Ч/У «Ясли-сад Есик Болашак – 2007»
Воспитатель I квалификационной категории
Ярина Татьяна Ивановна
Пояснительная записка
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Дошкольный возраст - самый благоприятный период для интенсивного развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте - школе.
Математическое развитие ребенка - это не только умение дошкольника считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками, символами. Наша задача - развивать эти способности, дать возможность маленькому человеку познавать мир на каждом этапе его взросления. Но надо помнить, что математическое развитие является длительным и весьма трудоёмким процессом для дошкольников, так как формирование основных приёмов логического познания требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности.
Современные требования к дошкольному образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Реальное прямое обучение происходит как специально организованная познавательная деятельность.
Проблемно-поисковые ситуации, которые используются в реальном обучении, способствуют развитию математических представлений на основе эвристических методов, когда понятия, свойства, связи и зависимости открываются ребенком самостоятельно, когда им самим устанавливаются важнейшие закономерности.
Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем, что он способен постигать ее законы.
Работа в математическом кружке позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
На занятиях математического кружка больше используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
Занятия кружка способствуют формированию активного отношения к собственной познавательной деятельности.
Цель кружка «Занимательная математика»: Развивать интеллектуальные способности, познавательную активность, интерес детей к математике и желание творчески применять полученные знания.
Направленность программы:
Программа кружка направлена на всестороннее гармоничное развитие личности детей через развитие интеллектуальной активности.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность:
Наибольшую трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, а те, кто проявляет интеллектуальную пассивность, отсутствие желания и привычки думать, стремление узнавать что-то новое. К тому же развитие – это не только объем знаний, полученных ребенком, а умение пользоваться ими в разнообразной самостоятельной деятельности, это высокий уровень психических процессов, особенно важных для деятельности учения: логического мышления, воображения, связной речи. Это развитие таких качеств личности, как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность.
Основные задачи программы:
• ознакомить детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
• развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
• усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
• развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
• развитие творческих способностей.
• закрепление представлений о величине;
• развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
• освоение способов измерения с помощью условной мерки;
• развитие количественных представлений, способность различать количественный и порядковый счет, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
• развитие умения различать и называть в процессе моделирования геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
• Учить воспроизводить количество движений по названному числу.
• Учить решать логические задачи на основе зрительного восприятия.
• Продолжать учить решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез.
Работа распределяется по разделам:
Количество и счет.
Ознакомление с геометрическими фигурами.
Определение величины.
Ориентировка во времени и в пространстве.
Решение логических задач.
Перспективный тематический план вариативной части кружка «Занимательная математика»
для детей 2 младшей группы.
|
Тема |
Цели |
Сентябрь |
№1 «Игра с пальчиками» «Возьми мячик»
|
Вовлечение ребенка в деятельность подражания, обучение пониманию и выполнению инструкций, развитие координации. Формировать умственную операцию сравнения, координацию и восприятие (дифференциация формы и цвета).
|
№2 «Пальчиковая гимнастика» «Путешествие в страну головоломок»
|
Развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания. Обучение пониманию и выполнению инструкций. Развиваем восприятие, учим ориентироваться на плоскости, развиваем координацию.
|
|
Октябрь |
№3 «Дружба» |
Закрепить знание частей суток; закрепить знание цвета; учить детей анализу, конструктивному мышлению; развивать логическое мышление, сообразительность, внимание; развивать зрительное восприятие, память; способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умение аргументировать свои высказывания. Воспитывать самостоятельность, волевые качества.
|
№4 «Коробочки» «Внутри и снаружи»
|
Формировать пространственные отношения «внутри», «снаружи»; учить наклеивать готовые формы в определённых частях листа; учить детей подлезать под дугу, опираясь на колени и ладони. Развивать у детей навык определения местоположения предметов: «внутри – снаружи», упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник; развивать связную речь, внимание и память, мелкую моторику, способствовать развитию интереса к участию в совместных подвижно-дидактических играх.
|
|
Ноябрь |
№5 «Найди пару» «Угадай цвет»
|
Развиваем восприятие, внимание, аналитические умения. Развитие внимания, восприятия, гибкости мышления, умения понимать логическую конструкцию «отрицание». |
№6 «Найди половинку» «Сложи круг»
|
Развитие воссоздающего воображения, внимания и восприятия. Развивать восприятие и воссоздающее воображение, формировать умение проводить синтез и анализ.
|
|
Декабрь |
№7 «Подбери форму» «Матрёшка»
|
Развивать проективное видение (учить ребёнка понимать, что объёмный предмет может иметь различные контуры с разных сторон). Учить выстраивать сериационный ряд по признаку «высота». |
№8 «Что пропало?» «Раздели по цвету»
|
Развитие внимания, восприятия, образной памяти. Формирование умения сохранять в памяти количественную характеристику группы предметов. Выполнять классификацию по заданному признаку.
|
|
Январь |
№9 «Сложи такую же» «Пуговицы»
|
Формировать конструктивные умения, развивать моторно-зрительную координацию. Производить классификацию по размеру. |
№10 «Что сначала, что - потом» «Домик» |
Формировать понимание причинно-следственных связей событий, развивать воображение. Учить решать конструктивные задачи. |
|
Февраль |
№11 «Найди цифру» «Длинная - короткая»
|
Знакомить с графическим образом цифр, учить соотносить цифру и обозначаемое ей количество предметов. Учить сравнивать длины приёмом наложения. |
№12 «Разложи по размеру» «Найди ошибку в рисунке»
|
Применять умение распределять предметы на группы по признаку «размер». Развивать внимание и наблюдательность, умение понимать причинно-следственные связи, учить узнавать и выделять времена года на рисунке. |
|
Март |
№13 «Счёт предметов» «Сколько…»
|
Готовить к пониманию приёма присчитывания. Развиваем счётную деятельность.
|
№14 «Классификации » «Украсим салфетку»
|
Учить выполнять классификации с заданным основанием. Учить ориентироваться на плоскости листа.
|
|
Апрель |
№15 «Кто вокруг?» «Тяжёлый мешочек»
|
Развивать пространственную ориентацию. Сравниваем предметы по массе (на основе ощущения тяжести).
|
№16 «Кривое зеркало» «Сложи картинку»
|
Учить счёту на слух. Развивать конструктивную деятельность.
|
|
Май
|
№17 «Едем в путешествие» «Найди цифру»
|
Развивать конструктивную деятельность. Учить узнавать цифры.
|
№18 «Красный дом, синий дом» «Спрячь мячик от мышки»
|
Классифицировать по цвету. Развивать пространственную ориентацию.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.