Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Оценка 4.7
Презентации учебные
pptx
психологическая работа +1
Взрослым
15.12.2018
Уже на стадии замкнутой теоретической науки нашлось место для понятия души как особой неуничтожимой сущности, перевоплощающейся в различные живые существа согласно определенным числовым закономерностям. Однако вплоть до XIX в. психология, по мнению большинства историков науки, находилась на стадии донаучного развития.
Психологическое знание накапливалось и развивалось в формах житейского, художественного, религиозного и прежде всего философского знания, которое принципиально отличается от научного.
Декартовские представления породили тот тип рациональности, который на долгие годы определил использование в психологии критериев научности, взятых из парадигмы классической науки.
Картезианство поставило такие проблемы перед методологией исследования, позитивное решение которых не совершилось по сей день (психофизическая и психофизиологическая проблемы)
02.pptx
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Первые научные парадигмы в
психологии и признаки
кризиса
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Уже на стадии замкнутой теоретической науки нашлось место для
понятия души как особой неуничтожимой сущности,
перевоплощающейся в различные живые существа согласно
определенным числовым закономерностям. Однако вплоть до XIX в.
психология, по мнению большинства историков науки, находилась на
стадии донаучного развития.
Психологическое знание накапливалось и развивалось в формах
житейского, художественного, религиозного и прежде всего
философского знания, которое принципиально отличается от
научного.
Декартовские представления породили тот тип рациональности,
который на долгие годы определил использование в психологии
критериев научности, взятых из парадигмы классической науки.
Картезианство поставило такие проблемы перед методологией
исследования, позитивное решение которых не совершилось по сей день
(психофизическая и психофизиологическая проблемы)
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Представление о человеке как субъекте познания:
– вюрцбурская школа;
- смысловая теория мышления;
- современная когнитивная психология.
Представление о субъекте как деятеле оформлено в других
концепциях:
- от бихевиоризма до деятельностных подходов.
Термин парадигма продолжает употребляться в психологии как указание и
на преимущественно используемый метод исследования (экспериментальный,
формирующий, диагностический и т.д.), и на мировоззренческие позиции в
понимании путей построения теоретического знания.
По мере развития психологический подход получал дополнительные
характеристики:
- ассоцианизм (по основному объяснительному принципу);
- интроспекционизм (по основному методу исследования);
- функционализм и прагматизм (но задачам выявления функций сознания в
- механицизм (по выбору и пониманию принципа детерминизма при
реальной жизни человека);
построении психологии).
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Главным методологическим недостатком психологии сознания являлась
установка на понимание законов, регулирующих работу сознания как
имманентных (внутренне присущих) самому сознанию, а не порождаемых в
процессе взаимодействия человека с миром.
Кризис психологии сознания, конец XIX в.:
1. Метод интроспекции требовал участия в опытах специально подготовленных
людей, чаще всего самих психологов, что резко ограничивало объем
потенциальных участников исследования.
2. Процедура интроспекции в принципе недоступна животным, детям,
психически больным людям
3. Обнаружилось, что огромная область психических процессов вообще
недоступна сознательной рефлексии (относятся к области бессознательного).
4. Самонаблюдение часто изменяет и даже разрушает те процессы, на которые
оно направлено и которые подлежат изучению.
5. Субъективный характер оценок, сделанных в процессе самонаблюдения,
настолько сильно выражен, что не удается соблюсти основные требования,
предъявляемые к научному методу, – повторяемость и воспроизводимость
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Наличие открытого и общепризнанного кризиса в психологии говорит в
пользу того, что в психологии наблюдаются процессы, аналогичные
процессам роста и развития научного знания в более "продвинутых" областях
науки.
Но, своеобразие психологии состоит в том, что вновь появляющиеся
парадигмы не приводят к уходу со сцены прежних, которые продолжают
сосуществовать и развиваться параллельно с новыми, что позволяет говорить
о сегодняшней стадии как о полипарадигмальной, или
мультипарадигмальной, психологии.
Бихевиоризм вырос из попытки преодолеть субъективность ее основного
метода исследования (интроспекции) и последовательно реализовать
позитивистский критерий научности.
Психоанализ изменил объект исследования, поставив бессознательное на
место сознания.
Методические приемы гештальтпсихологии реализовывались в рамках
"стимульно-реактивной" парадигмы, но в отличие от старой схемы
психофизического эксперимента гештальтпсихология сосредоточилась на
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Иной тип включения активности психолога как необходимого звена в
психологическом исследовании дала школа К. Левина, впервые использовавшая
эксперимент в целях изучения мотивации и целевой регуляции поведения человека.
Специфика экспериментирования в школе Левина связана также с редким
сочетанием типа теоретических гипотез и исследовательского подхода,
предполагавшего возможность демонстрации объяснительного принципа
"квазипотребности" для ситуаций (психологического поля), вызываемых к жизни не
только структурами задач, но и действиями экспериментатора, активно
общающегося с испытуемым.
Французская социологическая школа и культурноисторическая психология
сконцентрировали свои усилия на преодолении механистических установок
психологии сознания и в целом ее ориентацию на построение парадигмы
психологического знания по аналогии с естественными науками.
Когнитивная психология, противопоставившая бихевиоризму идею активности
субъекта познания сделала значительный шаг вперед в изучении функционирования
психики с помощью современных воплощений экспериментального и моделирующего
подходов.
Гуманистическая психология дала в своих программах образцы наиболее полной
и последовательной реализации гуманистической парадигмы построения и
Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
Однако называть психологические школы самостоятельными
парадигмами не вполне правомерно.
Общность целевой и методической ориентации – позволяет говорить об общей
классической парадигме применительно к разным школам, отличавшимся в
первую очередь выделенным предметом изучения и пониманием основных
психологических законов.
К концу XX в. произошло смещение акцента с когнитивной парадигмы
психологических исследований на экзистенциальную.
В психологии эта позиция связана прежде всего с развитием субъектно-
деятельностного подхода и формированием психологии человеческого бытия как
относительно самостоятельной области психологической науки.
Спасибо за внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.