Урок 1. М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова». Сюжет поэмы. Фольклорная основа.
1. Слайд 2. Кто это? Что вы о нем знаете? Чтение статьи учебника с.128-131 (конспект)
Слово учителя
Слайд 3. М.Ю. Лермонтов проявлял особый интерес к национальной истории, ища ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про купца Калашникова».
«Песня...» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе — «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.
«Песня...» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного.
Слайд 4 -Хоть произведение называется «песнь» по жанру это поэма, что такое поэма?
-Посмотрев на название, мы можем сказать кто будет героем поэмы?
Слайд 5 2. Историческая справка о времени правления Ивана Грозного.
XVI век - один из самых ярких и трагических периодов в истории России. За годы царствования Ивана Грозного страна изменилась: почти в полтора раза увеличилась её территория, были завоёваны Казань, Астрахань, Сибирь. Но цена, которую народу пришлось заплатить за эти преобразования, была велика. Иван Грозный утопил в крови Новгород, сотни людей были казнены или насильно пострижены в монахи, гнев тирана падал на целые семьи.
3. Сообщение о детских годах Ивана Грозного
Он был государем, — он это знал, об этом ему беспрестанно твердили, он это видел при разных торжественных случаях. Всё, что ни делалось, - делалось его именем. И в то же время у себя во дворце он чувствовал себя беспомощным сиротою, которого жизнь - в руках чужих людей, даже врагов его. Перед собою он видел своих недругов, похитителей власти, но бороться с ними не мог. Бессильная злоба, жажда мести гнездились в его сердце, но выказать их было ему страшно, и он таил их, - таил до поры до времени...
Доброго примера Иван в детстве не видел. Научиться уважать человеческое достоинство и заботиться о других ему было не у кого. Такое воспитание не обещало ничего хорошего в будущем.
С годами у Ивана дикие наклонности всё росли. Никто его не сдерживал, никто не приучал к делу; он с толпою разгульных удальцов то тешился охотой, попойками, буйствовал, то ездил на богомолье по далёким монастырям и на пути творил всякие бесчинства.
Слайд 6-7. Кто такой опричник? Что такое опричнина?
Опричники — члены особого царского войска, созданного Иваном Грозным. Всего опричников было шесть тысяч человек. Главой опричников был приближённый царя Малюта Скуратов. Опричнина продолжалась семь лет, но на века осталась в народной памяти, потому что опричники принесли очень много горя русским людям. Опричникам было позволено всё. Оскорбить опричника означало оскорбить самого царя.
Слайд 8. -Кто такой купец?
- Почему герои «Песни...» расположены в заглавии в таком порядке: царь Иван Васильевич, молодой опричник и удалой купец Калашников? (Герои «Песни...»расположены в порядке иерархии: сначала царь, затем преданный ему опричник, а уж потом «простой» человек, купец.)
4. Чтение «Песни про... купца Калашникова» учителем
5. Слайд 9. Д/з: Прочитать поэму до конца, составить сравнительную характеристику по таблице(из текста):
Характеристика |
Кирибеевич |
Степан Калашников |
Происхождение и социальное положение |
|
|
Портрет |
|
|
Поступки |
|
|
Оценка от Ивана Грозного |
|
|
Оценка от Алены Димитровны |
|
|
По какой причине вступает в бой |
|
|
Смерть |
|
|
Д\з: читать до конца
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.