Первый якутский композитор Ф.Г. Корнилов

  • pptx
  • 17.10.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад..pptx

Доклад Первый якутский композитор Ф.Г.Корнилов. (1879 — 1939).

.

Учитель музыки
Арылахова В.П.

Федор Григорьевич Корнилов –
родился 25 февраля 1879 года в местечке Кудай Нерюктяйинского наслега Олекминского района в многодетной семье. В 1892 году, когда мальчик едва окончил 4-классную церковно-приходскую школу, из Якутска пришло предписание:
«Прислать на учебу одну единицу мужского пола из инородцев…». Богатые, боясь рекрутчины, не хотели отправлять в город своих сыновей. Выбор пал на сына бедняка – Федю Корнилова.

Мальчика привезли в Якутск. Сначала он учился в Якутском духовном училище, а затем – в духовной семинарии, где впервые познакомился с нотной грамотой, основами гармонии, приобрел музыкальные навыки. В те годы в семинарии работали высокообразованные преподаватели-музыканты, которые обучали юношей музыке, руководству хором, теории композиции.
Федор учился с большим старанием и желанием. За незаурядные способности к пению и освоению теории Корнилову предложили руководить семинарским хором. В 1902 году юноша возвращается в Олекминск, где преподает в двухклассном училище. А в 1918 году Федор Григорьевич, уже глава большого семейства, отец пятерых детей, которых надо было учить, переехал в Якутск.  

Впервые «Интернационал» был исполнен на якутском языке 21 декабря 1921 года на собрании культурно-просветительного общества «Манчары», и с тех пор всегда звучал на двух языках – русском и якутском. А в сопровождении оркестра «Интернационал» впервые прозвучал 6 ноября 1922 года на бесплатном митинге-концерте, который устроило общество «Саха омук». Это была первая попытка совместного выступления якутского хора с оркестром, которую удалось осуществить Ф.Г.Корнилову.
Вот как писала об этом событии 22 ноября 1922 года газета «Социалистическая Якутия»: «В заключение концерта-митинга национальный хор совместно с оркестром исполнил «Интернационал», который произвел в публике фурор. Одни были в восторге от того, что хор смог спеть «Интернационал» совместно с музыкой, а другие удивлены тем, что «русская музыка поет якутские песни»… В нацхоре заметен значительный прогресс, связанный с введением нотного пения, удачным составлением программы концерта и не менее удачным ее выполнением».

Одновременно с музыкально-практической деятельностью и сочинением песен музыкант-энтузиаст активно занимается сбором и обработкой якутских народных напевов. В 1928-1929 гг. публикует некоторые из них в местной периодической печати – журналах “Чолбон”, “Кыhыл ыллык”. Эти образцы стали первым опытом издания якутских песен. В течение многих лет Ф.Г. Корнилов вел фольклористическую работу по записи и нотированию якутских народных мелодий. В 1934 г. Народный комиссариат просвещения и книгоиздательства ЯАССР командировал Ф.Г. Корнилова в г. Москву для подготовки выхода в свет второго в истории музыкальной культуры республики, после издания А. Скрябиным “Саха ырыаларын ноталара” (“Ноты якутских песен”), якутского песенного сборника. Неоценимую помощь в подготовке и редактировании сборника “Саха ырыаларын хомуура” (“Сборник якутских песен”) оказали московский композитор А.А. Эйдельштейн и профессор Московской Государственной консерватории известный исследователь музыки народов СССР В.М. Беляев. Сборник вышел в 1936 г. в московском издательстве “Музгиз” и стал большим событием в музыкальной жизни северной республики.

Он был первым композитором-этнографом, хормейстером и музыковедом народа саха. Именно он впервые начал записывать якутские песни – это был первый опыт нотопечатания на якутском языке.

 Федор Григорьевич с дочерью Феодорой и сыном Еремеем, 1935г.

Ф.Г. Корнилов ввел в музыкальный оборот 88 мелодий, 39 из которых были известными народными напевами, а 49 написаны самим составителем. Как один из первых самодеятельных композиторов он искал пути претворения национального музыкального материала в современном творчестве, сочетая народно-песенные интонации с мотивами советских массовых, русских народных песен, песен народов СССР. Сборник имел несомненнуюпрактическую значимость. Многие напевы прочно вошли в репертуар якутских музыкальных коллектив.

Ф.Г.Корнилов с внучкой Федорой


Ф.Г. Корнилов — первый исследователь якутской народной музыки. Он является автором пионерских работ в области якутского музыковедения, в которых предпринимает попытки жанровой классификации народной музыки якутов и систематизации национальной музыкальной терминологии. Плодотворная и разноплановая деятельность музыканта-энтузиаста, пропагандиста, практика и теоретика Ф.Г. Корнилова заложила основы для успешного развития якутской профессиональной музыкальной культуры на многие годы вперед, став примером беззаветного отношения к родному искусству.

Спасибо за внимание.

Посмотрите также