Перспективный план взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста и с родителями (законными представителями) по формированию познавательного интереса к здоровому образу жизни
Месяц |
Тема |
Цель |
Виды и формы деятельности |
Работа с родителями |
Сентябрь, октябрь |
«Я и моё тело» |
Дать представления об устройстве тела человека. Стимулировать положительные эмоции, интерес к изучению своего организма. Формировать представление о связи двигательной активности и здоровья. |
Беседы: «Мои помощники». «Я и другие люди» (внешние различия людей по возрасту, полу, росту, цвету волос, глаз и т.д.; «Здоровье в порядке- спасибо зарядке», « Как движутся части тела», «Как укрепить мыщцы и кости». «Как растет человек», «Внутренние органы человека» Цель: знакомство детей с назначением мышц, суставов, костей, внутренних органов их ролью в строении тела человека; возможностями движения различных частей тела. Д/игра «Кто что делает», «Умею- не умею», «Внутреннее строение человека». Цель: знакомство с функциями органов. Дыхательное упражнение «Дровосек». Цель: развитие органов дыхания у детей Игры-эксперименты «Розовые ручейки» Цель: дать детям представление о крови и кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов. «Почему кровь из нас выливается» Цель: дать детям первые представления о кровеносной системе, развивать любознательность; формировать способность анализировать результаты опытов. «Невидимки» Цель: дать детям представление о тонких, невидимых сосудах кровеносной системы. «Почему кровь движется?» Цель: дать детям представление о работе сердца, его значении для организма « ХХ-Р-Р-Р» Цель: дать детям понять, что такое храп и почему иногда человек храпит во сне. «Проверим слух» Цель: определить значимость расположения ушей на противоположных сторонах головы человека; соблюдать правила ухода за ушами. «Как работает ухо» Цель: дать простейшие понятия детям о строении и функционировании уха. «Опасная горошина» Цель: помочь детям осознать значимость уха для человека «Темно – светло» Цель: определить реакцию значков на различную степень освещенности. Сюжетно-ролевая игра «Спортивная школа». Вариант: тренировка спортсменов- подбор упражнений для различных групп мыщц. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». Чтение художественной литературы: В. Драгунский «Без осанки конь-корова», «Силушка по жилушкам огнем бежит»; Л,Толстой «Косточка», К.Чуковский «Федорино горе». Самостоятельная деятельность детей в центре «Здоровья» и «Экспериментирования» с нестандартным физкультурным оборудованием.
|
Привлечь родителей к созданию РППС . Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательного интереса ребенка к ЗОЖ». Анкетирование: «Отношение ребенка ЗОЖ » Консультация: «Значение игр-экспериментов для психического развития ребенка» Оформление папки – передвижки «Здоровы образ жизни семьи»; «Здоровье ребенка в наших руках» Составление памятки: «Здоровье-главное богатство человека». Досуг «Жизнь- это движение». |
Ноябрь |
«Витамины и полезные продукты»
|
Систематизировать представления детей об овощах и фруктах. Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека |
Беседа «Полезная еда». Цель: учить осознанно относиться к своему питанию, показать разнообразие пищи, рассказать о составе полезной пищи; отличать полезные продукты от вредных. Беседы: «Шиповник укрепляет наше здоровье», «Не всегда вкусное полезное», «Щи да каша- пища наша», «Морковкина копилка», «Овощи и фрукты- полезная еда». Цель: рассказать о роли витамина «С» для укрепления защитных сил организма; закреплять представления детей о здоровой пище, о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с приготовлением салата. Дидактические игры: «Кулинарное лото», «Кто в домике живет?» «Где растёт каша?» , «Во фруктовом царстве». «Чудо-дерево». Игры с ЛЕП буком «Витамины» Игры-эксперименты «Сухой язык» Цель: доказать необходимость слюны для ощущения вкуса пищи «Очищение воды» Цель: подвести детей к выводу о необходимости очищения воды перед употреблением. «Имеет ли вода запах?» Цель: подвести детей к выводу о том, что вода без примесей не имеет запаха; вода с неизвестным запахом нельзя употреблять, чтобы не повредить здоровью. «Испорченное яйцо» Цель: выявить представление детей о вредном влиянии газированных напитков и сладостей на эмаль зубов. «Наши помощники» Цель: показать детям взаимосвязь органов вкуса и запаха. «Определение жира в пище» Цель: Детям необходимо показать, что некоторые продукты имеют большое количество жира и требуют осторожности в употреблении, а другие не требуют ограничений – их можно есть много. «Значение кальция в организме». Цель: Показать роль кальция для здоровья. Сюжетно-ролевая игра. «Обед в семье». Вариант: составление меню (каша, суп, салаты для витаминизации). «Магазин «У бурёнки» (реклама продуктов и блюд из молока). «Зубная клиника» (советы по уходу за полостью рта, лечение зубов молочной пищей). Чтение художественной литературы: Ю.Тувим «Овощи», Н.Егоров «Огородный светофор», В.Осеева «Печенье» Цель: помочь детям понять, что здоровье зависит от правильного питания- еда должна быть не только вкусной, но и полезной. Выставка-дегустация «Овощи на столе». Выставка детских рисунков «В стране Витаминии».
|
Консультация: «Игра эксперимент в домашних условиях ». Цель: Роль экспериментирования для развития дошкольников. Привлекать родителей к пополнению центра экспериментирования и здоровья новой наглядной информацией. Физкультурно-познавательный досуг «Полезная и вредная еда» (совместно с родителями). Оформление папки- передвижки «Витамины и минералы – незаменимые компоненты в питании» Семинар – практикум «Игры на кухни». Памятка: «Культура еды», «Безобидные сладости».
|
Декабрь |
«Режим дня»
|
Сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня. |
Беседы: «Твой режим дня», «Зачем нужно соблюдать режим дня?», «Режим дня в выходные дни», «Здоровью надо помогать», «Зачем детям нужно спать днём?» Цель: сформировать представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Закрепить последовательность действий утром, днём и вечером. Воспитывать желание соблюдать режим дня. Ситуативное общение «Почему считается, что солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья». Цель: развивать речь детей и умение рассуждать. Сюжетно-ролевая игра «Семья» - колыбельная для куклы-дочки.; «Детский сад» - режим дня (смена подвижных игр спокойной деятельностью). Дидактическая игра «Режим дня», «Что перепутал художник?», «Части суток» Цель: закрепить у детей последовательность действий в течение дня. Игры-эксперементы «Лампочки и батарейки» Цель: подвести детей к выводу о необходимости для человека сна и отдыха. «Неприятно дышать» Цель: сформировать понятие детей онеобходимости длительных прогулок на свежем воздухе. «Что чувствуешь?» Цель: сформировать представление детей образовании пота, умении регулировать двигательную активность в разных условиях. «Послушаем свое дыхание» Цель: научить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма Чтение художественной литературы В Бианки «Как муравьишка домой спешил», О. Иванченко «Спокойной ночи», «Про мимозу». Составление альбома колыбельных песенок (рисунки-модели). Цель: способствовать формированию полезной привычки к быстрому засыпанию.
|
Анкетирование: «Режим выходного дня». Консультация на тему: «Развиваем внимание и мышление дошкольников – учим ребенка быть любознательным». Игротренинг: «Занимательные опыты для умных пап и дошколят». Оформление папки передвижки «Режим дня» Памятки: «Значение режима дня для дошкольников», «Оптимальный режим – важное условие для сохранения здоровья малыша, основа его жизни» |
Январь |
«Спорт и здоровье» |
Способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здоровья человека. Прививать любовь к физическим упражнениям, гордость за спортсменов-соотечественников. |
Беседы: « О, спорт- ты- мир!, «О смелости, ловкости, быстроте», «Что пишут о спорте», «Почему полезно заниматься физкультурой», «Мы дружим с физкультурой», «Чтобы олимпийским чемпионом стать», «Олимпийские чемпионы нашей губернии». Чтение художественной литературы: В.Радченко «Твой олимпийский учебник», С. Прокофьева «Румяные щеки», «Олимпийские кольца», Пословицы, поговорки, загадки о спорте Спортивный праздник «Малые Олимпийские игры» Рассматривание фотографий, иллюстраций, коллекции марок, этикеток о видах спорта, спортсменах Этюды на расслабление мышц: «Штанга», «Насос», «Винт», «Шалтай – Болтай» Дидактические игры: «Чего не стало», «Отгадай вид спорта», «Лото», «Где мы были, мы не скажем, а что делали покажем», «Подбери спортсменам инвентарь», Какие виды спорта изобразил художник?» Игры-эксперементы «Стук сердца» Цель: сформировать понятие детей о зависимости работы сердца от двигательной «Сердечные» помощники» Цель: дать детям представление о влиянии физической нагрузки на частоту сердцебиения. «Где спрятался пульс» Цель: дать детям представление о пульсе, учить находить пульс. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин спортивных товаров», «Стадион». «Олимпиада в детском саду» (подготовка к олимпиаде: выбор символа и видов спорта, формирование команд).
|
Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала для спортивного уголка Гостиная здоровья «Игры на свежем воздухе». Методические рекомендации «Зимние игры и развлечения детей». Оформление фотовыставки «Зимние забавы в детском саду и дома». Памятка «Прогулка-важный аспект здоровья ребенка» Папка-передвижка « Комплексы совместной утренний гимнастики родителей и ребенка» |
Февраль-март |
«Личная гигиена» |
Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур; формировать осознанное отношение к их выполнению. |
Беседы: «Чистота-залог здоровья», «Как быть здоровым», «Микробам-бой», «Здоровые зубки», «Как можно очистить кожу». Игровая ситуация «В гости к тетушке Зубной щётке» Дидактические игры «Водяной лабиринт», «Где прячутся микробы?», «Что полезно, а что нет», «Зубик» Игры-эксперименты: «Кто живет у нас во рту?» Цель: подвести детей к пониманию биологического смысла основных гигиенических мероприятий. «Почему болят зубы?» Цель: помочь детям понять причины образования трещин в эмали зубов. «Как правильно чистить зубы?» Цель : сформировать понятие детей о необходимости и способах ухода за зубами. «Что случилось с пальчиком?» Цель: дать детям представления о вреде тесной одежды, обуви «Опыт с яйцом» Цель: дать детям понятие о зубной эмали, подвести к выводу о необходимости соблюдения правил личной гигиены «Война с микробами» Цель: довести до сознания детей смысл всех гигиенических процедур; подвести к пониманию необходимости бережного отношения к органам дыхания. Сюжетно-ролевые игры «Детский сад»: моем руки, «Поликлиника»: лаборатория, анализы; «Парикмахерская»: опрятность внешнего вида, косметолог, маникюрша; «Стоматология». Чтение худ лит Н.Найдёнова «Наши полотенца», К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», Д.Родари «Люди из мыла», А.Пономаренко «Твои друзья», «Мочалка», «Зубная щётка». Рассматривание иллюстраций «Как правильно чистить зубы» Досуг «В гостях у королевы Чистоты». Цель: закрепление представлений о значении для здоровья санитарно-гигиенических процедур. Разучивание гимнастики для глаз. Изготовление из бумаги «Стаканчик для зубной щетки». Цель: закрепление представления о важности для здоровья ухода за зубами.
|
Консультация для родителей «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Методические рекомендации «Личная гигиена – путь к здоровью» Памятка «Гигиена детей дошкольного возраста». |
Апрель |
«Закаливание» |
Напомнить детям, что помогает им быть здоровыми. Уделить особое внимание закаливанию организма. Учить детей вести здоровый образ жизни Закрепить знания для чего ежедневно нужно делать зарядку , умываться прохладной водой, соблюдать чистоту и режим дня.
|
Беседы: «Солнце, воздух и вода-наши лучшие друзья», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Закаливание – первый шаг на пути к здоровью», Дидактическая игра «Будь стройным», «Подбери пару», «Собери предмет по частям», «Что сначала, что потом». Подвижные игры, игры-эстафеты, спортивные игры. Игры-эксперименты «Дыхание одной ноздрей» Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей. « Воздушный шар поднимать вверх» (верхнее дыхание) Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких. «Воздушный шар» (дыхание животом, нижнее дыхание) Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании. «Ветер» (очистительное, полное дыхание) Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах. «Воздушный шар в грудной клетке» (среднее реберное дыхание) Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать внимание на их движениях, для вентиляции средних отделов легких Сюжетно-ролевая игра «Спортивная школа», «Детский сад», «Поликлиника»: профилактический кабинет. Досуг с участием родителей «Здоровые дети- в здоровой семье». Выставка детских рисунков «Если хочешь быть здоров». Хождение босиком по «дорожке здоровья» |
Беседа с родителями "Укрепление здоровья детей при помощи закаливания" Консультация «Польза закаливания в детском саду» Круглый стол для родителей «Как заинтересовать ребенка закаливающими процедурами» (Обмен опытом семейного воспитания) Памятка «Сезонная одежда для прогулок» Информационный стенд «Игротека подвижных игр дома» |
Май |
«Здоровье дороже всего» |
Формирование у детей эмоциональной стабильности, эмоционального взаимодействия с окружающим миром. Учить детей понимать своё эмоциональное состояние и окружающих людей. Совершенствовать способность управлять своими чувствами, эмоциями и поведением. Развивать способы выражения собственных эмоций.
|
Беседы: «Радуга эмоций», «Здоровье за деньги не купишь», «Где здоровье, там и красота», «Лекарств тысяча, а здоровье одно». Игра: «Озорные осьминожьи» Цель: эмоциональное развитие детей в процессе формирования познавательной сферы. Развивать воображение, мышление, формировать культуру общения детей, используя игру. Игра: «Волшебный мешочек» Цель: учить детей распознавать у себя и других эмоцию гнева, выражать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства. Игра: «Котелок настроения» Цель: развитие эмоциональной сферы. Игра: «Нарисуем гнев» Цель: игра помогает снять состояние агрессии, понять своё эмоциональное состояние, учить выражать эмоции с помощью рисунка, говорить о них, а также создавать модели поведения. Игра «Живые цветы» Цель: поучить детей доверительному отношению друг к другу; развитие раскрепощённости в выражении эмоций. Игра «Смешилки» Цель: помочь детям научиться более свободно выражать свои эмоции, научить положительно, воздействовать на настроение других людей. Игры-эксперименты «Дышим тихо, спокойно и плавно» Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля расслабления своего организма и психики. «Проследи за пальцем» Цель: учить детей снимать усталость с глаз. «Катание ореха» Цель: учить детей снимать нервную усталость, раздражение, эмоциональное напряжение. «Объясни без слов» Цель: развивать умение детей выразительно передавать информацию с помощью мимики и жеста. «Танец настроения» Упражнения на дыхание: «Глубокое дыхание», «Волшебный шар», «Песенка буквы А», «Песенка буквы О». Упражнения на релаксацию: «Поза покоя», «Кулачки», «Олени», «Пружинки», «Загораем», «Штанга», «Кораблик», «Любопытная Варвара» Упражнения на расслабление мышц лица и языка: «Хоботок», « Рот на замочке», «Лягушки», «Орешек», «Сердитый язык», «Горошина», «Горка», «Чашечка.» |
Анкета для родителей. «Охарактеризуйте эмоциональное состояние своего ребёнка».
Консультация. «Если дети рисуют монстров» Папка-передвижка
«Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.