Обращение к работам А.А. Бодалева и его сотрудников, и которых раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг умении, необходимых педагогу на этапе изучения особенностей другого субъекта общения и его расположенности к общению. Они сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах в уровне притязании. Необходимо также и знание имеющихся у человека представлении о себе, знаний того, что человеку в самом себе нравятся, что он приписывает себе, претив чего возражает.
Перцептивные умения
Обращение к работам А.А. Бодалева и его сотрудников, и которых раскрывается
проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг умении, необходимых
педагогу на этапе изучения особенностей другого субъекта общения и его
расположенности к общению. Они сводятся к наиболее общему умению понимать других
(учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных
ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и
интересах в уровне притязании. Необходимо также и знание имеющихся у человека
представлении о себе, знаний того, что человеку в самом себе нравятся, что он
приписывает себе, претив чего возражает.
Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр
своей системы ценностных ориентации другого человека. Это сложное умение
чувствования бытия другого человека, о котором писал В.А. Сухомлинский “Умей
чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу видеть в его глазах сложный
духовный мир”.
Совокупность перцептивных умений можно представить следующим
взаимосвязанным рядом:
воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера
по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности;
проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное
своеобразие человека и определять его внутренний мир;
определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или
непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам;
находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его
непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах н
прошлом;
видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к
социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на
воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека
(идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.).
Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных умений,
составляют необходимую предпосылку успешности педагогического общения на всех
этапах педагогического процесса.