Род. собр. Первые дни ребёнка в школе.Адаптация..doc
Родительское собрание
на тему
«Первые дни ребёнка в школе. Адаптация» Тема: «Первые дни ребёнка в школе. Адаптация».
Задачи:
1. познакомить родителей с основными психологическими проблемами,
возникающими у детей при вступлении в школу;
2. познакомить родителей с требованиями в учебновоспитательном
процессе;
3. совместно с помощью практических и логических действий выработать
основные закономерности в участии родителей в учебновоспитательном
процессе;
4. Дать методические рекомендации по проблеме обучения детей в школе.
Оборудование:
Бумага, ручка.
Чистые листы бумаги.
Схема самолетика.
Ход собрания.
1.Приветствие
Своё выступление я хотела бы начать с таких слов:
"Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые
шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом
море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем
оторваться от берега”….
Л.К
ассиль.
Начало обучения в школе – важнейший этап в жизни ребёнка и его
родителей.
От чего зависит успех обучения?
Что может помочь более полноценному развитию школьника?
Какая роль принадлежит родителям, учителю в формировании учебной
деятельности?
Эти и многие другие вопросы волнуют родителей первоклассников.
2. Мозговой штурм
Вспомните, как обычно, входит в воду человек? (Робко, сначала испытывает
дискомфорт, потом некоторые постепенно, некоторые резко ныряют в воду,
некоторым проще, когда их обрызгивают водой)
Примерно, также входят в школьную жизнь ваши дети. Но зато, вспомните,
как невозможно потом нас вытащить из той самой воды, … что тем более
дети, могут там проводить часами…. С приходом в школу изменяется вся жизнь ребенка, он сталкивается с
совершенно новыми условиями, с новыми требованиями. Представьте, что в
одной обстановке 25 ребятам даются одинаковые задания, результат которых
потом и оценивается. Это для ребёнка стресс. Одно из кардинальных отличий
школы от детского сада – система оценивания ребенка. Дети привыкли, что их
хвалят в детском саду уже за то, что они «старались». В школе оценивается
не процесс, а результат. Многие первоклассники с трудом привыкают к этому.
Некоторые приходят в школу с неадекватно завышенной самооценкой и
требуют завышения отметки. На этой почве может проявиться конфликтное
поведение, вплоть до демонстрации неврологических реакций. 3.3. Возрастные
особенности первоклассников
Для кризиса 7 лет характерны: манерничанье, капризы, паясничание.
Нормы и правила школьной жизни порой идут вразрез с желаниями
ребенка. К этим нормам нужно адаптироваться.
Дети наряду с радостью, восторгом или удивлением по поводу
происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность
напряжение.
Свое новое положение ребенок не всегда осознает, но обязательно
переживает его: он гордиться тем, что стал взрослым, ему приятно его
новое положение.
Формируется самооценка личности.
Первоклассник уже понимает, что оценка его поступков определяется
прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих
людей.
Дети возбудимы, легко отвлекаются, т.к. лобные доли больших
полушарий не сформированы, они сформируются к 13 годам.
Период приспособления к требованиям школы, существует у 1
классников. У одних он длиться 1 месяц, у других 1 четверть, у 3их
растягивается на 1ый учебный год.
Особенности современного первоклассника :
У детей большие различия паспортного и физиологического развития.
Сегодня нет ни одного класса, где был бы ровный контингент учащихся.
У современных детей более слабое здоровье.
У детей обширная информированность практически по любым
вопросам. Но она совершенно бессистемна.
Наличие недоверчивости к словам и поступкам взрослых. Нет веры во
всё сказанное ими. Авторитет – не тот!
У современных детей сильнее ощущение своего «Я» и более свободное
независимое поведение. Завышенный уровень самооценки.
Они в большинстве своём перестали играть в коллективные
«дворовые» игры. Их заменили телевизоры, компьютеры. И как
следствие дети приходят в школу не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют
нормы поведения в обществе.
4. Хлопок (1 эксперимент)
Покажите мне ладошку.
А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок.
Ну как? Либо не выходит, либо тяжело и рука быстро устает. Согласны?
Ваши предложения…( Нужна вторая ладошка)
Я предлагаю вам альянс. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь –
вы, другая – я. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки: учитель
родитель).
Заметила, что при этом процессе все вы улыбались. Это же здорово! Я
желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок»
в жизни. Хлопок – это результат действия двух ладоней.
Помните, каким бы профессиональным не был бы ваш учитель, пусть он
будет даже мастером … никогда без Вашей помощи ему не сделать того, что
можно сделать вместе.
И запомните самое главное. Ваши дети – это теперь и мои дети. Но МОИ
они только четыре года, а ВАШИ до конца ваших дней. Свою достойную
старость вы готовите сегодня, и я готова Вам в этом помочь... Давайте вместе
заботиться, помогать, слышать и слушать друг друга, и у нас всё получится.
5. Когда уместна тревога?
Обычно
Снижается первоначально непосредственный интерес к школе,
занятиям.
Начинает время от времени ныть, что учиться надоело (особенно в
конце недели и четверти), но активно интересуется всем остальным.
Радуется, когда не надо делать домашнее задание.
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки.
Иногда выражает недовольство учителем или опасения по его поводу.
Опасно
Полное отсутствие интереса к учёбе,
Делает уроки только «изпод палки»
Нежелание ходить в школу и вообще учиться выражается постоянно и
открыто в формах активного протеста, либо симптомами болезней
(кашель, насморк, рвота, понос), которые кончаются сразу после того,
как разрешат остаться дома, либо, что гораздо реже, простой
симуляцией этих симптомов.
Очень не любит или боится учителя, испытывает по отношению к нему
страх, бессилие или агрессию Ничего не интересно, безразличен ко всему, даже играм, если они
требуют хоть какогото напряжения.
Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым,
выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе.
6. Причины адаптационных затруднений:
Неполное принятие роли ученика;
Неадекватная самооценка;
Трудности в общении; отсутствие авторитета;
Острое переживание неудач;
Несамостоятельность, поиск причин во вне.
7. Советы родителям:
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой».
Школьник, не задающий вопросов, это повод для родительской
тревоги.
«Любознательность создаёт учёных». Надо учить задавать вопросы,
прежде всего самому себе, использовать словари и т.п. Родители
должны провоцировать задавание вопросов и ни в коем случае не
отмахиваться от них.
Семья должны формировать культ интеллекта – в создании домашней
библиотеки, в интересных беседах, спорах. Объяснить ребёнку, что
бесполезных знаний нет: всякое знание приносит пользу, только одно –
сегодня, другое – завтра. Нужно всё начинать делать вместе с ребёнком.
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления. Умение
размышлять сформирует у него представление о последствиях каждого
действия. Задача взрослого не столько в том, чтобы отвечать на вопрос
ребёнка, сколько в том, чтобы побудить его думать, предлагать,
выбирать…
Нужно научить ребёнка анализировать свою работу. Не указывать на
совершённую ошибку в работе, а направлять его внимание на поиск её
Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на него ситуация успеха. Она удовлетворяет
потребность ребёнка в самоуважении и повышении престижа. Всегда
можно найти какието успехи ребёнка, сравнивая его предыдущие
успехи, отмечая его продвижение вперёд. Но нельзя сравнивать их с
другими детьми.
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на
личность самого ребёнка. Он как личность всегда хороший и
желанный для своих родителей. Нельзя сказать: «Ты всегда
неаккуратный», а нужно: «Вот эта часть работы сделана неаккуратно» Почаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в
его возрасте.
к
своим
нуждам.
равнодушие
так и те,
1. Одинаково не правы как те родители, которые предоставляют
первоклашке полную самостоятельность,
которые
устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью.
«Уроки задают тебе, ты их и делай», заявляет усталая мама, приходя с
работы поздним вечером. Услышав подобную фразу, ребенок ощущает ваше
глубокое
«Ну, что нам сегодня задано?» спрашивает бабушка, распаковывая
портфель и листая страницы учебника. В такой ситуации первоклашка скоро
придет к выводу, что учеба больше нужна взрослым, и они сами все сделают,
нечего
Лучший вариант – быть рядом с ребенком, наблюдать за его работой,
быть готовым помочь, но не вмешиваться без его просьбы. После выполнения
задания спокойно спросите ребенка, доволен ли он своей работой, что
получилось хорошо, а что – не очень.
2. За уроки нужно садиться через часполтора после возвращения из
школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться
от домашних игр и развлечений.
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 1520 минут
занятий
отдыха.
напрягаться.
минут
даже
–
5
4. Чередуйте устные и письменные задания. Начинайте приготовление
уроков с самых трудоемких или тех, что даются ученику тяжелее остальных.
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю. После выполнения
задания попросите сына или дочь проверить написанное. Если он сам нашел и
исправил ошибку – обязательно похвалите! Лишь когда самопроверка войдет
напоминать.
в
прекратить
привычку,
можно
6. Ошибки ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять.
Дайте ребенку почувствовать вашу уверенность в его успехе. Не ругайте за
ошибки, не восклицайте: «Мы столько раз писали это слово, а ты опять
пишешь неправильно!» Лучше удивитесь: «Ой! Как же это получилось?»
7. Встречая ребенка из школы, постарайтесь усилить в нем
положительные впечатления и не акцентировать внимание на
негативных. Поставьте вопрос так: «Что сегодня было хорошего? Что было
интересное?»
самое
8. После выполнения уроков похвалите ребенка: «Ты сегодня так быстро и
хорошо все сделал!» Радуйтесь его успехам и новым знаниям: «Неужели ты
уже
задачи?»
сложные
знаешь,
решать
такие
как 9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная
родительская уверенность в его возможностях. С такой поддержкой
ребенок будет чувствовать себя в безопасности и легче справится с любыми
сложностями.
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня
есть!»
11. Если вас чтото беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не
стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или
школьному психологу.
12. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более
авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем
педагоге. Никогда в присутствии ребёнка не обсуждайте учителя. Я понимаю,
что это будет. И не всегда лестные слова. Я не бриллианты, которые нравятся
всем.
13. Одолевать трудности нужно, начиная с какой – то одной, а не бороться со
всеми одновременно;
8. Все мы разные – и в этом наше богатство (2 эксперимент)
На столе у вас листы бумаги. Сейчас мы с вами сделаем простой бумажный
самолетик. Вот его схема.
Практическая работа (Родители делают самолетик по общей схеме оригами).
А теперь возьмите ваш самолётик, положите его так, чтобы его нос был
направлен вправо, возьмите ручку и нарисуйте на крыле самолетика
солнышко с 7 лучами.
Скажите нам, пожалуйста, можете ли вы назвать хотя бы 2 одинаковых
самолетика? (нет) А почему? (Высказывают мнения)
Мы – взрослые люди ПРИ ОДИНАКОВЫХ УСЛОВИЯХ делаем все по
разному.
Помните, никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Нет когото или чегото лучше или хуже. Есть ДРУГОЕ!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же
ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется МОНИТОРИНГ. Это мы
будем делать для того, чтобы расти каждую секунду. Причем не только в
учебе, но и в поступках. Успехи ребёнка сравнивать с его предыдущими
неудачами.
9.Прощание. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания,
переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким
его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое
сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей,
станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной
жизни первоклассника.
Верьте в ребенка, верьте в учителя.
10. Ладошка.
На столе остался ещё лист бумаги. Обведите на нём свою ладонь.
Запишите на бумажных ладошках, чтобы вы хотели организовать в классе.
Протяните мне руку помощи. Может вы могли бы мне посоветовать, как
строить общение с вашим ребёнком, потому что вы, как родители, знаете его
больше.
Может быть, вы посоветуете, как бороться с какимито вредными
привычками наших учеников.
Может, вы предложите какието формы работы, направленные на
объединение класса.
Может, вы можете организовать какуюто интересную экскурсию или
провести с детьми беседу воспитательного характера.
Свой листок нужно подписать.
11. Заключение.
Сегодняшнее наше собрание мне хочется закончить словами И. Беляевой о
том, в чём состоит рецепт счастья:
Возьмите чашу терпения,
влейте в неё полное сердце любви,
добавьте две горсти щедрости,
посыпьте добротой,
плесните немного юмора
и добавьте как можно больше веры.
Всё это перемешайте.
Намажьте на кусок отпущенной вам жизни
и предложите каждому, кто встретится на своём пути.
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Первые дни ребёнка в школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.