Раздел |
Основы динамики |
|||||||||||||||||||||
ФИО педагога |
Кульниязова Д.С |
|||||||||||||||||||||
Дата |
06.11.24 |
|||||||||||||||||||||
Класс 9 А,Б |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||||
Тема урока |
Первый закон Ньютона, инерциальные системы отсчета. |
|||||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
|
9.2.2.1 - объяснять смысл понятий: инерция, инертность, инерциальная система отсчета; 9.2.2.2 - формулировать первый закон Ньютона и применять при решении задач. |
|||||||||||||||||||||
Цель урока |
. овладеть смыслом нового понятия «1 закон Ньютона- закон инерции» «Инерциальные системы отсчета», знать границы применимости закона. знакомство учащихся с жизнью и деятельностью Исаака Ньютона; выявить научную и практическую важность великого открытия Ньютона, исследовать практические ситуации, выдвигать предположения.
|
|||||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Знает понятия инерциальной и неинерциальной системы отсчета, равнодействующей всех сил. Знает алгоритм решения задач на применение первого закона Ньютона |
|||||||||||||||||||||
Ход урока
|
||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Оценивание |
Ресурсы |
||||||||||||||||||
Орг. момент |
Позитивный настрой на урок. Прием «Солнце светит на того …» Комплектование групп прием «Логическая цепочка» Каждый ученик получает карточку с одним словом из определения, собрав одно определение ученики образуют группу. Целеполагание прием «Личная цель» Учитель предлагает учащимся из целей предложенных на экране выбрать две лично-значимые цели или предложить свою. - Вспомнить термины и понятия, необходимые для успешного освоения нового материала, вам поможет игра «Физическое домино».
|
Настраиваются на положительный настрой урока.
Формулируют Цели обучения, критерии оценивания |
Словесная оценка учителя |
видеоролик
Картинки-пазлы
|
||||||||||||||||||
Изучение нового материала
|
Решение задачи для группы Игра «Знаешь - действуй». Каждой команде выдаются три задачи. Все участники команды их решают, но команда в праве сама решить, кто какую задачу будет решать. Первый выполнивший одну из задач представляет ее на доске и получает баллы. Максимальный балл за каждую решенную задачу – 2 балла. Эти очки идут и в командный зачет.
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Изучение нового материала
|
1 группа: Определить равнодействующую силу : а) построить ее на чертеже; б) вычислить ее модуль, если F1 = 2 H.
Работа в парах. Яблоко, лежащее на столике равномерно движущегося поезда, скатывается при резком торможении поезда. Укажите системы отсчета, в которых первый закон Ньютона: а) выполняется; б) нарушается. (В СО, связанной с Землей – выполняется, в СО, связанной с вагоном – нет). Может ли шайба, брошенная хоккеистом, двигаться равномерно по льду? Если схватить Петю и резко встряхнуть – из карманов у него вылетят гвозди, ножик, рогатка, камешки, пробки, кусочки свинца и сорок четыре рубля мелочью. В чем причина такого удивительного явления? (Инерция). Каким опытом внутри закрытой каюты корабля можно установить, движется ли корабль равномерно и прямолинейно или стоит неподвижно? (Никаким). А) Почему падает брусок, установленный на движущейся тележке при её резком торможении или при резком движении из состояния покоя? Б) Если поставить друг на друга игральные шашки и резким ударом ребра линейки выбить нижнюю шашку, остальные шашки останутся в покое? Почему? В) Почему монета, лежащая на открытке, закрывающей горлышко бутылки, падает в бутылку при резком щелчке по открытке? - Приведите примеры покоящихся тел, когда действие сил компенсируется. - Действие каких сил компенсируется в следующих случаях? Г) Электромагнит при прохождении по нему электрического тока удерживает стальной шарик в состоянии покоя. Разомкните цепь тока. Что происходит с шариком? Д) Книга лежит на столе. Действие каких сил компенсируется в этом случае? - Может ли тело совершать прямолинейное равномерное движение при компенсации действия на него других тел? Е)На плоское стекло кладут маленький стальной шарик. Почему он находится в покое? Слегка подтолкните шарик, приведя его в состояние прямолинейного равномерного движения. (Трением качения можно пренебречь, т.к. оно очень мало) Работа с учебником п-ф 13 стр 82 1.Какое явление называют инерцией? 2. Что такое инерционность тела? В чем оно проявляется? 3. В чем различие инерции и инертности? 4. В чем различие формулировок закона инерции Г. Галилея и И. Ньютона? 5. Какие системы отсчета называют инерциальными системами? Какие – неинерциальными? 6. Сформулируйте I закон Ньютона.
|
Устно отвечают на вопросы, с объяснением. Находит ошибки в примерах Отгадав ребус формулирует цели и тему урока. Излагает свои мысли. Каждая группа читает свой параграф, выбирает и предоставляет ключевую информацию из изученного материала на флипчарте. После чего каждая группа учащихся, проходят от стола к столу, и внимательно слушает новую информацию. Затем ученики возвращаются в группы и посовещавшись оценивают работу других групп. |
Стратегия «Верно - не верно» Словесная оценка учителя. Взаимооценивание Стратегия «Стикер»
|
ИКТ Учебник, маркеры, флипчарт, стикеры
|
||||||||||||||||||
|
Тест
Приложение_2 ИСО. Первый закон Ньютона 1. Выберите верное (-ые) утверждение (-я). а) в состоянии инерции тело покоится или движется прямолинейно и равномерно; б) в состоянии инерции у тела нет ускорения. 1) И а), и б) 2) Только б) 3) Ни а), ни б) 4) Только а)
2. Утверждение, что материальная точка покоится или движется равномерно и прямолинейно, если на нее не действуют другие тела или действие этих тел скомпенсировано, 1) верно для неинерциальных СО 2) верно при любых условиях 3) неверно ни в каких СО 4) верно в ИСО
3. Система отсчета связана с автомобилем. Она является инерциальной, если автомобиль 1) движется равномерно по извилистой дороге 2) разгоняется по прямолинейному участку дороги 3) по инерции вкатывается в гору 4) движется равномерно по прямолинейному участку дороги
4. На столе лежит тетрадь. Система отсчета связана со столом. Её можно считать инерциальной, если тетрадь 1) находится в состоянии покоя или движется равномерно по поверхности стола 2) движется равномерно по поверхности стола 3) находится в состоянии покоя относительно стола 4) свободно падает с поверхности стола
5. Кто из ученых сформулировал закон инерции? 1) Аристотель 2) Архимед 3) Ньютон 4) Галилей
6. Система отсчета связана с воздушным шаром. Эту систему можно считать ИСО в случае, когда шар движется 1) замедленно вверх 2) ускоренно вверх 3) замедленно вниз 4) равномерно вниз
7. Выберите пример явления инерции. а) ручка лежит на столе; б) самолет летит по прямой, с постоянной скоростью; в) автомобиль трогается на светофоре. 1) а) 2) в) 3) а) и б) 4) б)
8. По прямолинейному участку железной дороги равномерно движется пассажирский поезд. Параллельно ему, в том же направлении едет товарный состав. Систему отсчета связанную с товарным составом можно считать инерциальной, если он 1) разгоняется 2) движется равномерно 3) во всех перечисленных случаях 4) тормозит
9. На стене музея висит картина. Выберите, с каким (-и) телом (-ами) можно связать ИСО. а) стена; б)смотритель музея, который проходит вдоль стены с постоянной скоростью; в)маятник в часах, висящих на стене 1) а) 2) а) и б) 3) б) 4) в)
10. По прямолинейному участку дороги движется с постоянной скоростью мотоцикл. Выберите, с каким (-и) телом (-ами) можно связать ИСО. а)на обочине растет дерево; б) автобус подъезжает к остановке; в) по дороге равномерно движется автомобиль 1) а) 2) в) 3) а) и в) 4) б)
Ответы: 1) (1 б.) Верные ответы: 1; 2) (1 б.) Верные ответы: 4; 3) (1 б.) Верные ответы: 4; 4) (1 б.) Верные ответы: 1; 5) (1 б.) Верные ответы: 3; 6) (1 б.) Верные ответы: 4; 7) (1 б.) Верные ответы: 3; 8) (1 б.) Верные ответы: 2; 9) (1 б.) Верные ответы: 2; 10) (1 б.) Верные ответы: 3;
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Подведение итогов урока (5 мин)
|
Рефлексия Стратегия «Лестница успеха» Дает инструкцию: 1.В на столах стикер.2. На доске рефлексивный лист «Лестница успеха» приклейте ваш стикер на понимание темы: на верхней- поняли все, смогу применить; на средней- не совсем поняли; на нижней- не понял. |
Ученики показывают умение обосновывать свое понимание Записывают д.з. в дневники |
Самооценивание |
Рефлексивный лист, стикеры |
||||||||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.