Творческий проект на тему: Первобытная культура Южного Урала. В данной работе содержится материал о характерной первобытной культуре Южного Урала. Материал представляет особый интерес у многих любителей истории прошлого( первобытного мира) . П конце работы приводится легенда о интересном ритуале обрядовом.
проект.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Кыштыма
Диагностика уровня индивидуальных достижений
(метапредметных планируемых результатов) обучающихся 7х классов
(индивидуальный проект)
Первобытная культура Южного Урала
(творческий)
Разработчик: Степанченко В.И., ученица 7
«Б» класса
Наставник: Цукерберг Л,В., учитель
истории, краеведения высшей категории
Кыштым
2018
1 Содержание
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Особенности периода каменного века ……………………………………….5
1.1.
Камень в руках древнего мастера…………………………………………………..6
1.2.
Мастерская каменная века …………………………………………………………7
Глава 2.Тайны уральских пещер………………………………………………………..9
Заключение……………………………………………………………………………...13
Литература………………………………………………………………………………14
Приложение
2 Введение
Я выбрала эту тему, потому что мне интересно узнать, посмотреть, как жили первые
люди на Урале, откуда пришли, чем занимались, и вообще с чего начиналась история моего
родного края. По всему миру спелеологи в глубоких пещерах находят подтверждение
существованию древнейших людей. Наскальные росписи прекрасно сохраняются в течение
многих тысячелетий. Существует несколько видов шедевров пиктограммы, петроглифы,
геоглифы. Важные памятники истории человечества регулярно заносят в реестр
Всемирного наследия.
Обычно на стенах пещер встречаются расхожие сюжеты, такие, как охота, бой,
изображение солнца, животных, человеческих рук. Люди в древние времена придавали
росписям сакральное значение, они верили, что помогают себе в будущем. Наносились
изображения различными методами и материалами. Для художественного творчества
использовалась кровь животных, охра, мел. Особый вид росписей тесаные росписи, их
выбивали в камне с помощью специального резца. Многие пещеры недостаточно изучены и
ограничены в посещении, а в другие, наоборот, открыты для туристов. Однако большая
часть драгоценного культурного наследия пропадает без присмотра, не найдя своих
исследователей.
Цель работы такова: познакомиться с историей родного края через призму изучения
первобытной культуры на Южном Урале.
Задачи: проявление интереса к изучению истории малой Родины;
сохранение памяти;
отобрать информационные ресурсы по данной работе;
проанализировать и систематизировать найденный материал;
развитие навыков самостоятельной деятельности;
Актуальность: важно изучать историю Южного Урала, потому что это наша Родина. И,
зная прошлое, мы можем будущее сделать лучше и интереснее.
Объектом исследования является: первобытная культура Южного Урала
Предметом являются первые люди на Южном Урале..
3 Методы исследования:
Анализ исторических источников.
Анализ материалов в сети Интернет.
Чтение литературы по данной теме.
Форма работы:
Отбор краеведческой литературы по данной теме.
Создание презентации.
Проблема:
нужно ли знать и изучать историю Малой Родины.
Гипотеза:
Знакомство с историей необходимо начать с изучения истории своей Малой Родины.
4 1. Особенности периода каменного века
Южный Урал – единственный район в Восточной Европе, где открыты пещеры с
рисунками людей каменного века : в 1954 г. Капова на реке Белой и в 1980г. Игнатиевская
на реке Сим .
Искать следы жизни древнейших южноуральцев и первобытную культуру очень
сложно. Порой слои с остатками жизни палеолитических людей оказываются
перекрытыми многометровой толщей речных наносов или оползней. Однако, можно
смело утверждать, что население нашего края в пору начального его освоения было
очень немногочисленным.
Памятники истории Южного Урала поздней поры древнего каменного века
(позднего палеолита) более многочисленны. Большинство позднепалеолитических
местонахождений на Южном Урале понято археологами как остатки кратковременных
остановок групп палеолитических охотников. Они открыты на Южном Урале в
пещерах на р. Юрюзань (Ключевая, Бурановская, Идрисовская). "Добыча" археологов в
этих местах скудна: остатки кострищ, немногочисленные каменные изделия. Другая
разновидность памятников позднего палеолита Южного Урала и Зауралья места
разделки туш погибших или убитых на охоте животных. в Южном Зауралье у г.
Троицка на берегу р. Уй при впадении в нее р. Санарка; в Зауралье (Курганская
область) в Варгашинском районе, у д. Шикаевка. Но самые известные памятники
древнейшего этапа истории Урала это, конечно, пещеры святилища с рисунками
палеолитических людей, но с ними мы более подробно познакомимся чуть позднее.
В позднем палеолите люди обжили почти весь Урал.Даже в Северном Приуралье,на
р. Печоре,известны их стоянки. Считается, что в это время население Урала пополнили
переселенцы из Сибири.
Палеолитических южноуральцев кормила, одевала и обогревала охота. Лучше
представлены остатки охотничьей жизни уральцев времени позднего палеолита.
Выяснено, что на восточных склонах Урала тогда люди преимущественно охотились на
лошадей и северных оленей. Считается, что охота была загонной. Найдены и места
5 охоты. Одно из них, на р. Багаряк, на границе Среднего и Южного Зауралья, так
описывают ученые В.Т. Петрин и Н.Г. Смирнов: "Грандиозная, отвесно обрывающаяся к
реке гряда скал ... служила удобным местом, куда загоняли стада лошадей и северных
оленей древние охотники ... и добыче оставался только один путь в обрыв".
Предположение ученых подтверждает находка рядом с описанными скалами маленькой
пещерки грота, раскопки в котором дали множество костей именно этих животных.
Охота в палеолите была основой хозяйственной жизни. Она же определила
подвижный, почти кочевой образ жизни, когда люди следовали вслед за
передвигающимися по определенной территории животными.
1.1. Камень в руках древнего мастера.
Едва обустроившись на новом месте первые южноуральцы "заглянули" и в каменную
сокровищницу гор. Точнее, и заглядывать в нее зачастую не было необходимости.
Камнисокровища лежали на поверхности, под ногами. В разных местах использовались
разные виды каменного сырья: кремень, кварциты, даже кристаллы горного хрусталя.
Отдельно поговорим о яшмах. Известный ученый А.Е.Ферсман писал о них: "Яшмовые
месторождения Южного Урала начинаются на севере, в районе Миасса, и уходят на
5ОО километров на юг, в Казахские степи; в Мугоджарских горах они вновь появляются
изпод почвенного покрова. Полосой в 4О5О километров тянутся эти поразительные и
единственные в мире месторождения яшм, обнажаясь на берегах притоков Урала." Как
фантастика, звучат слова ученых о целых горах, сложенных из яшмы, об озерах,
лежащих в яшмовых берегах. Десятки разновидностей яшмы уже сотни лет
используются людьми как поделочный камень. Вам еще предстоит увидеть в музеях
яшмовые вазы и чаши. Но мало кто осведомлен, что на протяжении десятков
тысячелетий яшмы были одним из основных видов сырья, из которого наши далекие
земляки изготовляли орудия труда и вооружение. Почему ? На этот выбор повлияли
чудесные свойства яшмы. Их несколько. Вопервых, яшма очень тверда. Это один из
самых твердых минералов. Вовторых, яшма обладает способностью слоиться при
умелом ударе, раскалываясь не на бесформенные куски, а на пластины с острыми
тонкими краями. А вот последнее свойство яшмы потребует от вас ответа на вопрос:
приходилось ли видеть лежащие на каменистом озерном пляже обломки толстого
зеленоватого бутылочного стекла? Тогда вам должно быть известно, что края этих
стеклянных обломков, неоднократно прижатые подошвами обуви людей к камням, как
6 бы шелушатся: от краев стеклышек отскакивают маленькие частички, чешуйки стекла,
похожие на маленькие раковинки. Примерно таким же свойством обладает и яшма.
Южноуральские яшмы невозможно перепутать с другими: у них особенная окраска, свое
соотношение цветов. Древние мастера более всего предпочитали использовать черную и
краснозеленую яшмы. Благодаря неповторимой окраске южноуральских яшм их можно
отличить от камней из других мест. Археологи поэтому могут утверждать, что уже в
каменном веке каменное сырье было предметом обмена. Изделия из южноуральских
яшм найдены при раскопках древних поселений в далеких от Южного Урала землях.
Конечно, древние южноуральцы использовали не только яшмы, но и другие породы,
например, кремень. Но и у них были свойства, как у яшмы. Теперь представьте себе
огромный склад, наполненный крайне необходимыми для людей предметами и... с
открытыми дверями. Такой же "кладовой" являлись для древних уральцев
многочисленные выходы яшмовых месторождений на поверхность. Помимо местных
жителей, к ним стремились "экспедиции" соседних племен, не имевших собственных
залежей "стратегического" каменного сырья. Можно предположить, что отношения
пришельцев с хозяевами не всегда были мирными. Факт остается фактом: в районах с
выходами яшмы на поверхность берега озер усыпаны отходами древнего
камнеобрабатывающего дела каменной "стружкой" (отщепами). Особенно это
характерно для озер Башкирского Зауралья, что западнее Магнитогорска.
1.2. Мастерская каменного века
Что такое мастерская каменного века? Порой это достаточно небольшая, метр на
метр, площадка, на которой множество каменных отщепов. Иногда камень,
служивший для мастера наковальней, а также сломанные орудия. Это рабочее место
древнего мастера. Ученые находят их как в поселениях, так и за их пределами. Опыт
изучения древних народов убедил ученых, что экспедиции за каменным сырьем
возвращались не с кусками поделочной породы в кожаных мешках, а уже с заготовками,
которые можно было легко превратить в орудия. Не все археологи с этим согласны, но
трудно себе представить, что каменное сырье в необходимых количествах реки сами по
себе перемещали на сотни километров. Первоначальная обработка проводилась
непосредственно у месторождений. Как можно отличить камень, побывавший в руках
древнего мастера от камня, который раскололся сам по себе? Может быть, археологи
все путают? Нет, археологи знают такие признаки, присутствие которых на камне
позволяет утверждать: это дело человеческих рук.
7 Каменный век на Урале длился сотни тысяч лет. Это означает, что у наших
предшественников было достаточно времени для отменного изучения свойств
минералов, из которых изготавливались орудия. И чем ближе было окончание каменного
века, тем изощреннее становились приемы обработки камня. Несколько изобретений
того времени в камнеобрабатывающем деле оказались чрезвычайно эффективными.
Одно из них нуклеус. В переводе с латинского языка это слово означает "ядро". От
нуклеусов, пользуясь особыми приемами, отделяли пластинки, а на пластинках
изготавливали разнообразные орудия. Пластины с параллельными краями за сходство с
лезвиями ножей называют ножевидными. По ряду соображений древние южноуральцы
предпочитали использовать средние части этих пластин. Их параллельные края
позволяли изготовлять кинжалы и наконечники копий с так называемыми составными
лезвиями. Для этого делалась костяная или деревянная основа. В ее пазы при помощи
смолы или специального животного клея закреплялись предварительно подобранные
друг к другу пластинки.
Подобные орудия умели изготовлять как
позднепалеолитические южноуральцы, так и обитатели Южного Урала и Зауралья эпохи
мезолита и неолита (могила древнего человека у деревни Пеган в Курганской области).
Такие лезвия были эффективны в работе. Древние люди стремились учитывать свойства
самого камня, то есть пластинки нельзя было сгибать и сильно ударять по ним. Для
того, чтобы из сколотых с нуклеуса пластинок изготовить различные по назначению
орудия, древние мастера должны были соответственно обработать их лезвие, или, как
говорят археологи, рабочие поверхности. Основным способом такой обработки в
каменном веке была ретушь. Специальным каменным инструментом (он называется
"ретушер" ) мастер надавливал или легко ударял по обрабатываемой кромке и делал
рабочую поверхность такой, какой он ее задумал (острой или притупленной, прямой или
вогнутой). Пластинка, которая должна была служить вкладышем составного лезвия
кинжала с одного края обрабатывалась очень крутой ретушью для лучшего сцепления с
клеем, когда ее поставят в паз костяной или роговой основы. Открытие принципа
работы сверла (две противолежащие рабочие поверхности, последовательно входящие в
дерево, кость, рог или мягкий камень ) произошло задолго до того, как появились
стальные сверла, в каменном веке. Рабочие поверхности сверл образованы все той же
ретушью.
8 Для создания резца мастер слегка скалывал часть боковой грани (или обеих граней)
пластинки. В таком случае "работал" угол, на который обычно на археологических
рисунках этих орудий указывает стрелка.
Большинство перечисленных орудий (сверла, резцы ) зачастую употреблялись с
деревянными или костяными рукоятями. Незаменимым орудием для охотников и
рыболовов был скребок. Его рабочий край, предназначенный для очистки шкур
животных, чешуи рыб, обработки деревянных или костяных предметов, испытывал
большие нагрузки и должен был как можно меньше выкрашиваться. Углы "заточки"
ножа и скребка разные, поскольку эти орудия выполняли разную работу и давление на
рабочие поверхности было разным. Заканчивая рассказ о ретуши, нельзя не упомянуть о
каменной ретушированной скульптуре. Лесные жители Урала каменного века ретушью
создавали на плоских отщепах или ножевидных пластинах скульптуры лесных зверей:
лосей, медведей, а также птиц.
В самом конце каменного века и в начале века металлов уральцы отказались от
использования орудий, изготовленных из ножевидных пластин, и перешли к технике
изготовления каменных орудий на отщепах. В этом случае ретушь наносилась не только
по краю орудия, который работал; ретушью с двух сторон покрывалось все орудие, оно
как бы "строгалось" ею, делалось той формы и той толщины, какие задумал мастер. Это
прием обработки называется двусторонней ретушью. Ученые так и не смогли ее
повторить в наши дни! Секрет утерян, может быть, навсегда.
Уже в бронзовом веке продолжали бытовать каменные наконечники стрел,
выполненные в древней даже для того времени технике двусторонней ретуши, впервые
открытой в позднем неолите. Наконечники крепились к древку стрелы с помощью
сухожилий животных.
В том же каменном веке (в мезолите, неолите) у уральцев, как и у других народов,
распространяются шлифованные орудия и украшения. Они использовались и позднее, в
меднокаменном веке. Шлифованные топоры и тесла были сделаны из мягких пород
камней, например, из змеевика и закреплялись в деревянных рукоятях, были основными
орудиями для обработки дерева.
2. Тайны уральских пещер
9 С незапамятных времен в глухих лесах южноуральских гор, в скалистом обрыве
берега реки Гымыза ( приток реки Сим) в КатавИвановском районе Челябинской
области башкирам была известна пещера, которую они называли ЯмазыТаш. Позднее
русские назвали ее Игнатиевской, по имени христианского отшельника
старца Игнатия, жившего поблизости. Пещера эта двухэтажная, длиной около 6ОО
метров. Она промыта в толще горы водой. Среди местных жителей упорно ходят
легенды о подземных озерах и залах, некогда доступных для людей. За последние 25О
лет пещеру осматривали многие известные русские путешественники и археологи. Они
искали в пещере следы жизни древнейших обитателей Южного Урала. Но раскопки в
пещере, у входа, обнаружили лишь следы более поздних эпох: угли костров, кости
животных, обломки глиняных сосудов и каменных орудий. Но и тогда вряд ли люди
жили в пещере постоянно. Они лишь посещали пещеру, укрываясь в ней от непогоды
или преследования.
Главную свою тайну пещера открыла только в 198О году, когда в ней начала работу
археологическая экспедиция, которой руководил археолог В.Т.Петрин. Сотрудник
экспедиции, тогда еще студент, а ныне ученый, В.Н.Широков первым из людей нашего
времени увидел при обследовании стен пещеры на первом этаже древний рисунок
округлое пятно, ограниченное отрезками прямых линий. Рисунок был выполнен
красноватокоричневой минеральной краской охрой. Позднее выяснилось, что
рисунки в Игнатиевской пещере выполнялись и черной сажей. Вода, стекавшая по
стенкам пещеры в течение тысячелетий, несла мельчайшие известковые частицы. Они
оседали на стенах и покрывали их и древние рисунки полупрозрачной корочкой. Она
надежно защищает изображения от разрушения и указывает на большую древность
рисунков.
Археологи выяснили, что стены первого этажа и потолок второго почти сплошь
покрыты рисунками людей ледникового периода (примерно 15–13 тысяч лет назад).
Охотники на диких лошадей, мамонтов, северных оленей рисовали здесь изображения
столь привычных для их времени животных, а также условные знаки символы ("змея",
"дротик", вертикальные линии). Есть здесь также единственное изображение
человеческой фигуры.
10 Зачем древним землякам потребовалось рисовать в потаенных местах
Игнатиевской пещеры, среди тишины и мрака? Что означают эти рисунки? Ученые
считают эти и подобные им рисунки людей ледникового периода в других пещерах
Южного Урала (Каповая в Башкирии, Серпиевская II недалеко от Игнатиевской)
частью волшебных (магических) обрядов, связанных с охотой, добычей пищи и магией
плодородия. Авторами рисунков, скорее всего, были шаманы (колдуны).
Мир виделся людям ледникового времени совсем другим, чем нам. Нам проникнуть в
него очень сложно. Он был "населен" различными волшебствами, духами. Для нас
пещера полое пространство в горе, промытое водой. Для наших далеких земляков это
был Вход в МатьЗемлю.
Ученые считают, что община (или несколько общин) охотников ледникового
периода проводили в Игнатиевской пещере и обряд "посвящения во взрослые люди",
обычный для древних народов. Как он выглядел? Вряд ли мы когданибудь будем знать
это в деталях. Обычно подобные обряды у древних народов включали суровые
испытания; пройдя через них и одержав победу над собой, вчерашний мальчик
становился полноправным взрослым, как бы рождался вновь и даже получал новое имя.
Давайте пофантазируем... В определенный день по достижении мальчиком
определенного возраста старейшины отправляли его в пещерусвятилище, напутствуя:
"Пройдешь ... шагов, поверни налево. Увидишь перед собой выступ скалы. Сколи с него
кусок камня и возвращайся назад", так примерно говорили они кандидату в воины. Это
было страшное испытание. Один, в кромешной тьме, окруженный "духами", в
существование которых он свято верил, вчерашний ребенок отмерял положенные шаги
и возвращался к старейшинам с требуемым куском камня. Теперь, когда он выдержал
испытание, он мог продолжить полноправную жизнь в общине. Через 15 ООО лет
археологи нашли места этих сколов. Как и древние рисунки, сколы были покрыты
полупрозрачной корочкой натеков кальцита, что подтверждало их древность.
Отколотых кусков ученые, как ни пытались, в пещере не нашли... Да это и не
удивительно.
Ученым известны и другие пещерысвятилища с рисунками конца древнекаменного
века, например, Каповая на р.Белой в Башкирии.
11 К сожалению, под воздействием внешних факторов многие рисунки и сейчас постепенно
погибают. Ученые все еще бьются над вопросом как же сохранить уникальное наследие
наших далеких предков. Для большей сохранности рисунков туристов к ним не пускают.
Желающим посмотреть наскальную живопись придется довольствоваться копиями
рисунков в натуральную величину во входном гроте пещеры.
Тем не менее, изза изменения микроклимата пещеры вследствие обилия экскурсантов в
привходовой части пещеры рисунки, хранившиеся около 15 тысяч лет, все больше
тускнеют и вскоре могут быть утрачены.
В ходе раскопок в одном из гротов с наскальными рисунками археологи обнаружили
черепа людей. Причем скелеты отсутствовали. Ученые предположили, что древние люди
хоронили головы особо почитаемых соплеменников отдельно от тел, таким своеобразным
способом подчеркивая их значимость. Скорее всего, это головы вождей и шаманов. Капова
пещера в древности была настоящем святилищем. В ней проводились важные ритуалы.
Всего в Кунгурской пещере 48 гротов, около 60 озер и 146 «органных труб». Длина самой
высокой «органной трубы» в гроте Эфирный достигает 22 метров.
Самый большой грот пещеры – грот Географов объемом 50 тысяч куб.м.
Входной грот пещеры открывается на юг, хорошо прогревается солнцем и защищен от
ветров, текущих по долине. Вид из него открывается замечательный. Стоя в его глубине,
чувствуешь себя, как в огромном кинозале, где вход играет роль экрана, на котором
показывают, как течет жизнь: дождь, снег, не попадающие внутрь, пятна света и тени,
бегущие по лесу, волны от ветра, и его мощный звук, прокатывающийся в тишине над
долиной. Или зимняя сказка с инеем на ветвях. Или рев реки в паводок. Ты находишься в
полутемном зале, и сеанс не кончится, и не включат свет, пока сам не повернешься и не
уйдешь … Это кино мы смотрели сами, неоднократно, в разные времена года. Одно это
стоит того, чтобы сюда прийти. Здесь ты — зритель. Выходя наружу, ты становишься
статистом, незначительной ролью в этом фильме…
Кунгурская пещера имеет внушительную длину – 5700 метров при амплитуде 30
метров. По своей протяженности она на шестом месте на Урале и на третьем в Пермском
крае (список самых длинных пещер Урала смотрите по ссылке). Суммарный объем пустот
около 100 тыс. куб.м.
12 Заключение
Все достопримечательности Урала просто невозможно описать, настолько богат
природными и историческими памятниками этот удивительный и красочный край.
Первобытное искусство сыграло важную роль в истории и культуре древнейшего
человечества. Воображение человека воплотилось в новой форме бытия – художественной.
Закрепляя в зримых образах свой жизненный опыт и мироощущение, первобытный человек
углублял и расширял представления о действительности, обогащал свой духовный мир.
Сложна история Южного Урала. В течение многих столетий создавали её разные народы
и племена – коми, ненцы, ханты, манси, русские и тюркские народы (башкиры, татары).
Сегодня на карте Челябинской области множество самых разных названий озёр, рек,
городов, которые принадлежат разным временам и разным народам. Значение некоторых
названий уже невозможно разгадать, так как звучат они на древних языках.
Так волею судеб Челябинская область стала тем, что она сейчас есть – большим
разноплеменным домом, в котором на одной земле под одним небом мирно уживаются все
обычаи и религии.
13 Историкикраеведы признают, что в летописи нашего края много неисследованных
страниц, поэтому можно надеяться на новые открытия.
Я считаю, что наши предки были сильными и умными, потому что они умели добывать
огонь, научились делать разные сложные вещи из бронзы, а потом и из железа. Они
изобрели глиняную посуду, а также ткацкий станок. И вообще, они очень многое делали
своими руками. Я планирую рассказать одноклассникам об освоении нашего края. В
перспективе. Продолжая работу над темой, мне бы хотелось посетить аркаим, где своими
глазами увидеть древние поселения и первую очередь первобытную культуру.
Работая над темой, я пришла к такому выводу:
Заселение Южного Урала началось очень давно. Это связано с климатом, богатым
растительным и животным миром, большими запасами полезных ископаемых. Каменный
век не был диким веком. Гениальных и бесталанных людей тогда, видимо, было столько же,
сколько в наши дни. Просто у уральцев каменного века были намного меньшие
возможности, чем у нас. Но они их использовали гораздо полнее, чем мы свои. Уникальна
первобытная культура Южного Урала.
Изучая разные источники по теме, я сравнила природу, одежду, жилища и занятия людей
разных эпох. Думаю, что все это можно использовать в школе для изучения истории нашего
края.
Список литературы
1. Атлас Челябинской области. Роскартография, 2000.
2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учебник для учащихся
общеобразоват. шк., гимназий, лицеев, колледжей. – Челябинск: ЮжноУрал. кн.
издво, 1997.
3. История Урала с древнейших времен и до наших дней: Учебник для 1011х классов
общеобразовательных учреждений / Кол.авторов. Под общ.ред. И.С. Огоновской,
Н.Н. Попова. – Екатеринбург: И.Д. «Сократ», 2004.
4. Корецкая Т.А. Земля уральская: Энциклопедия для детей. – Челябинск: ОАО
«ЮжноУрал. кн. издво», 2004.
14 5. От Челябы до Челябинска или Путешествие в прошлое / авторсоставитель А.Л.
Пастухов. – Челябинск: ООО «Издательский центр «Взгляд», 2000.
6. Челябинская область. Краткий справочник: Авторысоставители М.С. Гитис, А.П.
Моисеев. – Челябинск, АБРИС, 2006.
Интернет источники:
1. http://www.vatanym.ru/?an=vs308_mh1
2. https://www.google.ru
Приложение
Легенда
Гдето в пустынном горном хребте в северной Европе есть скрытая от людских глаз
пещера.
В одном из её залов, самом широком, когдато могли проводить свои ритуалы древние
люди. Стены этой практически круглой пещеры густо покрыты наскальной живописью. На
первый взгляд она выглядит точно так же, как и любая другая наскальная живопись этих
мест рыжая и бурая охра.
Но приглядись, и станет ясно, что фигуры на этих наскальных картинах чаще всего
изображают не совсем людей. Они человекообразные, но слегка сгорбленные, и у каждой на
голове есть по два небольших конических рога хотя, может быть, это просто такой стиль
рисования. Есть и намёки на хвост.
15 Если приглядишься ещё внимательнее, то поймёшь, что есть и традиционные изображения
людей. Те, другие, охотятся на них, нанизывают на копья, забивают каменными топорами.
На некоторых рисунках рогатые фигуры, похоже, жарят людей на кострах или пожирают
конечности, похожие на человеческие.
Картинки мерзостные, но это всего лишь старая живопись. То, что тут нарисовано,
творилось в очень давние времена, а может и не творилось вовсе. Целеустремлённый
путник может зайти сюда, укрыться от метели, не обратит на рисунки внимания и решит
заночевать. А то и костёр разожжёт.
В центре пещеры находится место для разведения огня, небольшой каменный выступ,
обожжённый не одной сотней костров. Если развести там костёр, на разрисованных стенах
пещеры запляшут неверные тени. Для многих их собственный силуэт, отброшенный поверх
наскальных рисунков, станет последней каплей, и тогда они уйдут наружу, в метель.
Другие могут остаться.
Иногда не происходит ничего. Эти везунчики выходят из пещеры поутру, их глаза красны
от полузабытых ночных кошмаров, на душе тревожно. Но они живы.
А в иные времена на стенах появляются тени, которые в пещере просто некому
отбрасывать. Пляшущее пламя костра размазывает их очертания, глаз не цепляется за них,
и можно счесть, что это лишь игра света. Но приглядись, и станет ясно, что тени похожи
на сгорбленные фигуры, иногда просматриваются рожки, иногда подобие короткого и
толстого хвоста.
Эти тени стягиваются к теням тех, кто остановился на ночлег в пещере. Кажется, что они
встают над спящими людьми. Кажется, что в руках у них оружие, копья или грубые
топоры.
И тогда про одинокого путника, который решил переждать ночь в пещере, никто больше не
услышит. Никто не узнает, что с ним стало.
Если же в пещере разбили лагерь несколько человек, их разбудит раздавшийся посреди
ночи вопль. Они взглянут в ту сторону, откуда раздался звук, и увидят, что их товарищ
пропал, в спальном мешке никого нет. Если при этом их взгляд упадёт на правильное место
на стене, они увидят неверные тени, силуэты, которых нет в комнате или их не видит
человеческий глаз.
16 Реющий костёр будет уже дотлевать, тени расплывутся, станут мягкими, но будет
казаться, что несколько силуэтов тычут копьями и бьют топорами одну дёргающуюся тень,
а потом волокут её прочь, туда, куда не доносится свет костра. Крики постепенно угаснут,
словно вольются в камень стен.
А наутро что это, новый наскальный рисунок? Не может быть, охра здесь такая же старая
и сухая, как и везде. Нетнет, эта картинка с человеком, которого потрошат рогатые,
наверное, всегда здесь была.
17
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Первобытная культура Южного Урала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.