Возрастные и психологические особенности первоклассников и пути их решения
Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе.
Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.
Психологическая/возрастная особенность первоклассника |
Характеристика психологической/возрастной особенности первоклассника |
Пути решения |
1. Моторные навыки, мелкие движения рук |
Еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр. |
Проводить физ. минутки на развитие мелкой моторики рук |
2. Внимание |
Учащиеся 1-х классов еще слабоорганизованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. |
Непроизвольное внимание становится более концентрированным и устойчивым тогда, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает эмоциональное отношение, но следует иметь в виду, что учеников следует приучать быть внимательным и к тому, что не является занимательным, не вызывает интереса. Частая смена деятельности |
3. Восприятие |
объясняется возрастными особенностями высшей нервной деятельности, относительным преобладанием первой сигнальной системы. Наиболее характерная черта восприятия первоклассников – его малая дифференцированность. Первоклассники неточно и ошибочно дифференцируют сходные объекты: иногда не отличают и смешивают сходные предметы и изображения сходных предметов. Порой они замечают такие детали, которые ускользают от внимания взрослого. |
Восприятие у первоклассников тесно связано с действиями, с практической деятельностью. Возможности первоклассника анализировать и дифференцировать воспринимаемые предметы связаны с формированием у него более сложного вида деятельности, чем ощущение и различение отдельных непосредственных свойств. Этот вид деятельности, называемый наблюдением, особенно интенсивно складывается в процессе школьного обучения. |
4. Произвольная память |
опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций. |
Семилетний ребенок, пришедши в школу, стремится по преимуществу буквально запомнить внешне яркие и эмоционально впечатляющие события, описания, рассказы. Первоклассники склонны к механическому запоминанию, путем простого повторения, без осознаний смысловых связей внутри запоминаемого материала. Дидактический материал наряду с речевым дополнением |
5. Мышление |
первоклассников преимущественно наглядно-образное. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий. |
для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. |
6. Поведение |
также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. |
В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей. Система оценок |
7. Воображение |
Первоклассники чаще всего представляют себе лишь начальное и конечное состояние какого-либо движущегося объекта. Воссоздающее (репродуктивное) воображение развивается на всех школьных занятиях путем формирования у первоклассников, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний. |
Давать детям различные темы для фантазирования и воображения. Рисунки, сочинения |
8. Эмоциональность |
Не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление. большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. Все вызывает эмоционально окрашенное отношение. |
Помогать ребенку развивать вербализацию, т.е. словесно формулировать свои чувства. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.