ПетрI : тиран или реформатор
Оценка 4.9

ПетрI : тиран или реформатор

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
история
10 кл
13.12.2017
ПетрI : тиран или реформатор
Урок истории в 10 классе. Урок построен с применением технологии дебатов. Урок истории «ПетрI : тиран или реформатор» входит в раздел «Россия в XVIII столетии». Урок рассчитан на обучающихся средних учебных возможностей. Знания, полученные обучающимися при изучении этой темы, будут востребованы ими при дальнейшем изучении истории. Учебный материал и его научная достоверность соответствует программе.
Петр I - тиран или реформатор.docx
Самоанализ урока истории по теме «Петр I : тиран или реформатор»                                                                          учителя истории МБОУ «СОКШ№4» города Нефтеюганска Соломенниковой Марины Александровны.   Урок   истории   «ПетрI  :   тиран   или   реформатор»   входит   в     раздел   «Россия   в  XVIII   столетии».      Урок   рассчитан на обучающихся средних учебных     возможностей. Знания, полученные обучающимися   при   изучении   этой   темы,   будут   востребованы   ими   при   дальнейшем   изучении истории.  Учебный материал и его научная достоверность соответствует программе.  Тип урока: Урок повторения и обобщения. Цель урока:  Предметные: закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи. Метапредметные: формирование у учащихся умения анализировать документы, делать выводы,  ставить цели, выделять главное из материала урока. Личностные: формирование представления у учащихся  чувства патриотизма, уважительного  отношения к прошлому своей страны. Задачи:  рассмотреть реформы, проведенные Петром I.  проанализировать наиболее значимые преобразования.  составить информационную таблицу, характеризующую деятельность Петра I.  формирование  навыка ведения дебатов,  отстаивания  своей  точки зрения, аргументации своей позиции.                     Отбор методов  и  форм  обучения  был  произведён  в  соответствии       с  задачами  и содержанием урока, возрастными и учебными  возможностями обучающихся. Урок построен с применением технологии дебатов.  Основными   формами   организации   деятельности   обучающихся   являются   групповая, которая направлена на формирование коммуникативной компетентности обучающихся. Время, отведённое на все этапы урока, рационально распределено. Прослеживается связь между этапами. Первый этап урока (мотивация) нацеливает на включение детей в деятельность.  Способ введения нового знания осуществляется через самостоятельную работу в группах. Данный этап требует от учащихся умения приводить аргументы, доказывать свою точку зрения. Контроль   за   усвоением   новых   знаний,   умений   и   навыков   осуществляется   посредством составления итоговой обобщающей таблицы.  Одним из принципов моей работы является создание благоприятного психологического климата на уроке, что  способствует  успешности его проведения.  Для   создания   психологического   комфорта   на   уроке   придерживаюсь   следующих требований: ­ принимаю каждую идею ученика; ­ во время урока исключаю критику личности и деятельности ученика; ­ перехожу с позиции «я тебя учу» на позицию «мы с тобой учимся» и « мне интересно знать, что ты думаешь о…»; ­ понимаю, что учебный процесс тем эффективнее, чем меньше на уроке говорит и делает сам учитель и чем больше дает сказать и сделать своим ученикам. Кроме   того,   поддержанию   интереса   к   уроку   способствуют    методы   активизации инициативы   и   творческого   самовыражения   учащихся,   которые   позволяют   им   превратиться   в субъекты деятельности. Проведение такого  урока позволяет сформировать   ­ коммуникативные умения  работы в группах;  ­познавательный  интерес у обучающихся к истории своей страны. Усвоение материала по данной теме обеспечено. Цель урока достигнута. Петр I: тиран или реформатор. Цели урока: Предметные: закрепить знания, полученные в процессе изучения петровской эпохи. Метапредметные: формирование у учащихся умения анализировать документы, делать выводы,  ставить цели, выделять главное из материала урока. Личностные: формирование представления у учащихся  чувства патриотизма, уважительного  отношения к прошлому своей страны.  Задачи:  рассмотреть реформы, проведенные Петром I.  проанализировать наиболее значимые преобразования.  составить информационную таблицу, характеризующую деятельность Петра I. В классе  выделяются 2 группы противоположные по своему отношению к личности Петра.  Они должны , изучив документы, доказать свою точку зрения в отношении Петра I и его  преобразований и составить информационную таблицу. Два магистра  записывают доказательства о     деятельности Петра I в таблицу.  (доказательства записывают магистры на доске, либо показываются с помощью ИКТ). 1 команда — Защитники (считают императора Петра I великим реформатором). 2команда – Обвинители (считают, что император Петр I, прежде всего тиран). В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни. Но правдой он привлек сердца, Но нравы укротил наукой, И был от буйного стрельца Пред ним отличен Долгорукой. Самодержавною рукой Он смело сеял просвещенье, Не презирал страны родной: Он знал ее предназначенье. То академик, то герой, То мореплаватель, то плотник, Он всеобъемлющей душой На троне вечный был работник. Семейным сходством будь же горд; Во всем будь пращуру подобен: Как он, неутомим и тверд, И памятью, как он, незлобен.                                       (Пушкин  А.С. «Стансы») «Знаю, что меня считают тираном. Иностранцы говорят, что я повелеваю рабами. Это неправда: не знают всех обстоятельств. Я повелеваю подданными, повинующимися моим указом. Эти указы  содержат в себе пользу, а не вред государству. Надобно знать, как управлять народом. Английская вольность здесь не у места, как к стене горох. Честный и разумный человек, усмотревший что­либо вредное или придумавший что полезное,  может говорить мне прямо без боязни. Вы сами тому свидетели. Полезное я рад слышать и от последнего подданного. Доступ ко мне свободен, лишь бы не отнимали у меня времени бездельем. Недоброхоты мои и отечеству, конечно, мной не довольны. Невежество и упрямство всегда  ополчались на меня с той поры, как задумал я ввести полезные перемены и исправить грубые  нравы. Вот кто настоящие тираны, а не я. Я не усугубляю рабства, обуздывая царство упрямых, смягчая дубовые сердца, не  жестокосердствую, переодевая подданных в новое платье, заводя порядок в войске и в  гражданстве и приучая к людскости, не тиранствую, когда правосудие осуждает злодея на смерть. Пускай злость клевещет – совесть моя чиста. Бог мне судья! Неправые толки в свете разносит ветер» Еще современники Петра I прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования,  их характер и результаты. Для одних он был великим реформатором, превратившим Россию в  мощную европейскую державу. Другие считали его отступником православия, Антихристом,  насаждавшим матушке­Руси чуждые заморские порядки. Сегодня мы попытаемся смоделировать свой образ Петра I. И ответить на вопрос Кем  же был Пётр Великий? Начинаем первый раунд наших дебатов. В первой четверти XVIII в. в России были проведены реформы в области управления. Основной  смысл этих преобразований заключался в создании административной системы, проникнутой  идеей централизма и всецело подчиненной верховной власти. Россия стала абсолютной  монархией. Группы работают с документом. Выявляют основные характеристики политических  преобразований и аргументируют свою точку зрения по поводу этих преобразований. Документ 1.  Защитники Петра 1. В результате административного, государственного реформирования, проведенного Петром I,  Россия получила более четкую структуру государственного управления. На смену громоздкой  системы приказов пришли коллегии, которые подчинялись Сенату.  2.    Вместо Боярской Думы, не играющей существенной роли   был создан Правительствующий Сенат, обладающий законодательной, административной и судебной властью. 3.   Городская   реформа   была   проведена   для  улучшение   условий   развития   торговли   и промышленности. 4. 24 января 1722 г, был введен «Табель о рангах», который  вводил новую классификацию  служащего люда. Знатность рода сама по себе, без службы, ничего не значила. Противники 1. абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия. 2. неограниченной монархии. 3. Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем  создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.  Документ 2.  Защитники Петра 1.   Самым   примечательным   явлением   в   экономике   конца   XVII­начала   XVIII   века   стал значительный   рост   крупной   мануфактурной   промышленности.  Вместо   15­20   допетровских мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. 2. К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры. Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для производства обоев 3. К концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт.  Учреждение   Сената   было   важным   шагом   складывания   бюрократического   аппарата  Принятие   Императорского   титула   соответствовало   юридическому   оформлению 4.  При Петре I заметно шагнула вперед торговля (внутренняя и внешняя).  Развитию торговли и всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних таможенных пошлин. Обвинители  1. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации,  широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных,  купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного)  крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы. 2. Вводились многочисленные налоги, прямые и косвенные (изменения в податной системе,  государство вводило монополию на продажу некоторых товаров). Все это ухудшало положение  податного населения (крестьян, горожан, купцов и т.д.). 3.  С конца 1718 по 1724 г. в России была проведена перепись населения и учтено 5,4 млн. душ  мужского пола, облагаемых единой податью. Подушная подать была гораздо тяжелее прежних  подворных и поземельных податей и давала правительству гораздо большую, сравнительно со  сборами 17 века сумму денег. Раунд вопросов  ВОПРОСЫ КОМАНДЫ 1. 1. Введение Табеля о рангах не способствовало ли поиску талантливых людей, выходцев из  самых низов общества?  Доказательство 1.Так Петр "открыл" вездесущего Меншикова, высокоодаренного  дипломата Шафирова, родоначальника известной династии крупнейших русских  промышленников Никиту Демидова, своего бессменного кабинет­секретаря Алексея  Макарова и многих других, ставших преданными исполнителями его великих  предначертаний. При этом Петр не обращал никакого внимания на родословную – ему  нужен был способный, деловой и послушный соратник, понимавший его с полуслова. "За ним вослед неслись толпою Сии птенцы гнезда Петрова­ В пременах жребия земного, В трудах державства и войны Его товарищи, сыны: И Шереметев благородный, И Брюс, И Боур, И Репнин И счастья баловень безродный Полу державный властелин" 2. Не считаете ли вы, что в  результате экономических преобразований начали развиваться  новые регионы России, например Урал? ВОПРОСЫ КОМАНДЫ 2. 1. Разве реформы Петра I не привели к усилению крепостного права? Доказательство   1.  Указ   Петра   I   1721   года   разрешал   мануфактуристам   покупать   к   заводам деревни   с   крестьянами.   Указ   запрещал   продавать   заводских   крестьян   отдельно   от   завода. Мануфактуры с использованием принудительного труда были малопроизводительными. Доказательство 2. Податная реформа закрепостила «гулящих» людей и холопов. Доказательство   3.  На   ухудшение   своего   положения   народ   ответил   сопротивлением. Астраханское восстание, восстание К. Булавина, башкирские восстания. Доказательство 4.  Петр использовал массовые казни, пытки, ссылки, как средство наказание. Стрелецкого бунт 1698 года  был жестокую расправу над стрельцами, которую учинил государь. Казнили 799 стрельцов. Жизнь сохраняли лишь тем, кому было от 14 до 20 лет, да и то их кнутами избили. В последующие полгода были казнены 1182 стрельца, биты кнутом, клеймены и сосланы 601 человек. Следствие и казни продолжались еще почти десять лет, общее число казненных достигло 2000 человек. II аспект – культурный Документ 3. Обвинители  Аргумент   1.   Европеизация   России   проводилась   насильственными   методами.   Бритье   бород, введение одежды европейского образца. Тем , кто был не согласен угрожали штрафами, ссылкой, каторгой, конфискацией имущества. Аргумент 2. Петровская «европеизация» положила начало глубочайшему разрыву между образом жизни   народа   и   привилегированных   слоев.   Много   лет   спустя   это   обернулось   недоверием крестьянства к любому человеку из  «образованных», поскольку дворянин, одетый по европейски, говорящий на иностранном языке, казался крестьянину иноземцем. Защитники  Ответ 1. Не кажется ли вам, что изменения в культуре не сводятся только к бритью бород? Аргумент 1.  При Петре I Россия стала могущественной европейской державой. Он с большим вниманием относился к образованию и науке.  Вопрос 1. Как вы считаете, создание новых учебных заведений, учебников, музеев, гражданского шрифта разве не являются прогрессивными явлениями в культуре? Аргумент 2.  Петр  I  сам  изучив ряд наук, в совершенстве овладев «уметельными науками» — ремеслами, беспрестанно, как ни один государь в мире, разъезжавший по чужим странам, острее, чем кто­либо из его современников — русских людей конца XVII и начала XVIII в., чувствовал отсталость России. Невежество сочеталось в русской знати с нежеланием отходить от стародедовских обычаев как в большом, так и в мелочах. Русская знать не только боялась «наук» и «латинства», но не хотела сбросить с себя длинное и тяжелое старинное платье с рукавами до колен, остричь бороду и усы. Аргумент 2. С 1700 г. Петр ввел в России принятое в европейских странах летоисчисление «от рождения Христова» вместо летоисчисления «от сотворения мира», принятого в древней Руси. Новый год начинался теперь с 1 января, как во всем мире, а не с 1 сентября, как это было на Руси до реформы. В   1703   г.   сперва   в   Москве,   а   затем   в   Петербурге   стала   издаваться   первая   русская   газета «Ведомости», которую редактировал сам Петр. Неудобный старый церковно­славянский шрифт Петр   заменил   своего   же   изобретения   латинизированным   шрифтом,   которым,   с   небольшими изменениями, мы пользуемся сейчас. Обвинители  Видеоролик.  Вопрос 1. Не считаете ли вы что роль царя сменилась ролью палача. Вопрос 2. Введение крепостного права разве не отбросило Россию на 300 назад? Аргумент  (один из учащихся зачитывает слова  историка Н.М. Карамзина): «Любовь к Отечеству питается народными потребностями. Русская одежда, пища, борода не  мешали заведению школ. Предписывать чужим обычаям уставы – есть насилие и беззаконие.  Честью и достоинством россиян сделалось подражание. Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог  бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их  гражданских добродетелей» Информационная таблица Положительные результаты  Отрицательные результаты Название реформы Годы Суть преобразований Реформа  государственного  управления 1699­ 1721 гг. Областная  (губернская)  реформа 1708­ 1715 гг.  и   1719­ 1720 гг. Судебная реформа 1697  г.,  1719  г.,  1722  г. Создание Ближней  канцелярии (или Консилиума  министров) в 1699 г. Было  преобразовано в 1711 г. в  Правительствующий Сенат.  Создание 12 коллегий,  имеющих определенную  сферу деятельности и  полномочия. На первом этапе реформы  Петр 1 поделил Россию на 8  губерний. Они управлялись  губернаторами обладавшими  всей полнотой  административной и судебной власти. На втором этапе  реформы губернии были  поделены на 50 провинций,  управляемых воеводами, а  те делились на дистрикты,  руководимые земскими  комиссарами.  Петром 1 были образованы  новые судебные органы:  Сенат, Юстиц­коллегия,  гофгерихты, нижние суды.  Судебные функции также  исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были  отделены от администрации.  Был отменен суд  целовальников (аналог суда  присяжных), утрачен принцип  неприкосновенности  неосужденной личности. Военные реформы с 1699 г. Введение рекрутской  повинности, создание военно­ морского флота, учреждение  Военной коллегии, ведавшей  всеми военными делами.  Введение с помощью "Табели  о рангах" воинских званий,  единых для всей России.  Создание военно­ промышленных предприятий,  Бюрократизация  государственного  аппарата, рост  чиновничества. Органы местного  самоуправления почти  полностью потеряли  влияние. Большое количество  судебных органов и лиц, осуществлявших  судебную деятельность  (сам император,  губернаторы, воеводы и  др.) вносили в  судопроизводство  сумбур и неразбериху,  введение возможности  "выбивания" показаний  под пытками создали  почву для  злоупотреблений и  необъективности. Была введена  рекрутская повинность Система  государственного  управления стала  более совершенной.  Деятельность  большинства  государственных  органов стала  регламентированной,  коллегии имели четко  очерченную область  деятельности. Были  созданы  контролирующие  органы. Произошла  централизация власти.  Была установлена  состязательность  процесса и  необходимость того,  чтобы приговор  основывался на  конкретных  статьях  закона,  соответствующих  разбираемому случаю. Своими реформами  Петр 1 создал грозную  регулярную армию,  насчитывавшую к 1725  г. до 212 тыс. человек  и сильный военно­ морской флот. В армии были созданы  подразделения: полки,  бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество  воинских побед. Эти  реформы создали  плацдарм для  дальнейших успехов  русского оружия. Церковные реформы  Петра 1 привели к  почти полному  подчинению  духовенства светской  власти.  Помимо устранения  патриаршества многие  епископы и простые  священнослужители  подверглись гонениям.  Церковь уже не могла  проводить  самостоятельную  духовную политику и  отчасти потеряла  авторитет в обществе. Обнищание основной  массы населения,  большая часть доходов  разворовывалась Увеличение доходов  казны в несколько раз.. а также военных учебных  заведений. Введение  армейской дисциплины и  воинских уставов. После смерти патриарха  Адриана в 1700 г. был  фактически ликвидирован  институт патриаршества. В  1701 г. было реформировано  управление церковно­ монастырскими землями.  Петр 1 восстановил  Монастырский приказ,  контролировавший церковные доходы и суд над  монастырскими крестьянами.  В 1721 году принят Духовный регламент, фактически  лишивший церковь  самостоятельности. На смену  патриаршеству создан  Святейший Синод, члены  которого подчинялись Петру  1, которым и назначались.  Церковное имущество часто  отнималось и тратилось на  нужды императора. Введение множества новых (в  том числе косвенных)  налогов, монополизация  продажи дегтя, алкоголя,  соли и других товаров. Порча  (уменьшение веса) монеты .  Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати. Церковная  реформа 1700­ 1701г.; 17 21 г. Финансовые  реформы Почти  все  царствов ание  Петра 1 Вывод: Петр  I  – одна из самых значимых и великих личностей   в русской истории.  Но уже современники Петра  I прямо противоположно оценивали личность царя, его преобразования, их характер   и   результаты.   Для   одних   он   был   великим   реформатором,   превратившим   Россию   в мощную   европейскую   державу.  Исключительно   его   единоличной   волей   было   преобразовано огромное государство, по сути, произведена революция, затронувшая и основы политического устройства, и все сферы общественной жизни, и семейный уклад каждого отдельного жителя России.   Реформы,   проведенные   Петром,   были   столь   значительны,   что   их   последствия   были ощутимы еще и столетия спустя. Мнения о реформах Петра I чрезвычайно расходились уже при его жизни. Соратники Петра I  держались мнения, которое впоследствии очень чётко и ярко сформулировал М.В. Ломоносов:  «Он  Бог твой, Бог твой был, Россия!». Народная масса напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Пётр I был  антихристом. Но в одном, и те и другие, сходились во мнении:  Пётр I совершил радикальный переворот и создал новую Россию. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Документ 1. В 1708 – 1710 гг. была проведена областная реформа. Страна была поделена на  губернии во главе с губернатором в руках которого находилась вся полнота административно­ полицейской и судебной власти. Губернаторы также ведали сыском беглых крестьян, производили рекрутские наборы, обеспечивали провиантом рекрутские полки, ведали сбором налогов.  Губернская реформа нанесла удар по приказной системе. Многие приказы прекратили свое  существование, их обязанности перешли к губернской администрации. Указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган ­ Правительствующий  сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения.  Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило:  отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и  другими отраслями хозяйства. Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и  законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для  законодательного разрешения монархом.  Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма.  Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед  монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от  должности, денежными штрафами. По указу 14 декабря 1717г. было создано 9 коллегий: Военная, Берг, Ревизион, Иностранных дел,  Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс­контор, Мануфактур. Всего к концу первой четверти  ХVП в. существовало 13 коллегий, которые стали центральными государственными  учреждениями, формируемыми по функциональному принципу.  Всю пирамиду государственной власти венчал император. После подписания ништадского мира со Швецией. Россия стала империей. 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало  юридическому оформлению неограниченной монархии. Император обладал всей полнотой власти  в государстве.  Монарх рассматривался как верховный носитель законодательной и исполнительной власти. Реформы местного управления проводились с целью укрепления власти дворянства путем  создания на местах бюрократических учреждений с наделением их широкими полномочиями.  На первом этапе произошли незначительные изменения в системе местного управления: с  созданием Бурмистерской палаты (1699г.) из ведения воевод было изъято посадское население;  1702­1705гг. ­ местные дворяне привлечены к воеводскому управлению. Указом от 18 декабря  1708г. вводится новое административно­территориальное деление, по которому необходимо  "учинить 8 губерний и к ним расписать города".  Во главе губерний стояли губернаторы, генерал­губернаторы, которые объединяли в своих руках  административную, военную и судебную власть. Губернаторы назначались царскими указами  только из числа близких к Петру I дворян.  Губерния делилась на провинции (во главе – обер­комендант), провинции ­ на уезды (во главе ­  комендант). Коменданты были подчинены обер­коменданту, комендант – губернатору, последний  Сенату. В 1699г. была проведена городская реформа. Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с  подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово­промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Цель реформы ­ улучшение условий  развития торговли и промышленности.  Государственная служба регулировалась введенной в 1722 г. “Табелью о рангах”. Новый закон  разделил службу на гражданскую и военную. В нем было определено 14 рангов, которые служащие должны были проходить со ступеньки на ступеньку. Вместо отмененного в 1682 г. местничества  вводился принцип служебной выслуги. “Табель о рангах” давала возможность не дворянам,  получать потомственное дворянство. Всякий получивший чин 8­го класса становился  потомственным дворянином. Чины с 14­го по 9­ый тоже давали дворянство, но только личное. Все дворяне, новой и старой формации, получали земли и крестьян. В Петровскую эпоху сотни тысяч  крестьян из числа государственных и дворцовых перешли в частное владение. Документ 2.  В сфере экономики господствовала концепция меркантилизма – поощрение развития внутренней  торговли и промышленности при активном внешнеторговом балансе. Поощрение “полезных и  нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров. Развитие промышленности диктовалось  исключительно нуждами ведения войны и было особой заботой Петра. Война со Швецией особенно остро поставила вопрос о развитии мануфактурного производства.  Развитие металлургического производства стало жизненной потребностью страны. Правительство  предпринимало лихорадочные меры по строительству заводов. Вместо 15­20 допетровских  мануфактур за первую четверть XVIII в было создано около 200 предприятий. Главный  металлургический центр переместился на Урал. Железоделательные и медеплавильные заводы  обеспечивали заказы армии и флота. Появились Невьянский и Тобольский заводы Н. Демидова, в Петербурге ­ Сестрорецкий завод  выпускал оружие, якоря, гвозди. За период с 1700 г. по 1725 г. выплавка чугуна увеличилась со  150 до 800 тыс. пудов в год. В столице выросли Арсенал и Адмиралтейская верфь, со стапелей  которой при жизни Петра сошло 59 крупных и свыше 200 мелких судов. В Нерчинске в 1704 г.  был построен первый сереброплавильный завод. Активно строились предприятия легкой промышленности. В Москве и других районах центра  России росли суконные, парусно­полотняные, кожевенные мануфактуры, снабжавшие армию  обмундированием, а флот – парусиной. К1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, канатные и пороховые мануфактуры.  Впервые были построены бумажные, цементные, сахарный заводы и даже шпалерная фабрика для  производства обоев. Об успехах русской металлургии в Петровскую эпоху свидетельствует и тот  факт, что к концу Петровского правления экспорт русских товаров вдвое превышал импорт. При  этом высокие таможенные тарифы (до 40% в иностранной валюте) надежно ограждали внутренний рынок. Рост промышленного производства сопровождался усилением феодальной эксплуатации,  широким применением принудительного труда на мануфактурах: использование крепостных,  купленных (посессионных) крестьян, а также труд государственного (черносошного)  крестьянства, которые приписывались к заводу как постоянный источник рабочей силы. Но далеко не все изделия, необходимые стране, могли изготовлять на мануфактурах. Огромную  роль продолжало играть ремесленное производство. Городские и сельские ремесленники  производили башмаки, полотна, сукна, кожи, седла и т. д. Появлялись новые виды ремесла. В  городах появились позументщики, табакерщики, каретники, шляпочники, парикмахеры. Реформы охватили и эту сферу производства. По указу 1722 г. мастера каждой ремесленной  специальности объединялись в цехи. В цехах избирали старшин, которые наблюдали за качеством  изделий и приемом в мастера. Устанавливался срок в 7 лет для учеников, после чего они  переводились на два года в подмастерья. В Москве насчитывалось 146 цехов. Создание цехов, с  одной стороны, отразило высокий уровень развития ремесла, а с другой, затрудняло его развитие,  выделяло ремесленников в особое сословие феодального общества. В области внутренней и внешней торговли в Петровские время большую роль играла  государственная монополия на заготовку и сбыт основных товаров (соль, лен, меха, сало, икра,  хлеб, вино, воск, щетина и др.), что значительно пополняло казну. Развитию торговли и  всероссийского рынка способствовало совершенствование путей сообщения, устройство каналов  на водных магистралях (Вышневолоцкий, Ладожский и др.), а также отмена в1754 г. внутренних  таможенных пошлин. Для сбора денег на содержание регулярной армии, указ Петра I от 26 ноября 1718 года  потребовал в течение года провести перепись населения мужского пола (собрать «сказки»), и  «расписать на сколько душ солдат рядовой с долей на него роты и полкового штаба положа  средний оклад». Перепись была закончена лишь к началу 1722 года, удалось насчитать около пяти миллионов «душ». В XVIII веке подушная подать составляла 50 % государственных доходов Документ 3. После возвращения из Великого посольства Пётр I повёл борьбу с внешними проявлениями  «устаревшего» образа жизни (наиболее известен запрет на бороды), но не менее обращал внимание на приобщение дворянства к образованию и светской европеизированной культуре. Стали  появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета, появляются переводы  многих книг на русский. Успех по службе Пётр поставил для дворян в зависимость от  образования. Пётр ясно сознавал необходимость просвещения, и предпринял с этой целью ряд решительных  мер. 14 января 1700 года в Москве была открыта школа математических и навигационных наук. В  1701—1721 были открыты артиллерийская, инженерная и медицинская школы в Москве,  инженерная школа и морская академия в Петербурге, горные школы при Олонецких и Уральских  заводах. В 1705 была открыта первая в России гимназия. Целям массового образования должны  были служить созданные указом 1714 года цифирные школы в провинциальных городах,  призванные «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии». Предполагалось создать  по две такие школы в каждой губернии, где обучение должно было быть бесплатным. Для  солдатских детей были открыты гарнизонные школы, для подготовки священников начиная с 1721 года создавалась сеть духовных школ. Указами Петра было введено обязательное обучение дворян и духовенства.  Петром были созданы новые типографии, в которых за 1700—1725 напечатано 1312 наименований книг (в два раза больше, чем за всю предыдущую историю русского книгопечатания).  В 1724 Пётр утвердил устав организуемой Академии наук (открылась в 1725 после его смерти). Особое значение имело строительство каменного Петербурга, в котором принимали участие  иностранные архитекторы и которое осуществлялось по разработанному царём плану. Петр приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал талантливых  молодых людей обучаться «художествам» за границу. Во второй четверти XVIII в. «петровские  пенсионеры» стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и  приобретённое мастерство.

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор

ПетрI : тиран или реформатор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2017