Цель: ознакомление с историей происхождения их названий, легендами, стихотворениями, активизация познавательного интереса детей, развитие коммуникативных навыков, умения работать в команде, экологическое и эстетическое воспитание учащихся.
задачи:
образовательные: закрепить и уточнить знания детей о первоцветах родного края, систематизировать знания детей об особенностях и значении этих растений; расширять и активизировать словарь.
развивающие: развитие мелкой моторики, развитие творческого воображения.
воспитательные: формировать интерес к изучаемой теме, воспитывать бережное отношение к природе.
материал: картонные тарелочки, пластмассовые вилки, гуашь
коррекционные: развивать слуховое внимание и память, мышление; развивать умения согласования и управления; расширять словарный запас;
Ход занятия
Звучит песня «Веселая капель». Дети заходят в зал и садятся на стулья. Воспитатель читает стихотворение С.Я Маршака (Слайды)
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озерах треснул лед
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении. Какие признаки ранней весны вы еще знаете? (ответы детей). Как только растает снег и появятся проталины, сквозь снег пробиваются первые весенние цветы. Называются они первоцветами (повторите).
Необычной красоты бывают лесные поляны весной, когда расцветают первоцветы. Послушайте загадку. О каком цветке говорится.
У занесенных снегом кочек
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы на проталинке.
Он мороза не боится хоть и маленький.
Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает! (подснежник) (Слайд)
- А вот этот красивый цветок называется Медуница. Когда она распускается, то цветки у нее розовые. Пройдет немного времени и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми..А увядшие цветы имеют синий цвет.Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается разноцветный букетик. А еще в цветках медуницы много сладкого нектара. (Слайд)
- Следующий первоцвет Ветреница. (Слайд). Это растение растет только в сезон сильных ветров. Поэтому и получило оно такое название.
- Дальний лес стоит стеной,
А в лесу, в глуши лесной
На суку сидит сова.
Там растет усни-трава.
Говорят усни-трава
Знает сонные слова:
Как шепнет свои слова,
Сразу сникнет голова.
И. Токмакова
Это имя усни – трава или сон-трава родилось из поверья..Но и медицина подтвердила, что эта трава обладает успокаивающим действием. (Слайд)
_ Следующий первоцвет Хохлатка. Это растение маленькое и хрупкое. Листья у него тонкие и мягкие. Фиолетовые цветки имеют хохолки. Поэтому и получило такое название хохлатка. (Слайд)
- Даже утром муравьишка не пропустит свой домишко.
Пусть дорожку до зари освещают фонари.
На больших столбах подряд лампы белые висят.(Ландыш). (Слайд)
Это растение очень интересное. Ландыш –ядовитое растение.Своим резким запахом и острым соком он предупреждает животных об опасности.
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Цветик – семицветик». Беремся за руки, идем по кругу и говорим такие слова:
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
На кого я укажу, тот выходит в круг, отрывает лепесток . А ребята дальше говорят такие слова:
Лишь коснешься ты земли
Быть по-нашему вели!
На липестке написано задание.Это задание ты читаешь, но не в слух и показываешь пантомиму. А все остальные должны отгадать, что ты изображаешь.
ИГРА «Цветик –семицветик».
- Ребята, а это что за первоцвет.Золотой ключик весны его еще называют.
Снег только сошел, земля еще голая,а по холмам , покраю оврагов уже появились желтые цветочки на голых стебельках. Через некоторое время на стеблях появятся листья. С виду обычные, а потрогаешь – вот так диво!Одна сторона у листьев теплая и покрыта мягким пушком а другая холодная и гладкая. Теплая – это мать, а холодная - это мачеха. Отсюда и название Мать-и-мачеха. Это растение лекарственное. Отвар применяется при восполении почек, моют им голову, накладывают компрессы на раны и опухоли. И даже закапывают в нос. Мать-и-мачеха занесена в Красную книгу.(Слайд)
И сейчас мы с вами нарисуем этот прекрасный и полезный цветок. Посмотрите как я нарисовала мать-и-мачеху на одноразовой тарелочке. И не обычной кисточкой, а пластмассовой вилкой. (Показ образца).
Берем пластмассовую вилку, обмакиваем в гуашь и прикладываем к тарелочке по кругу, чтобы получился пушистый цветок. Затем кисточкой мы нарисуем стебель и листья.
Дети приступают к работе.
Молодцы ребята, вы сегодня узнали много интересного и полезного. Нарисовали такие красивые цветы мать-и-мачехи. А теперь на последок занятия давайте вспомним правила, которые необходимо соблюдать всем:
1. Не рви цветы в лесу, на лугу. Пусть красивые растения остаются в природе!
2. Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком.
3. Посади первоцветы в саду и ухаживай за ними.
4. Расскажи друзьям об охране первоцветов.
ГБОУ Уфимская школа-интернат №13 для обучающихся с
нарушением опорно-двигательного аппарата
Воспитательский час на тему:
«Весенние цветы»
Воспитатель: Салимова О.Е.
Уфа-2017 г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.