Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания.
Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети входят в класс и рассаживаются за столики по группам.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас
много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу.
Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую
угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки.
Договорились?
Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много
новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что
вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками;
потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо,
дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать.
А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
У. Со мной вы познакомились, а
как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все
вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще
громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Дети предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит детей к нужному правилу.
– Послушайте, дети, что предлагает нам
Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку?
Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить –
подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно
поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку.
Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу
оговорили его выполнение.
– Для чего нам нужно это правило?
Дети. Чтобы познакомиться.
У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука».
– Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь?
Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».
– Что вы будете делать, если я покажу
этот знак? Давайте попробуем.
Мальчик, как тебя зовут?
Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей:
– Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
– Понравилось ли вам отвечать по-школьному? Что делают школьники, когда хотят ответить? А знакомиться можно по-разному. Можно знакомиться во время игры. Хотите попробовать?
Дети встают в круг лицом к центру.
– Для игры нам нужен паровозик. Что делает паровозик во время движения? Пыхтит, гудит, поскрипывает, двигается. Кто может изобразить паровозик?
Дети имитируют движение паровозика на месте. Из участников игры выбирается ведущий-паровозик. Он движется по кругу, пока не остановится около одного из игроков.
– Привет, – говорит паровоз, – я Петя!
– Привет, Петя! Я Маша!
Паровоз приветствует Машу, попеременно поднимая правую и левую руку и выкрикивая: «Маша! Маша!» Все дети повторяют: «Маша!» После этого Маша берет Петю за талию, изображая прицепной вагон, и они оба двигаются по кругу в поисках нового знакомства.
– Привет, я Петя!
– Я Маша!
– Привет, а я Павлик!..
Учитель огорчается:
У. Дети, я так сразу вас всех не запомню. Кто хочет мне помочь? Тогда садитесь скорее на свои места. Я придумала, как мне скорее вас запомнить! Вы сейчас в группах назовете свои имена. Какое школьное правило будем применять? Вам в группах помогать будут ваши мамы – я назначаю в каждую группу учителем маму. А потом я проверю, как вы запомнили друг друга. Согласны?
Учитель подходит к любому ребенку, кладет ему руки на плечи, а все дети
из группы хором называют его имя. Учитель вручает ребенку именную медаль.
Возможны варианты проверки.
Учитель подходит к одному человеку из группы 1, и тот называет имена остальных
детей в группе.
Учитель подходит к одному ребенку в группе 2, а дети хором называют его имя.
Учитель подходит к одному ребенку из группы 3 и спрашивает у всех остальных его
имя:
У. Эту девочку зовут Ира? (Имя неправильное.)
Д. Нет, Наташа!
У. Этого мальчика зовут Саша?
Д. Нет, Андрей!
Учитель подходит к одному ребенку из группы 4, а сосед называет его имя (и так по кругу).
У. Что можно сделать, если забыл, как звать кого-то?
Д. Можно
спросить у этого человека.
– Можно спросить у других детей.
– Можно спросить у учителя.
– Можно спросить у других взрослых.
– Можно прочитать на медали.
– Давайте на прощание поиграем. Я буду называть разные имена. Те дети, чье имя я назову, будут выбегать ко мне и становиться в кружок. Согласны?
Учитель называет имена до тех пор, пока все дети не выбегут к нему. В кругу проводится любая хороводная игра, например «Карусели», со словами:
Еле-еле-еле-еле закружились карусели,
А потом, потом, потом побежали все бегом.
У. Понравился ли вам урок? Интересно ли было? Какое у нас теперь
есть школьное правило? Когда нужно поднимать руку? Что еще очень важное
произошло сегодня на уроке? Зачем люди знакомятся?
Раз мы с вами подружились, давайте поблагодарим друг друга за интересный урок.
Задачи: помочь детям освоить новую школьную норму общения – молчаливый выбор отвечающего в группе, уточнить возможности человеческого общения; продолжить знакомство детей в группах и в классе.
Оборудование: знак «Поднятая рука», ордена за хорошую работу, мяч.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина
стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем
он это делал? Откуда ты, Саша, об этом знаешь?
Когда я подходила к нашей школе, то обратила внимание, что мама грозила своей
дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она
это делала? Значит, людям можно общаться между собой не только словами, но и
жестами?
Учитель предлагает детям с помощью жестов позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться, потом загадать свой жест, а остальным – отгадать его значение.
У. Ребята, а как вы думаете, нужны ли в школе жесты?
Скорее всего, мнения детей разойдутся. Учитель не должен убеждать ребят ни в чем.
– Давайте мы с вами вернемся к этому вопросу чуть позже.
У. Вчера мы с вами чуточку подружились. Что мы для этого сделали? Посмотрите на детей, сидящих с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам?
Учитель обращает внимание на тех ребят, кто поднял руку для ответа.
– Как же мне быть? Так много детей подняли руку, что я не знаю, кого спросить. Давайте сделаем так: вы сейчас в группах договоритесь, кто будет отвечать, и скажете мне.
Дети пытаются договориться. В результате – шум, а возможно, и ссоры.
Учитель вместе с одним-двумя родителями или другими помощниками разыгрывают ситуацию, договариваются жестами: молча показывают рукой на того, кто будет отвечать.
– Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались?
– Попробуйте договориться друг с другом с помощью жестов.
Дети выбирают того, кто будет отвечать. Учитель хвалит группы, которым это удалось.
– Встаньте те, кто будет отвечать в каждой группе.
– Так нужны ли в школе жесты? Для чего?
Выполняется упражнение на применение нового жеста для взаимодействия в группах.
– А теперь давайте послушаем, как ребята запомнили имена своих одноклассников.
Группе, справившейся с заданием, можно выдать орден.
Эта игра не только служит для знакомства, но и учит принимать коллективное решение. Участники встают в круг. Начать игру может любой ученик. Он бросает мяч другому игроку, отчетливо называя свое имя. Получивший мяч бросает его следующему (нужно стараться бросать мяч через круг, а не рядом стоящему), также называя свое имя. Так продолжается до тех пор, пока мяч не побывает у всех игроков по одному разу. Можно бросать мяч и называть не свое имя, а имя того, кому бросаете. Обратите внимание на то, что еще не все ученики запомнили имена друг друга, поэтому нуждаются в подсказке.
У. Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали? Зачем нам потребовался новый школьный жест? Как вы думаете, нужны ли нам еще какие-нибудь школьные правила? Зачем мы придумываем школьные правила?
Задачи: организовать пробное взаимодействие детей в группах для выполнения коллективного задания, воспитывать дружеские взаимоотношения, продолжить знакомство детей.
Оборудование: знак «Поднятая рука», бумага, цветные карандаши, фломастеры, клубок ниток.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят в кругу. У учителя в руках клубок ниток. Он бросает клубок любому из учеников, называя того по имени:
– Доброе утро, Саша! Мы рады тебя видеть в хорошем настроении!
Саша держит нитку, а клубок бросает дальше, называя следующего игрока:
– Привет, Сергей!
Сергей держит нитку, а клубок бросает дальше, обращаясь к игроку:
– Здравствуй, Оля!
Когда все дети поздоровались, у них в руках получилась «паутинка».
Учитель. Посмотрите, дети, сколько дорожек дружбы от нас протянулось друг к другу. Давайте поднимем руки вверх и посмотрим, как эти дорожки превратились в волшебную крышу. Какие фигуры вы видите в этой крыше?
Дети. Треугольники и квадраты.
У. А теперь положите «паутинку» на пол. Я осторожно сверну эти маленькие дорожки в клубок, чтобы они превратились в одну дорогу, которая поведет нас вперед.
Учитель рассаживает детей по группам. В ходе этого действия детей подводят к мысли, что взятие за руки – это тоже нить дружбы.
У. Молодцы! Скажите, ребята, а без клубочка с нитками можно показать паутинку за столами? Попробуйте, пожалуйста. Что вы мне сейчас показали?
Д. Новый жест.
У. Теперь я вижу, что вы готовы к дружной работе и вам можно поручить серьезное общее задание.
У. Дети, обратите внимание: когда я хочу позвать кого-нибудь из вас, я называю вас по имени. А вот когда я хочу обратиться к целой группе, мне приходится обращаться ко всем одинаково: «Вот эта группа». По-моему, в школе так не должно быть. Как вы думаете? Что же нам придумать?
Учитель ожидает от детей предложенийпо названию групп.
Д. А чтобы мы не забыли эти названия, надо сделать медальоны.
У. Какие вы у меня молодцы! Как мне с вами легко договариваться! Вы пока подумайте и договоритесь о названии своей группы, а я приготовлю бумагу для медальонов.
Учитель специально отключается от взаимодействия, чтобы дети проявили большую самостоятельность.
Планирование знакомства с названиями групп (используем знак «Поднятая рука»).
У. Как же нам узнать, что вы придумали?
Выборы отвечающего в группах (с использованием жеста).
– Как будем рассказывать? Может, вся группа выйдет и начнет хором кричать-рассказывать? Что же придумать? Ну конечно, выбрать отвечающего!
Рассказы детей о придуманных названиях.
Знакомство с медальонами (с использованием названий групп).
Дети вывешивают свои групповые медальоны на доску.
У. Понравился ли вам сегодня урок? Что было интересного на уроке? Что помогло вам выполнить трудную работу? Нравится ли вам быть школьниками?
Задачи: выработать школьное правило «Приветствие учителя»; помочь детям осознать позицию школьника на основе сравнения «школьник – дошкольник».
Оборудование: знак «Поднятая рука», картинка с изображением ребенка-школьника, бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Посмотрите на картинку и попробуйте отгадать, кто на ней изображен: школьник или дошкольник? Как вы догадались? А вы еще помните, как были дошкольниками?
– Давайте поиграем в игру «Школьники – дошкольники».
Представьте, как сидит школьник. Представьте, как дошкольник. Представьте,
как ходит школьник. Представьте, как дошкольник. Походите, как школьник,
посидите, как дошкольник. Когда я хлопну один раз, вы должны сидеть как
школьники, а когда два раза – как дошкольники. Изобразите школьника или
дошкольника в любой позе, а мы догадаемся, кого именно вы изобразили.
У. Как много школьных правил вы уже знаете! Молодцы! А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.
Здравствуйте, дети!
Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»
– Все согласны, что в школе так здороваются?
Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить.
Если учитель – сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением.
У. Мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете как?
Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем».
– Пробуем.
В результате все молча сидят.
– Дети, я даже не поняла: вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее?
Учитель выводит детей на нужное приветствие: чтобы молча поздороваться, надо встать рядом с партой.
– Как здорово вы придумали – даже лучше, чем мои четвероклассники!
Давайте еще раз поздороваемся, как школьники, а теперь – как дошкольники.
– Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаге нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать – это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?
Дети самостоятельно выполняют рисунки.
а) Выборы того, кто будет отвечать первым, вторым и т. д.;
б) обсуждение и угадывание рисунков;
в) обсуждение группового взаимодействия (хорошо ли работалось, почему).
У. Чем вам понравился сегодняшний урок? Что не понравилось? Что можно сделать, чтобы уроки всем нравились?
Задачи: помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.
Оборудование: знак «Поднятая рука», медальоны групп, красный и синий кружки, кувшин с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Здравствуйте, дети! Как вы сейчас со мной поздоровались?
Дети. Как школьники.
У. А теперь давайте поздороваемся, как дошкольники:
Здравствуйте, дети!
Зачем люди здороваются?
Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
У. Какое это стихотворение?
Д. Доброе.
У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах? Давайте придумаем движения для этих строчек.
Дети заучивают стихотворение с движениями.
У. С кем должны здороваться школьники?
Д. С учителем.
У. Кто из вас маме и папе всегда говорит: «Доброе утро»? С кем еще вы раньше здоровались? А как будете теперь поступать? Конечно, дети, школьник всегда и со всеми должен быть вежливым. Только вот как теперь со всеми здороваться? Может, так, как с учителем? А поймут ли вас?
Выделение возможных партнеров для приветствия.
– Давайте вспомним, с кем нам с вами приходится встречаться. Кого нужно приветствовать?
Распределение по группам ролей.
Группа «Ромашка» – соседи; группа «Удача» – друзья; группа «Солнышко» –
ученики; группа «Бабочка» – дошкольники; группа «Башмак» – дети.
– Я буду подходить к каждой группе, а вы должны будете поздороваться со мной. Кто будет здороваться со мной, как с соседкой, как с учителем, как с другом, как с мамой, как с воспитателем?
Анализ ситуаций.
– Дети, как вы думаете, вы все правильно сделали? Кто-нибудь хочет что-то добавить? А как можно по-другому поприветствовать друга? Вам нравится, когда с вами здороваются? Вам приятно? Поднимается ли у вас от этого настроение? А что нужно делать, когда вы проходите мимо знакомого человека?
У. Если я показываю красный кружок – говорите: «Здравствуйте», если синий – «До свидания».
· Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?
· На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разговаривала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, вежливо сказал: «Здравствуйте, Ольга Ивановна». Была ли допущена ошибка?
· Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые вам ребята. Как должно прозвучать приветствие?
· Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?
У. Что должны уметь школьники? Почему?
Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода необычного цвета. Кто опустит
палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и
приветствия.
Учитель предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.
– А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспомнить и быть всегда вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос: «Какие бывают слова приветствия, прощания?» В чем секрет волшебства этих слов? Какое вежливое слово вы скажете, уходя из класса? Как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми? Как – если я буду со взрослыми?
У. Что сегодня научились делать на уроке мои школьники? Почему важно быть вежливым?
Задачи: учить взаимодействию в группах; продолжить знакомство детей друг с другом; отрабатывать у детей умение работать по условным знакам.
Оборудование: знак «Поднятая рука»; листы белой бумаги (по числу детей).
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. В школе на уроке нельзя мешать другим детям. Как вы уже умеете выполнять школьные задания, чтобы не мешать другим?
Дети. С помощью знаков и жестов.
У. Вам надо придумать знаки и жесты, с помощью которых вы ответите на мои вопросы.
После каждого вопроса дети изображают необходимое действие.
– Как живете, мои дети? (Вот так!) Как сегодня спали, дети? Как смеются мои дети? Как шагали в школу дети? Как учиться будут дети?
– Что мы с вами делали, чтобы подружиться? Значит, вы уже очень хорошо знакомы? Давайте проверим! Поможет нам игра «Снежный ком».
Сообщение правил игры:
– Правила игры таковы. Первый игрок называет свое имя. Второй повторяет имя первого игрока и называет свое имя и т. д. Например: первый называет имя Вика, второй – Вика, Антон, третий – Вика, Антон, Катя и т. д.
Выборы первого участника:
– Кто уже догадался, что нам нужно сделать в начале игры? Сначала надо выбрать первого участника.
Группы по сигналу колокольчика делают этот выбор, по второму сигналу колокольчика выбранный участник встает.
– Сейчас зазвенит колокольчик, который сообщит нам, что можно начинать игру.
Демонстрация игры в одной из групп.
Уточнение правил (при необходимости)
Самостоятельная игра детей в группах
Обобщение.
– В чем помогла нам игра?
Учитель предлагает детям по сигналу колокольчика выбрать себе пару для игры на перемене.
У. Почему вы выбрали друг друга? С кем вам интересно играть? Кто не хотел выбирать пару? Почему?
В ходе обсуждения выясняется, что детям приятнее общаться с теми, у кого такие же интересы. Сложно выбрать пару, не зная об интересах друг друга.
– Как можно познакомиться с интересами ваших одноклассников?
Для того чтобы нам познакомиться получше, интересно было бы узнать, что вы
любите, а что – нет. Попробуем рассказать об этом не словами, а с помощью
рисунка. Сейчас каждый на листочке нарисует то, что он любит, потом все
остальные ребята в группе должны отгадать, что изображено. Не рассказывайте
никому, что вы рисуете, – это будет загадка.
Дети рисуют.
У. Обсудите в группах, что нарисовал каждый из вас, выполняя предыдущее задание.
Листы складывают в центр стола, затем их берут по одному и по очереди. Дети высказываются, уточняют у автора правильность предположений, сделанных в группе.
– Чему вы сейчас учились?
Д. Быть внимательными друг к другу.
Учитель называет первые слоги имен детей – ребята выбегают в круг.
У. Чему сегодня научились школьники? Как подготовились к учебе в школе? О чем вы расскажете дома? Какое новое правило узнали? Как помогли другим ребятам?
Задачи: показать детям две возможные формы ответа: индивидуальную и групповую; ввести знаки «Я» и «Хор».
Оборудование: мяч, знаки «Я» и «Хор», ордена, рисунки детей на тему «Что я люблю».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Здравствуйте, дети! Как
необычно начался сегодня урок! Почему я так сказала? Потому что сегодня все
дети поздоровались по-школьному! Тогда и я сейчас поступлю необычно: садятся
дети группы «Солнышко»; садятся дети группы «Ромашка»; садятся дети группы
«Удача»; садятся дети группы «Башмак»; садятся дети группы «Бабочка».
Что вы заметили? Действительно, у нас сегодня урок начинается совсем по-школьному:
тихо, спокойно. А это значит, что у нас хватит времени заняться на уроке одним
из любимых детских дел: отгадыванием загадок.
Учитель загадывает загадки и провоцирует детей на шумные ответы.
У.
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
Вместе с Карлсоном
Прыгал с крыш
Шалунишка наш... (Малыш)
Она красива и мила,
Имя ее – от слова «зола». (Золушка)
Как вы думаете, ребята, почему у меня испортилось настроение?
Дети. Мы шумели.
У. А почему так произошло?
Д. Ответ знали все, а с поднятой рукой учитель может спросить лишь некоторых. Ответить хотели все.
У. Что же делать? Как поступают школьники?
Дети обсуждают в группах ситуацию и приходят к выводу, что в школе иногда
требуется отвечать всем вместе, то есть хором.
Учитель вводит знаки «Хор» и «Я».
У. Сейчас я буду задавать вам вопросы и показывать один из этих знаков. Смотрите внимательно, когда надо отвечать хором, а когда поднимать руку и отвечать по одному.
Учитель задает вопросы и показывает один из знаков.
– Как звали сказочного героя, которого бабка и дед слепили из теста? (Знак «Хор».) Правда ли, что Колобок смог уйти и от Зайца, и от Медведя? (Знак «Хор».)
– Каких сказочных героев ты знаешь? (Знак «Я».) Правда ли, что самая длинная шея – у жирафа? (Знак «Хор».)
Учитель показывает рисунок.
– Хором назовите имя этого героя! Как вы узнали, что надо отвечать хором? Я ведь не показала вам никакого значка. Какие вы внимательные! Действительно, если внимательно слушать задание, можно точно определить, как надо отвечать: хором или по одному.
У. В лесной школе ученикам за внимание всегда
выдают орден Внимания. Давайте поиграем и определим: кто самый внимательный. Я
буду задавать вопрос каждой группе и бросать мяч. Если на вопрос надо отвечать
хором, вы приседаете и отвечаете на вопрос, тогда я не смогу никому бросить
мяч. Если я задаю вопрос и на него надо отвечать одному человеку, я бросаю мяч
тому, кто знает ответ и знаком показывает мне, что готов отвечать.
Кто знает, какое сейчас время года? Скажите хором: сколько месяцев в году?
Кто знает, почему птицы осенью улетают в теплые края? Кто хочет сегодня поближе
познакомиться с группой «Ромашка»?
Учитель раздает детям каждой группы рисунки и приглашает ребят по одному выйти к доске. Дети отгадывают, что нарисовано.
У. Кто из ребят в классе любит то же, что изображено на рисунках? Видите, сколько у вас может быть друзей для игры!
У. Чему вы научились сегодня в школе? Чем полезно новое школьное правило? Что
нового вы узнали друг про друга?
Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.
Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Хор» и «Звонок»; лента времени; рисунки по теме «Режим дня»; полоски цветной бумаги для диагностики; куклы «Малыш» и «Карлсон».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Как живете, мои детки? (Вот так!) Как идете, мои детки? Как стоите, мои детки? Как едите, мои детки? Как молчите, мои детки? Как сидите, мои детки? Как вы спали, мои детки?
Сначала игра проводится по старым правилам (молча, с показом только жестов). После этого учитель предлагает сделать игру более веселой, то есть озвучить. Дети повторяют игру заново. Выбирают вариант, который им больше нравится.
У. А чем еще вы занимались дома?
Учитель ставит на стол куклу-мальчика и раздает группам картинки с изображениями этапов режима дня.
– Малыш получил задание: составить по порядку режим дня вот по этим картинкам. Но он их перепутал, и Карлсон не прилетает. Что же делать? Может, вы поможете?
Дети в группах раскладывают картинки по порядку. В каждой группе с помощью жестов выбирают отвечающего, который у доски выставляет картинки в нужном порядке. Если все группы справились с заданием, то учитель достает куклу Карлсона.
– Как вы думаете, ребята, Малыш – школьник или дошкольник?
Д. Не совсем понятно.
У. Как можно отличить школьника от дошкольника?
Дети отвечают.
– Вы очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Хотите узнать о других делах школьника?
Учитель прикрепляет на доску рисунок ленты времени.
У. Посмотрите на доску и скажите: что это такое?
Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает им.
– Как вы догадались, что здесь показано время? Чье это время: школьника
или дошкольника? Как вы узнали? Почему эта лента разделена на 3 части?
Какая часть может быть одинаковой и у школьника, и у дошкольника? Какая часть
времени принадлежит только школьнику? Почему?
Давайте оставим только школьную часть схемы.
Учитель убирает с доски крайние части. На доске остается только одна полоска – с картинкой школы.
– Ребята, а что обозначает эта полоска? Чем вы занимаетесь в школе?
Учитель подводит детей к выводу, что эта схема неточная, так как в школе у детей три урока. Учитель накладывает сверху разделительные полоски, чтобы получились три слитные части. Дети вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски-уроки.
– Как мы можем показать, где начинается урок?
Учитель расставляет знаки «Звонок» на начало каждого урока.
– А как показать начало перемены?
Учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут
оповещаться звонком.
Учитель вводит знак «Звонок» (можно использовать настоящий звонок).
Теперь учитель и дети будут пользоваться им. Дети упражняются начинать и
заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз начало урока и
перемены.
У. А сейчас мы с вами отправимся в волшебную школу. В этой школе ученики сами придумывают план учебного дня. Каждый может построить план, который ему больше всего нравится. Если кто-то хочет, чтобы день состоял только из уроков, он должен сделать полоски красного цвета. Если кто-то хочет, чтобы были только переменки, он должен сделать полоски синего цвета. Может быть, кто-то захочет сделать длинные уроки и короткие перемены – пожалуйста. Кто-то захочет длинные перемены, а уроки короткие – тоже пожалуйста! Давайте уточним: уроки – красный цвет, перемены – синий. Фантазируйте!
(по знакам «Поднятая рука» [1] и «Хор» [2])
У. Понравилось вам в волшебной школе? [2] Как же мы будем жить в нашей школе? [1] Что важнее в школе – уроки или перемены? [2] Что должно быть длиннее – уроки или перемены? [1] Зачем нужны уроки? [1] Зачем нужны перемены? [1]
У. Понравился ли вам урок? Чему вы научились? Что нового узнали про школу? Хотите ли завтра снова прийти на урок?
Задачи: ввести и учить использовать знаки «+» и «–» для демонстрации внимательного слушания; учить детей слушать сверстников, обращаться к ним; воспитывать чувство взаимопомощи, коллективизма.
Оборудование: знаки «Поднятая рука», «Хор», «Звонок»; знаки внимания «+», «–»; пазлы.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Я сейчас буду рассказывать о том, какие у нас в классе
дети – настоящие школьники! Только если я ошибусь, вы не молчите,
возмущайтесь. Как можно возмущаться? Ну, например, топать ногами. Если говорю
правильно – хлопайте, неправильно – топайте.
Мои школьники, когда хотят ответить, поднимают
руку. Когда слышат звонок на урок – прячутся под парты. Если слышат слово
«хором» – отвечают громко хором. Когда учитель говорит на уроке:
«Здравствуйте», дети отвечают громко: «Здравствуйте!» Мои ученики знают, что в
школе важнее всего перемены. Они на уроке стараются громче шуметь.
У. Я
сейчас буду вас испытывать.
Проверим, как вы умеете работать по знакам [1] и [2]. Я буду загадывать вам
загадки и показывать, какого ответа жду от вас: хорового или индивидуального.
· Сорок одежек, и все без застежек. [2] (Кочан капусты)
· Висит сито, не руками свито. [1] (Паутина)
· Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красную шапку нашел. [2] (Гриб подосиновик)
· У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. [1] (Рука, пальцы)
· Два брата живут через дорогу, а друг друга не видят. [1] (Глаза)
· Молодцы! Вы справились с первым испытанием! За это вам награда – новая игра.
– Я буду задавать вам любые вопросы. В ваших ответах не должно быть слов «да», «нет», «черное», «белое». Ты сейчас спишь? Коровы умеют летать? Доктор стрижет детей? Какое ты любишь мороженое: черное или белое? Какого цвета у нас шторы?
Вопросы должны быть посмешнее, чтобы спровоцировать шумную реакцию детей на ответы.
– Понравилось ли вам играть? А как вы думаете, почему некоторые из вас не хотели отвечать на вопросы?
Дети. Они не уверены в ответах. Им не нравится, когда над ними смеются.
У. А ведь в школе, ребята, придется отвечать на много вопросов. Как можно помочь тем из вас, которые стесняются или боятся ошибиться?
У. Вчера я была в соседнем классе и познакомилась с девочкой Олей. Она не разговаривает на уроках, слушает учителя, делает все, что он говорит, помогает одноклассникам. Оля помогает им не разговаривая. Для этого она изобрела свой способ подсказки. Мне он очень понравился. Хотите, я с вами поделюсь им, и если он вам понравится, мы будем его использовать в своем классе? Если кто-то из учеников отвечает хорошо, правильно, Оля показывает знак «+»зеленый круг. Если ученик отвечает плохо, говорит не то, что надо, Оля показывает знак «–»красный круг Этот знак помогает ученику быстро исправить свою ошибку. Давайте мы тоже попробуем применить эти знаки.
У. Вот Буратино прислал нам сочинение и попросил его проверить.
Я буду читать предложение. Если оно правильное – вы будете поднимать знак «+»,
если Буратино ошибся, то вы показываете знак «–».
Однажды ночью я шел по лесу. (+) Ярко светило
солнце. (–) А что могло светить ночью? (Луна.) На елях висели бананы.
(–) Что могло висеть на елях? (Шишки.) Вдруг я увидел, как по ели с
ветки на ветку прыгали веселые крокодилы. (–) А кто может прыгать с ветки на
ветку? (Белки.) Они несли в свое дупло еловые шишки. (+) Шишки были
небольшого размера. (+) Но вдруг белочка выпустила шишку из лапок. (+) И она
полетела на небо. (–) А куда она могла улететь? (На землю.) Шишка попала
мне прямо в ногу, и от этого на лбу у меня появился большой синяк. (–) Куда
попала шишка Буратино? (В лоб.) После этого я перестал ходить по ночам в
лес.
– Молодцы! За эту работу вы заслужили настоящие ордена! Я их вручу вам в конце
урока.
У. Кто поможет мне сосчитать, сколько было испытаний?
Дети называют моменты урока. Учитель уточняет, в чем он испытывал детей, справились ли ребята, как им это удалось.
– Какой вывод можно сделать про вас, мои дети: на кого вы становитесь больше похожими – на школьников или на дошкольников? Тогда вас ждет последняя награда за весь урок.
У. Кто любит собирать пазлы? Значит, я угадала ваше желание. Только есть одна проблема. У меня картинок только 5. Кому их дать?
Д. Распределить их по группам.
У. Одно условие – участвовать в собирании картинки должны все дети. Придумайте, как вы это будете делать.
Учитель выдает пазлы только тем группам, которые договорились работать сообща. Главное – услышать сообщение первой группы: остальные подхватят идею.
Задачи: формировать этические нормы взаимоотношений через работу в парах; развивать внимание, воображение, логическое мышление.
Оборудование: знаки «Поднятая рука» и «Хор», новый знак «Мы»; цветные билеты для распределения детей в группы; заготовки для корабликов, детали для сбора корабликов в парах, тетрадь «Солнышко»; аудиозапись песни «Чунга-Чанга».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня мы с вами отправляемся в далекое плавание на удивительный остров Чунга-Чанга. Послушайте о нем песню. (Звучит песня.) Хочется ли вам попасть на этот остров? На каком транспорте нужно плыть по морю? Каждый пассажир должен иметь билет.
Учитель раздает детям билеты.
– На столах стоят кораблики тех же цветов, что и билеты. Как узнать, где чей корабль?
Дети. По цвету.
У. Рассаживайтесь, пожалуйста, на свои места. Удобно ли вам?
У. В одиночку такое плавание не совершить, поэтому нам нужна дружная команда. Члены команды должны понимать друг друга с полуслова. Сейчас мы проверим, как вы готовы к путешествию.
Дети выходят в круг, становятся лицом друг к другу и договариваются между собой, кто – зеркало, а кто – смотрящийся в него. Смотрящийся в зеркало показывает движение, а зеркало повторяет его. Вначале образец игры показывает учитель с любым из учеников.
– У нас дружная команда, но нет корабля, на котором мы могли бы плыть к острову. Заготовки для корабля у вас есть. Но в одиночку такую работу выполнить невозможно, поэтому работать будем парами. Кто уже догадался, как можно вместе собрать этот кораблик?
У. Ребята, у нас очень мало времени на подготовку к путешествию. Как я узнаю, что вы выполнили работу?
Дети предлагают варианты.
– А я предлагаю сделать еще проще: взяться за руки и поднять их. Давайте попробуем.
Учитель вводит новый знак «Мы».
– Покажите мне этот знак.
Прежде всего распределите обязанности и внимательно рассмотрите образец. Как
только работа у вас будет выполнена, дайте мне знак, и я сразу пойму, что можно
отправляться в путешествие.
У. Мы плывем на остров Чунга-Чанга. Я думаю, что жителям острова будет приятно, если мы выучим их танец.
Дети разучивают элементы танца.
Нарисуйте животное
Когда будете готовы покажите мне знак
– Что это за животное?
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто знает имя мальчика или девочки, с
которыми вы работали. Откройте глаза. Если кто-то не знал имя соседа,
познакомьтесь.
Закройте глаза. Поднимите руки те, кто помнит, какого цвета волосы у мальчика
или девочки, с которыми вы сейчас работали. Откройте глаза. Кто не успел
внимательно рассмотреть соседа – сделайте это.
Учитель вызывает к доске 3–4 пары детей. Пара становится спиной друг к другу и использует для ответов знаки «+», «–».
– Какого цвета глаза у твоего партнера? Твой партнер выше или ниже тебя? У девочки, которая работала с тобой, платье красного или синего цвета? Какого цвета бант?
У. Нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Вот мы и дома. Что вам больше всего запомнилось в этом путешествии? А почему нам это путешествие удалось?
Д. Мы работали дружно, помогали друг другу.
Задачи: формировать умение вести дискуссию; поощрять высказывание различных мнений, умение их выслушивать, умение доказывать свою точку зрения.
Оборудование: знаки, звонок, подарки сказочных друзей: корзинка с пирожками, золотой ключик, баночка с вареньем; пазлы на каждую группу, ордена для групп, игрушки: бельчонок и зайчонок, волшебная шкатулка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок. А какой он
будет, вы мне скажете сами потом, в конце урока. Договорились? На этот урок
пришли наши любимые сказочные герои. Они узнали, что здесь учатся очень
старательные и дружные ребята. Они помогают друг другу незаметно и очень тихо.
Тихонечко напомните всем ребятам в группе, как вы умеете подсказывать без шума.
Молодцы!
И вот наши сказочные герои прислали нам подарки: Карлсон – свой золотой ключик,
Красная Шапочка – целую банку с вареньем, Буратино – корзинку с пирожками и
маслом. А почему вы показываете мне знак «–»? Неужели я что-то перепутала?
Тогда помогите мне, пожалуйста, отгадать, где чей подарок. Только вспомните,
как школьники отвечают?
Репетиция по знакам [1] и [2]. Учитель показывает подарок и указывает на знак для ответа.
У. Самый лучший подарок прислала вам героиня сказки, в которой есть вот такие строчки:
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Узнали, кто прислал вам подарок?
Золотая рыбка прислала вам свой портрет.
Дети в группах собирают изображение рыбки. Подводятся итоги групповой работы. Учитель вручает ордена группе, которая работала дружно, тихо и использовала знак «Мы готовы».
– Как вы думаете, что вам нужно сделать, чтобы поиграть в эту игру?
Дети. Выбрать друга.
У. Молодцы! А теперь найдите друга с помощью жестов.
Если я даю один звонок, то вы играете, веселитесь, а если два звонка –
прячетесь.
Дети играют.
– Что было важно в этой игре?
Д. Выбрать друга и слышать звонки.
У. Вот видите, школьники даже в играх учатся.
У. Весело вам было играть? А вот Бельчонок и Зайчонок играли, играли и поссорились.
Учитель разыгрывает ситуацию с использованием игрушек.
– Поспорили Зайчонок и Бельчонок, чье имя длиннее. Один кричит: «Мое!»,
другой: «Нет, мое!» Ругались, ругались и даже подрались. Понравилось ли вам,
как спорили друзья? Почему? Как можно им помочь?
Давайте мы поможем незадачливым друзьям решить их спор. Как узнать, чье имя
длиннее? Правильно, разделить имена на слоги. Кто будет Зайчонком и поделит
свое имя? Кто будет Бельчонком и поделит свое имя? Так что скажем по поводу
длины имен?
Д. Одинаковые.
У. Помогли ли мы зверям решить их спор?
Кто из вас, ребята, догадался, как надо правильно спорить? Ссоры или драки могут решить спор?
Д. Нет.
У. Чему вы сегодня научились на уроке? Кто вам помогал? Какие сказочные герои приходили на урок? Какой у нас был урок? Закончим мы его тоже необычно. У каждого из вас есть друг – очень близкий вам человек. Я думаю, ему будет приятно услышать добрые слова в свой адрес. Я пойду по классу и соберу эти добрые слова в волшебную шкатулку. Это будет самая дорогая вещь в нашем классе. Иногда мы будем открывать ее и повторять добрые слова о своих друзьях.
Задачи: формировать умение вести дискуссию; ввести критерии оценки: «ровно», «точно».
Оборудование: знаки, тетрадь, линейка, простой карандаш, куклы «Буратино» и «Незнайка».
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети играют по известным им правилам.
Учитель. Молодцы! Вы все работаете очень дружно. Значит, можно предложить вам задание: проверить работу Незнайки. Незнайка написал: «Теперь пора года весна. На красный свет можно переходить улицу. Груши растут на березе. Я живу в городе Минске. Слоны живут на севере».
Дети знаками «+», «–» оценивают правильность высказываний.
У. Жуки и гусеницы решили посоревноваться в беге. Им нужны абсолютно одинаковые беговые дорожки. Научимся их чертить.
Учитель показывает, как работать с линейкой и карандашом, учит чертить отрезки. Дети делают несколько тренировочных отрезков.
– Вам надо начертить дорожки длиной 7 см. Начертите 5 дорожек и выберите самую лучшую. Какой должна быть самая лучшая дорожка?
Дети. Ровная, точная.
У. Что значит ровная? Выберите самую ровную дорожку и поставьте возле нее «+». Что значит точная? Как проверить точность? Измерьте еще раз дорожки и выберите самую точную. Какой знак вы возле нее поставите?
Учитель разыгрывает сценку с Буратино и Незнайкой, которые, начертив дорожки для жуков и гусениц, затеяли ссору:
– Забирай, Буратино, свои дорожки. Они неровные.
– Неправда! Я их хорошо вымерил.
– Нет, для жука ты сделал длиннее.
– Нет, одинаковые!
– Нет, длиннее!
– Ты плохой судья!
– А ты косой и слепой!
У. Смогли ли наши герои договориться?
Д. Нет, они стали обзывать друг друга.
У. Почему это произошло?
Д. Они забыли о взаимоуважении.
У. Какое простое доказательство было в этой ситуации?
Д. Линейка.
Ученики обмениваются листочками и проверяют работу соседа. Если они согласны с оценкой, то рисуют кружок и ставят в него знак «+», если не согласны – «–». Пара договаривается, чья дорожка будет для гусениц, чья – для жуков.
У. Скажите, пожалуйста, как вам удалось договориться и выбрать
одинаковые дорожки? Кому пришлось поспорить? Кто поссорился во время этого
спора? Почему? Кто не ссорился? Что вы для этого делали? Как вы доказывали?
Можно ли было на глаз определить длину дорожек и сравнить их?
Попробуйте разыграть сценку спора Буратино и Незнайки правильно, по-школьному.
У кого получилось? Покажите всем.
У. Кому сегодня было интересно на уроке? А кому было трудно? Как же так – некоторым детям было и интересно, и трудно? Разве так бывает? Действительно, в школе бывает трудно, но это все равно интересно для школьников. Чему вы научились сегодня на уроке?
ДЕЛАТЬ ИЛИ НЕ ДЕЛАТЬ? Советы родителям
|
Задачи: познакомить детей с оценочной линейкой; учить определять критерии оценки; учить оценивать свою и чужую работу; формировать адекватную самооценку.
Оборудование: изученные знаки, тетрадь в клетку, простой карандаш, тетрадь «Солнышко».
ХОД ЗАНЯТИЯ
У. Сегодня мне надо собрать ваши работы и посмотреть, кто чему
научился.
Оцените свою работу знаками «+», «–».
Как-то непонятно получилось: все ребята написали по-разному, а оценки у всех
одинаковые – «+». Что же нам придумать с оценками?
У. Знайки хотят вам что-то сообщить. Оказывается, они видели, что в лесной школе у всех учеников есть волшебные линеечки, на которых очень легко ставить оценку. Они хотят вам показать, как это делать. Посмотрим?
Учитель демонстрирует на доске волшебные линеечки.
На доске написано имя «Павлик» с ошибками в изображении букв.
– Мальчик из подготовительного «Г» класса написал свое имя так. Давайте оценим, красиво ли написано имя (рисует линейку). Если я считаю, что слово написано красиво, красивей невозможно, я поставлю свою оценку тут (ставит практически возле верхней границы линейки). Если я считаю, что слово написано некрасиво, плохо, не бывает хуже, я поставлю свою оценку тут (ставит чуть выше нижней границы линейки). А куда поставить оценку, если я считаю, что слово написано красиво, но можно написать и лучше? (помощники указывают место на линейке). Понятно ли, как оценивать работу по линейке? Давайте оценим теперь правильность работы Павлика.
Каждый учащийся пишет на листе свое имя. Группа оценивает, правильно ли написано имя и красиво ли. Работа сначала оценивается по линейке «красота», затем – «правильность». Таким образом оценивают все работы.
У. Понравились вам волшебные линеечки? За что на них можно ставить отметки?
Мы продолжаем работать в группах. Сейчас вы будете выполнять интересные
задания и оценивать их. Причем оценивать правильность их выполнения будете не
только вы сами, но и ваши друзья. Покажите, что вы готовы работать вместе.
Руки детей должны быть соединены и подняты вверх.
– На сегодняшнем занятии мы с вами будем учиться работать в паре, вот так.
На доску прикрепляется знак «Мы».
– Но что значит работать в паре? Как показать, что пара готова к работе? Покажите!
Дети должны взяться за руки и поднять их вверх.
– Молодцы, а теперь в группе найдите себе пару и покажите, что вы готовы работать вместе, сотрудничать! Мне очень нравится ваши активность и желание работать вместе.
Правила игры объясняют Знайки, демонстрируя «стрельбу» на доске. Знайки договариваются, кто будет первым. Первый Знайка – стрелок, второй – командир.
У. Первый Знайка: «Я беру карандаш и приставляю его к пистолету». Второй Знайка: «Я командую: «Готовься! Целься! Пли!» Первый Знайка: «Я по команде “Пли!” веду линию к мишени». Надо стараться, чтобы линия была ровной. Чертить ее нужно, не отрывая карандаш от бумаги. Нужно попасть в центр мишени. Пуля должна лететь прямо! У вас есть три попытки. После этого вы поменяетесь ролями. Повторите, какие команды отдает командир. По сигналу колокольчика вы начинаете стрельбу. Договоритесь друг с другом, кто будет первым. По второму звонку начинайте стрельбу.
Дети играют парами.
– Как вы думаете, за что можно оценить стрелка?
Дети высказывают предположения.
У. Давайте сегодня оценим наших стрелков за меткость попадания,
ровность линий и скорость движения пули.
На обороте листочка нарисуйте три линеечки для оценки. Подпишите их буквами М
(меткость), Р (ровность), С (скорость). Вы помните, как мы оцениваем свои
работы?
Учитель напоминает детям правила оценивания.
– Оцените свою работу.
Звучит сигнал колокольчика.
– Обменяйтесь своими работами и оцените работу своего друга. Помните, что оценка должна быть справедливой. Если вы согласны с оценкой, которую сам себе поставил ваш товарищ, то обведите ее кружком. Это значит, что он оценил свою работу правильно. Кто хочет поблагодарить своего командира, пусть пожмет ему руку.
У. Что очень важное вы научились делать сегодня на уроке?
Почему для учеников это важно?
Что можно узнать, когда оценишь свою работу?
Как надо ставить оценку на линеечке?
За что можно ставить оценку?
Цель: формировать навыки самооценки; развивать внимание, логическое мышление; воспитывать дружеские взаимоотношения.
Оборудование: школьные знаки, тетрадь, простой карандаш, рисунок на доске.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель читает рассказ Л. Толстого «Вместе тесно, а по одному скучно».
Брат говорит сестре:» Не трогай моего волчка», а сестра емц «А ты не трогай моих кукол!». Они расселись по разным углам и вскоре им стало скучно.
Учитель. Почему детям стало скучно?
Высказывания детей.
– Без друга скучно, без дружбы не проживешь,
но и дружить надо уметь. Нужно быть внимательным, вежливым, терпеливым, добрым
к друзьям. О дружбе сочинили много пословиц, стихотворений. Каким должен быть
настоящий друг? Настоящий друг никогда не оставит в беде, он всегда поможет,
скажет другу правду, никогда не обидит его, правильно примет критику, будет
радоваться и переживать вместе с другом. Есть ли у вас такие друзья? Являетесь
ли вы сами настоящими друзьями? Положите в шкатулку слова о своем друге.
– Всегда говорить друг другу правду – одно из правил дружбы.
Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссора
Из любого спора.
– Как друзья должны уметь спорить, доказывать свою правоту? Нужно ли это делать в драке и кулаками? На этом уроке спорить вам будет помогать линейка. Сначала покажите, как вы умеете ею пользоваться.
У. Начертите несколько отрезков. Как вы думаете, какое задание я вам сейчас поручу выполнить? Слушайте внимательно задание: найдите среди ваших отрезков самый длинный и поставьте возле него «+». Кто угадал задание? Нужно ли внимательно слушать на уроке? Теперь найдите самый короткий отрезок и поставьте какой-нибудь другой знак.
У. Помогите друг другу разобраться, все ли вы правильно выполнили. Как это можно сделать?
Дети. Поставить оценку.
У. Что нужно сделать, чтобы не поссориться и все выполнить по-честному?
Д. Проверить – измерить отрезки.
У. Как можно организовать работу? Вот в лесной школе ученики часто делают так: сначала вдвоем проверяют одну тетрадь, а потом вторую.
У. Во время работы вы еще больше подружились. Теперь вы можете справиться с любой задачей. Покажите мне, что вы готовы работать вместе.
На доске – рисунок, с изображением человека, держащего в руках шарики.
– Я сейчас расскажу вам одну историю, а вы внимательно послушайте. Что значит – внимательно слушать в школе?
Д. Показывать знаками «+», «–».
У. Правильно. Если я буду все говорить правильно – какой знак
покажете? А если неправильно?
У человечка с шариками сегодня день рождения. Ему дарят шарики. Вот у него уже
три шарика, пришел следующий гость, и их у него стало 4. Потом пришел следующий
гость. Шариков стало 6?
Дети показывают знак «–».
– Значит, я что-то неправильно сосчитала. Что? Сочините свою историю про человека, который дарит шарики друзьям.
Дети внимательно слушают и работают со знаками.
У. Чему вы научились на уроке? Какое у вас настроение? Почему? Понравилось ли вам работать вместе?
Задачи: познакомить с новой ситуацией на уроке и знаком ее распознавания; формировать умение осознанно принимать решения; различать ситуации взаимодействия.
Оборудование: знаки, картинки для игр, счетные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети рассаживаются обычным способом по двое.
Учитель. Давайте послушаем, как вы готовы работать.
Дети каждого ряда хлопают по очереди. Учитель отмечает, дружно ли хлопали ребята, и предлагает детям сегодня на уроке постараться сдружиться со своими новыми соседями.
– Как можно подружиться на уроке?
Дети. Выполнять работу вместе, дружно, показывать ребятам знаки при ответах.
У. Я знаю, что многие из вас интересуются животными. Сейчас мы с
вами поговорим о домашних животных. Скажите, каких животных можно назвать
домашними? Я буду задавать вопросы, а вы будьте внимательны. У кого дома есть
какие-либо животные? Отвечая на вопросы, обращайте внимание на знаки, которые я
показываю.
Сколько лап у кошки? (Знак «Я».) Скажите
хором: сколько хвостов у собаки? Как зовут ваших питомцев? (Знак «Я».)
Кто знает, едят ли кошки арбузы? А умеют ли собаки лазить по деревьям? (Знак
«Я».) Скажите хором: у какого животного нос по форме напоминает пятачок?
В лесу живет животное, очень похожее на свинью. Его так и называют – дикая
свинья. Тело его покрыто щетиной, рыло вытянутое, с пятачком и клыками. Кто
знает, как его зовут? (Знак «Я».)
У. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение.
Я видел подснежник в осеннем лесу,
Где заяц тащил по опушке лису
И волк за охотником крался...
Я слышал – охотник зубами стучал,
Я слышал, как он «Помогите!» кричал
И громко от страха смеялся!
Вчера я поехал пешком по дрова,
Под снегом вокруг зеленела трава.
Из лесу я дров не привез целый воз
И тер на жаре обмороженный нос.
– Такое стихотворение написал для вас поэт Белозеров. Но почему вы все время смеетесь? Как вы считаете, автор в самом деле все это видел или специально придумал такое, чтобы вы посмеялись? А скажите, почему не смеялся Павлик?
Д. Он не слушал.
У. Открою вам один секрет: я тоже люблю на уроках придумывать что-нибудь интересное, смешное, неправильное. Что будет, если я скажу: «Дети, сделайте это задание», – а задание будет неправильное, шуточное? Вы его станете выполнять? А что сделает тот, кто не будет внимательно слушать и не поймет, что это шутка?
Д. Выполнит.
У. И какую отметку получит?
Д. Плохую.
У. Так что, мне нельзя с вами шутить? А как мне узнать, поняли вы шутку или нет?
Д. Надо придумать знак.
Дети предлагают варианты. Учитель вводит знак «Ловушка».
У. В лесной школе ученики придумали вот такой знак: они сказали, что это ловушка. Попробуйте, удобно вам пользоваться таким знаком?
Дети пальчиками показывают букву Л.
У. А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я знаю 5 названий цветов: астра, тюльпан, роза, рогатка, ромашка. Кто нашел ловушку? Я знаю 5 имен девочек: Наташа, Маша, Миша, Марина, Ирина. Я знаю 5 птиц: воробей, ворона, голубь, аист, пингвин. Какое слово лишнее? А вы точно знаете, что это не птица? А я думаю иначе. А как вы узнаете, какое слово лишнее, если не будете знать его значения? Какой знак нам поможет? («?»).
Учитель вывешивает на доске по три картинки. Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор. Для согласия или несогласия используются знаки «+» и «–».
(Слова: ложка, тарелка, каша; тетрадь, карандаш, книга; медведь, лев, ворона; машина, конь, самолет.) Учитель проводит на доске линеечку и просит детей оценить сегодняшний день.
– По каким критериям мы будем оценивать наш день?
У. Сегодня к нам на урок пришли два клоуна. Один добрый – он
принес всем ордена за внимательность и сообразительность. А другой веселый –
он любит придумывать ловушки. Веселый клоун подготовил вам такие задания,
выполнить которые невозможно. Когда вы услышите такое задание, то сразу
поднимайте знак «Л». Для выполнения заданий вам понадобятся счетные палочки.
Возьмите одну палочку и сделайте что-нибудь с ней. Вы считаете, что это
ловушка? Давайте попробуем сделать это задание.
На что похожа эта палочка? Значит, это не ловушка. Нужно думать!
Возьмите две палочки и составьте из них какую-нибудь букву (Т, X, Л). Положите
еще одну палочку и составьте треугольник. Из этих палочек составьте квадрат
(Л). Возьмите еще одну палочку, составьте колесо (Л). Из четырех палочек
составьте букву Ш. Возьмите еще одну палочку, сложите флажок. Из 6 палочек
составьте домик. Чтобы подняться на крышу дома, нужна лестница из 6 ступенек.
Составьте ее.
Дети составляют лестницы без боковых перил.
– С такой лестницы можно легко упасть и сильно удариться.
Ученики показывают знак «Л».
Учитель медленно выполняет разные упражнения и называет их. Часть движений не совпадает с названиями. Дети выполняют только те движения, которые совпадают с названиями.
У. А теперь посмотрим, какие вы внимательные. Я знаю 5 названий цветов: астра, тюльпан, роза, рогатка, ромашка. Кто нашел ловушку? Я знаю 5 имен девочек: Наташа, Маша, Миша, Марина, Ирина. Я знаю 5 птиц: воробей, ворона, голубь, аист, пингвин. Какое слово лишнее? А вы точно знаете, что это не птица? А я думаю иначе. А как вы узнаете, какое слово лишнее, если не будете знать его значения? Какой знак нам поможет? («?»).
Учитель вывешивает на доске по три картинки. Дети называют лишнее слово и объясняют свой выбор. Для согласия или несогласия используются знаки «+» и «–».
(Слова: ложка, тарелка, каша; тетрадь, карандаш, книга; медведь, лев, ворона; машина, конь, самолет.)
Учитель проводит на доске линеечку и просит детей оценить сегодняшний день.
– По каким критериям мы будем оценивать наш день?
Дети предлагают различные варианты. Учитель может предложить свой: «Сегодня все было понятно – сегодня я ничего не понял». Сначала каждый ученик оценивает сегодняшний день сам, а потом отдает свой листок учителю, который переносит все оценки на общую линеечку.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКА
1. Только вместе со школой можно
добиться желаемых результатов в воспитании и обучении детей. Учитель – ваш
первый союзник и друг вашей семьи. Советуйтесь с ним, поддерживайте его
авторитет. Замечания о работе учителя высказывайте в школе на собрании. Нельзя
этого делать в присутствии детей.
2. Старайтесь посещать все занятия и собрания для родителей.
3. Каждый день интересуйтесь учебными успехами ребенка. Спрашивайте: «Что
ты сегодня узнал нового?», а не «Какую сегодня получил оценку?» Радуйтесь
успехам, не раздражайтесь из-за каждой неудачи, постигшей сына или дочь.
4. Регулярно контролируйте выполнение домашнего задания и оказывайте, если
можете, разумную помощь в его выполнении. Не изматывайте детей, не читайте им
морали. Главное – возбудить интерес к учению.
5. Проверяя домашнее задание, нацеливайте ребенка не на бездумный пересказ
текстов, а на то, чтобы он умел доказывать правильность выполнения задания,
приводить свои примеры. Чаще спрашивайте: «Почему? Докажи. А можно ли
по-другому?»
6. Старайтесь, чтобы ребенок участвовал во всех касающихся его
мероприятиях, проводимых в классе, в школе.
7. Старайтесь выслушивать рассказы ребенка о себе, товарищах, школе до
конца. Поделиться своими переживаниями – естественная потребность развития
детей.
8. По возможности оказывайте посильную помощь учителю.
Игра проводится в конце октября, перед каникулами. За неделю до игры на общешкольной линейке директор или завуч объявляет о начале подготовительной недели к игре «Посвящение в первоклассники». В ходе этого этапа каждый класс каждый день в течение недели изучает какую-либо школьную тему, связанную с предстоящими испытаниями. На эти темы психологи проводят небольшие классные часы в течение 15–20 минут. Форма проведения занятий может быть разной (это зависит от творческих задумок ведущего), но общая канва должна сохраняться. По окончании недели класс сдает специальный лист, где отмечено, что темы пройдены.
Игра проводится на следующей неделе после окончания подготовительного этапа. Каждый 1-й класс участвует в игре в свой назначенный день, отдельно от остальных. Игра начинается с того, что детей встречает Фея Осени. Каждый ребенок индивидуально проходит ряд школьных испытаний, которые отмечаются в специальном бланке.
После того как все ученики класса прошли испытания, класс собирается на улице для коллективного испытания — «Паутины».
Завершающим этапом является сбор класса в актовом зале, где каждый ученик проходит по «звездной дорожке» и награждается именной грамотой и медалью от директора. Рекомендуется присутствие родителей.
После игры проводится праздничное чаепитие в классе.
Понедельник.
«Собери как можно больше правил о школе»
Ведущий делит класс на две команды, которые должны за короткое время вспомнить как можно больше правил школьной жизни. Еще один вариант: чтение сказок и сценок из школьной жизни, обсуждение правильности или неправильности поведения героев с точки зрения школьных правил.
Вторник. «Кто такой первоклассник»
Психолог беседует с детьми о том, какие качества, знания, умения есть у первоклассника, чем он отличается от малыша, который ходит в детский сад. Можно раздать детям листы А4, поделить их линией на две части и попросить нарисовать «Я в детском саду» и «Я в школе».
Среда. «Мои права»
Ведущий напоминает детям, что в школе существуют не только обязанности, но и права. Дети отвечают на вопрос: «Что можно делать в школе?» Проводится групповая дискуссия на эту тему.
Четверг.
«Что мне помогает преодолевать трудности»
Психолог спрашивает детей, какие трудности они испытывают в школе, говорит, что это вполне нормально, предлагает детям найти выход из затруднительных ситуаций. Проговариваются качества характера, которые могут помочь в преодолении трудностей (находчивость, выносливость, терпение, дружелюбие и т.д.).
Пятница. «Мои достижения в школе»
Ведущий спрашивает детей, знают ли они, что такое достижения и успехи. Предлагает детям нарисовать, каких школьных успехов они уже достигли. Можно также провести игру «Мешочек достижений»: дети сидят в кругу и передают друг другу мешочек, символически складывая туда (называя) свое достижение в школе.
Необходимые материалы: лист испытаний на каждого участника игры; веселые маленькие наклейки (выдаются феям — ведущим испытаний); костюм для Феи Осени.
После подготовительного этапа организаторы игры назначают каждому 1-му классу отдельный день, когда они будут участвовать в игре. В этот день дети приходят нарядно одетые и готовые к испытаниям. К ним в класс приходит Фея Осени, роль которой играет психолог, приветствует их и объявляет о начале «посвящения в первоклассники». Она проверяет их листы с пройденными темами, хвалит за успешное выполнение заданий. Говорит, что, прежде чем называться настоящими первоклассниками, дети должны пройти испытания. А испытывать детей будут сестры-помощницы Феи Осени. Осень берет с собой одного из учеников и ведет в актовый зал, где начинаются испытания.
В актовом зале по кругу на некотором расстоянии друг от друга стоят разные феи (переодетые педагоги) с материалом, необходимым для испытаний. При входе в зал стоит Фея Осень, она встречает детей и отдает им маршрутный лист испытаний, где показано расположение фей.
Каждый ребенок индивидуально и последовательно проходит пять испытаний у разных Фей.
1-е испытание — игровое
Цель: осознание новой позиции школьника, символическое прощание с детством.
Необходимые материалы: веселые маленькие наклейки; разбросанные на полу предметы: пенал, тетради, учебники, портфель, много игрушек, детская пижама; костюм для Феи Игры.
Ведущая — Фея Игры.
Фея Игры. Привет, герой, решивший стать Настоящим Первоклассником! Мое задание таково: ты видишь — передо мной разбросаны различные предметы из школьной и нешкольной жизни. Мои волшебные мышки не смогли их разобрать. Твоя задача: в течение двух минут разобрать их, но так, чтобы в одной кучке были предметы из школьной жизни, а в другой — относящиеся к детскому саду. Если ты справишься, я дам тебе волшебный пропуск к Фее Мудрости…
Молодец, ты быстро и ловко справился с заданием! Посмотри внимательно, какой предмет из дошкольного детства ты бы взял с собой в школу? Какую поддержку он мог бы тебе оказать? Открою тебе секрет: игрушки нужны в школе, но играть в них можно только в свободное время — на переменах и прогулках, они помогут тебе расслабиться и отдохнуть от учебы.
После прохождения испытания фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом.
Основной тезис испытания: ты в школе, но это не означает, что ты навсегда должен забыть о детстве, об игре и игрушках. Ты можешь ими пользоваться в свободное от учебы время.
2-е испытание
Цель: осознание школьных правил.
Необходимые материалы: мусорное ведро; 1 ватман с надписью «Правила школьной жизни»; сундук с написанными правилами школьной жизни (правильными и «неправильными» правами и обязанностями ученика); портрет внучки Феи (фото ребенка); скотч; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Мудрости.
У Феи Мудрости находится большой сундук, в котором лежат листочки с утверждениями о правилах в школе, но там есть и «неправильные» правила, которые не подходят для школы. В правилах отражены не только обязанности, но и права первоклассника. На стене висит пустой плакат под названием «Правила школьной жизни».
Фея Мудрости. Здравствуй, мой юный герой, решивший выбрать этот путь, путь Первоклассника! Я так давно училась в школе, что совсем забыла, для чего дети ходят в школу и какие там соблюдают правила поведения. А моя внучка (показывает портрет внучки), уходя в школу, попросила меня разобраться и составить свод школьных правил. Я их читаю, читаю и не знаю, можно так поступать или нет, должен ли это делать первоклассник или нет. Помоги мне, пожалуйста. Вытяни шесть записок из сундука и приклей нужные правила на плакат, а не подходящие для школы правила выкинь в мусорное ведро. Да, и не забудь мне объяснить эти правила, ведь только после этого я смогу пропустить тебя дальше.
После прохождения испытания фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом.
Основной тезис испытания: ты теперь учишься в школе, где существуют определенные правила жизни. Ты должен их хорошо знать и соблюдать. Но у тебя есть и права — то, что ты можешь делать в школе. Их ты тоже должен знать, чтобы правильно разбираться, как поступать в той или иной ситуации.
3-е испытание
Цель: развитие самоконтроля, терпения, волевых качеств ребенка.
Необходимые материалы: парта, стул; отвлекающие предметы: игрушки, книги и т.д.; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Стойкости.
Перед Феей стоит парта со стулом.
Фея Стойкости. Привет, первоклассник! Я вижу, что ты уже прошел ряд испытаний. Но мое — самое ответственное. Как ты думаешь, что труднее всего во время урока? Правильно! Сидеть, не двигаться и не отвлекаться. Мне вот тоже на посту приходится несладко. Если бы ты знал, как всего хочется: и поиграть, и посмеяться, а нельзя — долг, служба. У меня для тебя приготовлено такое испытание: ты должен просидеть за партой, не шевелясь и не разговаривая, целых пять (четыре) минут, не реагируя ни на какие мои слова или действия. Даже если я буду кричать и отвлекать тебя, ты не должен шевелиться и тем более отвлекаться. Если ты пройдешь это испытание, тогда и в классе тебе будет легко целых сорок минут сидеть, как бравый солдат. Ну что, готов? Тогда вперед!
Ребенок садится за парту и по команде феи замирает на четыре-пять минут. В это время фея отвлекает его различными способами: разговаривает, смешит, щекочет, показывает игрушки, книги и пр. По окончании испытания фея беседует с ребенком: что было для него самым трудным и что помогло выполнить задание. Если ребенок затрудняется ответить на эти вопросы, фея помогает и вместе с ним проговаривает качества, способствовавшие успеху (терпение, воля, стойкость).
После прохождения испытания фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом.
Основной тезис испытания: ты смог это сделать, ты преодолел себя. У тебя есть качество, которое тебе всегда будет помогать в школе и в жизни, — терпение, стойкость, воля. Главное — помнить об этом и развивать его.
4-е испытание
Цель: осознание ценности порядка, аккуратности в обучении, развитие внимательности.
Необходимые материалы: развешанные на стенах и скамейках таблички: «Школьный портфель», «Школьный шкафчик», «Столовая», «Игровая»; разбросанные предметы на полу: книжки, тетрадки, альбомы, ручки, пенал (портфель); ботинки, носки, куртка, брюки (шкафчик); чашки, ложки, тарелки (столовая); скакалки, игрушки, мячи (игровая); веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Порядка.
Фея Порядка. Привет тебе, незнакомец! Мое испытание проходят не все, но я надеюсь, что у тебя все получится. Ты видишь, что весь пол передо мной усеян различными предметами. Так бывает и в школе: очень часто в наших партах, шкафчиках творится такой беспорядок, что там могут завестись даже мыши и тараканы! Для того чтобы стать настоящим первоклассником, ты должен уметь быстро, а самое главное, правильно навести порядок. Сейчас у тебя есть три минуты, чтобы разложить предметы по своим местам красиво и аккуратно и не ошибиться с их месторасположением.
По окончании испытания фея беседует с ребенком о том, как порядок и аккуратность могут помочь ему в школе, для чего они нужны. После прохождения испытания фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом.
Основной тезис испытания: ты можешь и должен стремиться к порядку, так как он помогает тебе в твоем развитии и в учебе в школе.
5-е испытание
Цель: осознание многообразной системы школьных ролей и статусов, а также прав и обязанностей различных участников образовательного процесса.
Необходимые материалы: парта; карточки с названиями профессий: учитель, ученик, директор, врач, психолог, повар, охранник; сундук с утверждениями; веселые маленькие наклейки; костюм для Феи Знаний.
Перед феей стоит парта, на ней карточки профессий, а также сундук с записками.
Фея Знаний. Здравствуй, мой юный путешественник! Я смотрю, ты уже преодолел много испытаний и трудностей. Мое задание такое: перед тобой лежат различные таблички с названиями разных профессий в школе. Как ты видишь, среди них учитель, ученик, директор, врач, психолог, повар, охранник. Я буду зачитывать тебе различные определения, а твоя задача — угадать, кто так может или должен вести себя в школе, и соответственно поднять нужную табличку.
Но учти, что я буду тебя путать и мешать тебе, ведь некоторые утверждения подходят всем, а некоторые — не подходят никому.
Фея берет первую карточку и объясняет, что и как надо делать.
Утверждения
В школу он пришел учиться.
Без него не было бы порядка в школе.
Он должен быть самостоятельным.
Он имеет право иногда погрустить.
Он должен поднимать руку при ответе.
Он помогает тому, кому плохо.
Он считает школу своим домом.
Он может иногда совершать ошибки.
Он может посмеяться и подурачиться,
когда у него есть свободное время.
Он знает, для чего приходит в школу.
После каждого сделанного ребенком выбора Фея разговаривает с ним и проясняет утверждения, показывая, что не только один человек может соответствовать данному утверждению. Например, ошибки могут совершать все. В зависимости от ребенка и его сил может предлагаться разное количество утверждений. Ребенок сам вытаскивает записки из сундука.
После прохождения испытания фея клеит наклейку на лист испытаний ученика и взмахивает над ним волшебной палочкой, символически наделяя его новым статусом.
Основной тезис испытания: ты в школе не один, здесь много других людей, каждый из которых тоже имеет свои права и обязанности. В чем-то мы все похожи, в чем-то отличаемся. Мы — единое целое, где каждый помогает другому.
6-е испытание — коллективное
Цель: развитие сплоченности и единства детского коллектива, а также символическое завершение череды испытаний.
Необходимые материалы: дерево и паутина, связанная из веревок, канатов и преграждающая путь к дереву; ленточки по числу участников; костюм для Феи Осени.
После прохождения индивидуальных испытаний все дети собираются на улице, где их встречает Фея Осени. Фея стоит около дерева и паутины (паутина сделана из веревок, канатов и преграждает путь к дереву).
Фея Осени. Ребята, вот и наступил тот торжественный момент, когда вы преодолели все испытания. Вы показали себя умными, ловкими, выносливыми. Но теперь вам необходимо преодолеть последнее испытание. Вы видите перед собой дерево — оно станет вашим символом на весь предстоящий год учебы.
Подумайте сейчас, что бы вы хотели развить в себе в этом году, какое качество вам особенно понадобится в школе. Подумайте в полной тишине и загадайте свое качество. У меня в руке волшебные ленточки — символ вашего развития и ответственности за свои изменения. Как только вы будете готовы, подойдите ко мне и возьмите ленту.
Ах, я чуть не забыла, пройти к дереву можно только через паутину, которую нужно преодолеть всем вместе, не касаясь ее. Вы ведь все связаны и представляете собой один дружный класс! Вы справитесь! Коллективное преодоление паутины означает нерушимость вашего решения на пути изменения себя. После прохождения паутины вы можете молча подойти к дереву и завязать свои ленточки на нем. Завязывание ленточки будет символизировать завершение ваших испытаний по превращению в настоящего первоклассника!
А я вас жду в актовом зале на торжественном посвящении в первоклассники!
Дети, взявшись за руки, проходят сквозь паутину. Когда они ее преодолевают, фея еще раз делает акцент на символическом изменении и приобретении нового статуса.
Основной тезис испытания: ты — часть единого коллектива класса, который поможет тебе завершить испытания. Ты прошел все испытания успешно и теперь готов принять ответственное звание первоклассника!
Необходимые материалы: «Правила первоклассника» (составляется своеобразный устав первоклассника); «звездная дорожка», выложенная на полу актового зала из звезд, вырезанных из фольги или цветной бумаги; именные грамоты первоклассника на каждого участника; медали (настоящие или шоколадные) на каждого ребенка; торжественная музыка.
Класс направляется в актовый зал на награждение. Дети садятся на заранее приготовленные стулья. В зале присутствуют родители и второклассники. В полной тишине директор зачитывает «Правила первоклассника» и поздравляет детей с успешным похождением испытаний («Феи мне рассказали о ваших испытаниях, я поражена, какие вы молодцы!»). Фея Осени тоже поздравляет учеников. Рядом с ней и директором стоят два учащихся второго класса, которые зачитывают фамилии первоклассников при вручении грамот и вручают грамоты. Первоклассник, услышавший свое имя, проходит по символической «звездной дорожке», отдает свой лист испытаний директору и получает грамоту и медаль. После этого все первоклассники выходят на сцену. Звучат аплодисменты и музыка (или гимн школы, если таковой имеется).
После награждения в классе проводится праздничное чаепитие с участием родителей и педагогов. После чаепития или в его процессе психолог проводит обсуждение игры: что было самым интересным и самым трудным, какие впечатления остались у детей, что они в себе преодолели, дети делятся своими мыслями, чувствами. При желании можно все это отразить в рисунках.
* * *
По опыту проведения этой игры-обряда в течение нескольких лет мы можем сказать, что дети очень серьезно, ответственно и с трепетом относятся к испытаниям. Звание настоящего первоклассника, данное в конце игры, делает их очень гордыми за свои достижения и мотивированными на школьное обучение. Многие педагоги отмечали изменения в поведении некоторых детей после «посвящения»: они стали больше стремиться к школьным успехам, более активно проявлять себя в обучении и внеурочной деятельности. К тому же многие застенчивые и тревожные дети стали спокойнее и активнее.
Родители, как правило, приходят в восторг от красочного мероприятия, организованного для детей, и отмечают, что дети готовятся заранее и очень ждут этого события.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.