Первые дни ребенка в школе: диагностики2
Оценка 4.6

Первые дни ребенка в школе: диагностики2

Оценка 4.6
docx
17.01.2021
Первые дни ребенка в школе: диагностики2
диагностики.docx

Диагностики готовности детей к школе

1. Пиктограмма

Цель: Методика для исследования опосредованной памяти, образного мышления.

Ребенку дается лист бумаги, простой карандаш.

Проведение теста. Взрослый читает слово, а ребенок рисует. На каждый рисунок отводится 1-2 минуты. Взрослый внимательно смотрит за тем, чтобы ребенок не писал буквы, а рисовал. После окончания работы взрослый должен пронумеровать рисунок, чтобы было видно, какой рисунок к какому слову относиться. Через 20-30 минут после окончания рисования детям предъявляют их листочки бумаги с рисунками и просят, чтобы они, глядя на свои рисунки. Вспомнили те слова, которые им диктовал взрослый. Количество правильно воспроизведенных слов, а также количество ошибок подсчитывают и записывают. Если вместо слова "разлука" ребенок говорит "расставание" или вместо "вкусный ужин" - "сладкий ужин", это ошибкой не считается.

Для детей 6-7 лет нормой будет воспроизведение 10-12 слов из 12. О развитии образного мышления говорит характер рисунков, а именно: связь их с темой, отражение сути предмета.

Уровни выполнения:

Ниже среднего уровня - рисунки мало связаны с темой, либо эта связь поверхностная (но слово "холодно" ребенок рисует дерево и объясняет, что ему тоже холодно).

Средний уровень - адекватные рисунки для простых слов и отказ или буквальное, конкретное отражение сложных слов (например, развитие).

Высокий уровень - рисунки отражают суть данного предмета. Например, для "вкусного ужина" может быть нарисован или торт, или стол с каким-то блюдом, или тарелка с едой.

Необходимо отметить те случаи, когда ребенок рисует практически однотипные, мало несвязанные с содержанием слова рисунки, но в то же время правильно воспроизводит слова. В данном случае это является показателем хорошей механической памяти, которая компенсирует недостаточный уровень развития мышления.

 

2. Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.

Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.

3. Графический диктант

Цель. Выявить умение ориентироваться на плоскости (влево, вправо, вверх, вниз). Проверяется также умение пересчитывать клеточки.

Методика направлена на выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Методика проводиться следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем четырьмя точками (см. рис.). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения.

Обработка результатов.

Результаты выполнения тренировочного узора не оценивается. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производиться по следующей шкале:

  • Точное воспроизведение узора - 4 балла неровность линий, "дрожащая" линия, "грязь" и т.п. не учитывается и не снижается оценка).
  • Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.
  • Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла.
  • Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, - 1 балл.
  • Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
  • За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
  • Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну - за выполнение диктанта, другую - за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4 .

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается. Полученная оценка может колебаться от 0 до 7.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводиться итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

4. Определение уровня психосоциальной зрелости ребенка

Инструкция для учителя.

Тест проводится в форме беседы.

Перед началом беседы приготовьте листочек бумаги, на котором Вы запишете баллы, засчитываемые за правильные ответы на вопросы. Затем задаете ребенку вопрос, он отвечает. Время ответа не ограничено, спешить не нужно. Дайте малышу возможность подумать. Если ответ неточный, но близок к правильному, дайте время подумать еще, но не подсказывайте ответ и не «направляйте» ребенка.

Инструкция для ребенка

Я буду тебе сейчас задавать разные вопросы, а ты попытайся ответить на них. Некоторые вопросы будут очень легкими, другие – посложнее. Но даже если ты сразу не будешь знать, как на них ответить – ничего страшного. Главное, не спеши и хорошенько подумай перед ответом.

Вопросы для беседы

1. Как твоя фамилия, имя, отчество?

2. Назови фамилию, имя и отчество своих родителей.

3. Ты мальчик или девочка? А когда вырастешь, то будешь дядей или тетей?

4. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через два года? Через три?

5. Есть ли у тебя брат или сестра? А кто старше?

6. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.

7. Кем работают твои родители?

8. Сейчас вечер или утро? (День или утро?)

9. Когда ты завтракаешь – вечером или утром? Обедаешь утром или днем? Что бывает раньше – ужин или обед?

10. Какого цвета этот карандаш, кофточка, платье?

11. Почему снег выпадает не летом, а зимой?

12. Какое сейчас время года: зима, лето, весна или осень? А почему ты так думаешь?

13. Когда люди катаются на лыжах (коньках, санках) – летом или зимой?

14. Зачем в школе нужны парта и звонок?

15. Хочешь ли ты учиться в школе?

16. Что делает учитель? Врач? Продавец?

17. Для чего тебе нужны нос, уши, глаза? Покажи свое правое ухо, левую бровь.

18. Каких ты знаешь птиц? А животных?

19. У кого больше лап – у утки или у коровы?

20. Кто больше: комар или птица? Кошка или лошадь?

21. Посчитай от 7 до 10. От 8 до 3-х. Что больше: 9 или 4? 2 или 7?

22. Что ты будешь делать, если нечаянно сломаешь чужую игрушку?

Обработка теста

1. За правильные ответы на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл

(за исключением контрольных – см. ниже).

2. Правильными считаются ответы, которые соответствуют поставленному вопросу: «Папа работает водителем. У коровы больше лап, чем у утки». Неправильные ответы, это ответы, типа: «Папа работает на работе. Мама Наташа», и т. д.

3. За правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта ребенок получает по полбалла.

4. К контрольным вопросам относятся вопросы: № 4, № 6, № 14, № 22. Оцениваются они таким образом:

- № 4 – если ребенок говорит, сколько ему лет – 1 балл. Если называет года с учетом месяцев – 3 балла.

- № 6 – за неполный домашний адрес – 1 балл. За полный, с названием города – 2 балла.

- № 14 – за каждое правильно названное применение школьных атрибутов – 1 балл.

- № 22 – за правильный ответ – 2 балла.

5. № 15 оценивается вместе с № 14 и № 17. Если в пункте № 14 ребенок набирает 3 балла и дает положительный ответ на № 15, то у него наличествует положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее 4-х).

Оценка результатов

24 – 29 баллов – Высокий уровень (соответствующий школьным требованиям уровень психосоциальной зрелости).

20 – 23 баллов – Средний уровень – средняя зрелость.

15 – 20 баллов – Низкий уровень психосоциальной зрелости.

5. Проверка мелкой моторики рук

Одной из предпосылок успешного обучения в школе является достаточно высокий уровень развития мелких движений. У многих детей шести лет это умение сформировано недостаточно. Для выявления уровня развития мелких движений ребенку можно предложить следующее задание:

- Велосипедисту нужно проехать к домику. Воспроизведи его путь. Проведи линию, не отрывая карандаша от бумаги.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58768eef87070/526331_12.png

 

Оценка результатов.

Высокий уровень - отсутствуют выходы за пределы "дорожки", карандаш не более трех раз отрывался от бумаги, отсутствуют нарушения линии.

Низкий уровень – имеется три или более выхода за пределы "дорожки", а также имеются ярко выраженные нарушения линии (неровная, дрожащая линия; очень слабая или с очень сильным нажимом, рвущим бумагу). В промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Рекомендации. Для повышения уровня развития мелких движений полезны занятия рисованием, лепкой аппликацией. Можно рекомендовать нанизывание бус, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

 

6. Зигзаг

Цель. Выявить умение передавать форму фигуры (нарисовать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры). Кроме того, задание позволяет судить о твердости руки ребенка, умении рисовать углы, не округляя их, и прямолинейные отрезки.

Текст задания. «Посмотри сюда (указывается рисунок к заданию). Здесь ты будешь выполнять задание. Внутри маленькой рамочки ты видишь фигуру. Рассмотри ее. Возьми карандаш. Нарисуй похожую фигуру в большой рамочке» (учитель обводит указкой большую рамочку).

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/11/s_58768eef87070/526331_13.png

Оценка выполнения задания:

0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия;

1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры; общая форма фигуры схвачена плохо;

2 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции слегка изменены, но не все углы прямые, не везде соблюдается параллельность линий. Этот же балл ставится, если общая форма фигуры схвачена хорошо, но пропорции между элементами фигуры существенно изменены, однако все углы прямые и параллельность соблюдена;

3 балла – изображена подобная или равная фигура, пропорции между элементами фигуры в основном сохранены.

Если фигура изображена нетвердой рукой, в дополнение к баллу ставится знак «минус».

 

7. Понимание грамматической конструкции

Произнесите предложение: «Девочка пошла гулять после того, как посмотрела мультфильм». Затем задайте вопрос: «Что девочка делала раньше – гуляла или смотрела мультфильм?»

 

8. Последовательные картинки

Методика направлена на изучение словесно-логического мышления. Ребенку предлагается серия картинок (5-8), в которых рассказывается о каком-то событии. Используются последовательные картинки теста Д. Векслера: Соня, Пожар, Пикник.

Проведение теста. Перед ребенком в произвольном порядке раскладываются картинки.

Анализ результатов. При анализе результатов учитывают, прежде всего правильный порядок расположения картинок, который должен соответствовать логике развития повествования.

 

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности. Например, ребенок может положить карточку, на которой мама дает девочке лекарство, впереди картинки, на которой ее осматривает доктор, мотивируя это тем, что мама всегда лечит ребенка сама, а врача вызывает только для того, чтобы выписать справку. Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным. При таких ошибках взрослый может спросить ребенка, уверен ли он, что эта картинка (показав, какая именно) лежит на своем месте. Если ребенок не может положить ее правильно, обследование заканчивается, но если же он исправляет ошибку, задание повторяется с другим набором картинок.

Уровни выполнения:

Ниже среднего уровня - картинки раскладываются в случайном порядке, и по ним составляется рассказ.

Средний уровень - картинки раскладываются и описываются, следуя житейской логике.

Высокий уровень - дети раскладывают и описывают картинки, следуя логике изображенного содержания.


 

Диагностики готовности детей к школе 1

Диагностики готовности детей к школе 1

Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным

Однако, для детей старше 6-7 лет подобный ответ считается не правильным

Полученная оценка может колебаться от 0 до 7

Полученная оценка может колебаться от 0 до 7

Что делает учитель? Врач? Продавец? 17

Что делает учитель? Врач? Продавец? 17

Велосипедисту нужно проехать к домику

Велосипедисту нужно проехать к домику

Оценка выполнения задания: 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры;…

Оценка выполнения задания: 0 баллов – не схвачена общая форма фигуры, но изображена какая-либо замкнутая линия; 1 балл – существенно изменены пропорции между элементами фигуры;…

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности

Ребенок должен расположить не только в логической, но и в "житейской" последовательности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021