Писатели самарского края
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Самарский государственный социально-педагогический университет»
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
(1852-1906)
Выполнил:
студент 3 курса заочной формы обучения
(направление подготовки44.03.05. Педагогическое образованиепрофили «Русский язык» и «Литература»)
Николаева Алина Геннадьевна
Самара 2019
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
«Гундоровский барин», русский писатель,
инженер.
Николай Георгиевич Гарин-Михайловский
родился 8 февраля 1852 года
в Санкт-Петербурге в старинной дворянской
семье.
Окончил в 1878 году институт со званием
«Гражданский инженер путей сообщения, с правом производства строительных работ».
Михайловский занимался созданием тоннелей, мостов, прокладыванием железных дорог, принимал участие в строительстве Великой Сибирской железной дороги. «Специалисты уверяют, - писал А.И. Куприн, - что лучшего изыскателя и инициатора – более находчивого, изобретательного и остроумного – трудно себе представить».
На его пути немало проведённых в жизнь новаторских проектов. Николай Георгиевич творил со страстью, вкладывая душу в задуманное дело. По словам К.И. Чуковского, он как бы перенёс экономику «из области ума в область сердца».
В 1880 году Михайловский с семьёй приезжает в Самарскую губернию, где приобретает имение возле деревни Гундоровки. В Гундоровке он нашёл богатейший жизненный материал, на котором сформировался как писатель.
«Главная цель – улучшение благосостояния крестьян», - так писал Гарин-Михайловский, раскрывая смысл своего переселения в деревню. На практике свою задачу в деревне Гарин-Михайловский видел в просвещении крестьян, в обучении их научно обоснованным методам ведения хозяйства и передовым по тому времени приёмам полеводства, во внедрении на гундоровских полях новых доходных технических культур (подсолнечник, чечевица и мак), в облегчении жизни крестьян путём повышения оплаты их труда, а также материальных воспомоществований из своего бюджета.
Обладая глубокими знаниями в инженерном деле, он применил в сельском хозяйстве много новой техники, привёз из Германии усовершенствованные плуги, построил водяную молотилку, маслобойку, постоянно заботился об улучшении пород животных.
В сочетании высокого строя души с деловитостью и хозяйственной практикой заключалась особенность творческой личности Николая Георгиевича.
«Он был по натуре поэт, это чувствовалось каждый раз, когда он говорил о том, что любит, во что верит. Но он был поэтом труда, человеком с определённым уклоном к практике, к делу», - вспоминал A.M. Горький.
Работа изыскателя всё время толкала Гарина-Михайловского в гущу народной жизни. «Я в угаре всевозможных дел, - пишет он жене, - и не теряю ни одного мгновения....».
Н. Г. Гарин-Михайловский с женой
Надеждой (урождённой Чарыковой)
В чисто экономическом отношении дела в имении Михайловского шли превосходно, однако мужики с недоверием и ропотом встречали все нововведения доброго помещика, и ему постоянно приходилось преодолевать сопротивление инертной массы, а с местными кулаками он вступил в открытый конфликт, результатом которого стала серия поджогов. Сперва Михайловский лишился мельницы и молотилки, а затем и всего урожая.
Причины неудач Михайловский увидел позднее и честно написал о них. В очерках «В сутолоке провинциальной жизни» Гарин писал о том, что, пытаясь восстановить общинные порядки, он поневоле посягал на права крестьян, на их человеческое достоинство, и, следовательно, в своей деятельности в деревне «с ног до головы был крепостником».
После личного знакомства с американским фермерским хозяйством (во время кругосветного путешествия 1898 года) взгляды Михайловского ещё более укрепились и в очередной раз были высказаны печатно: «Следует признать за крестьянами такое же право выбирать себе любой вид труда, каким пользуется и пишущий эти строки. В этом только залог успеха, залог прогресса. Всё остальное – застой, где нет места живой душе, где тина и горькое непросыпное пьянство всё того же раба, с той только разницей, что цепь прикована уже не к барину, а к земле. Но прикована всё тем же барином во имя красивых звуков, манящих к себе идеалиста-барина, совершенно не знающего и не желающего знать, а следовательно и не могущего постигнуть весь размер проистекающего от этого зла»[1].
Почти разорившись, он решил оставить деревню и вернуться к инженерной деятельности. Имение было поручено управляющему.
В дальнейшем Михайловский появлялся в Гундоровке лишь наездами и редко жил здесь подолгу, предпочитая сельской глуши губернский город Самару.
В мае 1886 года Михайловский поступил на службу на Самаро-Златоустовскую железную дорогу. Здесь ему сразу же доверили строительство участка в Уфимской губернии, с которого впоследствии началась великая Транссибирская магистраль.
Усадебный дом в Гундоровке
В одном из своих уфимских писем к жене Николай Георгиевич сообщал: «Про меня говорят, что я чудеса делаю, и смотрят на меня большущими глазами, а мне смешно. Так мало надо, чтобы всё это делать. Побольше добросовестности, энергии, предприимчивости, и эти с виду страшные горы расступятся и обнаружат свои тайные, никому не видимые ходы и проходы, пользуясь которыми можно удешевлять и сокращать значительно линию».
В 1890-х годах Гарин-Михайловский руководил прокладкой стальных магистралей в Сибири, на Дальнем Востоке и в Крыму.
В 1896 году он снова вернулся в Самару, чтобы возглавить строительство железнодорожной ветки от станции Кротовка до курорта Сергиевские минеральные воды, который тогда уже приобрёл всероссийскую популярность.
Как писатель Николай Георгиевич Михайловский выступал под псевдонимом Н. Гарин, образованным от имени сына – Георгий, или, как звали его в семье, Гаря.
На литературное поприще он выступил в 1892 году имевшей успех повестью «Детство Тёмы» и рассказом «Несколько лет в деревне».
Во многих письмах старшая дочь писателя Надежда Николаевна Субботина-Михайловская благодарно вспоминает Гундоровку, подчеркивая роль, которую сыграла жизнь в здешних местах в творчестве Гарина: «Гундоровка может гордиться: самое лучшее произведение – “Детство Тёмы” - было написано именно там в 1891 году. В конце 1890 г. мы вернулись с Урала, где была закончена Уфа-Златоустовская железная дорога. Семья осталась в Гундоровке, а отец уехал в Петербург искать работу. Но в январе 1891 г. мать серьёзно заболела, и отец приехал к ней в Гундоровку. К довершению беды зимой (из-за усиленной топки печей) сделался в доме пожар, и пришлось переселиться во флигель, где было три очень маленьких комнаты. Нас, троих детей, отец отправил к своему другу... в деревню за 80 вёрст. Воспользовавшись невольным отпуском и деревенской тишиной, он взялся за “Детство Тёмы”. Весной 1891 г. в Гундоровку приехал писатель Станюкович, который заинтересовался автором “Несколько лет в деревне” и захотел лично познакомиться. Когда отец прочёл ему ещё не совсем законченное “Детство Тёмы”, Станюкович пришел в восторг: “Вы настоящий писатель, и я введу вас в семью литераторов”...»
Гундровки уже не существует, нет и усадьбы, где жил писатель. Ныне о пребывании Гарина-Михайловского в Самарском крае напоминают лишь улица Гарина-Михайловского в селе Сергиевске, да некоторые экспонаты Сергиевского краеведческого музея. Их собирали по крупицам. Что-то
Самарская область - Самарская губерния. Гундоровка. Усадьба Н.Г.Гарин- Михайловского
предоставил Музей-усадьба А.Н. Толстого (Самара), остальное собрали сами жители района. Например, рояль, принадлежавший Гариным-Михайловским, подарила жительница Сергиевска. Её бабушка была в семье Михайловских няней, и, когда они уезжали, ей в знак благодарности подарили рояль – невиданную по тем временам роскошь. Потомки сохранили старинный инструмент.
В сентябре 1906 г. Михайловский обосновался в Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни», в котором сотрудничал вместе с А. В. Луначарским, В. В. Воровским, В. Д. Бонч-Бруевичем. Скоропостижно скончался 10 (27) декабря 1906 г. от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки».
Могила Гарина-Михайловского на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.
Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища. Надгробие создано в 1912 году (скульптор Л. В. Шервуд).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.