Федор Григорьевич Корнилов –
Мальчика привезли в Якутск. Сначала он учился в Якутском духовном училище, а затем – в духовной семинарии, где впервые познакомился с нотной грамотой, основами гармонии, приобрел музыкальные навыки. В те годы в семинарии работали высокообразованные преподаватели-музыканты, которые обучали юношей музыке, руководству хором, теории композиции.
Федор учился с большим старанием и желанием. За незаурядные способности к пению и освоению теории Корнилову предложили руководить семинарским хором. В 1902 году юноша возвращается в Олекминск, где преподает в двухклассном училище. А в 1918 году Федор Григорьевич, уже глава большого семейства, отец пятерых детей, которых надо было учить, переехал в Якутск.
Впервые «Интернационал» был исполнен на якутском языке 21 декабря 1921 года на собрании культурно-просветительного общества «Манчары», и с тех пор всегда звучал на двух языках – русском и якутском. А в сопровождении оркестра «Интернационал» впервые прозвучал 6 ноября 1922 года на бесплатном митинге-концерте, который устроило общество «Саха омук». Это была первая попытка совместного выступления якутского хора с оркестром, которую удалось осуществить Ф.Г.Корнилову.
Вот как писала об этом событии 22 ноября 1922 года газета «Социалистическая Якутия»: «В заключение концерта-митинга национальный хор совместно с оркестром исполнил «Интернационал», который произвел в публике фурор. Одни были в восторге от того, что хор смог спеть «Интернационал» совместно с музыкой, а другие удивлены тем, что «русская музыка поет якутские песни»… В нацхоре заметен значительный прогресс, связанный с введением нотного пения, удачным составлением программы концерта и не менее удачным ее выполнением».
Одновременно с музыкально-практической деятельностью и сочинением песен музыкант-энтузиаст активно занимается сбором и обработкой якутских народных напевов. В 1928-1929 гг. публикует некоторые из них в местной периодической печати – журналах “Чолбон”, “Кыhыл ыллык”. Эти образцы стали первым опытом издания якутских песен. В течение многих лет Ф.Г. Корнилов вел фольклористическую работу по записи и нотированию якутских народных мелодий.В 1934 г. Народный комиссариат просвещения и книгоиздательства ЯАССР командировал Ф.Г. Корнилова в г. Москву для подготовки выхода в свет второго в истории музыкальной культуры республики, после издания А. Скрябиным “Саха ырыаларын ноталара” (“Ноты якутских песен”), якутского песенного сборника. Неоценимую помощь в подготовке и редактировании сборника “Саха ырыаларын хомуура” (“Сборник якутских песен”) оказали московский композитор А.А. Эйдельштейн и профессор Московской Государственной консерватории известный исследователь музыки народов СССР В.М. Беляев. Сборник вышел в 1936 г. в московском издательстве “Музгиз” и стал большим событием в музыкальной жизни северной республики.
Он был первым композитором-этнографом, хормейстером и музыковедом народа саха. Именно он впервые начал записывать якутские песни – это был первый опыт нотопечатания на якутском языке.
Ф.Г. Корнилов ввел в музыкальный оборот 88 мелодий, 39 из которых были известными народными напевами, а 49 написаны самим составителем. Как один из первых самодеятельных композиторов он искал пути претворения национального музыкального материала в современном творчестве, сочетая народно-песенные интонации с мотивами советских массовых, русских народных песен, песен народов СССР. Сборник имел несомненнуюпрактическую значимость. Многие напевы прочно вошли в репертуар якутских музыкальных коллектив.
Ф.Г.Корнилов с внучкой Федорой
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.