Песочная терапия началась с «Техники мир», разработанной Маргарет Ловенфельд, специалиста Лондонского института Детской психологии в 20-х годах 20 века.
«Техника Мира» - это спонтанное расположение миниатюр во влажном и сухом песке для создания картины или мира.
Карл Густав ЮНГ
«Фантазия – мать всех возможностей, где подобно всем противоположностям внутренний и внешний миры соединяются вместе»
Юнг утверждал, что процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».
Через свои ощущения, через прикосновения рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности.
Песочная терапия – один из удивительных методов терапии – в контексте арттерапии представляет собой невербальную форму психотерапии.
Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что позволяет повысить уверенность в себе и открыть новые пути развития.
Sandplay – это метод направленный на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.
Основная цель – это достижение клиентом эффекта самоисцеления, которое происходит спонтанно через творческое самовыражение личного и коллективного бессознательного.
ЗАДАЧИ
1. Возвращение клиента в состояние играющего свободно творящего «ребенка» посредством глубокой возрастной регрессии.
2. Соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного и затем включение его в сознание.
3. Соприкосновение с архетипами коллективного бессознательного.
4. Проработка архетипических содержаний индивидуальной психики, выведение их из глубин бессознательного и интеграции в сознание.
Возможности Sandplay
различные формы нарушений поведения;
сложности во взаимоотношениях со взрослыми (родителями, воспитателями, учителями) и сверстниками;
психосоматические заболевания;
повышенная тревожность, страхи;
сложности, связанные с изменениями в семейной (развод, появление младшего ребенка, и т.д.) и в социальных ситуациях (детский сад, школа);
неврозы…
Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой.
Задачи песочной терапии ориентированы на то, чтобы помочь ребенку:
- выработать большую способность к самопринятию;- в большей степени полагаться на самого себя;- овладеть чувством контроля;- развить сензитивность к процессу преодоления трудностей;- развить самооценку и обрести веру в самого себя;
-пробудить доверие к миру.
Позиция психолога – это «активное присутствие», а не руководство процессом.
Игру с песком нельзя интерпретировать.
Психолог должен исполнять роль внимательного зрителя.
Создавать безопасную среду, атмосферу доверия и полного принятия.
Персона – это маска, которую исполняет человек.
Персона- это лицо, которое человек показывает миру, её цель производить впечатление на других и утаивать то, что человек хочет скрыть от посторонних глаз.
Персона формируется постепенно в процессе социализации.
САМОСТЬ
САМОСТЬ - это центральный архетип целостности, она охватывает психику в целом, включая сознание и бессознательное и одновременно служит центром, упорядочившим и регулирующим психическое.
Самость постоянно направляет развитие и созревание личности в соответствии с архетипическим замыслом.
Самость можно сравнить с божественным образом, который присутствует внутри человека.
Процесс реализации собственной уникальности человека называется индивидуацией. Она возможна при установлении сбалансированных отношений ЭГО и САМОСТИ.
Проблемы и решения
Первая композиция дает представление о том, как клиент видит себя и свою жизнь. В первых картинах есть признаки существующих проблем, способов защит и потенциала клиента, в них отражается соотношение комплексов Эго и Персоны. То, что находится в центре композиции, зачастую говорит о представлении клиента о самом себе.
Спуск в глубину
Композиции указывают на проникновение клиента в более глубокие уровни психики, появляется комплекс Тени. Часто картины выглядят хаотичными, поскольку на этой стадии человек входит в свой собственный «подземный» мир и соприкасается с неиспользовавшимися ранее необработанными энергиями.
На этой стадии клиенты становятся уязвимыми, поскольку соприкосновение с Тенью в себе вызывает чувства вины и стыда, переживание своей ущербности, однако интеграция Тени приводит к появлению новой энергии.
Центрация
На этой стадии манифестируется Самость. В композиции Самость может быть представлена разными способами, но обычно появляется в центральных образах, отражающих целостность, союз противоположностей, в Религиозных символах, таких как Христос, Будда, мандала и т. д.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.