивость;   вода­переход   в   различные   состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух – его давление и сила; почва – состав, влажность, сухость); *   4. Расширять   представление   об   использовании   человеком   факторов природной   среды:   солнце,   земля,   воздух,   вода,   растения   и   животные – для удовлетворения своих потребностей; *   5. Расширять   представления   детей   о   значимости   воды   и   воздуха   в   жизни человека; * 6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в ее состав песок и глину; *   7. Формировать   опыт   выполнения   правил   техники   безопасности   при проведении физических экспериментов; * 8. Развивать эмоционально­ценностное отношение к окружающему миру. Формы организации исследовательской деятельности: Индивидуальная (работа с раздаточными карточками, беседы). Фронтальная (коллективные игры, беседа). Подгрупповая (наблюдение, проведение опытов, эксперимента). Примерная структура занятия­экспериментирования: Постановка   исследовательской   задачи   в   виде   того   или   иного   варианта проблемной ситуации. Упражнения   на   развитие   внимания,   памяти,   логического   мышления   (могут быть организованны до занятия). Уточнение   правил   безопасности   жизнедеятельности   в   ходе   осуществления экспериментирования. Уточнение плана исследования. Выбор   оборудования,   самостоятельное   его   размещение   детьми   в   зоне исследования.Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников, комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.Перспективное планирование по познавательно­исследовательской деятельности для детей 5­6 лет ОКТЯБРЬ № Объект Песок,  глина. 1. Семена  растений 2. Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности Песок,  глина У кого  какие  детки. Мы – волшебники. Выделить общее в строении семян (наличие ядрышка). Побудить к называнию частей строения  семян: ядрышко, оболочка. НОЯБРЬ. Материал и оборудование Продемонстрировать свойства песка и глины:  сыпучесть, рыхлость; изменение их свойств при  взаимодействии с водой. Овощи, фрукты, ягоды, подносы, лупа,  молоточек, изображения растений, коллекция  семян. № Объект Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности Материал и оборудование Звук Угадай, чей  голосок? Научить определять происхождение звука и различать  музыкальные и шумовые звуки. 3. 4. Цвет Волшебная  кисточка. Познакомить с получением промежуточных цветов путем  смешивания двух основных. Металлофон, дудочка, балалайка,  деревянные ложки,  металлические  пластины, кубики, коробочки,  наполненные пуговицами, горохом,  пшеном, бумагой. Краски, палитра, кисточка,  пиктограммы с изображением двух  цветовых пятен, листы с тремя,  нарисованными контурами  воздушных шаров.№ Объект Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности Вода Узнаем, какая  вода. Выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней  растворяются некоторые вещества. ДЕКАБРЬ. 5. 6. Вода Окрашивание воды Выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной;  в воде растворяются некоторые вещества; вода прозрачная,  но может менять свою окраску, запах, когда в ней  растворяются окрашенные пахучие вещества. Материал и оборудование Три емкости: пустая, с  чистой водой, окрашенная  вода с добавлением  ароматизатора; пустые  стаканчики. Емкость с водой (холодной и теплой), кристаллический  ароматизированный  краситель, палочки для  размешивания, мерные  стаканчики. ЯНВАРЬ. № Объект Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности 7. Вода Изготовление  цветных льдинок. 8. Снег Возьмем с собой  снеговика. Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды ­ твердым и  жидким. Выявить свойства и качества воды: превращается в лед  (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой  находиться). Формировать у детей представление о том, что снег и лед в тепле  тают, и образуется вода. Установить зависимость изменений в  природе от сезона. Материал и оборудование Емкость с окрашенной  водой, разнообразные  формочки, веревочки. Снеговик с носом из  сосульки, емкость.№ Объект Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности Материал и оборудование ФЕВРАЛЬ. 9. Магнит Волшебная  рукавичка. Выяснить способность магнита притягивать некоторые  предметы. 10. Бумага Древесина Бумага, ее  качества и  свойства. Древесина, ее  качества и  свойства. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, определять  некоторые ее качества (цвет, структура поверхности, степень  прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства  (мнется, рвется, режется). Научить узнавать вещи, изготовленные из древесины;  определять ее качества (твердость, структура поверхности –  гладкая, шершавая; степень прочности) и свойства (режется,  не бьется, не тонет в воде).  МАРТ. Магнит, мелкие предметы из  разных материалов,  рукавичка с магнитом  внутри. Бумага, ножницы,  емкость с  водой. Деревянные предметы,  емкости с водой. № Объект Название опыта Цель опытно­исследовательской  деятельности Материал и оборудование 11. Теплота Горячо –  холодно. 12. Растения Что любят  растения? Научить определять температурные качества веществ и предметов. Выявить необходимость света в жизни растений. Выявить значение влаги для роста и жизни растений. Емкости с водой разной температуры,  ванночка. Два комплекта растения, картонная  коробка. Луковицы в сухой банке и в банке с  водой.№ Объект Название опыта Растения Хитрые  семена. 13. АПРЕЛЬ. Цель опытно­исследовательской  деятельности Материал и оборудование Познакомить со способом проращивания семян. 14. Орган  обоняния. Орган  осязания. «Умный»  нос. Язычок –  помощник. Познакомиться с особенностями работы носа. Определить  по запаху предметы. Познакомить со значением языка, поупражняться в  определении вкуса продуктов. Семена бобов, кабачков, две  баночки с землей, палочка, лейка,  салфетка из марли. Различные цветы, продукты с  характерным запахом, емкости,  содержащие пахучие вещества,  картинки, с изображением  соответствующих продуктов. Набор разнообразных продуктов  питания (горький, сладкий,  кислый, соленый вкус). Два целлофановых пакета (один с водой, другой с воздухом),  алгоритм описания свойств  воздуха и воды. Ленточки, флажки, пакет,  воздушные шары, трубочки для  коктейля, емкость с водой. Резиновые предметы: ленты,  игрушки, трубки. МАЙ. Цель опытно­исследовательской  деятельности Материал и оборудование № Объект Название  опыта Воздух Что в пакете? Поиск  воздуха. 15. Выявить свойства воздуха: невидим, без запаха, не имеет  формы, Сравнить свойства воды и воздуха (воздух легче  воды). Предложить детям доказать с помощью предметов, что  вокруг нас есть воздух.  16. Резина. Резина, ее  качества и  свойства. Узнавать вещи, сделанные из резины, определять ее качества (структура поверхности, толщина) и свойства  (плотность,  упругость, эластичность),