Первые люди на земле

  • docx
  • 10.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 2и.docx

 

Тема урока:  Первые люди на земле

Тип урока: Изучение нового материала

Дата урока:

Образовательные ресурсы:

1.Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. - М.: «Русское слово», 2012. – 296 с.

2.СД диск к учебнику

3.Арасланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории Древнего Мира: 5 класс. М.: 2009

4.Рабочая тетрадь к учебнику

План урока:

1.       Происхождение человека

2.       Как жили древнейшие люди

3.       Овладение огнем

4.       Появление «человека разумного»

Цели урока: подвести учащихся к понимаю того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное сравнительно с остальными животным миром положение, помогла выжить; продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями; правильно употреблять и объяснять исторические термины

Задачи:

- обучающие: углубить знания о том как жили и какими были древнейшие люди; 

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР.,

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

 

Формы и методы обучения:

Методы: объяснительно - иллюстративный

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах

 

Основные термины и понятия: орудия труда, собирательство, стадо, галька, палка - копалка

Организационная структура урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

УУД

Проверка домашнего задания

1.Работа с историческими терминами (история, метрология, генеалогия, сфрагистика, геральдика, исторический источник)

 

2.Что такое исторический источник? Назовите его разновидности

 

3.Что изучает история?

 

4.Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?

 

5. О каком историческом источнике идет речь в отрывках:

1)       «Что за чудо случилось? Источников чистых просили

Мы у тебя, земля, - что же нам шлешь из глубин?

Или есть жизнь под землей? Иль живет под лавою тайн

Новое племя? Иль нам прошлое возвращено?

Римляне, греки, глядите: открыта снова Помпея.

Город Геракла воскрес в древней своей красоте» Шиллер;

 

2)«Клинописные знаки, посредством которых совершались все политические и хозяйственные дела в Двуречье и древней Персии, предназначались для нанесения на какие-либо твердые материалы. Так, например, при расчетах в лавке писцы брали две свежеизготовленные, еще мягкие глиняные таблицы. Выцарапывали на них с помощью тростниковой палочки наименование и цену товаров, отдавали копию покупателю, а оригинал оставляли себе. Затем обе таблички обжигались в  печи, где они затвердевали так основательно, что и спустя три тысячелетия можно было прочесть все то, что на них было написано, - какая бумага может сравниться с ними по долговечности!»;

3)«Большей же частью кубу (племя Юго-Восточной Азии) живут кочевой жизнью и беспрестанно бродят по своей области в поисках созревших лесных плодов… питаются фруктами, ягодами, корнями с клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и  ящерицу, лягушек, гусениц, личинки жуков… охота и рыбная ловля играют в быту кубу очень небольшую роль, т. к. у них нет необходимых орудий. Чтобы наполнить свои желудки, им нужно долго и напряженно заниматься собиранием пищи… Если пищи много, они едят до отвала, до изнеможения, но нередко ложатся спать натощак…».

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Фронтальная

Работа в группах

РУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

 

КУД: Диалог учителя и ученика

 

ПУД: Демонстрируют знания по пройденному материалу

Обмениваются полученной  информацией

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

Организационный момент

 

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

 

 

Актуализация знаний

 

1.Что отличает человека от животного?

Ответы учащихся и постановка целей и задач урока

Фронтальная

КУД: Совместная деятельность 

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

ПУД: Обмениваются полученной  информацией

 

РУД: Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Изучение нового материала

 

1. Какие версии происхождения людей вам известны?

 

2.Задания учащимся: По карте на стр. 4-5 назвать материк, на котором археологами были найдены наиболее древние стоянки человека и его предков. Показать эти территории на карте полушарий.

Ответ: Прародиной человечества была Африка.

 

2.Чем они отличаются от современного человека? Почему древние люди жили только в теплых странах?

 

 

3. Что доказывает, что перед нами не дикая обезьяна, а человек?

- опишите  внешний облик древнейших людей.

 

4.Какие орудия труда были у древнего человека?

-Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?

 

5.Как древнейшие люди добывали себе пищу?

 

 

6. объяснить термин «собирательство».

-Всегда ли охота и собирательство обеспечивали людей пищей?

 

7.Рассказ учителя как древние люди овладели огнем

Что давал огонь людям?

Какое значение имеет огонь в жизни первобытного человека?

 

8.Почему первобытный человек не мог прожить в одиночку?

 

 

 

 

 

Выслушиваем версии учеников

 

 

работа с картой на стр.4-5

 

 

 

 

 

 

Работа с иллюстрацией на стр.12-13

 

 

 

Работа с иллюстрацией на стр.13

 

 

 

Работа с рисунком на стр. 13-14

 

Ответ учеников

 

 

Работа с иллюстрацией на стр.19,28

 

Ответ учащихся

 

 

 

Работа с иллюстрацией на стр.14

 

Ответы учащихся

 

 

 

8.Ответы учащихся

 

 

Индивидуальная

Работа в группах

Фронтальная

РУД:  Формулируют вывод;

Обобщают и формулирую понятия

 

КУД: совместная деятельность

 

ПУД: Работают с текстом учебника

Узнают интересные факты о том как Древний человек

Обмениваются полученной  информацией

Переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение);

Исследовательские действия (поиск информации)

 

 

ЛУД: Рассуждение учеников

 

 

 

 

 

 

Первичное осмысление и закрепление

 

1.Прородиной древнейшего человека была …

 

2.Древнейшими орудиями труда были ….

 

3.Чем занимался древний человек ….

 

 

Ответы учащихся

 

 

Итоги урока.

Рефлексия

 

Подводит итоги урока.

Комментирует и выставляет оценки за урок.

 

Оценивают работу на уроке всего класса

 

ЛУД: Оценивают работу на уроке всего класса

 

Домашнее задание

 

П.1

 

Записывают домашнее задание в дневник