Перцептивные умения

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 30.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Обращение к работам А.А. Бодалева и его сотрудников, и которых раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг умении, необходимых педагогу на этапе изучения особенностей другого субъекта общения и его расположенности к общению. Они сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах в уровне притязании. Необходимо также и знание имеющихся у человека представлении о себе, знаний того, что человеку в самом себе нравятся, что он приписывает себе, претив чего возражает.
Иконка файла материала Перцептивные умения.doc
Перцептивные умения Обращение к работам А.А. Бодалева и его сотрудников, и которых раскрывается проблема восприятия человека человеком, позволяет очертить круг умении, необходимых педагогу   на   этапе   изучения   особенностей   другого   субъекта   общения   и   его расположенности к общению. Они сводятся к наиболее общему умению понимать других (учащихся, учителей, родителей). А для этого необходимо знание прежде всего ценностных ориентации другого человека, которые находят выражение в его идеалах, потребностях и интересах   в   уровне   притязании.   Необходимо   также   и   знание   имеющихся   у   человека представлении   о   себе,   знаний   того,   что   человеку   в   самом   себе   нравятся,   что   он приписывает себе, претив чего возражает. Не менее важным, чем умение понимать других, является умение внести в центр своей   системы   ценностных   ориентации   другого   человека.   Это   сложное   умение чувствования   бытия   другого   человека,   о   котором   писал   В.А.   Сухомлинский­   “Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу видеть в его глазах сложный духовный мир”. Совокупность   перцептивных   умений   можно   представить   следующим взаимосвязанным рядом:  воспринимать и адекватно интерпретировать информацию о сигналах от партнера  по общению и от себя, получаемых в ходе совместной деятельности;  проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное  своеобразие человека и определять его внутренний мир;    определять характер переживаний, состояние человека, его причастность или  непричастность к тем или иным событиям по незначительным признакам; находить в действиях и других проявлениях человека признаки, делающие его  непохожим на других, а может быть и на самого себя в сходных обстоятельствах н прошлом; видеть главное в другом человеке, правильно определять его отношение к  социальным ценностям, учитывать в поведении люден "поправки" на  воспринимающего и противостоять стереотипам восприятия другого человека  (идеализации, фаворитизму, "эффекту ореола" и др.). Данные об учащихся, полученные в результате "включения" перцептивных умений, составляют   необходимую   предпосылку   успешности   педагогического   общения   на   всех этапах педагогического процесса.